МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 10 класс ТЕМА: «Логические выражения. Таблицы истинности»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему
За время учебы в школе ученики знакомятся с различными видами алгебры: это и алгебра натуральных чисел, алгебра рациональных чисел, алгебра многочленов, алгебра векторов и т.д.
На уроках информатики рассматривается алгебра высказываний. Объектами алгебры высказываний являются повествовательные предложения, относительно каждого из которых имеет смысл говорить истинно оно или ложно. Урок знакомит учащихся с новыми понятиями (высказывание, истинность высказывания, составное высказывание, логические операции), с алгоритмом построения таблицы истинности составного высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_10_klass.doc | 141 КБ |
hod_uroka.doc | 99 КБ |
prezentatsiya_k_otkr_uroku.ppt | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
10 класс
ТЕМА: «Логические выражения. Таблицы истинности»
Автор: Некрасова Ольга Александровна - преподаватель информатики
Государственное Образовательное учреждение: Гимназия № 524
Предмет: информатика
Класс: 10 «а» общеобразовательный
Тема: «Логические выражения. Таблицы истинности»
За время учебы в школе ученики знакомятся с различными видами алгебры: это и алгебра натуральных чисел, алгебра рациональных чисел, алгебра многочленов, алгебра векторов и т.д.
На уроках информатики в настоящее время мы рассматриваем алгебру высказываний. Объектами алгебры высказываний являются повествовательные предложения, относительно каждого из которых имеет смысл говорить истинно оно или ложно. Такие предложения называют простыми высказываниями.
Учебно-методическое обеспечение:
http://book.kbsu.ru/ Шауцукова Информатика
Время реализации: (Продолжительность урока): 45 мин
Тип урока: комбинированный
Формы и методы обучения:
- проверка знаний – беседа, устная работа;
- новый материал – презентация, лекция;
- закрепление – практические упражнения;
- проверка знаний – задания для самостоятельной работы.
Основные понятия и термины занятия:
- истинность сложных высказываний;
- таблица истинности;
- алгоритм построения таблицы истинности.
Оборудование и программный материал:
- белая доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- редактор презентаций MS PowerPoint 2003;
- раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
- демонстрация наглядной презентации учебного материала “Таблицы истинности”.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- В имеющемся электронном учебном пособии по курсу «Основы логики» необходимый учебный материал изложен недостаточно развернуто;
- Существенно повышается эффективность усвоения учащимися учебного материала.
- Позволяет развивать наглядно-образное, понятийное мышление.
- Позволяет сделать образовательный процесс более интенсивным.
Цели урока: (к чему стремимся)
- Формирование представлений, ознакомление с новыми сведениями;
- Формирование логической культуры школьника;
- Развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
- Развитие любознательности и инициативы;
- Закрепление материала предыдущего урока “Алгебра высказываний”;
- Воспитание информационной культуры, приобщение школьников к науке.
Задачи урока: (что нужно сделать на пути к цели)
- Образовательные:
- Формировать представление о понятии «Таблицы истинности».
- Обеспечить усвоение и закрепление таких основных понятий, как «Высказывание», «Логические операции( конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция)», »Логическая переменная»;
- Развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции, принимать продуманное, взвешенное решение;
- Совершенствовать знания учащихся об информационной деятельности человека.
- Воспитательные:
- Формировать представление об информационной деятельности человека и информационной этике.
- Формировать чувство ответственности за результаты своего труда.
- Развивающие:
- Развивать внимание учащихся.
- Развивать память учащихся.
- Развивать творческие способности.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Развивать аккуратность и последовательность в выполнении заданий.
Основные понятия и термины урока: Таблицы истинности, Алгебра логики, логическая переменная, логические операции, алгоритм построения таблицы истинности.
План урока:
№ п/п | Этапы урока | Временная реализация |
1 | Организационный момент | 2 минуты |
2 | Повторение материала предыдущего урока (устный опрос) | 4 минуты |
3 | Объяснение нового материала:
| 12 минут |
4 |
| 25 минут 5 мин 10 мин 10 мин |
5 | Обобщение урока, домашнее задание учащимися | 2 минуты |
6 | Подведение итогов урока | 3 минуты |
7 | Рефлексия | 3 минуты |
ХОД УРОКА:
- Организационный момент
Приветствие, представление гостей, объявление темы урока, настрой на успех.
Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.
II. Повторение материала предыдущего урока
Подготовка к освоению нового материала:
Сообщение темы урока. Выделение образовательной цели: Научить учащихся строить таблицы истинности. Научиться выполнять по алгоритму построение таблицы истинности.
Давайте вспомним основные определения и понятия:
Вопрос | Ответ | |
1. Какое предложение является высказыванием? | Повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается | |
2. На какие виды делятся высказывания по своей структуре? | Простые и сложные | |
3. Как обозначаются простые высказывания в алгебре высказываний? | Логическими переменными | |
4. Как обозначается истинность таких высказываний? | 1 и 0 | |
5. Какой вид высказывания еще не назвали? | Сложное У: Сложное- высказывание, состоящее из простых высказываний, обозначенных логическими переменными. | |
6. Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний? | Логические операции | |
7. Перечислите их. | Инверсия (отрицание) Конъюнкция (умножение) Дизъюнкция (сложение) Импликация (следование) Эквиваленция (равносильность) | |
8. Даны простые высказывания постройте сложное А = "Вчера было пасмурно"; | " Если вчера было пасмурно, то сегодня ярко светит солнце" А → B | |
9. Переведите на язык алгебры логики следующее сложное высказывание Идёт налево - песнь заводит, направо - сказку говорит А = Идёт налево | (A ⇒C)V(B ⇒ D) | |
10. Переведите сложное высказывание на естественный язык. (А∨В)⇒С Пусть А= «это утро ясное», В= «это утро теплое». С=«зонтик не нужен» | Если это утро ясное или теплое, то зонтик не нужен. |
III. Объяснение нового материала
Последние два примера относятся к сложным высказываниям. Как же определить истинность сложных высказываний? Истинность сложных высказываний вычисляется. Для этого в логике существуют таблицы для вычисления истинности составных (сложных) высказываний. Они называются таблицами истинности.
Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.
Изложение нового материала:
Определение. Таблица истинности – это таблица, показывающая, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний.
Составные высказывания в логике записываются с помощью логических выражений. Для любого логического выражения достаточно просто построить таблицу истинности.
Разберем алгоритм построения таблицы истинности для сложного высказывания:
- Подсчитать количество переменных n в логическом выражении.
- Определить число строк в таблице: m = 2n+ строка на заголовок
- Подсчитать количество и установить последовательность выполнения логических операций в формуле с учетом скобок и приоритетов.
- Определить количество столбцов в таблице = количество переменных + количество операций.
- Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.
- Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в установленной последовательности.
Наборы входных переменных, во избежание ошибок, рекомендуется перечислять следующим образом:
- Определить количество наборов входных переменных;
- Разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки 0, а нижнюю – 1;
- Разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую четверть чередующимися группами 0 и 1, начиная с группы 0;
- Продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами 0 и 1 до тех пор, пока группы 0 и 1 не будут состоять из одного символа.
Рассмотрим пример составления таблицы истинности для сложного высказывания:
Пример 1. Определим истинность составного высказывания:
"Если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог".
- Переведем высказывание на язык алгебры логики:
Обозначим буквой A высказывание: "купить яблоки",
буквой B - высказывание: "купить абрикосы",
буквой C - высказывание: "испечь пирог".
Тогда высказывание "если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог" формализуется в виде формулы: (A v B) → C
A = "купить яблоки"
B = "купить абрикосы" (A v B) → C
C = "испечь пирог"
- Построим таблицу истинности по алгоритму.
- Сколько переменных? 3
- Сколько будет строк? 23=8 + строка на заголовок
- Сколько операций в формуле? 2
- Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций 3+2=5
А | В | С | А∨В | А∨В⇒С |
0 | 0 | 0 | ||
0 | 0 | 1 | ||
0 | 1 | 0 | ||
0 | 1 | 1 | ||
1 | 0 | 0 | ||
1 | 0 | 1 | ||
1 | 1 | 0 | ||
1 | 1 | 1 |
- Теперь заполним таблицу входными переменными по алгоритму:
А | В | С | А∨В | А∨В⇒С |
0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
- Произведем логические операции в установленной последовательности и заполним все столбцы таблицы:
- Проанализируем результат:
- Отрицание простых исходных высказываний дает истину, т.е. Не купили яблоки, не купили абрикосы, значит, и не испекли пирог. (Да, истина).
- Не купили яблоки, не купили абрикосы, а пирог испекли. Да, такое возможно, испекли пирог с другой начинкой (истина).
- Не купили яблоки, купили абрикосы, но пирог не испекли (не правда)
- Купили абрикосы, испекли пирог, Да, испекли пирог с абрикосами (истина).
- Купили яблоки, но пирог не пекли (не правда)
- Купили яблоки и испекли пирог (истина).
- Купили яблоки или абрикосы, пирог не пекли (не правда)
- Испекли пироги с яблоками и абрикосами (истина).
IV. Закрепление.
Пример 2. Определим истинность составного высказывания:
В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.
Решение:
- Переведем высказывание на язык алгебры логики:
Обозначим буквой К высказывание: " это сделал Коля ",
буквой С - высказывание: " это сделал Саша ",
Тогда высказывание " Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.
формализуется в виде формулы: ( К ∨ C ) ∧ ¬ С ⇒ К
- Построим таблицу истинности по алгоритму.
- Сколько переменных? 2
- Сколько будет строк? 22=4 + строка на заголовок
- Сколько операций в формуле? 4
- Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций 2+4=6
- Теперь заполним таблицу входными переменными по алгоритму:
К | С | ¬ С | К ∨ C | ( К ∨ C ) & ¬ С | ( К ∨ C ) & ¬ С ⇒ К |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
- Произведем логические операции в установленной последовательности и заполним все столбцы таблицы:
- Проанализируем результат:
Вывод: получили в последнем столбце все единицы. Значит, значение сложного высказывания истинно при любых значениях простых высказываний К и С. Следовательно, учитель рассуждал логически правильно.
Для закрепления материала вам предлагается решить самостоятельно примеры под буквами а, б, в, дополнительно г–ж.
Составить таблицы истинности для формул:
а) (А ↔ В) ∧ (¬В → С);
б) А ∧ В ∨ С → (¬А ↔ С);
в) (А ∨ В) ∧ (¬А ∨ С) → (В ↔ С).
Дополнительно:
г) (А ∨ В) ∧ С ↔ ¬В → С;
д) А → (В ∧ С ↔ ¬А) ∨ В;
е) ((А ↔ В) → ¬(А ∧ С)) ∨ В;
ж) ((А ∨ ¬В) → В) ∧ (¬А ∨ В).
V. Домашнее задание, обобщение материала.
Домашнее задание дано вам также на экране монитора
Обобщение материала и подведение итогов урока: сегодня на уроке мы научились определять истинность составных высказываний, но больше с математической точки зрения, так как вам были даны не сами высказывания, а формулы, отображающие их. На следующих уроках мы закрепим эти умения и постараемся их применить к решению логических задач.
VI. Рефлексия:
Что на уроке запомнилось больше всего?
Какое задание вызвало затруднение?
Сегодня я узнал…
Сегодня я понял…
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА:
- Организационный момент
Приветствие, представление гостей, объявление темы урока, настрой на успех.
Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.
II. Повторение материала предыдущего урока
Подготовка к освоению нового материала:
Сообщение темы урока. Выделение образовательной цели: Научить учащихся строить таблицы истинности. Научиться выполнять по алгоритму построение таблицы истинности.
Давайте вспомним основные определения и понятия:
Вопрос | Ответ | |
1. Какое предложение является высказыванием? | Повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается | |
2. На какие виды делятся высказывания по своей структуре? | Простые и сложные | |
3. Как обозначаются простые высказывания в алгебре высказываний? | Логическими переменными | |
4. Как обозначается истинность таких высказываний? | 1 и 0 | |
5. Какой вид высказывания еще не назвали? | Сложное У: Сложное - высказывание, состоящее из простых высказываний, обозначенных логическими переменными. | |
6. Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний? | Логические операции | |
7. Перечислите их. | Инверсия (отрицание) Конъюнкция (умножение) Дизъюнкция (сложение) Импликация (следование) Эквиваленция (равносильность) | |
8. Даны простые высказывания постройте сложное А = "Вчера было пасмурно"; | " Если вчера было пасмурно, то сегодня ярко светит солнце" А → B | |
9. Переведите на язык алгебры логики следующее сложное высказывание Идёт налево - песнь заводит, направо - сказку говорит А = Идёт налево | (A ⇒C)V(B ⇒ D) | |
10. Переведите сложное высказывание на естественный язык. (А∨В)⇒С Пусть А= «это утро ясное», В= «это утро теплое». С=«зонтик не нужен» | Если это утро ясное или теплое, то зонтик не нужен. |
III. Объяснение нового материала
Последние два примера относятся к сложным высказываниям. Как же определить истинность сложных высказываний? Истинность сложных высказываний вычисляется. Для этого в логике существуют таблицы для вычисления истинности составных (сложных) высказываний. Они называются таблицами истинности.
Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.
Изложение нового материала:
Определение. Таблица истинности – это таблица, показывающая, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний.
Составные высказывания в логике записываются с помощью логических выражений. Для любого логического выражения достаточно просто построить таблицу истинности.
Разберем алгоритм построения таблицы истинности для сложного высказывания:
- Подсчитать количество переменных n в логическом выражении.
- Определить число строк в таблице: m = 2n+ строка на заголовок
- Подсчитать количество и установить последовательность выполнения логических операций в формуле с учетом скобок и приоритетов.
- Определить количество столбцов в таблице = количество переменных + количество операций.
- Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.
- Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в установленной последовательности.
Наборы входных переменных, во избежание ошибок, рекомендуется перечислять следующим образом:
- Определить количество наборов входных переменных;
- Разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки 0, а нижнюю – 1;
- Разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую четверть чередующимися группами 0 и 1, начиная с группы 0;
- Продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами 0 и 1 до тех пор, пока группы 0 и 1 не будут состоять из одного символа.
Рассмотрим пример составления таблицы истинности для сложного высказывания:
Пример 1. Определим истинность составного высказывания:
"Если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог".
- Переведем высказывание на язык алгебры логики:
Обозначим буквой A высказывание: "купить яблоки",
буквой B - высказывание: "купить абрикосы",
буквой C - высказывание: "испечь пирог".
Тогда высказывание "если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог" формализуется в виде формулы: (A v B) → C
A = "купить яблоки"
B = "купить абрикосы" (A v B) → C
C = "испечь пирог"
- Построим таблицу истинности по алгоритму.
- Сколько переменных? 3
- Сколько будет строк? 23=8 + строка на заголовок
- Сколько операций в формуле? 2
- Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций 3+2=5
А | В | С | А∨В | А∨В⇒С |
0 | 0 | 0 | ||
0 | 0 | 1 | ||
0 | 1 | 0 | ||
0 | 1 | 1 | ||
1 | 0 | 0 | ||
1 | 0 | 1 | ||
1 | 1 | 0 | ||
1 | 1 | 1 |
- Теперь заполним таблицу входными переменными по алгоритму:
А | В | С | А∨В | А∨В⇒С |
0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
- Произведем логические операции в установленной последовательности и заполним все столбцы таблицы:
- Проанализируем результат:
- Отрицание простых исходных высказываний дает истину, т.е. Не купили яблоки, не купили абрикосы, значит, и не испекли пирог. (Да, истина).
- Не купили яблоки, не купили абрикосы, а пирог испекли. Да, такое возможно, испекли пирог с другой начинкой (истина).
- Не купили яблоки, купили абрикосы, но пирог не испекли (не правда)
- Купили абрикосы, испекли пирог, Да, испекли пирог с абрикосами (истина).
- Купили яблоки, но пирог не пекли (не правда)
- Купили яблоки и испекли пирог (истина).
- Купили яблоки или абрикосы, пирог не пекли (не правда)
- Испекли пироги с яблоками и абрикосами (истина).
IV. Закрепление.
Пример 2. Определим истинность составного высказывания:
В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.
Решение:
- Переведем высказывание на язык алгебры логики:
Обозначим буквой К высказывание: " это сделал Коля ",
буквой С - высказывание: " это сделал Саша ",
Тогда высказывание " Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.
формализуется в виде формулы: ( К ∨ C ) ∧ ¬ С ⇒ К
- Построим таблицу истинности по алгоритму.
- Сколько переменных? 2
- Сколько будет строк? 22=4 + строка на заголовок
- Сколько операций в формуле? 4
- Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций 2+4=6
- Теперь заполним таблицу входными переменными по алгоритму:
К | С | ¬ С | К ∨ C | ( К ∨ C ) & ¬ С | ( К ∨ C ) & ¬ С ⇒ К |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
- Произведем логические операции в установленной последовательности и заполним все столбцы таблицы:
- Проанализируем результат:
Вывод: получили в последнем столбце все единицы. Значит, значение сложного высказывания истинно при любых значениях простых высказываний К и С. Следовательно, учитель рассуждал логически правильно.
Для закрепления материала вам предлагается решить самостоятельно примеры под буквами а, б, в, дополнительно г–ж.
Составить таблицы истинности для формул:
а) (А ↔ В) ∧ (¬В → С);
б) А ∧ В ∨ С → (¬А ↔ С);
в) (А ∨ В) ∧ (¬А ∨ С) → (В ↔ С).
Дополнительно:
г) (А ∨ В) ∧ С ↔ ¬В → С;
д) А → (В ∧ С ↔ ¬А) ∨ В;
е) ((А ↔ В) → ¬(А ∧ С)) ∨ В;
ж) ((А ∨ ¬В) → В) ∧ (¬А ∨ В).
V. Домашнее задание, обобщение материала.
Домашнее задание дано вам также на экране монитора
Обобщение материала и подведение итогов урока: сегодня на уроке мы научились определять истинность составных высказываний, но больше с математической точки зрения, так как вам были даны не сами высказывания, а формулы, отображающие их. На следующих уроках мы закрепим эти умения и постараемся их применить к решению логических задач.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое высказывание? Какое предложение является высказыванием? Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Высказывание - повествовательное предложение
На какие виды делятся высказывания по своей структуре? Простые и сложные
Как обозначаются простые высказывания в алгебре логики? Логическими переменными, которые обозначаются латинскими буквами
Как обозначается истинность таких высказываний? 1 и 0
Сложное ( составное) высказывание
Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний? Логические операции
Перечислите логические операции Инверсия (отрицание) Конъюнкция (умножение) Дизъюнкция (сложение) Импликация (следование) Эквиваленция (равносильность)
Даны простые высказывания А = "Вчера было пасмурно" В = "Сегодня ярко светит солнце" Постройте составное высказывание " Если вчера было пасмурно, то сегодня ярко светит солнце" А → B
Переведите на язык алгебры логики сложное высказывание А = Идёт налево С = Песнь заводит В = Идёт направо D = Сказку говорит (A C)V(B D) … Идёт налево - песнь заводит, направо - сказку говорит…
Переведите сложное высказывание на естественный язык (А В) С А= «это утро ясное» В= «это утро теплое» С=«зонтик не нужен» Если это утро ясное или теплое, то зонтик не нужен.
Таблицы истинности Таблицу, показывающую, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний, называют таблицей истинности составного высказывания.
Алгоритм построения таблицы истинности: Подсчитать количество переменных n в логическом выражении. Определить число строк в таблице: m = 2 n + строка заголовка . Подсчитать количество и установить последовательность выполнения логических операций в формуле с учетом скобок и приоритетов. Определить количество столбцов в таблице = количество переменных + количество операций . Заполнить столбцы входных переменных наборами значений. Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в установленной последовательности.
Алгоритм заполнения набора входных переменных: а) разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки нулями (ложь), а нижнюю единицами (истина); б) разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую четверть чередующимися группами нулей и единиц, начиная с группы нулей ; в) продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами нулей или единиц до тех пор, пока группы нулей и единиц не будут состоять из одного символа.
Пример 1 . Определим истинность составного высказывания: "Если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог" .
Переведем высказывание на язык алгебры логики: A = "купить яблоки" B = "купить абрикосы" C = "испечь пирог " (A v B) → C
Построим таблицу истинности по алгоритму Сколько переменных? 3 Сколько будет строк? 2 3 =8 + строка на заголовок Сколько операций в формуле? 2 Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций 3+2=5
Таблица истинности А В С А В А В С 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1
Таблица истинности А В С А В А В С 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1
Пример 2. Определим истинность составного высказывания: В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: «Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля».
Переведем высказывание на язык алгебры логики: К = " это сделал Коля " С = " это сделал Саша " ( К C ) С К
Построим таблицу истинности по алгоритму Сколько переменных? 2 Сколько будет строк? 2 2 =4 + строка на заголовок Сколько операций в формуле? 4 Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций 2+4=6
Таблица истинности К С С К C ( К C ) С ( К C ) & С К 0 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1
Составить таблицы истинности для формул: а) (А В) ( В С) б) А В С ( А С) в) (А В) ( А С) (В С)
Дополнительно: г) (А В) С В С д) А (В С А) В е) ((А В) (А С)) В ж) ((А В) В) ( А В)
Домашнее задание Составить таблицы истинности для формул: а) (А В) (В С) А б) А В ( А В С) в) (А В А) С В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Числовые и алгебраические выражения»
Урок 7 класса, тема «Числовые и алгебраические выражения», учебник под редакцией А.Г.Мордковича. На тему отводится 4 часа, данный урок последний. Эпиграф урока: «Скажи мне – и я забуд...
Презентация и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции"
Материал включает в себя презентацию и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции" , 9 класс...
Урок по теме: Логические выражения и таблицы истинности
конспект урока...
Методическая разработка урока по теме: "Ритм пятен как средство выражения"
Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме "Ритм пятен как средство выражения". Урок продолжает знакомить детей со средствами художественной выразительности изобразительного искусства, ...
методическая разработка урока по теме: "Нахождение логического выражения по таблице истинности"
Предложена методическая разработка урока для 9 класса по теме "Нахождение логического выражения по таблице истинности". Целью урока поставленной учениками было научиться строить логические в...
Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности". 10 класс
Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности". 10 класс...
Конспект урока на тему "Логические выражения и таблицы истинности"
Материал содержит конспект урока с приложениями по теме "Логические выражения и таблицы истинности"...