Разработка урока« ТОЛЕРАНТНОСТЬ. СТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И ВЫРАЖЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКИ»
материал по русскому языку (10 класс) по теме
Интегрированный урок по русскому языку (с использованием элементов психологии)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шалтенова Б.К.
Актюбинский колледж транспорта,
коммуникаций и новых технологий
Областная газета для учителей «Ұстаз»
От 28 октября 2011 года
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ПСИХОЛОГИЯ, ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА) НА ТЕМУ « ТОЛЕРАНТНОСТЬ. СТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И ВЫРАЖЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКИ»
ЗАДАЧИ: обсудить и выяснить природу толерантности как социально-культурного явления, ее связь с осуществлением и обеспечением прав человека, особенности проявления толерантности в современных обществах различного типа; научиться писать письма делового характера.
ФОРМА: урок закрепления умений и навыков
МЕТОДЫ: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (демонстрация на интерактивной доске), практический, коммуникативный.
ОБОРУДОВАНИЕ: жетоны, интерактивная доска, электронный материал (тест, текст притчи, диктанта и т.д.),
ЦЕЛИ: обучающая – дать понятие необходимости и ценности толерантности в межличностных отношениях и в обществе в целом; научить составлять деловые документы.
развивающая – развить навык распознавания различных видов документов, реквизитов документа, умения использовать при составлении документа официально-делового стиля;
воспитательная - осознание отличия картины мира другого человека от нашей картины; признание права другого человека быть похожим на нас, понимание ценности чувств другого человека и необходимости бережного отношения к другим.
ОСНОВА ВСЯКОЙ МУДРОСТИ – ТЕРПЕНИЕ
Платон
ХОД УРОКА
1. Орг. Момент (цели, команды, жетоны)
2. Мозговая атака («разбудить», настроить) – 1-2 мин.
* Вова, Лена и Саша сидели на скамейке. Запишите, в каком порядке (слева направо) они сидели, если Саша сидел слева от Вовы, а Лена сидела слева от Саши (Ответ: Лена, Саша, Вова)
* Собака легче, чем жук. Собака тяжелее лошади. Кто легче и тяжелее всех? (жук – самый тяжелый, лошадь – самая легкая)
* Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах, огурцах? (ответ: буква Р)
* Какая буква будет между Ж и П? (ответ: И)
3. ПОВТОРЕНИЕ ПО ПРОЙДЕННОЙ ТЕМЕ
ТЕСТ
1. Какой из перечисленных реквизитов не относится к справке?
А. текст Б. утверждение В. Печать Г. подпись
2. Какой из перечисленных реквизитов не относится к характеристике?
А. текст Б. подпись В. Название вида документа г. согласование
3. Какой из перечисленных реквизитов не относится к автобиографии?
А. резолюция Б. подпись В. Дата Г. текст
4. Сколько реквизитов насчитывается в делопроизводстве? (29)
5. На какие группы делятся современные документы делопроизводства? (организационные. Информационно-справочные, распорядительные. Документы по личному составу, жалобы и предложения)
6. какой документ не относится к организационным?
А. устав Б. положение В. Штатное расписание Д. должностная инструкция
7. Какой документ не относится к информационно-справочным?
А. акт Б. докладная записка В. Письмо Г. распоряжение Д. телефонограмма
8. Какие документы относятся к распорядительным?
А. приказ, приказание, распоряжение, постановление, указ, указание
Б. приказ, устав, постановление, указание
В. Приказ. Приказание, распоряжение, акт, указание
4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Сегодня до вашего сознания мне хотелось бы донести значение слова ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Терпение – это сила. Терпение – это труд. Терпение – это сияющий алмаз лучших человеческих качеств, любви, благородства, снисходительности к другим, требовательности к себе, тактичности, внимательности, сочувствия, принятия многообразия, уважения к чужим идеалам и т.п.
Можно ли из дуба сделать березу? Из кошки слона? Нет. Тем более мы не можем изменить внутренний мир другого человека. Со своим-то плохо справляемся! Мир другого человека уникален. Вот, взять к примеру, вашу группу: все разные по характеру, национальной принадлежности, умственному развитию. Но все-таки вы живете нормально, без «разборок», взаимных обид вот таким общежитием, одной группой. А если взять целую нашу страну, где живет более 130 национальностей, весь мир, где люди говорят на разных языках, исповедуют разные религии? Здесь нужно запастись огромным терпением, мудростью, чтобы избежать конфликтов.
5. СХЕМА
Подберите слова-ассоциации к слову «толерантность».
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
6. ПРИТЧА «МОЛЧАНИЕ». Чтение.
Будда проходил как-то мимо одной деревни, в которой встретил своих противников. Они принялись его оскорблять горячо и злобно. Он слушал молча и очень спокойно. Из-за его спокойствия всем стало как-то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова как музыку. И тогда спросили у Будды:
- В чем дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?
- Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, - ответил Будда. – Приди вы ко мне лет десять назад, я бы бросился на вас. Но тогда не было понимания. Теперь я понимаю: из-за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело оскорблять меня или нет, но принимать или нет ваше оскорбление – в этом моя свобода. Вы не можете их навязывать. Я отказываюсь от ваших оскорблений, можете забирать их себе.
БЕСЕДА
1. Какое (ие) качество (а) проявил Будда?
2. Почему многие учителя учили своих учеников терпению?
3. В своей жизни с помощью терпения что вы преодолели?
(учебу, болезнь, недостатки характера, конфликтную ситуацию в семье, в классе и т.п.)
4. Сделайте вывод по притче: БУДДА НЕ СТАЛ ПРИНИМАТЬ ОСКОРБЛЕНИЯ, ЧТОБЫ СВОЙ НЕКИЙ ВНУТРЕННИЙ РЕЗЕРВУАР, Т.Е. ВНУТРЕННИЙ МИР, ОСТАВИТЬ В ЧИСТОТЕ.
7 СТИХ прочесть Лели Карасевой «Камни»
8. ИГРА «ГОРЯЧИЙ СТУЛ»
На месте Будды окажутся желающие. Сейчас на этот горячий стул сядет смелый студент, которого вы будете характеризовать, отвечая на вопрос «Какой он?» ОДНИМ определением. А сидящий отмечает слова , которые совпали с его определением, кивком головы. Количество совпадений подсчитываем.
9. НОВАЯ ТЕМА
СТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И ВЫРАЖЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКИ.
- Признаки официально-делового стиля
ЦЕЛЬ – информация.
ФОРМА – письменный монолог для официального общения.
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА – наряду с преимущественным использованием нейтральных языковых средств широко употребляются:
- стандартные выражения;
- составные союзы;
- составные предлоги;
- отглагольные существительные;
- развернутые предложения;
- слова в прямом значении для предельно точного выражения, не допускающего разное толкование;
- специальные слова (термины), в основном юридические, дипломатические, общественно-политические. Не допускается употребление экспрессивных и оценочных речевых средств.
* ТЕКСТ
Доводим до вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром – городом Алга - и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около получаса. Причинен значительный материальный ущерб собственности города и близлежащих аулов, исчисляемый по предварительным подсчетам в десятках миллионов тенге. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание средней школы в городе Алга, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.
1.О каком стиле идет речь в тексте? (официально-деловом)
2. Какие признаки данного стиля вы нашли в тексте? (стандартные выражения, отглагольное существительное оказание, специальные слова материальный ущерб. Нет экспрессивных речевых средств)
3.К какой группе документов вы отнесли данный документ? (информационно-справочной)
4.Перечислите виды документов информационно-справочных документов? Что за вид документа перед нами? (письмо)
* Итак, ПИСЬМО – самый распространенный вид информационно-справочных документов, чей объем в любой организации насчитывает до 80 % всего документооборота. Поэтому сегодня на уроке важно научиться основным стандартным формам и выражениям деловой переписки.
Текст письма, как правило, состоит из двух частей. Сначала указывают причины, обосновывающие необходимость составления письма (факты, события, ссылки на другие документы), а затем излагаются выводы, предложения, просьбы.
Используются такие грамматические формы при изложении в тексте, как: прошу, просим, предприятие просит, трудовой коллектив и руководство просят, вносим предложение, предлагаем, сообщаем, разъясняем, ставим в известность и т.д.
Обязательные реквизиты письма: адресат, заголовок к тексту, текст, дата, подпись составителя. Письма бывают разные: письмо-просьба, письмо-поздравление, письмо-извинение, письмо рекламное, письмо ответное, письмо инициативное, письмо-предупреждение, письмо гарантийное и т.д.
ЗАДАНИЕ
А теперь, дорогие гости, я предлагаю вам познакомиться с известной во всем мире рекламной фирмой. Наши студенты будут в роли рекламных агентов и предложат нашим гостям рекламу Актюбинского колледжа транспорта, коммуникаций и новых технологий.
Чтобы стать полноправным членом нашей фирмы, вы, ребята, должны пройти 3 этапа.
1 – работа с рекламным письмом (запись под диктовку рекламного письма)
2 – самостоятельная работа (подготовка рекламного письма). Напр., АКТКиНТ предлагает свои услуги по обучению специалистов железной дороги. Высокое качество гарантируем!)
3- -практическое применение полученных знаний в домашних условиях (написание личного письма)
Итак, 1-й этап – рекламное письмо.
Под диктовку записываем (на доске и в тетради).
Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий объявляет о
приеме абитуриентов на дневную и заочную формы обучения по пятнадцати специальностям.
Приглашаем всех выпускников школ.
За справками обращаться по адресу: г. Актобе, ул. 8 Марта, 1
2-й этап – самостоятельная работа (подготовка своего рекламного письма). Зачитаем!
*ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ЭТО ВАЖНО ДЛЯ КУЛЬТУРЫ ВАШЕЙ РЕЧИ!
Выражения, свойственные официально-деловому языку, иногда становятся стандартными и проникают в другие стили. Такие выражения называют канцеляризмами.
Канцеляризмы – это слова и выражения официально-делового стиля, воспринимаемые в других стилях как неуместные. Например, нельзя серьезно сказать : «Давай достигнем консенсуса, сынок». Корней Чуковский назвал речь, насыщенную канцеляризмами, как болезнь – канцеляритом (ср. бронхит, лорингит)
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Задания.
1. УСТНО. Прочитайте и найдите канцеляризмы. Замените канцеляризмы другими словами, соответствующими разговорному стилю, и запишите предложения.
Образец: Кто воспитывал детей путем бабушек и дедушек, тем легче..
Кто воспитывал детей с помощью бабушек и дедушек, тем легче.
1. Следует поднять на должную высоту вопрос об уровне преподавания некоторых дисциплин в нашем колледже.
2. Сегодня я ходил в магазин с целью покупки магнитофона.
3. Вчера была гроза, и вследствие удара молнии начался пожар.
4. Мы должны произвести запись этих лекций, потому что у нас нет учебника.
5. Мы ведем борьбу за повышение успеваемости.
(2. Все деловые бумаги имеют стандартную форму. Назовите реквизиты автобиографии. ( НАИМЕНОВАНИЕ, написанное с большой буквы в центре строки, ПОДПИСЬ составителя и ДАТУ написания. ТЕКСТ автобиографии должен быть написан от руки. В тексте автобиографии указываются:
- фамилия, имя, отчество;
- число, месяц и год рождения;
- место рождения;
-сведения об образовании ( где и когда учился, какое учебное заведение окончил);
- сведения о составе семьи (фамилии, имена, отчества матери и отца, где и кем работают; данные о других членах семьи)
Напишите свою автобиографию.
Прочитайте, смелые, свою автобиографию. А остальные внимательно слушают, чтобы устранить ошибки в языке, композиции и содержании автобиографии.)
ДОМЗАДАНИЕ
3-й этап.
Дома вы напишите письмо самому себе (как дневник). Расскажите о себе – кто вы, где и как живете, чем интересуетесь, к чему стремитесь, что вас влечет, какие люди играют значительную роль в вашей жизни, чем они привлекают вас. Вы поняли, что это письмо личное, значит, стиль будет не официально-деловой, а разговорный или художественный. Попытайтесь познать себя, увидеть свои недостатки, слабости. Задание является не обязательным.
ИТОГИ, ВЫВОДЫ.
Понравился ли вам урок?
Что именно? Что нового вы узнали?
Творческих успехов вам! До свидания!
АКТЮБИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА, КОММУНИКАЦИЙ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам.дир. по научной работе Зам.дир по УР
_______К.Н. Сансызбаева _________М.С. Жиенкожаев
«___» ______________ 2010 «___»______________2010
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА ТЕМУ « Толерантность. Стандартные формы и выражения деловой переписки»
Преподаватель : Шалтенова Б.К.
Группа: Э-22
Дата: 02 июня 2010
2010г.
Предварительный просмотр:
ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
ТЕМА: « Люблю тебя, Петра творенье…»
ТИП МЕРОПРИЯТИЯ: комбинированный
ВИД МЕРОПРИЯТИЯ: урок-путешествие
ЦЕЛИ
ОБУЧАЮЩАЯ: рассказать о памятных пушкинских местах в Санкт-Петербурге,
воссоздав атмосферу Х1Х века;
РАЗВИВАЮЩАЯ: развить навык выступления, выразительного чтения.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: любовь к пушкинскому миру, увидеть ближе и ясней
великого поэта, понять Гения.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет А.С. Пушкина, стенды « Отечество нам Царское село».
«Семья Пушкина», репродукции с картин Е.Е. Моисеенко «Памяти поэта»,
А.Н. Козлова « Портрет Пушкина со свечами», О.А. Кипренского «Портрет
Поэта А.С.Пушкина», видеокассета «Царское село», костюмы для
участников, аудиокассеты с музыкой Свиридова, Чайковского, выставка
книг.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература, риторика, история.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: В.В. Кунин «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками».
Интегрированный урок литературы, музыки, хореографии, риторики, посвященный 19 октября – Дню открытия Царскосельского Лицея на тему:
«Люблю тебя, Петра творенье…»
(о пушкинских местах в Санкт-Петербурге и творчестве А.С. Пушкина)
Ход.
1.Организационный момент.
Учитель: Трудно понять Санкт – Петербург, его историю, его душу без Пушкина, и совсем невозможно представлять себе Пушкина без города на Неве.
Эта взаимосвязь неразрывна, и, наверное, по редчайшему чувству сопричастности, которое мы испытываем, общаясь с Александром Сергеевичем Пушкиным, нам дорого в нем все, что он оставил, все, с чем он соприкасался в своей жизни, что хранит след его личности, след его благородного Гения.
Люблю тебя, Петра творенье.
1 чтец. Пушкин и Петербург… Они неразделимы.
Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург, Пушкиным. С красотою города слились его стихи:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
2 чтец. В чеканных, торжественных стихах вступления к «Медному всаднику» Пушкин воспел Петра-1, дерзновенно замыслившего для блага России « В Европу прорубить окно». Под пером поэта возникла картина рождения Санкт – Петербурга:
Прошло 100 лет и юный град,
Площадных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат,
Вознесся пышно, горделиво;
*** *** ***
По оживленным берегам,
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся,
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Её покрылись острава,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новую царицей
Порфироносная вдова.
3- чтец (учитель). Своеобразным контрастом этой чуть ли не волшебной формы является прозаически достоверное описание Петербурга в « Арапе Петра Великого» как новорожденной столицы, «которая подымалась из болота по манию самодержавия». Обнаженные плотины,каналы без набережной, деревянные мосты, дома, наскоро построенные...
А в «Пиковой даме» описание улиц, частей города настолько точны, что следуя им, те места или дома, где волей автора оказываются его герои.
Наш Пушкинский Петербург – не только тот, который представлялся глазом поэта и был им воспет. Для нас это ещё и многие дорогие места, овеянные памятью о нём: Царское село, ставшее теперь городом Пушкиным, Летний сад, старинный дом на берегу Мойки, где скончался поэт, Александрийский театр, носящий имя Пушкина, торжественная, величественная Пушкинская площадь на стрелке Васильевского острова, вдохновенный памятник поэту, созданный скульптором М.К. Аникушиным, на площади Искусств. И наконец, Пушкинский дом, где хранятся рукописи поэта и его библиотека.
Сень наук.
3 – чтец (учитель). Его первые стихотворные опыты связаны с Царским селом. Под сенью царскосельских лип, в своей «студентческой Келье» впервые узнал Пушкин – отрок радость творения, пережил неведомое доселе волнение, когда сам Державин благословил его на поэтический путь.
Осень 1811 г. замечательна была основанием Царскосельского лицея.
Царское село встретило первых своих воспитанников морем желтеющей осенней листвы. Справа от дороги, в парке, красовался Александровский дворец. Далее перед взорами приезжих вспыхнули веселые золотые купола дворцовой церкви. Наконец показалась своеобразное здание дворцового флигеля, отведенного Лицею, - полукруглой частью оно выступало на небольшую площадь. Справа видны лазоревые стены Екатерининского дворца.
Вместе с другими малышками юный Пушкин переступил порог Лицея. Впереди были 6 лет учения.
В день открытия Лицея, 19 октября 1811 г., поставили большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой, на нем лежала лицейская грамота в нарядном переплете – устав лицея.
Пушкин вспоминал:
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших я снова шум игривый
И вижу внось семью, друзей.
Особенно запомнилась лицеистам речь профессора Куницына. Он говорил « об обязанностях гражданина» и призывал своих воспитанников любить славу и отечество. А в январе 1815 г. торжественно проходили публичные экзамены. Перед престарелым поэтом Г.Р. Державиным юный Пушкин прочел свои «Воспоминания в Царском Селе». Державин в слезах обнял Пушкина – отрока и благословил на поэтический путь.
В «семьях», как называли воспитанники свои спальни, стояли железная кровать, комод и стол для умывания. На конторке – чернильница и подсвечник.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась – муза в ней
Открыла пир младых затей.
В лицее Пушкин и его товарищи встретили грозу 1812г. Мимо лицея проходили войска, направляясь на фронт, и мальчики, оставляя классы, выбегали их приветствовать и провожать.
Вы вспомните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидую тому, кто умирать
Шёл мимо нас...
Мемориальный музей «Лицей» один из самых популярных. В углах лицейских переходов посетители как бы встречают юношу Пушкина и его друзей:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа нераздилим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам царское село.
«Царского села прекрасные дубравы»
Царскосельские парки с их неповторимыми пейзажами и памятниками овеяны стихами Пушкина. Они живут в мире его поэзии.
В те дни в таинственных долиных,
Весной, прикликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне, -
Вспоминает поэт в восьмой главе «Онегина» о своей поэтической родине.
4. Пушкин воспел фонтан «Девушка с кувшином» в стихотворении «Царскосельская статуя».
Урну с водой, об утес ее дева разбила,
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнек вода, изливаясь из урны разбитой,
Дева, над вечной струей, вечно печально сидит.
В конце XVIII века победа русского оружия отмечалась здесь памятником. Например, в середине большого озера возвышается мраморная колонна, воздвигнутая в 1778 г. В память Чесменского боя.
(Чесменская колонна)
Лицейский сад.
(Памятник Пушкину)
Мне рассказать о закрытом памятнике во время Великой Отечественной войны. (с. 44-45)
«Твердыня власти роковой»
(Петропавловская крепость)
Слово учителя. С Петропавловской крепости: начался Петербург. В пушкинские времена все торжества в Петербурге отмечались громом пушек в Петропавловской крепости.
Знаете ли вы, что первым узником в 1718 г. оказался царевич Алексей. Здесь в Трубецком бастионе его допрашивали. Пушкин прослеживал эту страшную историю. Сыну Петра зачитали приговор, затем он умер отравленный. Тело перенесли в Троицкий собор и погребли в присутствии Петра.
С тех пор Петропавловская крепость выполняла роль политической тюрьмы. Узником ее был первый русский революционер А.Н. Радищев.
Тень Петропавловской крепости, как возможного варианта судьбы, преследовала Пушкина до последнего дня жизни.
После окончания следствия декабристами Пушкин писал Вяземскому: «Повешенные повешены; но каторга ста двадцати друзей, братьев, товарищей ужасна». Рукописи А.С. Пушкина тех лет хранят следы раздумий его о своей собственной судьбе: он часто рисовал виселицу и под ней писал: « И я бы мог…»
После 1825г. крепость для А.Пушкина приобрела зловещий смысл. Из привлеченных по делу декабристов 2500 солдат и 600 офицеров почти 1000 участников восстания были заключены в Петропавловскую крепость. Среди узников крепости многие друзья и знакомцы Пушкина. (Раевский и др.)
«Чистейшей прелести чистейший образец»
Жена Пушкина Наталья Николаевна была редкой красавицей. 18 –летняя Наталья Гончарова была хорошо образованная, имела веселый нрав, отличалась ловкостью, хорошо держалась в седле, играла в шахматы. Пушкин очень ценил ее естественность, манеру держаться, ее доверчивый, открытый характер. Пушкин писал: «Не хвалясь и не жалуясь – ибо женка моя прелесть не по одной наружности…» Она удовлетворяла его представлениям о том, какая должна быть жена; он считал ее честной и доброй женой. «Жена моя прелесть – писал он, - и чем дольше живу с ней, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание». Наталья Николаевна разделяла тяготы семейной жизни, понимала материальные затруднения, помогала мужу в его издательских и литературных делах. Она ему родила 4-х детей: 2 сына, 2 дочек.
«Солнце нашей поэзии закатилось…»
(о последней квартире Пушкина в доме С.Г. Волконский на Набережной реки Мойки – ныне дом № 12)
Дом на Мойке сохранил черты пушкинского времени. Сейчас здесь музей. Этим домом владела Княгиня- Волконская, чей сын С.Г. Волконский станет декабристом (чуть позже вы познакомитесь с произведением Некрасова).
Последний год для Пушкина был очень трудный: не хватает денег, журнал «Современник», созданный поэтом, приносил убыток, а семья и прислуга была большая, а тут еще наглые ухаживания Дантеса за его женой. Чаша терпения Пушкина переполнилась: он решил положить конец преследованиям врагов и защитить свою честь. Пушкин написал гневное письмо барону Геккерну, чей приемный сын Дантес должен был согласиться на поединок с Пушкиным.
Дуэль состоялась 27 января. Пушкин был весел в этот день, много работал, пел. А вечером смертельно раненного Пушкина везли с дуэли. На руках несли и положили на диван в кабинете. Друзья – Жуковский, Даль, Вяземский, Тургенев – были рядом.
Весть о дуэли и ее трагическом исходе молниеносно разнеслась по Петербургу. А в сенях квартиры все время толпился народ, и Жуковский вывешивал на двери бюллетени о состоянии здоровья поэта.
29 января в 2 часа 45 минут пополудни перестало биться сердце Пушкина.
«К нему не зарастет народная тропа…»
(обелиск на месте дуэли Пушкина – за черной рекой – ныне Новая Деревня, Коломенское шоссе)
К 30-м годам XIX века Черная речка стала модным дачным местом. Пушкин повел здесь 2 лета. А зимой берега Черной реки тихи и пустынны. На это и рассчитывали секунданты дуэли, что никто не помешает. Условия дуэли были крайне жестоки. Первым выстрелил Дантес. Пушкин упал лицом на шинель и потерял сознание, но затем очнулся и обратился к Дантесу: «Подождите, у меня есть еще достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел». Приподнявшись опираясь на руку, он прицелился и выстрелил. Пуля прострелила Дантесу руку и контузила его, а Пушкин был ранен в правую сторону живота. Было много крови.
Сейчас недалеко от этого места станция метрополитена «Черная речка». На месте дуэли – скульптура, у подножия которого всегда живые цветы.
«Здравствуй, племя младое…»
Скульптор Аникушин, выигравший конкурс на памятник в 1948г., писал: « Я хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем».
Да, образ получился живой и выразительный. Поэт стоит в своеобразной позе, голова высоко поднята, выражение лица вдохновенно, жест открытый, широкий. Пушкин будто бы обращается к своим далеким потомкам:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!
Викторина.
(из сундучка достаем карточки с вопросами)
Видео «Царское село».
Танец «Вальс» (под музыку Свиридова «Метель»)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Актюбинский колледж транспорта, коммуникации и новых технологий
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании комиссии Зам.директора по учебно-
цикла иностранных языков воспитательной работе
«___» ___________2007 г. _________ Жиенкожаев М.С.
Зав.цикла ________ Куатова А.Г.
«Утверждаю»
Заведующая методическим
кабинетом
_________ Сансызбаева К.Н.
Открытый урок по русскому языку
На тему: «Способности, труд, талант, предложения с однородными членами»
Подготовила: Шалтенова Б.К.
Актобе 2011г.
Открытый урок по русскому языку на тему «Способности, труд, талант. Предложения с однородными членами»
Что знаешь - людям передай.
Чего не знаешь - познавай.
(народная мудрость)
Преподаватель: Шалтенова Б.К.
Группа: Э-12
Место проведения: Ауд. 236
Что знаешь - людям передай.
Чего не знаешь - познавай.
(народная мудрость)
Урок- соревнование – практикум с элементами семинара
Метод: иллюстративный, словесный, исследовательский
Оборудование: кроссворд, карточки с текстом, теорией, схемы предложений, тесты, ключ к тестам, ромашка, таблица.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения, развить соответствующие пунктуационные навыки, формировать навыки самооценки и оценки деятельности товарища, опознавать однородные члены, соблюдать перечисленную интонацию.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка дом. задания (прочесть составленный связный устный рассказ на тему «Способности, труд, талант»)
- Актуализация знаний
- Словарный диктант.
Поражать, гениальный, труженик, способности, талант, восхищаться, трудиться.
- Кроссворд
По горизонтали: 1.Два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. 2.Тип предложения по интонации, при произнесении которого говорящий выражает какие-либо сильные чувства. 3.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос. 4.Подлежащее и сказуемое предложения. 5.Обстоятельства, отвечающее на вопросы где? Куда?
По вертикали: 1.Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа. 2.Одно из слов словосочетания, от которого задается вопрос к другому слову. 3.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. 4.Одно из слов словосочетания, к которому ставится вопрос. 5.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 6. Члены предложения, которые поясняют главные.
- Основная часть.
4.1. Теоретическая.
Каждая группа получает текст с теорией по теме «Однородные члены». Члены группы объясняют друг другу теорию, затем по одному человеку выходят и каждый рассказывает, отвечая на мой вопрос, свою часть теории. По мере рассказывания я на доске строю цветик-семицветик.
(Раздать карточки с теорией)
- Практическая
5.1. Работа с графопроекцией. На стенде высвечивается текст. Найти предложения, соответствующие схемам: 1.3.
Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. Казаки кончили свои занятия и собрались к ужину в избу. Автоматики, связисты, тепловозники собрались у железнодорожного вокзала. Электричка не медленно тронулась, а рванулась с места. Аккуратные, симпатичные и шустрые билетные кассиры ловко пробивали билеты.
5.2. Распределите предложения по группам. Расставьте знаки препинания.
Однородные определения Неоднородные
Определения
- Заморосил первый прохладный дождичек. 2. Нам дан во владенье самый богатый меткий могучий и поистине волшебный русский язык. 3. Он протянул мне красную опухшую руку. 4. Желтые дубовые заросли стояли в росе.
5.3. Используя таблицу, образуйте предложения с однородными и неоднородными определениями.
ЦВЕТ РАЗМЕР ВКУС ФОРМА ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН ПРЕДМЕТ
Белый большой сладкий круглый шерстяной
Синий маленький горький квадратный ситцевый
Красный огромный кислый прямоугольный шелковый
- Сообразительная
- Графический диктант
Я зачитываю предложения, а вы записываете только схемы.
Весной оживает все: леса, поля, луга.
Леса, поля, луга- все оживает весной.
Все: леса, поля, луга- оживает весной.
- Проверочная работа с выборочным ответом
Я даю карточки с текстом. Не выписывая предложения, выписать только номера предложений с однородными определениями.
1 вариант.
- Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
- Незатейливая деревянная резьба наличников привлекала его внимание.
- Собака смотрела на зловещий красный диск луны.
- Темные плотно стоящие ели отражались в воде.
- По каменной белой ограде разросся плющ.
2 вариант.
- Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.
- Вечернее бледное море лежало спокойно.
- Снова потянулись длинные однообразные дни.
- Веселые белые облака плыли над синими отрогами.
- День стоял туманный безветренный.
3 вариант.
- На поляне росли большие красные маки.
- Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.
- Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.
- Свежий морской ветер принес прохладу.
- Шел тяжелый затяжной дождь.
4 вариант.
- Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.
- Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.
- Летние московские вечера бесконечны.
- Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.
- По темной пыльной дороге бежала собака.
Контрольный лист: 1 вариант: 3,4.
2 вариант: 1,3,5.
3 вариант: 2,3,5.
4 вариант: 1,5.
Работа с текстом «Как состроена изба»
Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки. Сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение! Концы бревен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.
Строят избу из могучих сосновых бревен. Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, они стройны, легки, веселы. Все в них украшено деревянной резьбой и крыльцо, и наличники, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда.
Задания к тесту.
- Соблюдая интонацию, выразительно прочесть.
- Объяснить постановку знаков препинания.
- Найти и подчеркнуть однородные члены.
- Составьте схему к 3 предложению.
- Каким стилем написан текст?
- Какова основная тема текста?
- Каким типом речи является данный текст? Докажите.
- Тесты.
- Выводы.
Игра. Продолжи фразу.
Однородные члены- это ----------------------------------------------------------------
Если обобщающее слово стоит -------------------------------------------------------
Соединительные союзы ----------------------------------------------------------------
Противительные союзы -----------------------------------------------------------------
Однородные члены предложения отличаются от неоднородных тем, что -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.
Запятая ставится ---------------------------------------------------------------------------
Запятая не ставится -----------------------------------------------------------------------
- Дом задание.
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА
ТЕМА: Состав слова и словообразование. Каталоги.
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: урок-игра
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый
ЦЕЛИ ОБУЧАЮЩАЯ: обучить знанию словообразовательной системы русского языка,
научить учащихся ориентироваться в морфемной структуре слова,
различать части слова, однокоренные и разнокоренные слова, понять
взаимосвязь между составом слова, способом его образования и пра-
вильным написанием его частей;
РАЗВИВАЮЩАЯ: развить навык выделять в слове составные части, овладеть семантикой
морфем, развить навык словообразовательного разбора, обогатить сло-
варный запас учащихся, активизировать речемыслительную и
познавательную деятельность и логическое мышление;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитать чувство коллективизма, любовь к русскому языку, дух со-
ревнования.
ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворды, таблицы, 15 жетонов, указатели, билеты с вопросами, цвет-
ные жетоны (красные, зеленые, синие), сигнальный флажок, скойтч,
2 карты с 6 секторами, 2 кубика, красные и желтые листочки, 2 мар-
кера.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Г.А. Богданова. Уроки русского языка.
2.И.В. Шустина. Кроссворды.
3.В.А. Иванова., З.А. Потиха., Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке.
4.В.М. Перова. Обучение русскому языку.
5.В.Ф.Греков. Пособие для занятий по русскому языку.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
(Урок пройдет в виде игры. Цели. Вместо оценок – жетоны, различающиеся по цвету. Каждый игрок в команде собирает свои жетоны.
2.ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНД «Приставки» и «Суффиксы». (проверка дом. задания)
3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Капитаны команд методом жужжания объясняют команде *17
4.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. Соревновательная игра.
(Необходимы: 18 жетонов (по количеству учащихся), пронумерованных от 1 до 9, указатели,
билеты с вопросами (1 вопрос в одном билете), цветные жетоны вместо оценок (красный – 5,
зеленый – 4, синий – 3.),сигнальный флажок.)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Разберите жетоны с номером. У меня на столе билеты с вопросами. Они сгруппированы по 2, т.е. билетов №1 – 2 экз., билетов №2 – 2 экз., билетов №3 – 2 экз. и т.д.
Я выбираю любую стопку билетов и раздаю командам. И даю по номеру игроку с соответствующим номером, чтобы номер билета и номер игрока совпадали. Команда помогает в течение 30 секунд данному игроку. При готовности поднять флажок. После заслушивания ответа выдаю цветной жетон, заменяющий оценку.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
5.ИГРА «РАЗБОРКИ».
На доске для двух команд в столбик записаны слова. Задача: команда «Приставки» разбирает слова по составу, а команда «Суффиксы» делает словообразовательный разбор.
«ПРИСТАВКИ». Разбор слов по составу: БЕЗВКУСИЦА, СЛЕВА, СКАЛОЛАЗ.
«СУФФИКСЫ». Словообразовательный разбор слов: ТЕМНОТА, СЛЕВА, ОСЕННИЙ.
6. ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?» Это командная игра. На доске два дерева. На листочках, что у вас на столе, написать однокоренные слова и эти листочки подвесить к дереву.
ВОДА. ЦВЕТ.
(Вода, водичка, водица, подводник, водолаз, водопад, водолей, подводный, надводный; цветной, цветник, цветочек, цвести, расцвет, цветастый, расцвести, цветок, цветик, цветочник, цветочница, цветение.)
7.БРЕЙН-РИНГ
Перед каждой командой карта с 6 секторами для 6 заданий и кубик с точками. В секторах лежат карточки. Капитан бросает кубик. Допустим, выпала «2». Значит, игрок под № 2 отвечает. При полном ответе бросают кубик. Если ответ неполный, то любой из команды дополняет. Учитель награждает цветными жетонами. Каждый игрок играет за себя, собирает свои жетоны.
8. КРОССВОРД.
Задание: правильно и быстро вписать слова.
РАБОТА С ТЕКСТОМ «КАТАЛОГИ»
9.СТАНЦИЯ ЛЕКСИЧКСКАЯ.
Перед учащимися текст о каталогах.
Задание. 1.Прочесть текст.
2. Что такое каталог?
3. Какие виды каталогов бывают?
4. Подберите по 1 примеру на каждый из способов образования слов.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
10.ИТОГИ. САМОРЕКЛАМА.
Кто лучше всех расскажет о приставках, суффиксах?
Итак, сегодня вы вспомнили все части слова, повторили способы образования слов, подбирали родственные слова, развили навык разбора слов по составу и словообразовательный разбор.
Выставление оценок, подсчитывая количество жетонов. Затем можно подсчитать общее количество жетонов каждой команды. Выводится команда-победитель.
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Упр. 76.
1. Назовите значимые части слова.
2. Продолжите данные определения:
Приставка – это значимая часть слова…
Суффикс - это значимая часть слова…
- Прочитайте текст.
Суффиксы и приставки нам многое могут рассказать о слове. Так, по суффиксам можно определить часть речи: слова, оканчивающиеся суффиксами -тель, -ость, -ик, -ник, -чик, щик и другими, всегда имена существительные, а слова с суффиксами –ск, -ин, -чив. –ов, -ическ и другими - прилагательные. Кроме того, суффиксы и приставки указывают на общее значение слов. Например, суффиксы –ист, -чик, -щик и другие обозначают профессию человека, занимаемую им должность: радист, связист, телефонист, летчик, наладчик, каменщик, бетонщик, журналист.
Слова с суффиксом -ит обычно называют драгоценные камни (лазурит, александрит, селенит). Есть суффикс «ягод» - ик(а): черника. Клубника, земляника. Есть суффикс мяса – ин(а):
баранина, телятина, свинина, осетрина.
Есть у нас говорящие приставки. Приставка В – указывает на движение внутрь (влететь, войти, вселиться), а приставка С – на движение сверху вниз (сбегать, спрыгивать, спускаться) и на движение с разных сторон (слетаться, съезжаться).
ЧТО МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СУФФИКСАМ И ПО ПРИСТАВКАМ?
ЧТО МОГУТ ОБОЗНАЧАТЬ СУФФИКСЫ И ПРИСТАВКИ?
- Разобрать слова по составу: летчики, влетели, слетаться.
5 Образуйте от данных прилагательных существительные при помощи суффиксов -ОСТЬ,
-ОТ-а, -СТВ-о.
Аккуратный, болтливый, вежливый, внимательный, гордый, грубый, жадный, искренний, жестокий, мудрый, настойчивый, лживый, любознательный, мудрый.
6.Распределите группы однокоренных слов.
ЛЕС, СВЕТ, СВЕТЛЫЙ, САД, ЛЕСНИК, СВЕТАЕТ, САДИК, ЛЕСОК, СВЕИТ, САДОК, ЛЕСНИЧИЙ, СВЕТЛЯЧОК, ЛЕСНОЙ, САДОВНИК, ЛЕСИСТЫЙ.
7.Разберите слова по составу:
САДИК, МЕСТНЫЙ, ПОДВОДНИК.
8.По данным словообразовательным схемам определите, как образованы данные слова:
ПРИГОРОД - ГОРОД, СЕЛЬСКИЙ ---- СЕЛО, ПОДСНЕЖНИК --- СНЕГ.9.
9. Сделайте словообразовательный анализ
ПОДДЕРЖАТЬ, ФРАНЦУЗСКИЙ.
10. Сделайте разбор слов по составу: АБОНЕНТНЫЙ, СОАВТОРСКИЙ, БЛЕДНОЛИЦЫЙ, ВЕЛОСИПЕДИСТ, СОРОКАЛЕТНИЙ.
11.Образуйте сложные слова по образцу ПОСАДКА ЛЕСА – ЛЕСОПОСАДКА, НАСАЖДЕНИЕ ЛЕСА -….ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕЙ- ….. СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ - ……ЛЕЧЕНИЕ ГРЯЗЯМИ - ……ОБСЛУЖИВАНИЕ САМОГО СЕБЯ -……..
12. Из каких частей может состоять слово?
13. Для чего служат в языке части слова?
14. От чего и с помощью чего образуются слова?
15. Перечислите способы образования слов.
16. Как образуются сложные слова?
17. В словах какой части речи встречаются суффиксы -ОСТЬ, -ЕСТЬ?
18. В словах какой части речи встречаются суффиксы -СК, -Н. –АН?
19. Подберите слово, строение которого соответствует схеме:
20. Подберите слово, строение которого соответствует схеме:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в нестандартной форме на французском языке "La drogue, dis-lui, non" в 11 классе"
Данный урок разработан после прохождения темы "Наркотики" в 11 классе....
Разработка урока "Вирусы-неклеточная форма жизни"
разработка урока...
методическая разработка урока по теме: "Нахождение логического выражения по таблице истинности"
Предложена методическая разработка урока для 9 класса по теме "Нахождение логического выражения по таблице истинности". Целью урока поставленной учениками было научиться строить логические в...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
Предлагаемые уроки развития речи в 6, 8, 9 и 10 классах являются плановыми уроками по изучению официально-делового стиля. Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг, деловых отношений ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 10 класс ТЕМА: «Логические выражения. Таблицы истинности»
За время учебы в школе ученики знакомятся с различными видами алгебры: это и алгебра натуральных чисел, алгебра рациональных чисел, алгебра многочленов, алгебра векторов и т.д.На уроках информатики...
Разработка урока по теме: "Сравнение значений выражений"
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, ЦОР «Сравнение значений выражений»...
Методическая разработка урока французского языка по теме "Выражение эмоций. Развитие навыков диалогической речи"
Выражение эмоций. Французский язык, 7 класс, УМК "Французский в перспективе". Введение и актуализация лексики, аудирование, развитие навыков диалогической речи. В методической разработке дан...