УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ustnoe_opisanie_kartiny_.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумячская средняя школа имени В.Ф. Алешина»
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА ТЕМУ
«УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
5 а класс
Учитель: Шашкова В.В.
2017-2018 год
Развитие речи школьников на уроках русского языка
5 класс
Тема: УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»
Задачи:
1. Познакомить с творчеством художника; учить детей описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.
2. Развивать умение наблюдать, составлять предложения.
3. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукции картины А.А. Пластова «Летом», портрет художника А.А. Пластова; стихотворения о лете; загадки о ягодах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Сурикова «Полдень»:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шевелит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
- - Какую картину вы представили?
- - О каком времени года рассказал поэт?
- - Сегодня мы познакомимся с картиной А. А. Пластова «Летом».
III. Рассказ о художнике
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий -широко известен в нашей стране и за рубежом как певец колхозной деревни и русской природы.
А. А. Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.
Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток», «В деревне» и др.
Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова.
Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.
В картине «Летом» (1954 г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.
IV. Беседа по картине
- Любите ли вы ходить в лес, собирать ягоды, грибы?
- Кто из вас был в лесу?
- Какие воспоминания у вас остались после лесной прогулки?
- Какие ягоды и грибы вы собирали?
- Отгадайте загадки:
В лес иду - пустым-пусто,
А из лесу - густым-густо.
(Корзина с ягодами.)
Что за кустик у дорожки -
Белые цветочки,
Растопырил, как ладошки,
Листики-листочки,
Прячет ягоды тайком
Под тройняшкой.
Под листком,
Так и гнется над поляной
Стебель с ягодкой румяной,
А пониже, рядом с ней,
Две другие покрупней...
(Земляника)
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки под листочки
Кто-то бусы бросил –
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен...
(Черника.)
Мох не мох, в лесу перинка.
На перинке не малинка,
И пригожа, и красна,
Разрумянилась со сна...
(Клюква.)
Красненька Матрешка,
Беленько сердечко.
(Малина.)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела.)
Ниток много-много.
А в клубок не смотает,
Одежды себе не шьет,
А ткань всегда ткет.
(Паук и паутина.)
Рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание? Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка иженщина. На поляне корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки ярко-красная косынка. На поляне зеленая свежая трава
Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?
- Опишите каждого героя картины более подробно. (На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой?)
- Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины?
- Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хотел показать, что эта женщина - труженица)
- Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)
- -Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо.)
- Что можно сказать о лице девочки? Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены, темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)
- Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине, - о собаке? Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха).
- Где расположились грибники? Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берез.
- Почему они выбрали это место? Грибники хотят скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть "поникшими лепестками, какие-то желтые цветы. Лесная полянка радует глаз человека и дарит много новых ощущений.
- Как художник показывает, что стоит солнечный день? Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - темно-зеленог.
- Как художник показывает, что стоит тихий день? Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.
- Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине. Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.
- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Все зависит от того, какую краску добавляет художник в зеленую: желтую или синюю. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, - значит, это теплый цвет.
- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь.)
Учитель дополняет ответы учащихся:
В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, но больше - тёплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство : радости.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Лето жужжит.
(Имитируют полет насекомых.)
Шевелятся усики и хоботки.
(Пальцы рук - к носу. Имитируют движение усиков и хоботков.)
Трогают, трогают, трогают, пробуют каждый цветок.
(Наклоны головы вперед-назад.)
Лето зеленой дорогою С медом спешит на леток.
(Имитируют полет насекомых.)
(Н. Ушаков.)
V. Словарно-стилистическая работа
Составление по теме картины словосочетаний или предложений со словами-синонимами.
- Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами зеленый -изумрудный; яркий - ослепительный.
- При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный?
- Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров: «Играют зайчики в изумрудной траве»; «зеленый стебель ромашки»: «художник изобразил летний день»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски».
Записываются другие предложения на тему картины, например: «Женщина очень устала и уснула на свежем воздухе. Девочка в ярком красном платочке притягивает наш взгляд».
VI. Составление плана сочинения по картине
Коллективно составляется и записывается на доске план описания картины:
1. Лето - веселая песня природы.
2. Описание картины:
а) люди, собака;
б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.
3. Мое впечатление от картины.
VII. Устные высказывания учащихся
Примерное устное сочинение:
На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними - собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываемся в ее лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы. Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у нее от жары висят, как два лопуха.
Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх. Рука у нее загорелая, сильная - сразу видно, что женщина много трудится.
В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре - крепкие боровики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощутить на губах ароматный сок лесной малины.
Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы виднеются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть на картину и вместе с ее героями побывать на этой солнечной поляке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве.
VIII. Рефлексия
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- О чем рассказал художник?
- Какие чувства у вас возникают при рассматривании картины А. А. Пластова «Летом»?
- За что вы любите лето?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам Русского языка и литературы: тесты, описание картины
Предложенный материал может быть интересен учителям русского языка и литературы, классным руководителям 7-8 классов. Тесты способствуют формированию познавательного интереса, учат внимател...
Конспект урока "Сочинение – описание картины А. А. Пластова «Летом»
Цель урока:учить обучающихся как можно более полно описыватьизображённое на картине; активизировать лексику по теме «Лето»;обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; ...
Урок развития речи русский язык (2 класс)
Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...
Урок развития речи. Русский язык 7 класс.
Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....
к урокам развития речи (русский язык и литература)
Сочинение по плану....
Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....
«…и мелькают города и страны…» Интегрированный урок географии и русского языка. Страны Южной Америки. Описание действий ( на географическом материале).
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Учитель сознательно формирует у учащихся интерес к получению знаний, что помогает освоить учебный материал и добиться нужных результа...