Конспект урока по русскому языку в 5 классе. РР Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Развернутый конспект урока (развитие речи) по подготовке к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова "Летом" по русскому языку (программа Ладыженской). 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку в 5 классе

РР Подготовка к сочинению-описанию  по картине А.А. Пластова «Летом»

Цели:

  • образовательные: подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова  «Летом»;
  • развивающие: обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника;
  • воспитательные: способствовать формированию чувства любви и уважения к родной природе; а также интереса к русской живописи и внимательному отношению к выбору слов.

Оборудование: Репродукции картин А. А. Пластова: «Сенокос», «Ужин трактористов», «Летом» (презентация PowerPoint).

«Кто не любит родную природу - тот не знает народной души!» (Н. Рыленков)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока. Описание как тип речи.

  1. Словарная работа

Пейзаж —  жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.

Описание — тип речи. Основная черта описания – одновременность действий, явлений, признаков. Описание имеет определённую композицию: общее впечатление, описание деталей, частей целого, отношение к тому, что описывал. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник.

Описание природы…Сегодня об этом мы и поговорим.

Если же перед вами рисунок, выполненный к какому-то эпизоду литературного про

  1. Вступительное слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.

Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. Закончив училище живописи в Москве, Пластов возвращается в родную деревню. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Аркадий Александрович с юности мечтал стать живописцем, поэтому сразу же после возвращения на родину он стал профессионально заниматься художественной деятельностью. Когда же художника постигло несчастье: сгорел дом, где погибли все созданные им картины, он не сложил рук и не бросил кисть. Он начал писать с удвоенной силой. За свою жизнь Пластов создал 10 000 полотен! Многие из них хранятся в самых известных музеях страны. Пластов-признанный мастер при жизни. Он награжден двумя орденами и множеством медалей. На родине все любили и ценили художника, поэтому после его смерти, 12 мая 1972года, стали отмечать дни памяти Пластова  в Прислонихе и даже в Москве. А в Ульяновске в его честь названа улица и поставлен памятник.

Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки - присутствуют почти в каждом его полотне.

 «Я люблю нашу жизнь...даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.

И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

 «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

Сюжеты Пластова просты. Он умело находит поэзию и символику в самых обычных сценах крестьянской жизни.

«Сенокос» создан в 1945 году, в первое мирное лето. Еще не вернулись мужчины с фронта – вот почему вышли в поле  с косами в руках старики, подросток, молодая женщина. Это произведение получило Государственную премию. В многоцветье полевых трав, белизне берез, синеве дальнего леса-счастье мирного труда. Пластов говорил: «Когда я писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».

«В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.

Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. Картина «Летом» написана в 1954 году. Аркадий Александрович воспел в ней богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора грибов и ягод. В картине «Летом»

А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

  1. Беседа по картине «Летом».

- Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды?

Посмотрите, как изобразил лето художник А.А. Пластов на картине «Летом». Что привлекло ваше внимание?

– Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники.)

- Что прежде всего привлекает внимание?

Яркая, солнечная опушка леса. Отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Сразу бросаются в глаза красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.

- Рассмотрим картину более внимательно. Кого изобразил художник? Опишите их.

Что вы можете

сказать о собаке?

Где расположились

грибники?

Почему они выбрали

это место?

Как художник

показывает, что

стоит солнечный

день?

Тихий день?

На картине мы видим грибников, расположившихся на отдых. Женщина в синем платье очень устала, собирая грибы и ягоды. Она прилегла на траву, закрыв лицо натруженной рукой, и уснула.

- Почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?

Руки у женщины загорелые, сильные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.

- Опишите девочку: её позу, что она делает, как одета.

Девочка сидит на траве, она босая, ножки её тоже устали бродить по лесу.

На ней белое платье и яркая красная косынка. Девочка рада отдыху, но руки её продолжают работать: она обрывает ягоды с сорванной ветки и кладёт их в кружку. Лицо у неё загорелое.

- Что в наряде девочки особенно бросается в глаза?

- Что можно сказать о лице девочки?

- Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине?

Собака верно служит хозяевам. Ей очень жарко. Она тоже не прочь отдохнуть в тени деревьев, положив голову на лапы.

- Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

Грибники расположились на красивой полянке среди сочной изумрудной травы, в которой пестреют скромные полевые цветы. Тень кудрявых белоствольных берёз прячет грибников от знойного солнца.

- Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?

Стоит знойный день. На солнце ослепительно блестит листва деревьев. Листья не шевелятся, полное безветрие. Летний воздух дышит ароматом трав. Пахнет спелой душистой малиной. Трава высокая, сочная. Хочется лежать в густой траве и смотреть на вершины берёз, на высокое чистое небо.

 (Ослепительное солнце озаряет всю поляну окрашивает её  в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета. Цветы, трава листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

- Какие цвета использовал художник в своей картине? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый, желтый, белый, светло-коричневый, розовый, красный.)

- Какие краски преобладают в картине?

В картине «Летом» А. А. Пластов

использовал теплые и холодные цвета,

но больше - теплых. Богатство цветущей

природы художник передает праздничным

сочетанием красок. Он использует

контрастные, яркие, насыщенные цвета

(красная косынка и белое платье девочки,

синяя одежда спящей женщины, желтые,

голубые вспышки цветов на ярко-зеленом

фоне травы), которые придают картине

особую красоту, вызывают чувство радости.

  1. Слово учителя о цветовой гамме картины.

С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувство грусти, печали.

- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?

Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

Щедрые дары природы.
Передний план слева.

  1. Лексическая работа

Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый – изумрудныйяркий – ослепительный(Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие краски, ослепительный луг/)

Ослепительное солнце,

 изумрудная трава,

яркие краски,

 зелёная цветочная поляна,

глиняный кувшин,

фиолетовые и жёлтые хрупкие сыроежки,

оранжевые лисички,

 белоствольные берёзы.

- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину. Природа, которая изображена на ней, нам очень близка и понятна. На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Эти цвета вызывают у нас радостное настроение.)

6. Сбор словесного материала и его оформление в таблице по образцу. (слайд)

План описания        Рабочие материалы

Женщина        Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон...

Девочка        Яркий красный платок, он притягивает наш взгляд...

Собака        Верный друг, устала бегать по лесу, в тени...

Природа        Изумрудно-зеленая трава, стебель белой ромашки, яркий летний день, ослепительный луч солнца, солнечные зайчики... и т.д.

  1. Сбор словесного материала и его оформление в таблице по образцу.

Женщина

Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон,.. в синем платье и синем платке;

Девочка

Контраст белого платья и яркого красного платка, оно притягивает наш взгляд,.. загорелая, на щеках румянец; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Собака

          Верный друг, устала бегать по лесу, в тени,.. светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Кувшин 

глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина 

плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро 

чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава

ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

солнце

ослепительное

сыроежки

фиолетовые и жёлтые хрупкие

лисички

оранжевые

Поляна

светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, полевые цветы.

Берёзки 

сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

белоствольные

Лес 

тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень

светло-коричневый.

Природа

Изумрудно-зеленая трава, стебель белой ромашки, яркий летний день, ослепительный луч солнца, солнечные зайчики,.. и т.д.

  1. Задний план.

  1. Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.
  2. Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.
  3. Пень – светло-коричневый.
  4. Работа над составлением плана

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) люди и собака;

б) корзины, кувшин;

в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

  1. Обсуждение возможного начала описания:

На картине А.А.Пластова изображен знойный летний полдень…

и финала описания:

Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Использует контрастные, яркие, насыщенные цвета, которые придают картине особую красоту и жизнерадостность, создают светлое настроение.

Мы узнали много интересного и полезного из жизни замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова, а главное - познакомились с его полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины «Летом».

  1. Написание чернового варианта сочинения.
  2. Редактирование написанного текста.
  3. Написание чистового варианта сочинения.
  4. Подведение итогов работы

Сегодняшний урок не прошел для нас даром: мы узнали много интересного и полезного из жизни русского художника Аркадия Александровича Пластова, а главное - познакомились с его полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины «Летом».

Написание сочинения

Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.
На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.
На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.
Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление, что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Современный урок.Развитие речи в 7 классе. Тема.Подготовка к сочинению - описанию по картине А.И.Куинджи "Радуга"

Картина И.А.Куинджи "Радуга" относится к "мариупольскому" периоду творчества художника....

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...

Конспект урока по русскому языку 6 класс «Исконно русские и заимствованные слова»

Конспект по теме "Исконно русские и заимствованные слова" для урока русского языка в 6 классе....