"Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи "Сочинение-описание по картине А.А.Пластова "Летом" (5класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»
Урок развития речи в 5 классе
«Сочинение-описание
по картине А.А.Пластова «Летом»
Филипцова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №1 п. Пангоды
Надымского района ЯНАО
2014 год
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Пластов Аркадий Александрович (1893 г.-1972 г.) - советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Родился в январе 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца.
Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончанию трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадий стал учеником Симбирского духовного училища. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.
Весной 1908 года на будущего художника неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. С этого момента мальчик твердо решил: "Быть только живописцем и никем более".
Дальнейшее постижение художественного мастерства Пластов продолжил в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова).
После Октябрьской революции Пластов вернулся в родное село. Здесь он решил создать цикл картин, рассказывающих о крестьянском "житье-бытье". Пожар, случившийся в 1931 году, уничтожил дом и все имущество художника. Сгорели все его этюды и эскизы. Этот момент стал поворотным в жизни Аркадия Александровича. Он решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи.
На творчество Пластова большое влияние оказали работы художников передвижников и мастеров Союза русских художников. Живописец продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 - начала 20 веков.
В 1935 году к художнику пришла известность. На состоявшейся в Москве выставке впервые экспонировались картины Пластова: "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня". С этого момента он становится постоянным участником всех крупных художественных выставок.
Основной темой творчества Пластова становятся жизнь и труд на земле. Его полотна пропитаны глубоким чувством природы, знанием быта русской деревни ("Купание коней", 1938). С большой теплотой и любовью он изображает простых сельских жителей (цикл картин "Люди колхозной деревни", 1951-65), проникновенно прославляет нелегкий труд крестьянина ("Сенокос", "Жатва" , 1945, Третьяковская галерея, "Ужин трактористов", 1951).
Во время Великой Отечественной войны художник создает целую серию картин. Пластов в своих произведениях достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств. Среди этой серии выделяется работа "Фашист пролетел" (1942) - одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны.
В 1953 - 1954 гг. Пластов создает прекрасные картины Юность и Весна. Восхищенные современники второе полотно назвали "Северной Венерой".
Русской женщине, красоте материнства посвящает художник ряд своих произведений шестидесятых годов: "Солнышко" (1964-1966), "Из прошлого" (1969), "Мама" (1964).
Пластов оставил заметный след в области иллюстрации. Хорошо известны работы художника к произведениям художественной литературы: рассказам Чехова, поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос", рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер".
За свою творческую деятельность Пластов Аркадий Александрович награжден двумя орденами Ленина, а также медалями. В Прислонихе - родном селе художника, открыт музей, посвященный его творчеству.
Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов А. А. 12 мая 1972 года.
II. Беседа по картине.
– Любите ли вы лето? (Да , очень!)
– Ходите ли вы в лес?
– Собираете ли в лесу грибы и ягоды?
– Что привлекает ваше внимание в картине? (Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина и т.д.)
– Рассмотрим картину более внимательно. Кто изображен на картине? Опишите каждого более подробно. (На картине я вижу мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, она очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой.)
– Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у женщины загорелые, сильные, натруженные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.)
– Давайте опишем девочку. (Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка.)
– Что можете сказать о лице девочки и ее наряде? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь.)
– Что можете сказать о собаке? (Собака дремлет, положив голову на лапы, ей очень жарко, она очень привязана к хозяевам.)
– Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? (Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы).
– Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)
Учитель. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами. Они наполнены теплом и помогают автору передать радостное , хорошее настроение. Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и передают грустные мотивы.
– Какие же цвета использовал А.А. Пластов? (Теплые – т.к. художник хотел передать хорошее и радостное настроение.)
– Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники.)
Учитель. В картине художник использует теплые и холодные тона, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.
– Сочетание даже контрастных цветов придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.
III. Лексическая работа.
Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый – изумрудный, яркий – ослепительный. (Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие краски, ослепительный луг/)
Можно записать целые предложения, которые составили учащиеся.
IV. Работа над составлением плана.
1. Слово о художнике.
2. Описание картины:
а) люди и собака;
б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.
3. Мое впечатление от картины
V. Устная работа по плану.
VI. Написание сочинения.
Учитель. Приведу в пример одно из таких сочинений:
Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне, например, “Витя-подпасок”, “Первый снег”, “Летом” и другие.
На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.
На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.
На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.
Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление , что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве, цветам и всему тому, чего так мало у нас на крайнем севере, а все это живет на картине Пластова.
Пластов Аркадий Александрович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"
Урок развития речи. Тема: Описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"....
Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"
Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи. 2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...
Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.
Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...
Сочинение-описание природы по картине Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».
Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию природы по картине владимирского худлжника Н. М. Баранова содержит презентацию охудожнике, работу с репродукцией картины. составление плана....
Р.Р. Сочинение-описание действий по картине С.А. Григорьева "Вратарь"
в ходе беседы по вопросам к картине ребята учатся систематизировать собранный материал, обрабатывается лексика, связанная с темой урока; получают сведения о художнике; закрепление умений описания дейс...
Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»
Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»...
Презентация к сочинению-описанию изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»...
Комментарии
Татьяна Анатольевна! Очень
Татьяна Анатольевна! Очень помог Ваш конспект при разработке урока по написанию сочинения. Спасибо!