Духовная жизнь. Интегрированный урок по обществознанию (тема: «Духовная жизнь») и русскому языку (тема: «Развитие речи. Высказывание в публицистическом стиле).
методическая разработка по русскому языку по теме

Горелова Тамара Александровна

Методическая разработка интегрированного урока в 9 классе по обществознанию и русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

        

   Духовная   жизнь

           Интегрированный  урок   по  обществознанию  (тема: «Духовная жизнь»)  и                                русскому языку    (тема: «Развитие речи. Высказывание  в  публицистическом  стиле).

        

        

                                                                                          Урок подготовили  и провели:

                                                                                                                  учитель  истории и обществознания                  

                                                                                                                  Григорьева Ирина Николаевна

                                                                                                                  учитель  русского языка и литературы  

                                                                                                                  Горелова Тамара Александровна

 

               Духовная жизнь.

                                                                                                                      Эпиграф:

                                                                                               «Этот мир несовершенный

                                                                                                Состоит из всех  из нас.

                                                                                                Он прямое  отраженье

                                                                                                 Наших чувств и наших глаз».

                                                                                                                               И.Тальков  

Задачи урока:

-раскрыть право человека на духовную жизнь, свободу как  возможность, не  принося вреда другим  людям и соблюдая их  права, беспрепятственно  развиваться  духовно, проявлять  творчество в различных  сферах ;

-подвести  учащихся к пониманию того, что  твердые взгляды человека  на мир, побуждающие его к определённым поступкам, формируются под влиянием сложной умственной (интеллектуальной) деятельности и напряжённой работы души - чувств, нравственных оценок;

-формировать умение учащихся самостоятельно мыслить, анализировать текст;

 -развитие речи учащихся; умение  строить высказывание в публицистическом  стиле.

Опережающее  задание:

Работа  со  словарем: выписать  определение  понятий «духовная  жизнь», «духовность»,  «мораль», «убеждение»,  «свобода».

Оборудование урока:

Электронные  ресурсы - слайды, Конституция РФ (ст.29), раздаточный печатный  материал  по русскому языку, опорная схема.

Основные понятия урока:

духовная жизнь. высокодуховный человек, духовная свобода, мораль, убеждение, образование, тема текста, основная мысль текста, публицистический стиль.

План – конспект проведения урока (в ходе  урока  идет показ  слайдов, а  на  магнитной доске  размещается опорная схема).

1.Оргмомент.

2.Повторительно-обобщающая работа с классом:

а) тестовое задание  для  слабых   учащихся:

Определите,  какие    из   нижеприведенных  ролей    относятся  к    частной   жизни (отметить   буквой «ч»), а   какие – к  публичной    жизни  гражданина (отметить  буквой «п»):

-отец  семейства;

-избиратель;        

-государственный    служащий;

-друг, знакомый;

-член  политической   партии;

-супруга;

-брат, сестра;

-участник  всенародного  обсуждения    законопроекта.

Свой  ответ  поясните.

б)  Объявляется тема урока, прочитывается выразительно эпиграф урока, ученикам адресуются вопросы урока.(демонстрация слайдов 1-4)

беседа  с  учащимися (слайд 5)

-Что понимаем под духовным миром человека? (мир мыслей и чувств)

-Почему духовный мир человека относится к сфере частной жизни?

-Духовный мир человека – это часть духовной жизни. А что она включает в  себя?

(на основании ответов учащихся составляется  схема, размещённая на магнитной доске и демонстрируются слайды)

 

     

3.Работа  над  новым  материалом.

а) Признание суверенитета человека в мире его мыслей и чувств.  

-работа с текстом Конституции  РФ (ст. 29)  -статья закрепляет право граждан на свободу убеждений

-разбирая вопрос о праве  человека на свободу  убеждений, учитель предлагает   учащимся, опираясь на  их знания, дать определение понятий:

«убеждение» -твердые, устойчивые  взгляды;

«мораль» -система норм, правил, определяющих   обязанности человека  по  отношению к  обществу, включает  в  себя общечеловеческие  правила;

«свобода»-возможность граждан делать  всё то, что не  приносит  вреда  другому  человеку.        

 -учитель предлагает ребятам поделиться какими-либо собственными убеждениями; показать  роль убеждений в формировании  личности  и  общества ; проанализировать вопрос: «Может ли свобода убеждений быть  безграничной   и почему?»   и дать  на него ответ. На  основании ответов заполняется таблица:

        Условия  ограничения свободы мысли, слова, убеждений.                     

На основании закона

В целях охраны общественной безопасности, порядка  и  морали как основных прав и  свобод других  лиц.

На основании норм  морали

В целях охраны общественной безопасности, порядка  и  морали как основных прав и  свобод других  лиц.

      Итог: рассмотренные права не только ограждают, но и дают  возможность  самовыражаться  во всех  сферах  жизни человека  и  общества.   

                   

б) Что значит быть духовным, духовно  богатым, цельным  человеком?     Ребята, опираясь на научные понятия, полученные в ходе  выполнения опережающего домашнего задания, и анализируя предыдущую беседу, делают выводы.    

 в) Работа  учащихся с текстом «Образование». (тексты в распечатанном виде раздаются учащимся и демонстрируется на слайде 6)

Задания:

  • К какому стилю относится данный текст? Обоснуйте свою точку зрения.(публицистический стиль)
  • Какова тема текста? Определите основную мысль текста. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль. (9-10 предложения)
  • Объясните постановку многоточия в конце первого предложения.
  • Как автор определяет слово «образование»? ( читается 3 предложение)
  • Как автор раскрывает понятие «образование»?(Учащиеся дают ответ на основе 4-7 предложений)
  • Делается вывод о  месте образования в развитии духовной жизни человека.

г)  (слайд 7) Обобщение по опорной схеме о составляющих частях понятия «духовная жизнь»

д)  В завершение работы над новым  материалом учащимся было предложено прослушать текст и написать  мини- сочинение ( в жанре эссе) в  публицистическом стиле на тему: «Высокодуховный человек - это…». ( каждый ученик пишет на отдельном иллюстрированном листе; данные сочинения будут проверены и оценены учителем после урока). (демонстрируется слайд 8, звучит негромкая музыка)

Текст для прослушивания:

«Духовная жизнь…  А доступна ли она каждому человеку?..  Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности…  И мы  духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому. (Е.Богат)»

(слайд 8)

4.Итогом урока  послужило  четверостишие Н.Заболоцкого:(демонстрируется слайд 9)

5.Оценки за урок.

5.Домашнее задание:

обществознание: параграф 48, выполнить задания, ответить на вопросы;

русский язык:  повторить средства выразительности языка и цель их использования в речи.

                                                                 

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».

Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...

Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...