"Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Филипцова Татьяна Анатольевна

Урок развития речи "Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом" (5класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»

Урок развития речи в 5 классе

«Сочинение-описание

 по картине А.А.Пластова «Летом»

                                                                                 Филипцова Татьяна Анатольевна,

                                                                                         учитель русского языка и литературы,

                                                                      МОУ СОШ №1 п. Пангоды

                                                                      Надымского района ЯНАО

2014 год

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

 Пластов Аркадий Александрович (1893 г.-1972 г.) - советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Родился в январе 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца.

Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончанию трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадий стал учеником Симбирского духовного училища. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной 1908 года на будущего художника неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. С этого момента мальчик твердо решил: "Быть только живописцем и никем более".

Дальнейшее постижение художественного мастерства Пластов продолжил в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова).

После Октябрьской революции Пластов вернулся в родное село. Здесь он решил создать цикл картин, рассказывающих о крестьянском "житье-бытье". Пожар, случившийся в 1931 году, уничтожил дом и все имущество художника. Сгорели все его этюды и эскизы. Этот момент стал поворотным в жизни Аркадия Александровича. Он решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи.

На творчество Пластова большое влияние оказали работы художников передвижников и мастеров Союза русских художников. Живописец продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 - начала 20 веков.

В 1935 году к художнику пришла известность. На состоявшейся в Москве выставке впервые экспонировались картины Пластова: "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня". С этого момента он становится постоянным участником всех крупных художественных выставок.

Основной темой творчества Пластова становятся жизнь и труд на земле. Его полотна пропитаны глубоким чувством природы, знанием быта русской деревни ("Купание коней", 1938). С большой теплотой и любовью он изображает простых сельских жителей (цикл картин "Люди колхозной деревни", 1951-65), проникновенно прославляет нелегкий труд крестьянина ("Сенокос", "Жатва" , 1945, Третьяковская галерея, "Ужин трактористов", 1951).

Во время Великой Отечественной войны художник создает целую серию картин. Пластов в своих произведениях достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств. Среди этой серии выделяется работа "Фашист пролетел" (1942) - одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны.

В 1953 - 1954 гг. Пластов создает прекрасные картины Юность и Весна. Восхищенные современники второе полотно назвали "Северной Венерой".

Русской женщине, красоте материнства посвящает художник ряд своих произведений шестидесятых годов: "Солнышко" (1964-1966), "Из прошлого" (1969), "Мама" (1964).

Пластов оставил заметный след в области иллюстрации. Хорошо известны работы художника к произведениям художественной литературы: рассказам Чехова, поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос", рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер".

За свою творческую деятельность Пластов Аркадий Александрович награжден двумя орденами Ленина, а также медалями. В Прислонихе - родном селе художника, открыт музей, посвященный его творчеству.

Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов А. А. 12 мая 1972 года.

II. Беседа по картине.

– Любите ли вы лето? (Да , очень!)

– Ходите ли вы в лес?

– Собираете ли в лесу грибы и ягоды?

– Что привлекает ваше внимание в картине? (Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина и т.д.)

– Рассмотрим картину более внимательно. Кто изображен на картине? Опишите каждого более подробно. (На картине я вижу мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, она очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой.)

– Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у женщины загорелые, сильные, натруженные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.)

– Давайте опишем девочку. (Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка.)

– Что можете сказать о лице девочки и ее наряде? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь.)

– Что можете сказать о собаке? (Собака дремлет, положив голову на лапы, ей очень жарко, она очень привязана к хозяевам.)

– Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? (Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы).

– Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

Учитель.  Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами. Они наполнены теплом и помогают автору передать радостное , хорошее настроение. Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и передают грустные мотивы.

– Какие же цвета использовал А.А. Пластов? (Теплые – т.к. художник хотел передать хорошее и радостное настроение.)

– Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники.)

Учитель.  В картине художник использует теплые и холодные тона, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.

– Сочетание даже контрастных цветов придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

III. Лексическая работа.

Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый – изумрудныйяркий – ослепительный(Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие краски, ослепительный луг/)

Можно записать целые предложения, которые составили учащиеся.

IV. Работа над составлением плана.

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) люди и собака;
б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.

3. Мое впечатление от картины

V. Устная работа по плану.

VI. Написание сочинения.

Учитель. Приведу в пример одно из таких сочинений:

  Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне, например, “Витя-подпасок”, “Первый снег”, “Летом” и другие.
 На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.
 На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.
 На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.
Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
 Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление , что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве, цветам и всему тому, чего так мало у нас на крайнем севере, а все это живет на картине Пластова.

Пластов Аркадий Александрович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"

Урок развития речи. Тема: Описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"....

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Сочинение-описание природы по картине Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».

Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию природы по картине владимирского худлжника Н. М. Баранова содержит презентацию  охудожнике, работу с репродукцией картины. составление плана....

Р.Р. Сочинение-описание действий по картине С.А. Григорьева "Вратарь"

в ходе беседы по вопросам к картине ребята учатся систематизировать собранный материал, обрабатывается лексика, связанная с темой урока; получают сведения о художнике; закрепление умений описания дейс...

Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»

Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»...

Презентация к сочинению-описанию изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»...


 

Комментарии

Максимова Татьяна Витальевна

Татьяна Анатольевна! Очень помог Ваш конспект при разработке урока по написанию сочинения. Спасибо!