Развитие речи в 7-м классе по теме Описание действий
методическая разработка (русский язык, 7 класс) на тему

Ивлева Людмила Евгеньевна

Цели урока:

  • познакомить учащихся с ролью текстов-описаний в речи и ролью наречий в текстах с описанием действия;
  • пробудить интерес к текстам-описаниям;
  • научить составлять текст с описанием действия и познакомить с одним из видов такого текста.
  • Познакомить учащихся с одним из видов народного промысла через описание действий мастера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_7-m_klasse_po_teme_opisanie_deystviy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

                                                                               

Тема:

"Развитие речи в 7-м классе по теме "Описание действий"

                                     Разработчик урока:

                                                                    учитель русского языка и литературы      

                          Ивлева Л.Е.

2010 г.

Тема: "Развитие речи в 7-м классе по теме "Описание действий"

Цели урока: 

  1. познакомить учащихся с ролью текстов-описаний в речи и ролью наречий в текстах с описанием действия;
  2. пробудить интерес к текстам-описаниям;
  3. научить составлять текст с описанием действия и познакомить с одним из видов такого текста.
  4. Познакомить учащихся с одним из видов народного промысла через описание действий мастера.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вход в тему и объяснение нового материала.

В течение всей жизни человек поэтапно развивает свою речь, обогащает, оттачивает “тонны словесной руды”… Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Наша задача – научиться составлять тексты разных типов. 

– Давайте вспомним, с какими типами речи мы знакомы?

– Какие виды текстов – описаний вам известны?

– Какова роль текстов – описаний в речи?

– Слова какой части речи преобладают в описании действий?

– Нужны ли нам для составления такого текста наречия? Почему?

– Какие тексты – описания действий человека вы подобрали дома? Давайте послушаем.

(Читаются два текста и обсуждаются, чей текст больше соответствует данному типу речи: описание действий человека. На интерактивной доске появляется слайд № 2, где изображена схема, показывающая три основные момента описания действия. Слайд поможет учащимся оценить правильный выбор текста-описания действия в домашнем задании, зачитанного на уроке).

Лесенка описания действий. Начинаем восхождение по лесенке от начла до вершины (итог работы), обсуждая данную цепочку действий на каждом этапе работы.

3. Работа с художественным текстом, включающим описание действий человека. (Отрывок из рассказа М. Горького “Коновалов”).

Работал он артистически. Нужно было видеть, как он управлялся с семипудовым куском теста, раскатывая его, или как, наклонившись над ларем, месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в его стальных пальцах.

Сначала, видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я еле успевал подкидывать из чашек на его лопату, – я боялся, что он насадит их друг на друга; но когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев – пышных, румяных и высоких – не оказалось “притиска”, я понял, что имею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно исходило, сердился и ругал хозяина, если он покупал сырую муку, и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, “подъемистые”, в меру румяные. С тонкой хрустящей корочкой. Бывало, он брал с лопаты в руки самый удачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, весело смеялся, говоря мне:

– Эх, какого красавца мы с тобой сработали…

И мне было приятно смотреть на <этого гигантского> ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, – как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…

– Какие средства художественной выразительности речи использовал автор? (Учащиеся находят эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы)

– Какую роль выполняют данные средства художественной выразительности речи в тексте?

Рассмотрим синтаксический и лексический фон: особое внимание – на профессиональную терминологию и диалектное богатство текста.

4. Подводим итог работы с текстом и переходим к практической части урока (мастерская).

– Итак, что же необходимо для создания успешной творческой работы? (слайд не исчезает с доски в течение всей работы).

– Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы все вместе включимся в интереснейшую работу: опишем действия мастеров, которые изготавливают самый популярный в нашей стране сувенир – матрешку. (Работа над сочинением – миниатюрой).

На столах – раздаточный материал: карточка со словосочетаниями.

Класс делится на три группы (по желанию). Учащиеся будут описывать:

1 группа: Действия мастера, изготавливающего форму матрешки из дерева.

2 группа: Действия художника, расписывающего фигурку матрешки.

3 группа: Действия работника технического контроля, оценивающего готовое изделие. 

Мастер, изготавливающий форму матрешки

Художник, расписывающий фигурку матрешки

Работник отдела технического контроля, оценивающий готовое изделие

1

2

3

берет кусок дерева;

готовит эскиз рисунка;

рассматривает фигурку;

отмеряет;

подбирает краски;

разбирает матрешку;

накладывает лекало;

находит нужные кисти;

измеряет каждый предмет игрушки-сувенира;

обводит карандашом;

рисует лицо;

сравнивает с нормативами;

сверяет по чертежу;

яркий сарафан;

сопоставляет эскиз;

выпиливает форму;

передник;

ищет недостатки в работе (трещинки, пузырьки от лака и др.);

отделяет верхнюю часть от нижней;

расписной платок;

составляет акт;

вытачивает на станке;

одевает в яркие одежды;

ставит печать качества;

шлифует

изображает русскую женщину;

отправляет на упаковку;

делает игрушку объемной; (полой внутри);

традиционный орнамент;

заменяет бракованные изделия;

удаляет внутреннюю часть;

в русских традициях;

принимается за следующую;

обрабатывает деталь изнутри;

покрывает лаком;

 

устраняет древесные заусенцы;

прорисовывает детали;

 

доводит до совершенства;

высушивает готовую матрешку;

 

 

 

 

– Не забудьте добавить в свой текст наречия и художественные средства выразительности речи.

ИТОГ: Учащиеся, представители от каждой группы, по цепочке зачитывают свои творческие работы и получается целостный объемный текст – описание.

3. Домашнее задание:

Предлагается поработать с текстом, который подобрали дома к данному уроку. Необходимо выступить в роли критика и ответить на вопросы:

  1. Удалось ли автору создать текст – описание действий человека?
  2. Какие художественные средства выразительности речи, синтаксические конструкции, какую лексику использовал автор?
  3. В чем оригинальность этого отрывка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 7 классе по теме "Описание действий"

В папке представлен план-конспект урока по развитию речи для 7 класса по теме "Описание действий (трудовых процессов)" и презентация к данному уроку...

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...

Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"

Цели: познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии....

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"

Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....

Логопедическое занятие по развитию речи для учащихся 1 классов по теме: "Зима"

Логопедическое занятие по теме: "Зима"Цели: Активизировать словарь и расширить представления детей по лексической теме «Зима».Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкактельными суф...

Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...