Программа элективного курса "Готовимся писать итоговое сочинение"
рабочая программа (11 класс) на тему
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов.
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).
Цель элективного курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Элективный курс «Готовимся к итоговому сочинению» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра филологии
Тема проекта: «Программа элективного курса
"Готовимся
к итоговому сочинению"»
Проект
слушателя курсов
«учителя русского языка и литературы»
ДОБРОВОЛЬСКОЙ ЮЛИИ РАЙМОНДОВНЫ
Научный руководитель –
к.ф.н. Бугаева Ирина Сергеевна
Симферополь - 2014
Пояснительная записка
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов. Оставшись один на один с темой сочинения, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, приобретённые на уроках русского языка, но и уровень компетентности зрелой личности выпускника средней школы. Очевидно, что написание сочинения требует от обучающегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Наша задача сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Таким образом, новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).
Цель элективного курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Элективный курс «Готовимся к итоговому сочинению» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 11 класса.
Cодержание курса
Тема 1 (1 час)
Анализ тем сочинений: понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема - проблема - тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.
Тема 2 (1 час)
Понятие об авторской позиции. Собственная авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д. Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. Формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что ..., трудно не согласиться с автором, что ..., я согласен с автором, что..., как и автор текста, я считаю, что... и т.д.
Тема 3 (1 час)
Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.
Тема 4 (1 час)
Способы выражения собственной авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию.
Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравнительными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).
Тема 5 (1 час)
Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение автор - герой.
Тема 6 (1 час)
Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.
Тема 7 (1 час)
Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.
Тема 8 (1 час)
Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) - где - когда - что делает.
Тема 9 (1 час)
Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.
Тема 10 (1 час)
Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.
Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица ведь).
Тема 11 (1 час)
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.
Тема 12 – 13 (2 часа)
Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.
Тема 14 – 15 (2 часа)
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании итогового сочинения по русскому языку (обобщение). Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.
Тема 16. (1 час)
Обобщение изученного по темам.
Тема 17. (1 час)
Итоговая контрольная работа
Знания, умения, навыки
После прохождения программы обучающиеся должны знать:
- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
- специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения;
- как определять проблему своего высказывания и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения).
После прохождения программы обучающиеся должны уметь:
- раскрыть тему сочинения, аргументируя свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, обращаясь к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, обращаться к тексту того или иного литературного произведения или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения;
- показать знание текста художественного произведения, апеллируя к тексту в своих суждениях (интерпретировать, цитировать, комментировать, пересказывать, анализировать) текст художественного произведения, или обнаруживать знания фактов истории и культуры (интерпретируя, анализируя, комментируя их), избегая фактических ошибок и неточностей;
- применять термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;
- критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение;
- самостоятельно написать сочинение, которое характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Формы проведения | Кол-во часов |
1 | Анализ предложенных тем: понятие о проблеме. | Практическое занятие | 1 |
2 | Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. | Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию разными способами. | 1 |
3 | Способы выявления проблемы | Практическое занятие | 1 |
4 | Способы выражения темы сочинения, авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты. | Практическое занятие | 1 |
5 | Обобщение знаний о стилях речи. | Лекция с элементами беседы | 1 |
6 | Обобщение знаний о типах речи. | Лекция с элементами беседы | 1 |
7 | Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. | Практическое занятие | 1 |
8 | Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. | Письменная работа - формулировка проблемы и авторской позиции художественного текста | 1 |
9 | Понятие о комментарии. | Практическое занятие | 1 |
10 | Понятие об аргументе. | Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису. | 1 |
11 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. | Практическое занятие | 1 |
12-13 | Грамматические и речевые нормы русского языка | Практическое занятие | 2 |
14-15 | Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части | Практическое занятие | 2 |
16 | Обобщение изученного | Практикум | 1 |
17 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
Всего: | 17 |
Список литературы
- Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.- 384 с.
- Ковалев, В.П. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. - К.: Рад. шк., 1985. - 136 с.
- Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М: Просвещение, 1980. - 94 с.
- Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - СПб: Новое издательство, 2006 . - 84 с.
- Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.
- Львова, С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2000.
- Сборника дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - М: Образование, 2007.
- Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5 - 9 классы. - М: Издательство «Первое сентября», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе
Рекомендации, как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе...
Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе
Нашла на просторах Интернета, вам помогут эти советы в подготовке к итоговому сочинению...
Рабочая программа курса по выбору «Учимся писать итоговое сочинение»
Рабочая программа курса по выбору«Учимся писать итоговое сочинение»...
Как писать итоговое сочинение
Памятка для учащихся 11 класса при подготовке к выпускному сочинению по литературе....
Презентация "Как писать итоговое сочинение"
Подготовка к написанию итогового сочинения....
Примерный список литературы для тех, кто будет писать итоговое сочинение.
Примерный список литературы для тех, кто будет писать итоговое сочинение....
Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020. Рекомендации.
Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020. Общие рекомендации для написания итогового сочинения....