«ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 14.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ»
При объяснении орфографического правила можно применить структурную схему, которая, обеспечивая большую наглядность, не только способствует лучшему запоминанию всех его частей, но и в большей степени помогает уяснению тех связей, которые существуют между отдельными признаками правила.
Так, правило о правописании сложных слов, первая часть которых представляет собою корень –пол-, можно представить в виде такой структурной схемы:
-пол – пишется:
Слитно через дефис
Перед согласными(кроме л) : 1) Перед гласными:пол-арбуза, пол-яблока
Полчаса, полметра . 2) перед л:пол-листа, пол-ленты.
3) перед большими буквами: пол-Орла,пол-
России.
Задача учителя- постоянно требовать от учащихся умения мотивировать каждый компонент, входящий в состав формулировки правила, а в трудных случаях брать эту работу на себя. Поэтому составлению структурной схемы правила в ряде случаев может сопутствовать и мотивировка учителем отдельных его частей. Так, при объяснении правила о правописании сложных слов, первая часть которых начинается с корня –пол-, можно дать дополнительно обоснование каждого случая написания –пол- через дефис и слитно с точки зрения произношения.
С этой целью учитель может обратить внимание учащихся на произношение слов с –пол- перед гласными, перед –л-, в отличие от произношения слов с –пол- перед заглавными буквами.
Произношение корня-пол- в позиции перед гласными и л характеризуется отделенностью, что на письме отмечается черточкой.
Характерно, что звук л в слове –пол- в указанных случаях произносится всегда твердо, независимо от того, какие гласные стоят после него. Например, в слове пол-избы л звучит твёрдо, хотя и стоит в в позиции перед гласным звуком и который обычно смягчается.
Поэтому л звучит в словах пол-избы, пол-яблока, пол-ивы совсем не так, как, например, в аналогичных позициях в словах поливка, поляна, поливы.
Во втором случае л сливается с гласным звуком (полярник). То же самое можно сказать и о той части правила, которая регулирует написание –пол- со словами, начинающимися с буквы л (пол-листа, пол-ленты, пол-лимона).
Третью часть правила (употребление черточки после –пол-) перед большими буквами учитель может объяснить таким образом: с большой буквы начинаются имена собственные, а большая буква не может употребляться в середине слова, поэтому черточка отделяет в этих словах две составные части и указывает на отсутствие слияния между ними.
Далее учитель показывает, что отмеченные выше особенности в произношении сложных слов с –пол- не проявляются в тех случаях, когда за –пол- следует слово на согласный звук, кроме л( полметра, полкуска, полжизни, полчаса).
Таким образом, работа по осознанию сущности и структуры сложности орфографического правила может включать такие основные моменты:
1.Вычленение отдельных признаков и уяснение структуры правила.
2.Выявление тех связей, которые существуют между отдельными его признаками.
3.Мотивировка всех или отдельных компонентов правила.
Большую роль в описанной работе сыграют умело подобранные учителем вопросы, которые будут направлять деятельность учащихся на грамматический анализ предложенного материала, расчленение правила, конкретизацию его отдельных признаков и постепенное соединение их в одно общее правило. Кроме того, активизация работы учащихся на данном этапе будет находиться вначале в руках учителя, а затем школьники смогут самостоятельно не только сформулировать правило, но и производить его расчленение и мотивировку.
Необходимо отметить, что сложность и краткость формулировки орфографического правила- не единственное условие лучшего его осознания. В ряде случаев такие формулировки усваиваются учащимися слабо, а расчлененная формулировка оказывается более понятной и потому более легкой и доступной.
Список использованной литературы:
1.Е.Г.Шатова.Урок русского языка в современной школе .Москва, Дрофа, 2007 год.
2.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва. АЗЪ»,1996 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Правописание сложных слов с корнем пол-"
Конспект урока в 5 классе по разделу "Словообразование" с презентацией....
Правописание сложных слов
ЦЕЛИ:знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;находить и объяснять все типы написания, изученные з...
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
правописание сложных слов
Правописание некоторых сложных слов, образованных от иностранных....
урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов
Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...