Конспект урока по русскому языку в 5 классе. РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Развернутый конспект урока (развитие речи) по подготовке к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом" по русскому языку (программа Ладыженской). 5 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Летом»
Цели:
- образовательные: подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова «Летом»;
- развивающие: обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника;
- воспитательные: способствовать формированию чувства любви и уважения к родной природе; а также интереса к русской живописи и внимательному отношению к выбору слов.
Оборудование: Репродукции картин А. А. Пластова: «Сенокос», «Ужин трактористов», «Летом» (презентация PowerPoint).
«Кто не любит родную природу - тот не знает народной души!» (Н. Рыленков)
Ход урока
- Организационный момент.
Сообщение темы и задач урока. Описание как тип речи.
- Словарная работа
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.
Описание — тип речи. Основная черта описания – одновременность действий, явлений, признаков. Описание имеет определённую композицию: общее впечатление, описание деталей, частей целого, отношение к тому, что описывал. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник.
Описание природы…Сегодня об этом мы и поговорим.
- Вступительное слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.
Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. Закончив училище живописи в Москве, Пластов возвращается в родную деревню. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
Аркадий Александрович с юности мечтал стать живописцем, поэтому сразу же после возвращения на родину он стал профессионально заниматься художественной деятельностью. Когда же художника постигло несчастье: сгорел дом, где погибли все созданные им картины, он не сложил рук и не бросил кисть. Он начал писать с удвоенной силой. За свою жизнь Пластов создал 10 000 полотен! Многие из них хранятся в самых известных музеях страны. Пластов-признанный мастер при жизни. Он награжден двумя орденами и множеством медалей. На родине все любили и ценили художника, поэтому после его смерти, 12 мая 1972года, стали отмечать дни памяти Пластова в Прислонихе и даже в Москве. А в Ульяновске в его честь названа улица и поставлен памятник.
Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки - присутствуют почти в каждом его полотне.
«Я люблю нашу жизнь...даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.
И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.
«Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.
Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.
Сюжеты Пластова просты. Он умело находит поэзию и символику в самых обычных сценах крестьянской жизни.
«Сенокос» создан в 1945 году, в первое мирное лето. Еще не вернулись мужчины с фронта – вот почему вышли в поле с косами в руках старики, подросток, молодая женщина. Это произведение получило Государственную премию. В многоцветье полевых трав, белизне берез, синеве дальнего леса-счастье мирного труда. Пластов говорил: «Когда я писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».
«В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.
Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. Картина «Летом» написана в 1954 году. Аркадий Александрович воспел в ней богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора грибов и ягод. В картине «Летом»
А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.
- Беседа по картине «Летом».
- Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды?
Посмотрите, как изобразил лето художник А.А. Пластов на картине «Летом». Что привлекло ваше внимание?
– Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники.)
- Что прежде всего привлекает внимание?
Яркая, солнечная опушка леса. Отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Сразу бросаются в глаза красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.
- Рассмотрим картину более внимательно. Кого изобразил художник? Опишите их.
Что вы можете
сказать о собаке?
Где расположились
грибники?
Почему они выбрали
это место?
Как художник
показывает, что
стоит солнечный
день?
Тихий день?
На картине мы видим грибников, расположившихся на отдых. Женщина в синем платье очень устала, собирая грибы и ягоды. Она прилегла на траву, закрыв лицо натруженной рукой, и уснула.
- Почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?
Руки у женщины загорелые, сильные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.
- Опишите девочку: её позу, что она делает, как одета.
Девочка сидит на траве, она босая, ножки её тоже устали бродить по лесу.
На ней белое платье и яркая красная косынка. Девочка рада отдыху, но руки её продолжают работать: она обрывает ягоды с сорванной ветки и кладёт их в кружку. Лицо у неё загорелое.
- Что в наряде девочки особенно бросается в глаза?
- Что можно сказать о лице девочки?
- Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине?
Собака верно служит хозяевам. Ей очень жарко. Она тоже не прочь отдохнуть в тени деревьев, положив голову на лапы.
- Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
Грибники расположились на красивой полянке среди сочной изумрудной травы, в которой пестреют скромные полевые цветы. Тень кудрявых белоствольных берёз прячет грибников от знойного солнца.
- Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?
Стоит знойный день. На солнце ослепительно блестит листва деревьев. Листья не шевелятся, полное безветрие. Летний воздух дышит ароматом трав. Пахнет спелой душистой малиной. Трава высокая, сочная. Хочется лежать в густой траве и смотреть на вершины берёз, на высокое чистое небо.
(Ослепительное солнце озаряет всю поляну окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета. Цветы, трава листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)
- Какие цвета использовал художник в своей картине? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый, желтый, белый, светло-коричневый, розовый, красный.)
- Какие краски преобладают в картине?
В картине «Летом» А. А. Пластов
использовал теплые и холодные цвета,
но больше - теплых. Богатство цветущей
природы художник передает праздничным
сочетанием красок. Он использует
контрастные, яркие, насыщенные цвета
(красная косынка и белое платье девочки,
синяя одежда спящей женщины, желтые,
голубые вспышки цветов на ярко-зеленом
фоне травы), которые придают картине
особую красоту, вызывают чувство радости.
- Слово учителя о цветовой гамме картины.
С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувство грусти, печали.
- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?
Понятие о переднем и заднем плане картины.
То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.
5. Сбор и систематизации материала по картине.
Щедрые дары природы.
Передний план слева.
- Лексическая работа
Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый – изумрудный, яркий – ослепительный. (Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие краски, ослепительный луг/)
Ослепительное солнце,
изумрудная трава,
яркие краски,
зелёная цветочная поляна,
глиняный кувшин,
фиолетовые и жёлтые хрупкие сыроежки,
оранжевые лисички,
белоствольные берёзы.
- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину. Природа, которая изображена на ней, нам очень близка и понятна. На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Эти цвета вызывают у нас радостное настроение.)
6. Сбор словесного материала и его оформление в таблице по образцу. (слайд)
План описания Рабочие материалы
Женщина Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон...
Девочка Яркий красный платок, он притягивает наш взгляд...
Собака Верный друг, устала бегать по лесу, в тени...
Природа Изумрудно-зеленая трава, стебель белой ромашки, яркий летний день, ослепительный луч солнца, солнечные зайчики... и т.д.
- Сбор словесного материала и его оформление в таблице по образцу.
Женщина | Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон,.. в синем платье и синем платке; |
Девочка | Контраст белого платья и яркого красного платка, оно притягивает наш взгляд,.. загорелая, на щеках румянец; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное. |
Собака | Верный друг, устала бегать по лесу, в тени,.. светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет. |
Кувшин | глиняный, красно-коричневый, с питьём. |
Корзина | плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами. |
Ведро | чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами. |
Трава | ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками. |
солнце | ослепительное |
сыроежки | фиолетовые и жёлтые хрупкие |
лисички | оранжевые |
Поляна | светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, полевые цветы. |
Берёзки | сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем. белоствольные |
Лес | тёмно-зеленый, встаёт стеной. |
Пень | светло-коричневый. |
Природа | Изумрудно-зеленая трава, стебель белой ромашки, яркий летний день, ослепительный луч солнца, солнечные зайчики,.. и т.д. |
- Задний план.
- Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.
- Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.
- Пень – светло-коричневый.
- Работа над составлением плана
1. Слово о художнике.
2. Описание картины:
а) люди и собака;
б) корзины, кувшин;
в) поляна.
3. Мое впечатление от картины.
- Обсуждение возможного начала описания:
На картине А.А.Пластова изображен знойный летний полдень…
и финала описания:
Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Использует контрастные, яркие, насыщенные цвета, которые придают картине особую красоту и жизнерадостность, создают светлое настроение.
Мы узнали много интересного и полезного из жизни замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова, а главное - познакомились с его полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины «Летом».
- Написание чернового варианта сочинения.
- Редактирование написанного текста.
- Написание чистового варианта сочинения.
- Подведение итогов работы
Сегодняшний урок не прошел для нас даром: мы узнали много интересного и полезного из жизни русского художника Аркадия Александровича Пластова, а главное - познакомились с его полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины «Летом».
Написание сочинения
Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.
На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.
На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.
Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление, что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Современный урок.Развитие речи в 7 классе. Тема.Подготовка к сочинению - описанию по картине А.И.Куинджи "Радуга"
Картина И.А.Куинджи "Радуга" относится к "мариупольскому" периоду творчества художника....
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
Конспект урока по русскому языку 6 класс «Исконно русские и заимствованные слова»
Конспект по теме "Исконно русские и заимствованные слова" для урока русского языка в 6 классе....