Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Кузьменок Татьяна Александровна

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих школьников, так как способствует повышению мотивации речевой деятельности, развитию коммуникативных умений и навыков учащихся, стимулирует самостоятельность мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rasskaz_po_zakrytoy_kartinke.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 5 глухом классе

          Тема:       Рассказ по закрытой картинке

   Цели урока:    I.  Образовательные:

                     учить узнавать содержание закрытой картинки с помощью логично

                     выстроенной серии вопросов;

                     учить составлять рассказ по одной сюжетной картинке;

                     учить дополнять  рассказ предшествующими и последующими

                     событиями;

                     учить использовать средства межфразовой связи.

                    II.  Развивающие:

                     развивать умение задавать вопросы в логической последовательно-

                     сти с целью выяснения места, времени, причины и т.д.;

                     развивать умение сравнивать; расширять словарный запас;

                     учить внимательному отношению к каждому слову;

                     закрепить умение составлять план и излагать события в соответст-

                     вии с ним.

                    III.  Воспитывающие:

                     стимулировать самостоятельность мышления;

                     умение аргументировать свои ответы;

                     тренировать наблюдательность.

                    IV.  Коррекционная:

                     исправлять ошибки в построении предло-

                     жений и словосочетаний.

Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

                  Учитель

              Ученики

  1. Организационный момент

Создаёт речевую ситуацию:    

-Ребята, представьте, что вы оказались в картинной галерее, идёте по залу и видите, что одной из картин нет на месте - её реставрируют. Расспросите о ней экскурсовода.                

Повторяют слова, записанные на доске:

галерея, реставрируют, экскурсовод.

2.Целеполагание

  Итак, сегодня мы познакомимся с этой картиной талантливого художника Константина Маковского и будем писать по ней рассказ. Вот она (показывает закрытую картину).

  Вспомните, как мы писали сочинение по закрытой картине?

  Что для этого будем делать?

 - Будем задавать вопросы по картинке.

 - Будем записывать ответы.

  1. Операционно-исполнительный этап

  1. Беседа по закрытой картинке

                 Беседу ведёт «маленький учитель», ему даётся карточка с ответами.

   

  «Маленький учитель» отвечает:

 - На переднем плане ручей, через него мостик, вдали виднеется поле.

 - Лето.

 - Девочки.

 - Две.

 - Они убегают от грозы.

 - Нет, гроза только приближается.

 - Небо тёмное, тучи сгущаются, сильный ветер гнёт к земле высокие травы.

 - Да, они встревожены, лица испуганные.

     Дети задают вопросы.

  1. Что изображено на картинке?

  1. Какое время года?
  2. Кто изображён на картинке?
  3. Сколько девочек?
  4. Что они делают?
  5. Идёт ли дождь?
  6. Как показано приближение грозы?

  1. Дети боятся грозы?

  По ходу беседы на доске и в тетрадях учащиеся записывают краткие ответы.

2. Зарисовка содержания закрытой картинки по  представлению с опорой на                            справочный материал

  Учитель создаёт ситуацию для диалога с учащимися.

 - На мостике через ручей.

 - Одна в тёмном сарафане, на голове платок, ноги босые. Другая в кофте и юбке.

 - Одна бежит, другая девочка сидит за спиной у сестры.

  1. Куда смотрят девочки?
  2. Почему ты так думаешь?

 

 Учащиеся выполняют рисунки и снова задают уточняющие вопросы.

  1. Где нарисовать девочек?
  2. Как одеты девочки?

  1. Как нарисовать девочек? Рядом или друг за другом?

 - На небо.

 - Они боятся, что не успеют укрыться от дождя.

                3.  Анализ рисунков, сопоставление их с картиной

  Учитель открывает репродукцию картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

  1. Сравните свои рисунки с картиной. У

 кого есть ошибки?

   - А какие лица нужно было нарисовать?

  Как бы вы назвали картину?

  Верно. Художник К.Е.Маковский так и назвал свою картину «Дети, бегущие от грозы».

  Учащиеся сравнивают свои рисунки с картиной, ищут ошибки.

 - На картине ручей и поле, и у меня тоже.

 - У Серёжи ошибка – девочки улыбаются.

 - Испуганные, девочки боятся грозы.

 - У Тимура нарисовано солнце. Это неправильно, на картине солнца нет, небо тёмное, тучи.

  Дети предлагают свои варианты: «Гроза», «Вот так гроза», «Дети убегают от грозы».

        4.  Составление основной части рассказа ( по сюжету картины)

  Учитель предлагает устно описать картину, вспомнив ещё раз, какие изменения в природе происходят перед грозой.

  Учитель исправляет ошибки в речи учащихся.

 

  Один-два учащихся составляют связный рассказ об увиденном на картине, используя свои записи:

  На картине изображено приближение грозы. Небо потемнело, набежали чёрные тучи , поднялся сильный ветер. Он гнёт высокие травы. Испуганные девочки бегут домой. Они смотрят на небо, боятся не успеть спрятаться от грозы.

              5.  Восстановление предшествующих событий

 - Как вы думаете, почему девочки оказались в поле?

  -Нет, смотрите внимательно на картину. Тот, кто идёт в лес за грибами, берёт корзинку. У девочек она есть?

  Значит ,они ушли из дома не за грибами, а грибы нашли по пути.

  Придумайте начало рассказа.

 (Учитель помогает правильно построить предложения.)

  Какая была погода сначала?

  Какие слова нам помогут понять, что гроза не ожидалась? (Указывает на слова, записанные на доске).

  Составьте с одним из них предложение.

  Это предложение – «мостик», который поможет нам перейти к следующей части – описанию картинки.

 - Они пошли в лес за грибами.

 - Нет, у девочки грибы в переднике.

  Высказывают варианты:

 А) Девочки возвращались из другой деревни от бабушки. Идя через лес, они набрали грибов.

 Б) Девочки носили обед матери, которая работала в поле. По дороге домой они собирали ягоды и грибы.

   Был солнечный, жаркий день.

 Вдруг, неожиданно, внезапно, откуда ни возьмись.

  Вдруг набежала чёрная туча.

                        6. Описание последующих событий

  Учитель направляет творческое воображение ребят по вопросам.

  1. Как по-вашему, успели ли девочки спрятаться от грозы?
  2. Где они её переждали?
  3. Для перехода к следующей части используйте слово «вскоре».

  Дети предлагают варианты для завершения рассказа.

  Если задание вызывает трудности, а также для слабых учащихся предлагаются карточки с опорными словами:


                Карточка


  Девочки добежали до…

  Скоро гроза…

  Снова выглянуло…

  Девочки…


  Приведём завершение рассказа одного из учащихся:

  «Девочки успели добежать до избушки лесника. Гроза длилась недолго. Скоро дождь закончился, снова выглянуло солнце. Девочки попрощались с лесником и побежали домой».

                  Митникова Римма.

                           7.  Составление плана

  Учитель предлагает детям ещё раз восстановить последовательность событий в рассказе и самостоятельно записать план.

  Составленные планы обсуждаются и корректируются, после чего на доске записывается единый для всех план.

                ПЛАН

  1. Девочки пошли в поле.
  2. Природа перед грозой.
  3. Девочки убегают от грозы.
  4. Гроза прошла!

              8.  Работа по предупреждению грамматических ошибок

 А.  Учитель предлагает вставить пропущенные окончания в словах, записанных на доске.

  Б.  Устно выполняется задание: замените слова близкими по значению:

  1. Девочки
  2. Небо потемнело
  3. Разразился гром

  В.  Учитель нацеливает детей на то, чтобы они использовали слова-связки между частями рассказа: вдруг, неожиданно, вскоре.

 Пошли в пол…, по дорог… домой, стоял жарк… солнечн… день, неожиданно небо потемнел…, блеснул… молния, подул сильн… ветер, набежал… чёрн… туча, девочки бросил…сь бежать, испугал…сь, гроза закончил…сь.

- они, дети, сёстры, Маша и Настя

 - на небе появилась чёрная туча

 - ударил гром

                        9.  Устный рассказ по плану

  Один-два ученика рассказывают по плану, остальные слушают, затем исправляют ошибки в речи своих товарищей.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

                           1. Выводы по уроку

  С какой картиной вы познакомились? Кто её автор?

  Какие чувства у вас вызвала эта картина?

  О чём вы думаете, когда на неё смотрите?

  Закончите предложение:

  Когда я смотрю на картину,

      то у меня возникает чувство…

      то вспоминаю о…

      то думаю о…

  Я познакомился с картиной К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

   Выслушиваются варианты ответов.

                                   2.   Самооценка

  Предлагает ученикам оценить свою деятельность на уроке.

  Учитель раздаёт оценочные листы, в которых учащиеся ставят себе оценку за работу на каждом этапе урока.

  Анализируют свою деятельность по пятибалльной системе, результаты записывают в оценочный лист.

            Оценочный лист


  1. Зарисовка содержания закрытой картинки по представлению:…..баллов
  2. Беседа по восстановлению предшествующих и последующих событий:….баллов
  3. Составление плана:….баллов
  4. Устный рассказ: …..баллов

                                 3.   Оценки за урок

  Учитель выставляет оценки за урок.

  Объявляет, что на следующем уроке дети будут писать рассказ по этой картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 1 классе по теме « Растения сада и огорода».

Цели урока. 1. Систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах.2. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения и сравнения, преодоление у слабослышащих  детей недостаточ...

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"...

план-конспект урока развития речи в 1 классе 1 вида

урок развития речи по программе 1 вида для глухих детей...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"

Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...