Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом». 5 класс
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_urok_po_kartine_plastova.zip | 601.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Селюкова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края
Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом». 5 класс
Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством русского художника
А. А. Пластова;
2. Приобщить учащихся к искусству: живописи, литературе;
3. Развивать связную речь учащихся, учить составлять описание внешности человека, природы;
4. Активизировать лексику учащихся по данной теме.
Тип: развития речи.
ФОПД: коллективные.
Методы: практические.
Оборудование: репродукции картин А. А. Пластова, слайды к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова и по одной его картине напишем сочинение.
А. А. Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен в русскую природу, в деревенскую жизнь.
А. А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел».
В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.
Одна из самых известных картин А. А. Пластова называется ««Летом». Она была написана на Родине художника.
Лето – самое любимое время года этого человека.
- Любите ли вы лето?
- Ходите ли вы в лес?
- Собираете ли вы в лесу грибы и ягоды?
3. Чтение поэтических произведений о лете.
Е. Баратынский «Люблю деревню я и лето…»
Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?
Быть так, прощаю комаров!
Но признаюсь – пустыни житель,
Покой пустынный в ней любя,
Комар двуногий, гость – мучитель,
Нет, не прощаю я тебя!
Ф. И. Тютчев «Сияет солнце, воды блещут…»
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен.
4. Работа над картиной А. А. Пластова «Летом».
Ученикам предлагается обратить внимание на картину А. А. Пластова «Летом».
- Что изображено на картине? (Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая).
- Что растет на поляне? (На поляне растут две березы. Луг осыпан цветами. Цветут голубенькие колокольчики и белые ромашки).
- Кто изображен на картине? (На картине изображены мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой).
- Почему, по-вашему, художник так ярко изобразил руки этой женщины? (Руки у женщины загорелые, мозолистые, натруженные. Вероятно, женщина очень много работает в поле и по дому. Художник хотел нам показать женщину-труженицу).
- Во что одета женщина? (Женщина в синем платье, синем платке, в фартук.)
- Давайте опишем девочку. Как она выглядит ? (Девочка сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягоды с веточки, и бросает их в кружку. Ноги она вытянула, т. к. устала от долгого хождения по лесу. На девочке одето белое платье и красный платок. Ноги у нее босые.)
- Что можете сказать о лице девочке ? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены. Темные волосы выбиваются из-под косынки и спадают на грудь.)
- Кого еще мы видим на картине ? (Собаку. Она лежит рядом с девочкой. У нее густая светло-коричневая шерсть. Ей очень жарко.)
- Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный).
Картина обладает притягательной силой. Чем она притягательна? (С помощью красок художник сумел изобразить разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень.
Вся картина как бы наполнена дыханием летнего дня, запахом луговых трав)
5. Лексическая работа.
1) Определим, как образованы эти слова?
Пейзажист, портретист.
2) Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый-изумрудный; яркий-ослепительный: (зеленая полянка, изумрудная трава, яркие краски, ослепительный луг.)
3) Вставим пропущенные буквы:
Залитая солнц… поляна, на опушке лес…, толст… стволы двух берёз, тень под раскидист… кроной деревьев, знойн… (жарк….) полдень, устал… грибники, наполнена дыханием летн… дня, запахи трав, в тени деревьев, грибники, отдыхающие на траве
6. Работа над составлением плана к сочинению.
1.Солнечный день.
2.Лесная полянка.
3.Девочка с ягодами.
4. Спящая мама.
5. Усталая собачка.
6.Чем привлекательна картина.
7. Чтение образцовых сочинений и их обсуждение.
1) На картине «Летом» художник изобразил маму с дочкой, корзины с грибами и ягодами и собачку.
Однажды мама с дочкой пошли в лес за грибами взяли с собой собаку Жучку. Грибов было видимо-невидимо. Ходили они, ходили и очень устали. Мама с дочкой присели у высокой березы. Затем мама прилегла на травку и уснула. Жучка устроилась около девочки. А девочка не спит, она аккуратно собирает ягоды с веточки в кружку. В их корзинках так и блестят грибы: опята, маслята, подберезовики, подберезовики. Погода теплая, дует ветерок. Ярко светит солнышко, дует теплый ветерок. Поют птицы, пчелы опыляют цветы. Хороший денек выдался для сбора грибов и ягод!
Мне понравилась эта картина, потому что я очень люблю лето, и мне нравится ходить за грибами.
2)Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне.
На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака.
На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Лицо девочки загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза ее опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.
На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.
На траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление, что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве и цветам. Все это живет на картине Пластова.”
- Что нового вы узнали из этих сочинений и что бы добавили нового к услышанному?
8. Письменная работа.
9. Организационное завершение урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»
Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...
Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом"
Тема: Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом".Презентация к уроку РР в 5 классе....
"Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом"
Урок развития речи "Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом" (5класс)...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом"
Развернутый конспект урока (развитие речи) по подготовке к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом" по русскому языку (программа Ладыженской). 5 класс....
Перезентация к уроку сочинения - описания по картине А.А. Пластова "Летом"
Обучающая презентация к уроку сочинения - описания по картине для 5 класса.Создана на основе литературных источников:Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методи...
СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
сочинение по картине...
Конспект урока русского языка в 5 классе: "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"
Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"...