Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Урок развития речи в 5-м классе по теме:
"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_5_klass.doc | 89 КБ |
prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt | 347.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5-м классе по теме:
"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.
Ход урока.
На доске написана тема урока: “Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?”
1. Вступительное слово учителя. Звучит «Песенка о волшебниках» (Г. Гладков – В.Луговой).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, а волшебный: мы будем постигать тайны общения, так как тема нашего урока: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные
слова?"
Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звоним ли мы по телефону, пишем ли письмо, разговариваем ли на перемене – везде происходит общение.
И каждому из нас хочется, чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, но для этого нам необходимо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов будет в нашей речи, тем приятнее будет общаться с нами людям. Вот мы и отправимся сегодня с вами в удивительную, чудесную страну, где познакомимся с разными формами этикета, научимся правильно употреблять их, в зависимости от ситуации общения.
Добро пожаловать в «Страну Этикетных слов"!
2. Пятиклассники садятся за столы, которые заранее распределил им учитель, чтобы было удобнее выполнять групповые задания. На столах лежат разноцветные карточки с заданиями.
На экране: ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
Ученики знакомятся с понятиями «этикет» и «этикетные слова», записывают их в тетради.
3.Слово учителя:
-Дорогие ребята! Прежде чем мы попали в волшебную страну этикетных слов, мы сказали друг другу: «Здравствуйте!».
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Ученики отвечают на поставленный вопрос в стихотворении В.Солоухина, рассуждают о роли приветствия в жизни человека
4. Выполнение практических заданий по карточкам.
Задание: выберите из этикетных слов, только те, которые относятся к теме:
1 группа – «Приветствие»
2 группа – «Прощание»
3 группа – «Просьба»
4 группа – «Отказ»
Пятиклассники выбирают нужные слова и прикрепляют их на разноцветные шары, которые заранее развешены на доске.
Вопрос классу:
- Ребята, а какие слова мы используем в нашей речи, если нужно кого-то утешить?
-А если хотим выразить благодарность?
-В какой форме и при каких условиях нужно употреблять те или иные этикетные слова?
5. Работа со схемой.
Кому
О ком, о чём
Кто говорит Где
Когда
Почему
зачем
Работая с этой схемой, ученики обнаруживают, что изменение какого-либо элемента влечёт за собой выбор иной этикетной формулы.
Какое, например приветствие мы услышим в данной речевой ситуации?
Кому (матери)
Цель (приветствие)
Кто (мальчик)
О чём (пожелание добра)
Где (дома)
Когда (утром)
Стоит изменить только один компонент речевой ситуации, как меняется и речевая формула:
Кому приятелю привет! салют!
учителю здравствуйте
прощание пока, до свидания
цель благодарность спасибо
извинение прости, пожалуйста
вечером добрый вечер
когда поздно вечером спокойной ночи
днём добрый день
Вывод: выбор слов приветствия определяется речевым этикетом, т.е. зависит от того, знакомы вы или нет; от возраста того, кого вы приветствуйте.
6. Работа с учебником.
Выполнение упражнений: учебник М. М, Разумовской, 336 (устно) 337(письменно) 338 (письменно)
7.Сценка «В автобусе», заранее подготовленная учащимися под руководством учителя.
Пятиклассник Валера входит в автобус и видит знакомую бабушку. В транспорте очень тесно.
-Здорово, бабуля! – кричит Валера знакомой бабушке.
-Здравствуй, сынок! – отвечает бабушка.
Валера обращает внимание на сидящего около него мужчину и, стараясь быть вежливым, произносит:
-Убедительно Вас прошу, уступите бабушке место!
-Пожалуйста, садитесь! – обращаясь к бабушке, произносит мужчина.
Валера достал из кармана деньги и пытается передать их водителю, чтобы оплатить проезд.
-Будь другом! Передай деньги за проезд!- обращается он к бабушке.
-Извини, сынок, я не могу подняться.
-Сделай одолжение, передай деньги! – обращается он к незнакомому мужчине.
-Мне очень жаль, но я не могу тебе помочь.
-Эй, передай деньги!- обращается Валера к девочке.
-Еще чего!
Вопросы классу:
-Ребята! Какие этикетные слова Валера употребил неуместно?
-Кто из пассажиров правильно использовал этикетные слова? А кому следует использовать их в своей речи?
8. Беседа о разговоре по телефону.
Учитель. Что такое, по-вашему, телефон? Каково его назначение? Как связаны между собой речевой этикет и телефон? Почему так важно культурно, правильно разговаривать по телефону?
Перечислите жизненные ситуации, когда мы обращаемся к телефону.
Задания группам: разыграть речевые ситуации:
1 группа – звонок другу домой с определённой целью (узнать домашнее задание)
2 группа – вызвать «Скорую помощь»
3 группа – Звонок маме на работу с определенной целью
На экране: опорные слова
- Привет
- Здравствуй(те)
- Прошу Вас
- Не сочтите за труд
- Пока
- До свидания
- До скорой встречи
- Добрый вечер (день, утро)
- Извините
- Спасибо
- Благодарю за помощь
- Пожалуйста
- Будь другом
- Будьте любезны
- Простите за беспокойство
Анализ речевых ситуаций
Вывод:
-Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искренне доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии побуждают человека выразить своё дружелюбие, благосклонность с помощью словесных знаков внимания.
9. Работа с учебником .
Выполнение упражнения: 338 (письменно).
Проверка выполнения упражнения.
10. Подведение итога:
-Итак, ребята, наш урок подходит к концу, давайте еще раз вспомним, когда и в какой форме мы можем употреблять этикетные слова!
На экране:
- Пишем письмо
- Разговариваем по телефону
- Общаемся с друзьями
близкими
взрослыми
( знакомыми и незнакомыми)
-Наш урок подошел к концу, но случилось чудо: вы все теперь стали настоящими волшебниками, и помоги вам в этом этикетные слова, которые раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого нам радостнее жить. Я, надеюсь, что теперь вы будете часто употреблять их в своей речи. Произносите добрые приятные слова и выражения и при этом всегда улыбайтесь!
Домашнее задание: придумайте речевые ситуации с этикетными словами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"
В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....
презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"
презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.
Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное обуче...
Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"
Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...
Тема: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.Развивающие:...
КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)
Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...