Духовная жизнь. Интегрированный урок по обществознанию (тема: «Духовная жизнь») и русскому языку (тема: «Развитие речи. Высказывание в публицистическом стиле).
методическая разработка по русскому языку по теме
Методическая разработка интегрированного урока в 9 классе по обществознанию и русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи 9 класс. Методическая разработка. | 129.28 КБ |
Презентация к уроку развития речи 9 класс. | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Духовная жизнь
Интегрированный урок по обществознанию (тема: «Духовная жизнь») и русскому языку (тема: «Развитие речи. Высказывание в публицистическом стиле).
Урок подготовили и провели:
учитель истории и обществознания
Григорьева Ирина Николаевна
учитель русского языка и литературы
Горелова Тамара Александровна
Духовная жизнь.
Эпиграф:
«Этот мир несовершенный
Состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
Наших чувств и наших глаз».
И.Тальков
Задачи урока:
-раскрыть право человека на духовную жизнь, свободу как возможность, не принося вреда другим людям и соблюдая их права, беспрепятственно развиваться духовно, проявлять творчество в различных сферах ;
-подвести учащихся к пониманию того, что твердые взгляды человека на мир, побуждающие его к определённым поступкам, формируются под влиянием сложной умственной (интеллектуальной) деятельности и напряжённой работы души - чувств, нравственных оценок;
-формировать умение учащихся самостоятельно мыслить, анализировать текст;
-развитие речи учащихся; умение строить высказывание в публицистическом стиле.
Опережающее задание:
Работа со словарем: выписать определение понятий «духовная жизнь», «духовность», «мораль», «убеждение», «свобода».
Оборудование урока:
Электронные ресурсы - слайды, Конституция РФ (ст.29), раздаточный печатный материал по русскому языку, опорная схема.
Основные понятия урока:
духовная жизнь. высокодуховный человек, духовная свобода, мораль, убеждение, образование, тема текста, основная мысль текста, публицистический стиль.
План – конспект проведения урока (в ходе урока идет показ слайдов, а на магнитной доске размещается опорная схема).
1.Оргмомент.
2.Повторительно-обобщающая работа с классом:
а) тестовое задание для слабых учащихся:
Определите, какие из нижеприведенных ролей относятся к частной жизни (отметить буквой «ч»), а какие – к публичной жизни гражданина (отметить буквой «п»):
-отец семейства;
-избиратель;
-государственный служащий;
-друг, знакомый;
-член политической партии;
-супруга;
-брат, сестра;
-участник всенародного обсуждения законопроекта.
Свой ответ поясните.
б) Объявляется тема урока, прочитывается выразительно эпиграф урока, ученикам адресуются вопросы урока.(демонстрация слайдов 1-4)
беседа с учащимися (слайд 5)
-Что понимаем под духовным миром человека? (мир мыслей и чувств)
-Почему духовный мир человека относится к сфере частной жизни?
-Духовный мир человека – это часть духовной жизни. А что она включает в себя?
(на основании ответов учащихся составляется схема, размещённая на магнитной доске и демонстрируются слайды)
3.Работа над новым материалом.
а) Признание суверенитета человека в мире его мыслей и чувств.
-работа с текстом Конституции РФ (ст. 29) -статья закрепляет право граждан на свободу убеждений
-разбирая вопрос о праве человека на свободу убеждений, учитель предлагает учащимся, опираясь на их знания, дать определение понятий:
«убеждение» -твердые, устойчивые взгляды;
«мораль» -система норм, правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие правила;
«свобода»-возможность граждан делать всё то, что не приносит вреда другому человеку.
-учитель предлагает ребятам поделиться какими-либо собственными убеждениями; показать роль убеждений в формировании личности и общества ; проанализировать вопрос: «Может ли свобода убеждений быть безграничной и почему?» и дать на него ответ. На основании ответов заполняется таблица:
Условия ограничения свободы мысли, слова, убеждений.
На основании закона | В целях охраны общественной безопасности, порядка и морали как основных прав и свобод других лиц. |
На основании норм морали | В целях охраны общественной безопасности, порядка и морали как основных прав и свобод других лиц. |
Итог: рассмотренные права не только ограждают, но и дают возможность самовыражаться во всех сферах жизни человека и общества.
б) Что значит быть духовным, духовно богатым, цельным человеком? Ребята, опираясь на научные понятия, полученные в ходе выполнения опережающего домашнего задания, и анализируя предыдущую беседу, делают выводы.
в) Работа учащихся с текстом «Образование». (тексты в распечатанном виде раздаются учащимся и демонстрируется на слайде 6)
Задания:
- К какому стилю относится данный текст? Обоснуйте свою точку зрения.(публицистический стиль)
- Какова тема текста? Определите основную мысль текста. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль. (9-10 предложения)
- Объясните постановку многоточия в конце первого предложения.
- Как автор определяет слово «образование»? ( читается 3 предложение)
- Как автор раскрывает понятие «образование»?(Учащиеся дают ответ на основе 4-7 предложений)
- Делается вывод о месте образования в развитии духовной жизни человека.
г) (слайд 7) Обобщение по опорной схеме о составляющих частях понятия «духовная жизнь»
д) В завершение работы над новым материалом учащимся было предложено прослушать текст и написать мини- сочинение ( в жанре эссе) в публицистическом стиле на тему: «Высокодуховный человек - это…». ( каждый ученик пишет на отдельном иллюстрированном листе; данные сочинения будут проверены и оценены учителем после урока). (демонстрируется слайд 8, звучит негромкая музыка)
Текст для прослушивания:
«Духовная жизнь… А доступна ли она каждому человеку?.. Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому. (Е.Богат)»
(слайд 8)
4.Итогом урока послужило четверостишие Н.Заболоцкого:(демонстрируется слайд 9)
5.Оценки за урок.
5.Домашнее задание:
обществознание: параграф 48, выполнить задания, ответить на вопросы;
русский язык: повторить средства выразительности языка и цель их использования в речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».
Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...
Урок русского языка (урок развития речи) в 6 классе. Тема урока: «Имеющий уши да слышит» (Текст. Обучение аудированию)
Урок развития речи в 6 классе. Обучение аудированию....
Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"
Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы....
Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"
Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы....
Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»
«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....