Урок-практикум в 7 кл. "Легко ли быть оратором?" (Обучение устному высказыванию в публицистическом стиле)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок посвящен подготовке учащихся к составлению устного высказывания на экологическую тему, используя средства публицистического воздействия на слушателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум в 7 кл. «Легко ли быть оратором?» (обучение устному высказыванию в публицистическом стиле)
На доске: Легко ли быть оратором? (Как подготовиться к устному выступлению)
Цели: 1) формировать экологическую культуру школьников;
2) закрепить знания о публицистическом стиле речи, полученные на предшествующих уроках развития речи;
3) подготовить уч-ся к составлению устного выступления на экологическую тему, используя средства публицистического воздействия на слушателя.
Педагогические задачи:
- Обучение: формирование знаний о взаимодействии природы и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения;
- Воспитание ценностных ориентиров экологического характера: стремления к активной практической деятельности, к личному участию в делах по охране окружающей среды.
- Развитие способностей к анализу экологических ситуаций.
Оборудование: компьютер, газетные и журнальные статьи, фотографии, подобранные ребятами
Ход урока
- Вступительное слово: это урок посвящается памяти Екатерины Ивановны Никитиной, профессора, заслуженного учителя школы РФ, автора широко известных школьных учебников «Русская речь», по которым до сих пор учатся миллионы школьников России. Почтим ее память минутой молчания.
- Объявление темы и цели урока.
- Тема сегодняшнего урока развития речи – Легко ли быть оратором? А кого мы называем оратором? (Того, кто выступает с речью).
- А как вы думаете, выступать с речью легко? Это нам и предстоит узнать. На уроке мы должны познакомиться с основными правилами построения устного выступления, подготовиться к самостоятельному составлению речи на заданную тему. А тема выступления будет экологическая.
- Беседа с учащимися.
- Сегодня урок русского языка мы посвятим экологическим проблемам.
-Скажите, а что такое экология? Я думаю, вы это хорошо знаете.
(Экология - это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды)
- Каково происхождение слова экология? (логос – слово, экос – дом, родина).
- Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня поговорим о нашей малой родине, о родном ульяновском крае, конкретнее - о великой русской реке Волга, на берегах которой нам посчастливилось родиться. Тем более, что скоро в нашей школе будет проходить конференция будущих экологов под названием «Волга – беда и боль России». И вы, конечно, точнее, кто-то из вас будет там выступать. К этой конференции мы и начнем готовиться на нашем уроке.
- В чем причина возникновения такой темы: «Волга – беда России»?
«Слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга». Эти мысли родились у поэта Константина Бальмонта в начале 20 века при виде великой реки.
А сегодня мы живем на берегу рукотворного Куйбышевского водохранилища. Туристов, иностранных и российских политиков безбрежное водное поле приводит в неописуемый восторг. Все, как один, говорят о мощи и силе Волги. Видимо, они не знают истории реки, от них скрыта полная драматизма ее внутренняя жизнь. И как раз вы, будущие экологи, должны донести до сознания общества, в каком плачевном состоянии находится сейчас эта великая река. Но знайте, что выступающий должен хорошо владеть словом, приемами ораторского мастерства, чтобы зажечь своей речью людей. Сегодня на уроке будем учиться тому, как построить свою речь, что сказать в начале, что в конце, с какой интонацией вы будете выступать, как держать себя, а главное, как убедить слушателей в необходимости того, к чему вы их призываете.
4. Фронтальный опрос.
- К какому стилю речи мы обратимся, готовя выступление? (К публицистическому) (показ 1 слайда)
- Почему? (показ 2 слайда –назначение, цель, сфера употребления)
-Какие языковые приметы этого стиля вы знаете? (показ 3 слайда)
Запомните их, в своем выступлении вы должны применить эти языковые особенности .
1 слайд
Стили речи
разговорный книжные
научный
художественный
официально-деловой
публицистический
2 слайд
Признаки публицистического стиля
назначение – воздействовать на людей, формировать у них определенное отношение к общественным явлениям; сообщать информацию, имеющую общественно-политическое значение
сфера употребления – используется в газетах, журнальных статьях, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях, митингах
3 слайд
Языковые приметы
- лексические – слова из сферы общественной жизни человека, совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, употребление слов в переносном значении, эмоционально-оценочных, фразеологизмов;
- синтаксические - наличие вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, обращений, повторов, риторических вопросов, причастных оборотов, однородных членов и др.
4 слайд
Жанры публицистического стиля
Путевой очерк, портретный очерк, устное выступление, доклад, дискуссия, интервью
5 слайд
Устное выступление
- Должно быть посвящено важной, злободневной проблеме;
- цель – привлечь внимание к проблеме, убедить;
- ведущий тип речи – рассуждение, но в него могут органично вплетаться описание и повествование;
- композиция: 1) зачин (яркий, интригующий); 2) основная часть (документальное начало); 3) концовка;
- чтобы усилить воздействие на человека, используются богатые языковые средства
6 слайд
Как готовиться к устному высказыванию
- Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
- Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т.д.).
- Соберите или отберите необходимый материал.
- Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании? Почему?
- Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой)
- Составьте план.
- Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.
Попросите кого-нибудь из друзей послушать вас, учтите их замечания.
Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам усовершенствовать свое высказывание.
5. Объяснение нового материала.
- Итак, вы готовитесь выступить. Какую цель вы перед собой ставите?
( Воздействовать нас слушателей, привлечь внимание к проблеме бедственного состояния Волги, побудить их к действию по решению этой проблемы).
- Обсудим тему выступления – «Волга –беда и боль России». Значит, на материале собранных вами статей из газет, журналов и других источников вы должны доказать, что это действительно так.
- Какой тип речи у вас будет преобладать? (Рассуждение)
- Какая будет основная мысль вашей речи? (Надо принимать активное участие в предупреждении экологической катастрофы на Волге).
- На дом вам было задано подобрать материалы из разных источников, фотографии ит.д. давайте прослушаем собранную информацию, которая нам поможет составить подробный план вашего выступления. Сначала послушаем представителя группы, которая собирала материал об истории Волги.
-Этот материал хорошо подходит для какой части вашей речи? (Для вступления).
- Дальше послушаем 2 группу об экологическом состоянии реки Волги.
- А может, вы сами видели загрязненные участки или стали свидетелями того, как люди загрязняют берега реки?
- Нашли ли вы материал, повествующий о каких-либо действиях властей, просто обычных людей по улучшению обстановки? Почему? Наверно, не о чем писать и не о чем говорить.
- Значит, в выступлении вы должны призвать людей к каким –то действиям.
- На основе услышанного мы теперь можем составить план.
- Работа по составлению плана выступления, запись его на листочках.
- Первое у нас вступление. Мы сказали, что оно должно быть ярким, эффектным. Если мы стоим перед аудиторией, то с чего начинаем? (С обращения – в данном случае можно – дорогие друзья!) Потом – о красоте Волги, о ее прошлом. Значит,
1. Волга – русская красавица, о ней пишут стихи, слагают песни.
2. Деятельность человека – источник бед Волги:
а) создание ГЭС и водохранилищ привело к непроточности, заиливанию, к снижению самоочищаемости воды и, как следствие этого, исчезновению ценных пород рыбы, к распространению сине-зеленых водорослей и т.д.;
б) расположение на берегах Волги крупных промышленных объектов приводит к загрязнению реки сточными водами, нефтепродуктами и т.д., так что становится небезопасно в ней купаться, ловить рыбу;
в) люди образовывают на берегу мусорные свалки, моют машины и т.д., что тоже загрязняет воду.
3. Мы должны принять срочные меры по спасению великой реки:
А) отправить коллективное письмо-обращение к правительству области, к президенту;
Б) Написать статьи в разные газеты;
В) регулярно проводить экологические десанты на берега Волги;
Г) вести разъяснительную работу среди населения.
- Обращаю внимание на последние пункты нашей памятки: выступление вы должны подготовить дома, стоя перед зеркалом, проговаривая его. Будете работать в парах, вместе составляете текст, потом друг другу проговариваете.
- Возможно, вы не все факты запомнили, и прочитали не всю информацию, в Интернете можно найти еще много всего. Мы для вас приготовили выборку материала из Интернета, сейчас вы садитесь за компьютеры и скинете себе на носители ту информацию, которая, как вам покажется, будет необходима.
- Работа за компьютером в парах.
- Найдите документы №5, 8, просмотрите их.
- А теперь подробнее остановимся на док-те №4, попробуем там найти те языковые средства, которые помогают сделать статью более выразительной, яркой, убедительной.
- Подведение итогов урока.
- Итак, вернемся к теме нашего урока. Как вы ответите на вопрос, заданный в заголовке нашего урока?
(Быть оратором нелегко, это требует огромной подготовки).
- Сможете ли вы самостоятельно составить выступление, опираясь на знания и навыки, полученные на уроке?
- Дом. задание: подготовить выступление, работая в парах.
Самоанализ урока
7 э класс сформирован в самом начале обучения, в 1 классе по результатам собеседования, состав с тех пор не менялся, поэтому класс достаточно сильный. Так как создание экологических классов ориентировано на то, что после школы они будут в основном на экологический факультет УлГУ, то экологическое образование и воспитание здесь с 1 класса, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Как это может происходить, я постаралась показать на уроке.
Данный урок – урок развития речи. Цели, которые поставила, готовясь к уроку, это: (зачитывается из конспекта урока).
Форма учебного занятия – практикум, на уроке была проведена коллективная работа по составлению устного высказывания.
Содержанием учебного материала явились статьи из газет, журналов, Интернета, слайды, отображающие признаки публицистического стиля, иллюстративный материал. До урока была проведена предварительная подготовка: сбор материала, чего требовала тема урока.
Формы организации учебно-познавательной деятельности были выбраны фронтальная, групповая, индивидуально-групповая, парная.
На уроке были использованы словесные, репродуктивные, поисково-исследовательские методы.
Контроль знаний велся в ходе урока: проверялось знание уч-ся пройденного материала, выполнение дом. задания, кроме того, оценка знаний будет осуществляться после выполнения дом. задания.
Я считаю, что велико воспитательное значение урока: проблемы, обсуждаемые в ходе урока, никого не оставили равнодушными, мы это видели по тому, как они живо откликались на поставленные вопросы, т.е. у них сформировалось опр-ное отношение к тем проблемам, которые были подняты на уроке.
По моему мнению, цели урока достигнуты:
- на конкретных примерах повторили признаки публицист-го стиля речи, они взяли их на вооружение;
- узнали структуру устного выступления; этапы подготовки к нему;
- разговор об экологических проблемах Волги никого не оставил равнодушным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....
Духовная жизнь. Интегрированный урок по обществознанию (тема: «Духовная жизнь») и русскому языку (тема: «Развитие речи. Высказывание в публицистическом стиле).
Методическая разработка интегрированного урока в 9 классе по обществознанию и русскому языку....
Стили речи. Публицистический стиль
I. Вступление. II. Публицистический стиль.1. Характеристика публицистического стиля.2. Особенности публицистического стиля.3. Жанры публицистики. 1) Очерк как жанр публицистики....
Урок -практикум в 9 классе "Легко ли быть молодым?"
Форма организации: групповая, коллективная, фронтальная Приёмы обучения: рассуждение, микроисследование Методы обучения:диалога, рефлексивный, игровой, создание ситуации выбора и успеха, реп...
Урок в 7 классе по теме "Стили речи. Публицистический стиль"
Повторение изученного о стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, сформировать умение определять текст публицистического стиля, его признаки....
Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.
Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....
Урок "Стили речи. Публицистический стиль"
В документе представлен конспект урока на тему "Публицистический стиль речи" в 7 классе....