Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"
методическая разработка (6 класс) по теме
Цели:
- познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;
- формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;
- воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"
Цели:
познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;
формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;
воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии.
Оборудование: учебник, тетради, таблица «Три склонения имен существительных», индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть этот урок?
Дети. Интересным, чтобы узнали что-то новое.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем о трех склонениях имен существительных.
Учитель. Наш урок мы начнем с минутки чистописания. Давайте пропишем заглавную и строчную букву К.
Образец:__________________
Учитель. Назовите слова, которые пишем с заглавной буквы К.
Дети. Катя, каникулы.
Учитель. Вспомните и напишите словарные слова на эту букву. Определите у существительных род.
. Объяснение новой темы.
Учитель. Что вам раздали?
Дети. Карточки со словами
Учитель. Почему они состоят из двух частей?
Дети.1 часть-основа слова, 2 часть - окончание.
Учитель. Почему у слов меняются окончания?
Дети. Потому что существительные изменяются по падежам, а падежей в русском языке 6.
Учитель. Повторим падежи. На какие вопросы отвечают падежи?
Учитель. Чем Именительный падеж отличается от всех остальных?
Дети. Форма Именительного падежа считается начальной формой.
Учитель. А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто из вас самый наблюдательный? Возьмите карточку со словом капуста и карандашом впишите окончания.
Учитель. Назовите только окончания (на доске учитель записывает окончания в столбик)
У всех так? (если у кого не так, то учитель наводящими вопросами подводит к правильному ответу)
Аналогичная работа проводится со словом кухня. В результате на доске появляется запись:
-а -я
-ы -и
-е -е
-у -ю
-ой -ей
-е -е
Учитель. А теперь так же рассмотрим слово Коля.
Проделав эту работу, выписав окончания, учащиеся убеждаются, что окончания совпадают с предыдущими.
Учитель. Теперь в пустую карточку запишите любое имя существительное, чтобы его окончание совпало с нашими и просклоняйте.
Учитель. Что вы заметили?
Дети. Оказывается, в русском языке есть такая группа слов, которая при склонении имеет одинаковые падежные окончания.
Учитель. Что их объединяет?
Дети. Мужской и женский род с окончанием -а, -я.
Учитель. Давайте рассмотрим карточки со словом канал. Просклоняйте.
В пустой клетке просклоняйте свое существительное.
Учитель. Значит, есть другая группа слов, которая при склонении имеет одинаковые окончания
Учитель. Какие слова входят в эту группу?
Дети. Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.
Аналогично рассматривается слово картечь. (Параллельно учитель проводит словарную работу по разъяснению значения данного слова).
Вывод: К третьей группе относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.
Учитель. Мы с вами только что узнали, что у существительных женского, мужского, среднего рода бывают разные падежные окончания.
Учитель. Откройте учебник. Чтение правила по частям. Прочитайте первое предложение.
По окончаниям и по роду существительные делятся на 1,2,3 склонение.
III. Закрепление нового материала.
Работа с таблицей «Три склонения имен существительных»
1скл. | 2скл. | 3скл. |
м.р. -а, -я | м.р. - | ж.р. |
ж.р. -а, -я | с.р. -о,-е |
Учитель. Для того чтобы определить склонение, что нужно знать?
Дети. Определить род имен существительных. Выделить окончание.
Учитель. А между прочим, и ваши имена относятся к одному их склонений. Встаньте те, у кого имена 1 склонения, затем 2 склонения.
У некоторых имя может быть и 1 и 2 склонения. (Владимир - Вова, Михаил - Миша).
Учитель. Прочитайте слова, которые написаны на доске.
Учитель. Выпишите из этих слов по 3 слова каждого склонения.
Какие существительные относятся к 1склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?
IV. Подведение итогов.
Учитель. Что нового узнали на уроке?
По таблице дети сами рассказывают, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.
Комментарии к оценкам учащихся, оценки.
V. Домашнее задание
Учитель. В домашнее работе просклоняйте свое имя и имя товарища по парте.
Давайте пожелаем друг другу всего доброго и хорошего. Урок окончен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"
Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...
Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...
Урок письма и развития речи в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Цель: дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов....
Урок письма и развития речи в 5 классе "Первое склонение имен существительных в единственном числе"
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме....
Презентация к уроку письма и развития речи в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"
Данная презентация использовалась в качестве сопровождения урока письма и развития речи в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное". В ней отражен...
Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"
Тема. «Деловое письмо:заявление»I.Огр.момент-Здравствуйте, ребята!-Садитесь!- Сегодня у нас немного необычный урок.- Кто скажет, чем он необычен? (гости)- Верно.- Но за годы обучения в шко...
Урок письма и развития речи в 5 классе. "Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепление."
Тема урока: Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепления.Тип урока: Закрепление знаний, умений и навыков.Структура урока: комбинированныйХарактеристика класса: В 5 «А&raqu...