Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом». 5 класс
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Селюкова Лариса Николаевна
Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом». 5 класс Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством русского художника А. А. Пластова; 2. Приобщить учащихся к искусству: живописи, литературе; 3. Развивать связную речь учащихся, учить составлять описание внешности человека, природы; 4. Активизировать лексику учащихся по данной теме. Тип: развития речи. ФОПД: коллективные. Методы: практические. Оборудование: репродукции картин А. А. Пластова, слайды к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5_urok_po_kartine_plastova.zip601.01 КБ

Предварительный просмотр:

Селюкова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края

Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом». 5 класс

Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством русского художника

                А. А. Пластова;

               2. Приобщить учащихся к искусству: живописи, литературе;

               3. Развивать связную речь учащихся, учить составлять описание внешности человека, природы;

               4. Активизировать лексику учащихся по данной теме.

Тип: развития речи.

ФОПД: коллективные.

Методы: практические.

Оборудование:   репродукции картин А. А. Пластова, слайды  к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова и по одной его картине напишем сочинение.

А. А. Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха  Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен в русскую природу, в деревенскую жизнь.

    А. А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел».

   В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.

   Одна из самых известных картин А. А. Пластова называется ««Летом». Она была написана на Родине художника.

   Лето – самое любимое время года этого человека.

- Любите ли вы лето?

- Ходите ли вы в лес?

- Собираете ли вы в лесу грибы и ягоды?

3. Чтение поэтических произведений о лете.

Е. Баратынский «Люблю деревню я и лето…»

Люблю деревню я и лето:

И говор вод, и тень дубров

И благовоние цветов;

Какой душе не мило это?

Быть так, прощаю комаров!

Но признаюсь – пустыни житель,

Покой пустынный в ней любя,

Комар двуногий, гость – мучитель,

Нет, не прощаю я тебя!

Ф. И. Тютчев «Сияет солнце, воды блещут…»

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

4. Работа над картиной А. А. Пластова «Летом».

Ученикам предлагается обратить внимание на картину А. А. Пластова «Летом».

- Что изображено на картине? (Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая).

- Что растет на поляне? (На поляне растут две березы.  Луг осыпан цветами.  Цветут голубенькие колокольчики и белые ромашки).

- Кто изображен на картине? (На картине изображены мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой).

- Почему, по-вашему, художник так ярко изобразил руки этой женщины? (Руки у женщины загорелые, мозолистые, натруженные. Вероятно, женщина очень много работает в поле и по дому. Художник хотел нам показать женщину-труженицу).

- Во что одета женщина? (Женщина  в синем платье, синем  платке, в фартук.)

- Давайте опишем девочку. Как она выглядит ? (Девочка сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягоды с веточки, и бросает их в кружку. Ноги она вытянула, т. к. устала от долгого хождения по лесу. На девочке одето белое платье и красный платок. Ноги у нее босые.)

- Что можете сказать о лице девочке ? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены. Темные волосы выбиваются из-под косынки и спадают на грудь.)

- Кого еще мы видим на картине ? (Собаку. Она лежит рядом с девочкой. У нее густая светло-коричневая шерсть. Ей очень жарко.)

- Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный).

Картина обладает притягательной силой. Чем она притягательна? (С помощью красок художник сумел изобразить разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень.

Вся картина как бы наполнена дыханием летнего дня, запахом луговых трав)

5. Лексическая работа.

1) Определим, как образованы эти слова?

Пейзажист, портретист.

2) Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый-изумрудный; яркий-ослепительный: (зеленая полянка, изумрудная трава, яркие краски, ослепительный луг.)

3) Вставим пропущенные буквы:

Залитая  солнц… поляна,   на опушке лес…,  толст… стволы двух берёз, тень под раскидист… кроной деревьев,  знойн… (жарк….)  полдень, устал…  грибники,  наполнена дыханием летн…  дня, запахи трав, в тени деревьев,  грибники, отдыхающие на траве

6. Работа над составлением плана к сочинению.

1.Солнечный день.

2.Лесная полянка.

3.Девочка с ягодами.

4. Спящая мама.

5. Усталая собачка.

6.Чем привлекательна картина.

7. Чтение образцовых сочинений и их обсуждение.

1) На картине «Летом» художник изобразил маму с дочкой, корзины с грибами и ягодами и собачку.

   Однажды мама с дочкой пошли в лес за грибами взяли с собой собаку Жучку. Грибов было видимо-невидимо. Ходили они, ходили и очень устали. Мама с дочкой присели у высокой березы. Затем мама прилегла на травку и уснула. Жучка устроилась около девочки. А девочка не спит, она аккуратно собирает ягоды с веточки в кружку. В их корзинках так и блестят грибы: опята, маслята, подберезовики, подберезовики. Погода теплая, дует ветерок. Ярко светит солнышко, дует теплый ветерок. Поют птицы, пчелы опыляют цветы. Хороший денек выдался для сбора грибов и ягод!

   Мне понравилась эта картина, потому что я очень люблю лето, и мне нравится ходить за грибами.

 2)Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне.
  На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака.

На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Лицо девочки загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза ее опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.

  На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.

 На траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.

   Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление, что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве и цветам.  Все это живет на картине Пластова.”

 - Что нового вы узнали из этих сочинений и что бы добавили нового к услышанному?

8. Письменная работа.

9. Организационное завершение урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»

Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...

Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом"

Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом".Презентация к  уроку РР в 5 классе....

"Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом"

Урок развития речи "Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом" (5класс)...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом"

Развернутый конспект урока (развитие речи) по подготовке к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом" по русскому языку (программа Ладыженской). 5 класс....

Перезентация к уроку сочинения - описания по картине А.А. Пластова "Летом"

Обучающая презентация к уроку сочинения - описания по картине для 5 класса.Создана на основе литературных источников:Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методи...

Конспект урока русского языка в 5 классе: "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"

Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"...