Урок "Стили речи. Публицистический стиль"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
В документе представлен конспект урока на тему "Публицистический стиль речи" в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_k_attestatsii.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок "Публицистический стиль речи". (7 кл.)
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала
Цели:
обучающий аспект - обобщить изученное о публицистическом стиле речи;
развивающий аспект -развивать монологическую речь, образное и логическое мышление учащихся, совершенствовать навыки анализа текста и способность к словотворчеству; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект - способствовать развитию системы ценностных отношений к родному языку, воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову.
Оборудование: презентация "Публицистический стиль речи", стенгазета "Моя малая родина", работы учащихся.
РЭШ «Стили текста. Публицистический стиль»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/control/2/#197583
1. Ребята! На прошлом уроке вы получили представление о публицистическом стиле речи. На сегодняшнем уроке мы с вами обобщим и закрепим изученное по этой теме. Вы попробуете себя в роли журналистов нашей классной газеты "Моя малая родина", которую мы вместе создадим в течение урока.
2. Давайте вспомним, что вам известно о публицистическом стиле речи?
-Каково назначение публицистического стиля речи?
Назначение стиля - сообщать, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к актуальным общественно значимым проблемам , вызывающим интерес общества.
-А какова сфера употребления публицистического стиля речи? Где он может использоваться?
Он используется в газетных, журнальных статьях, в передачах по радио и телевидению, в выступлениях на собраниях, митингах
-Какие вы знаете жанры публицистического стиля речи?
В публицистическом стиле может быть написана заметка (с кратким сообщением каких-либо сведений), репортаж (с подробным описанием факта, события), рецензия, отзыв(размышления, впечатления автора по поводу увиденного ,услышанного, прочитанного).
- А каковы языковые приметы этого стиля?
В публицистическом стиле используются разнообразные тропы(изобразительно-выразительные средства):эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы; ряды однородных членов, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения, фразеологизмы, пословицы и поговорки, слова в переносном значении(так называемая" газетная образность").
3. Слайд №5
Замените описательные обороты речи, которые помогают избежать повторения, придать большую выразительность публицистическому тексту отдельными словами:
Люди в белых халатах -
Белое золото -
Зелёный массив -
Второй хлеб -
Голубые дороги -
(Картофель, морские пути, хлопок, врачи, лес)
Орфографический диктант: Общественный, нравственный, организованный, внимательный, благородный, ответственный, воспитание, доблестный, юный.
4. Слайд №5 Перед вами текст учёного-исследователя Древнерусской литературы , писателя-публициста , Д. С. Лихачёва.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.
Д. С. Лихачёв
-В каких жизненных ситуациях может быть использован данный текст?
На конференции, посвящённой проблеме воспитания молодёжи, подрастающего поколения, в статье, в выступлении по радио, телевидению.
-Сформулируйте сжато основную мысль данного текста, запишите её.
(Необходимо воспитывать в подрастающем поколении любовь к своей стране, ко всей человеческой культуре, которая начинается с любви к своей малой родине.)
-Какими языковыми средствами автор воздействует на читателя?
(Лексические повторы, ряды однородных членов, вопросительное предложение).
Языковые особенности стиля представлены в таблице.
Языковые средства | Примеры |
Общественно-политическая лексика | Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты. |
Терминология науки, производства и других социальных средств | Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли... На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности. За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы. |
Аббревиатуры | ЮНЕСКО, СНГ, ООН. |
Лексика различной стилистической окрашенности | Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину – дело не для слабых. |
Метафора | Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс. |
Метонимия | Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам. Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном (в значении «правительство, правящие круги США»). |
Эпитет | Грязная война; бандитские цены; варварские методы. |
Перифраза (троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты) | Туманный Альбион (Англия); царь зверей (лев); творец Макбета (Шекспир); певец Гяура и Жуана (Байрон). |
Гипербола (образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления) | Широкая, как море, магистраль; бедных арендаторов чиновники обобрали до нитки; готов задушить в объятьях. |
Лито́та (образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления) | Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Такие вливания в нашу экономику – капля в море. |
Олицетворение | Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов. Ужасающая бедность крепко вцепилась в африканскую страну. Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку. |
Стандартные фразы экспрессивно-воздействующего характера | Люди доброй воли; с чувством законной гордости; с глубоким удовлетворением; приумножать боевые традиции; политика агрессии и провокации; пиратский курс, роль мирового жандарма. |
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, в том числе изменённые | Вашингтон по-прежнему демонстрирует привычку загребать жар чужими руками. Этой фракции не привыкать петь с чужого голоса. Восстановление Ленска доказало, что мы ещё не разучились работать с огоньком. Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить! |
Формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки | Самые решительные меры, наивысшие достижения, строжайший запрет. |
5. Слайд №6
В Библии есть такое выражение: "От полноты сердца говорят уста", то есть в нашей речи есть смысл только тогда, когда мы говорим о том, что волнует, тревожит, от чего болит сердце, что хочется сказать другим людям, поделиться заветным и сокровенным, предостеречь от ошибки или беды.
Всё сказанное относится к публицистическим выступлениям, устным или письменным.
Вам слово
"С чего начинается моя малая родина?"
Моя малая родина - поселок Фруктовая. Здесь я родилась, здесь мой дом, здесь жили мои дедушки и бабушки, здесь моя школа, мои друзья. С этим местом я не расстанусь никогда. Как можно не любить эти древние курганы, история которых уходит в глубь веков? Или высокий берег Оки, с которого открывается чудесный вид на заливные бескрайние луга, леса, купола церквей. А видели вы, друзья, как горят церковные маковки на закате солнца? Или как в тишине утра над рекой рождается заря? Когда безмолвие нарушает только плеск рыбы и тихий шелест листвы.
Как повезло нам жить среди этой красоты! А задумывались ли вы, что наша природа хрупка и беззащитна. Она нуждается в нашем бережном отношении и защите. От каждого из нас зависит, удастся ли нам сохранить в том виде, в каком она досталась нам. Друзья, сохраним эту красоту, будем ценить этот бесценный подарок - природу нашего родного края.
-Сформулируйте основную мысль текста.
Любовь к малой родине начинается с любви к природе.
А для меня малая родина - это люди, которые жили и живут на этой земле, простые труженики и герои. Я хочу немного рассказать о человеке, которым гордится не только наш посёлок, но и вся страна. Олег Малочуев - герой России, шагнувший под пули боевиков-бандитов и закрывший собой своих товарищей. Теперь у входа в нашу школу можно увидеть мемориальную доску, с которой смотрит на меня Олег. Он учился здесь, в этой школе, может быть , даже сидел за той партой, где сейчас сижу я или ты. Мы встречаемся с его родителями, людьми, знавшими его хорошо и узнаём о его жизни. Был он, как все ребята, любознательным и подвижным, любил спорт, не всегда учёба давалась ему легко. Но была у Олега мечта с самого раннего возраста. Он хотел стать военным, офицером, защитником родины. И даже рано определился с выбором рода войск - десантные войска. Была в нём и ещё одна черта, которая отличала его от сверстников - внимание к старшим. Он , тринадцатилетний паренёк, мог собрать и одеть в больницу одинокую соседку, сходить в аптеку за лекарствами и помочь любому, кто нуждался в его помощи.
А потом была учёба в рязанском Военно-десантном училище, служба в отряде особого назначения "Рысь", были командировки в горячие точки. Он спасал людей, и это стало делом всей его жизни.
И вот та самая последняя командировка.
При проверке одного из нежилых зданий капитан милиции Малочуев под прикрытием специального щита во главе группы спецназа приблизился к зданию. Скрывавшийся внутри террорист открыл автоматный огонь прямо сквозь входную дверь. Несколько пуль попали в бронещит Олега, который открыл ответный огонь и стал прикрывать отход бывших за ним бойцов за угол здания. Когда все уже были в недосягаемом для огня террориста месте, тот выпустил длинную очередь из автомата по отходившему последним Олегу. Несколько пуль вновь попали в щит, а одна - в незащищённое пространство между щитом и пластинами бронежилета. Капитан милиции Малочуев получил смертельное ранение в область сердца и через несколько часов скончался в госпитале, не приходя в сознание. Посмертно Олегу присвоено звание Героя России.
Теперь он каждый день встречает нас у школьных дверей и смотрит с мемориальной доски испытующим взглядом. Будем достойны памяти Героя.
-Какой это жанр публицистического стиля? В чём его особенность?
Это очерк, небольшой рассказ о герое. Автора интересуют подробности становления героя, особенности его характера. Для автора важно рассказать о событии, о самом факте, без лишних комментариев и оценок.
С чего начинается моя малая родина?
Я хочу рассказать о замечательном уголке нашего посёлка - храме Преображения Господня и прилегающем к нему парке. Знаете ли вы, ребята, что с этим местом связана история нашего родного края? Храм был построен в самом начале 20 века. Архивные записи свидетельствуют, что храм строили всем миром: и богатые купцы, и небогатые крестьяне. Но особая заслуга в возведении церкви принадлежит С. И. Мамонтову, владельцу этих земель, и А. Новикову, владельцу кирпичного завода. Известный московский чиновник, С. Мамонтов в возрасте 80-ти лет был старостой нашего храма. Церковь восстанавливалась в 90-е на наших глазах, и многие жители нашего посёлка трудились здесь.
Я подумала, какая сила у любого доброго дела! Давно нет людей, построивших храм, а он стоит, и служит людям. И жива наша благодарность всем тем, кто оставил для нас это святое место. Здесь бывал, а может, и служил священник Иона Санков, житель деревни Солчино. Теперь он причислен к лику святых новомучеников русской земли. Может быть, о своей малой родине вспоминал он перед расстрелом на полигоне в Бутово в 1937 году. На том же полигоне была и расстреляна дочка Андрея Новикова, Антонина, послушница Егорьевского монастыря. А совсем недавно в нашем храме появилась икона святого Ионы Санкова. И теперь святой стал нам ближе. Он слышит наши молитвы. И перед Богом есть молитвенник за всех нас, за нашу родную землю.
Ребята, вслушайтесь в тишину этих мест, гуляя по церковному парку. Будьте внимательны. Вы приблизились к святому.
- А в чём особенность этой статьи?
-Кроме рассказа о храме и его истории слышится призыв автора быть внимательным там, где рядом вечное и святое.
С чего начинается моя малая родина?
Ребята ! Вы любите праздники? "Конечно, да", - слышу ваш ответ. Тогда я приглашаю вас на праздник труда. Итак, 30 апреля этого года, посёлок Фруктовая. Мы с вами на празднике труда. Мы идём с вами по широкой дороге прямо от школы, и сразу попадаем в атмосферу праздника. Песни, аттракционы, зазывалы-продавцы в ярких палатках, мастер-классы различных местных ремёсел и промыслов. Я хочу поучиться у гостей из Белоомута плетению корзин из лозы. Мне всё объясняют и терпеливо учат. Но не такое это, скажу вам, простое дело-плести корзины. Идём дальше. Как аппетитно пахнут пирожки из палаток наших гостей! Останавливаюсь и угощаюсь пирожком с чаем. Сегодня к нам приехали гости из всех уголков района, чтобы показать изделия своих рук и поделиться опытом и хорошим настроением. А вот и яркий хоровод девушек. Присматриваюсь к танцующим и вижу своих одноклассниц. Их сразу и не узнать. Настоящие русские красавицы! Надо в школе к ним присмотреться повнимательнее.
А теперь самое интересное происходит на сцене. Здесь идёт розыгрыш лотереи. Кому-то везёт. И мужчина уносит со сцены мешок картошки. Друзья зовут меня на аттракционы, и я с радость принимаю их предложение. Могу точно сказать - сегодня праздник удался.
До новых встреч на празднике Труда!
-А это какой жанр публицистического стиля?
Да, это репортаж. Автор репортажа -человек, который сам наблюдал или наблюдает событие. Поэтому он не только подробно рассказывает о событии, но и даёт оценку происходящему. Названа точная дата события.
6.Слайд№7 Прочитайте стихотворение о родине Е. Баратынского
Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы...
О , дом отеческий! О, край всегда любимый!
Родные небеса! Незвучный голос мой
В стихах задумчивых вас пел в стране чужой,
Вы мне повеете спокойствием и счастьем.
Это художественный стиль речи. (Эмоциональный тон, наличие изобразительно-выразительных средств, эпитетов)
Публицистический стиль речи похож на художественный.
(Эмоциональный взволнованный голос автора, наличие эпитетов, обращений)
-Чем отличается художественный стиль от публицистического?
В художественном стиле автор создаёт художественный образ. В публицистическом автор напрямую воздействует на читателя.
Многие писатели , мастера художественного слова выступали и выступают, как писатели-публицисты.
Ф. М. Достоевский
М.Е. Салтыков-Щедрин
М. Горький
-Почему известные писатели выступают как писатели-публицисты?
Писатель -это и настоящий гражданин своего отечества, который болеет душой о наших недостатках, серьёзных проблемах и хочет донести это до своих граждан . Публицистический стиль даёт возможность напрямую обратиться к читателю, слушателю и высказать то заветное, сокровенное, что тревожит сердце, предложить свои пути решения проблемы.
Писателями и поэтами мы с вами можем и не стать. А вот , используя знания о публицистическом стиле, вы всегда можете обратиться к людям с тем, что волнует вас и окружающих.
Об этом хорошо сказал русский поэт Н. А. Некрасов:
"Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан"
Каким бы жанром публицистического стиля, мы не пользовались, он выдаёт в нас неравнодушных граждан нашего отечества.
7. Слайд №8 С чего начинается Родина?
Релаксация:
-Что вы для себя нового открыли на уроке?
-Какие эпизоды урока запомнились?
-Чьи письменные работы понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...
Стили речи. Публицистический стиль
I. Вступление. II. Публицистический стиль.1. Характеристика публицистического стиля.2. Особенности публицистического стиля.3. Жанры публицистики. 1) Очерк как жанр публицистики....
Урок развития речи "Публицистический стиль" 7 класс
Учебный материал содержит презентацию к уроку развития речи в 7 классе по теме "Публицистический стиль речи", а также текстовый документ с заданиями для учащихся....
План-конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Культура речи. Публицистический стиль».
урок...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....
Урок в 7 классе по теме "Стили речи. Публицистический стиль"
Повторение изученного о стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, сформировать умение определять текст публицистического стиля, его признаки....
Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.
Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....