Правописание сложных слов
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
ЦЕЛИ:
- знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
применять правила разных типов орфограмм;
пользоваться основными способами проверки написания;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slozhnyh_slov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Тема:
Правописание сложных слов
Разработчик урока:
учитель русского языка и литературы
Ивлева Л.Е.
2010 г.
Тема: Правописание сложных слов
ЦЕЛИ:
- знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
применять правила разных типов орфограмм;
пользоваться основными способами проверки написания;
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
II. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.
Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.
Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.
Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.
IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.
мировоззрение –
столетие –
юго-запад –
полночь –
лейб-гвардия –
социал-демократия –
вице-президент –
литературоведение –
Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.
V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис.
- Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).
- Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).
- Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).
- Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из сочетания наречия с прилагательным или причастием).
Делается вывод о написании сложных прилагательных.
VI. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,
Найдите случаи слитного, дефисного написания, которые не встретились в нашей орфографической диктовке.
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. .
X. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)
Задание № 1
Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:
1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант - образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант - образованные от сложных существительных.
Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).
Задание № 2
Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.
(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.
Задание № 3
Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.
Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ»
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...
Урок "Правописание сложных слов с корнем пол-"
Конспект урока в 5 классе по разделу "Словообразование" с презентацией....
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
правописание сложных слов
Правописание некоторых сложных слов, образованных от иностранных....
урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов
Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...