МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 10 класс ТЕМА: «Логические выражения. Таблицы истинности»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

За время учебы в школе ученики знакомятся с различными видами алгебры: это и алгебра натуральных чисел, алгебра рациональных чисел, алгебра многочленов, алгебра векторов и т.д.

На уроках информатики   рассматривается алгебра высказываний. Объектами алгебры высказываний являются повествовательные предложения, относительно каждого из которых имеет смысл говорить истинно оно или ложно.  Урок знакомит учащихся с новыми понятиями (высказывание, истинность высказывания, составное высказывание, логические операции), с алгоритмом построения таблицы истинности составного высказывания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

10 класс

ТЕМА: «Логические выражения. Таблицы истинности»

Автор: Некрасова Ольга Александровна - преподаватель информатики

                                 

Государственное Образовательное учреждение: Гимназия № 524

Предмет: информатика

Класс: 10 «а» общеобразовательный

Тема: «Логические выражения. Таблицы истинности»

За время учебы в школе ученики знакомятся с различными видами алгебры: это и алгебра натуральных чисел, алгебра рациональных чисел, алгебра многочленов, алгебра векторов и т.д.

На уроках информатики  в настоящее время мы рассматриваем алгебру высказываний. Объектами алгебры высказываний являются повествовательные предложения, относительно каждого из которых имеет смысл говорить истинно оно или ложно. Такие предложения называют простыми высказываниями.

Учебно-методическое обеспечение:

http://book.kbsu.ru/ Шауцукова Информатика 

Время реализации: (Продолжительность урока): 45 мин

Тип урока: комбинированный  

Формы и методы обучения:

  • проверка знаний – беседа, устная работа;
  • новый материал – презентация, лекция;
  • закрепление – практические упражнения;
  • проверка знаний – задания для самостоятельной работы.

Основные понятия и термины занятия:

  • истинность сложных высказываний;
  • таблица истинности;
  • алгоритм построения таблицы истинности.

Оборудование и программный материал:

  • белая доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • редактор презентаций MS PowerPoint 2003;
  • раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
  • демонстрация наглядной презентации учебного материала “Таблицы истинности”.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. В имеющемся электронном учебном пособии по курсу «Основы логики»  необходимый учебный материал изложен  недостаточно развернуто;
  2. Существенно повышается эффективность усвоения учащимися учебного материала.
  3. Позволяет развивать наглядно-образное, понятийное мышление.
  4. Позволяет сделать образовательный процесс более интенсивным.

Цели урока: (к чему стремимся)

  1. Формирование представлений, ознакомление с новыми сведениями;
  2. Формирование логической культуры школьника;
  3. Развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
  4. Развитие любознательности и инициативы;
  5. Закрепление материала предыдущего урока “Алгебра высказываний”;
  6. Воспитание информационной культуры, приобщение школьников к науке.

Задачи урока: (что нужно сделать на пути к цели)

  1. Образовательные:
  1. Формировать представление о понятии «Таблицы истинности».
  2. Обеспечить усвоение и закрепление таких основных понятий, как «Высказывание», «Логические операции( конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция)», »Логическая переменная»;
  3. Развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции, принимать продуманное, взвешенное решение;
  4. Совершенствовать знания учащихся об информационной деятельности человека.
  1. Воспитательные:
  1. Формировать представление об информационной деятельности человека и информационной этике.
  2. Формировать чувство ответственности за результаты своего труда.
  1. Развивающие:
  1. Развивать внимание учащихся.
  2. Развивать память учащихся.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Развивать интеллектуальные способности.
  5. Развивать аккуратность и последовательность в выполнении заданий.

Основные понятия и термины урока: Таблицы истинности, Алгебра логики, логическая переменная, логические операции, алгоритм построения таблицы истинности.

План урока:

№ п/п

Этапы  урока

Временная реализация

1

Организационный момент

2 минуты

2

Повторение материала предыдущего урока (устный опрос)

4 минуты

3

Объяснение нового материала:

  • беседа с использованием проектора
  • фронтальная работа

12 минут

4

  1. Закрепление
  • разбор примера;
  • практические упражнения;
  • задания для самостоятельной работы, заключительный контроль.

25 минут

5 мин

10 мин

10 мин

5

Обобщение урока, домашнее задание учащимися

2 минуты

6

Подведение итогов урока

 3 минуты

7

Рефлексия

3 минуты

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Приветствие, представление гостей, объявление темы урока,  настрой на успех.

Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.

II. Повторение материала предыдущего урока

Подготовка к освоению нового материала:

Сообщение темы урока. Выделение образовательной цели: Научить учащихся строить таблицы истинности. Научиться выполнять по алгоритму построение таблицы истинности.

Давайте вспомним основные определения и понятия:

Вопрос

Ответ

1. Какое предложение является высказыванием?

Повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается

2. На какие виды делятся высказывания по своей структуре?

Простые и сложные

3. Как обозначаются простые высказывания в алгебре высказываний?

Логическими переменными

4. Как обозначается истинность таких высказываний?

1 и 0

5. Какой вид высказывания еще не назвали?

Сложное

У: Сложное- высказывание, состоящее из простых высказываний, обозначенных логическими переменными.

6. Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний?

Логические операции

7. Перечислите их.

Инверсия (отрицание)

Конъюнкция (умножение)

Дизъюнкция (сложение)

Импликация (следование)

Эквиваленция (равносильность)

8. Даны простые высказывания постройте сложное

 А = "Вчера было пасмурно";
В = "Сегодня ярко светит солнце"

 " Если вчера было пасмурно, то сегодня ярко светит солнце"

 А → B

9. Переведите на язык алгебры логики следующее сложное высказывание

Идёт налево - песнь заводит, направо - сказку говорит

А = Идёт налево
В = Идёт направо
С = Песнь заводит
D = Сказку говорит

(A C)V(B  D)

10. Переведите сложное высказывание  на естественный  язык.

В)С

Пусть         А= «это утро ясное»,

        В= «это утро теплое».

        С=«зонтик не нужен»

Если это утро ясное или теплое, то зонтик не нужен.

III. Объяснение нового материала

Последние два примера относятся к сложным высказываниям. Как же определить истинность сложных высказываний?  Истинность сложных высказываний вычисляется. Для этого в логике существуют таблицы для вычисления истинности составных (сложных) высказываний. Они называются таблицами истинности.

Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.

Изложение нового материала:

 Определение. Таблица истинности – это таблица, показывающая, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний.

Составные высказывания в логике записываются с помощью логических выражений. Для любого логического выражения достаточно просто построить таблицу истинности.

Разберем алгоритм построения  таблицы истинности для сложного высказывания:

  1. Подсчитать количество переменных n в логическом выражении.
  2. Определить число строк в таблице:         m = 2n+ строка на заголовок
  3. Подсчитать количество и установить последовательность выполнения логических операций в формуле с учетом скобок и приоритетов.
  4. Определить количество столбцов в таблице = количество переменных + количество операций. 
  5. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.
  6. Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в установленной последовательности.

Наборы входных переменных, во избежание ошибок, рекомендуется перечислять следующим образом:

  1. Определить количество наборов входных переменных;
  2. Разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки 0,          а нижнюю – 1;
  3. Разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую  четверть чередующимися группами 0 и 1, начиная с группы 0;
  4. Продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами 0 и 1 до тех пор, пока группы 0 и 1 не будут состоять из одного символа.

Рассмотрим пример составления таблицы истинности для сложного высказывания:

Пример 1. Определим истинность составного высказывания:

"Если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог".

  1. Переведем высказывание  на язык алгебры логики:

Обозначим буквой A высказывание: "купить яблоки",

буквой B - высказывание: "купить абрикосы",

буквой C - высказывание: "испечь пирог".

Тогда высказывание "если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог" формализуется в виде формулы:  (A v B)  → C

A = "купить яблоки" 

B = "купить абрикосы"                              (A v B)  → C

C = "испечь пирог"

  1. Построим таблицу истинности по алгоритму.
  1. Сколько переменных?         3
  2. Сколько будет строк?                     23=8 + строка на заголовок
  3. Сколько операций в формуле?    2
  4. Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций        3+2=5

А

В

С

АВ

АВС

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

  1.  Теперь заполним таблицу входными переменными  по алгоритму:

А

В

С

АВ

АВС

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

  1. Произведем логические операции в установленной последовательности и заполним все столбцы таблицы:

  1. Проанализируем результат:
  1. Отрицание простых исходных высказываний дает истину, т.е. Не купили яблоки, не купили абрикосы, значит, и не испекли пирог. (Да, истина).
  2. Не купили яблоки, не купили абрикосы, а пирог испекли. Да, такое возможно, испекли пирог с другой начинкой (истина).
  3. Не купили яблоки, купили абрикосы, но пирог не испекли (не правда)
  4. Купили абрикосы, испекли пирог, Да, испекли пирог с абрикосами (истина).
  5. Купили яблоки, но пирог не пекли (не правда)
  6. Купили яблоки и испекли пирог (истина).
  7. Купили яблоки или абрикосы, пирог не пекли (не правда)
  8. Испекли пироги с яблоками и абрикосами (истина).

IV. Закрепление.

Пример 2. Определим истинность составного высказывания:

В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.

 Решение:

  1. Переведем высказывание  на язык алгебры логики:

Обозначим буквой К высказывание: " это сделал Коля ",

буквой С - высказывание: " это сделал Саша ",

Тогда высказывание " Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.

 формализуется в виде формулы:    ( К  C )  ¬ С   К

  1. Построим таблицу истинности по алгоритму.
  1. Сколько переменных?         2
  2. Сколько будет строк?                     22=4 + строка на заголовок
  3. Сколько операций в формуле?    4
  4. Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций        2+4=6
  5.  Теперь заполним таблицу входными переменными  по алгоритму:

К

С

¬ С  

К  C

( К  C ) & ¬ С  

( К  C ) & ¬ С   К

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

0

1

  1. Произведем логические операции в установленной последовательности и заполним все столбцы таблицы:

  1. Проанализируем результат:

Вывод: получили в последнем столбце все единицы. Значит, значение сложного высказывания истинно при любых значениях простых высказываний  К и С. Следовательно, учитель рассуждал логически правильно.

Для закрепления материала вам предлагается решить самостоятельно примеры под буквами а, б, в, дополнительно г–ж.

Составить таблицы истинности для формул:

а) (А  В)  (¬В  С);

б) А  В  С  (¬А  С);

в) (А  В)  (¬А  С)  (В  С).

Дополнительно:

г) (А  В)  С  ¬В  С;

д) А  (В  С  ¬А)  В;

е) ((А  В)  ¬ С))  В;

ж) ((А  ¬В)  В)  (¬А  В).

V. Домашнее задание, обобщение материала.

Домашнее задание дано вам также на экране монитора 

Обобщение материала и подведение итогов урока: сегодня на уроке мы научились определять истинность составных высказываний, но больше с математической точки зрения, так как вам были даны не сами высказывания, а формулы, отображающие их. На следующих уроках мы закрепим эти умения и постараемся их применить к решению логических задач.

VI. Рефлексия:

Что на уроке запомнилось больше всего?

Какое задание вызвало затруднение?

Сегодня я узнал…

Сегодня я понял…



Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Приветствие, представление гостей, объявление темы урока,  настрой на успех.

Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.

II. Повторение материала предыдущего урока

Подготовка к освоению нового материала:

Сообщение темы урока. Выделение образовательной цели: Научить учащихся строить таблицы истинности. Научиться выполнять по алгоритму построение таблицы истинности.

Давайте вспомним основные определения и понятия:

Вопрос

Ответ

1. Какое предложение является высказыванием?

Повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается

2. На какие виды делятся высказывания по своей структуре?

Простые и сложные

3. Как обозначаются простые высказывания в алгебре высказываний?

Логическими переменными

4. Как обозначается истинность таких высказываний?

1 и 0

5. Какой вид высказывания еще не назвали?

Сложное

У: Сложное - высказывание, состоящее из простых высказываний, обозначенных логическими переменными.

6. Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний?

Логические операции

7. Перечислите их.

Инверсия (отрицание)

Конъюнкция (умножение)

Дизъюнкция (сложение)

Импликация (следование)

Эквиваленция (равносильность)

8. Даны простые высказывания постройте сложное

 А = "Вчера было пасмурно";
В = "Сегодня ярко светит солнце
"

 " Если вчера было пасмурно, то сегодня ярко светит солнце"

А → B

9. Переведите на язык алгебры логики следующее сложное высказывание

Идёт налево - песнь заводит, направо - сказку говорит

А = Идёт налево
В = Идёт направо
С = Песнь заводит
D = Сказку говорит

(A C)V(B  D)

10. Переведите сложное высказывание  на естественный  язык.

В)С

Пусть         А= «это утро ясное»,

        В= «это утро теплое».

        С=«зонтик не нужен»

Если это утро ясное или теплое, то зонтик не нужен.

III. Объяснение нового материала

Последние два примера относятся к сложным высказываниям. Как же определить истинность сложных высказываний?  Истинность сложных высказываний вычисляется. Для этого в логике существуют таблицы для вычисления истинности составных (сложных) высказываний. Они называются таблицами истинности.

Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.

Изложение нового материала:

 Определение. Таблица истинности – это таблица, показывающая, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний.

Составные высказывания в логике записываются с помощью логических выражений. Для любого логического выражения достаточно просто построить таблицу истинности.

Разберем алгоритм построения  таблицы истинности для сложного высказывания:

  1. Подсчитать количество переменных n в логическом выражении.
  2. Определить число строк в таблице:         m = 2n+ строка на заголовок
  3. Подсчитать количество и установить последовательность выполнения логических операций в формуле с учетом скобок и приоритетов.
  4. Определить количество столбцов в таблице = количество переменных + количество операций. 
  5. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.
  6. Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в установленной последовательности.

Наборы входных переменных, во избежание ошибок, рекомендуется перечислять следующим образом:

  1. Определить количество наборов входных переменных;
  2. Разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки 0,          а нижнюю – 1;
  3. Разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую  четверть чередующимися группами 0 и 1, начиная с группы 0;
  4. Продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами 0 и 1 до тех пор, пока группы 0 и 1 не будут состоять из одного символа.

Рассмотрим пример составления таблицы истинности для сложного высказывания:

Пример 1. Определим истинность составного высказывания:

"Если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог".

  1. Переведем высказывание  на язык алгебры логики:

Обозначим буквой A высказывание: "купить яблоки",

буквой B - высказывание: "купить абрикосы",

буквой C - высказывание: "испечь пирог".

Тогда высказывание "если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог" формализуется в виде формулы:  (A v B)  → C

A = "купить яблоки" 

B = "купить абрикосы"                              (A v B)  → C

C = "испечь пирог"

  1. Построим таблицу истинности по алгоритму.
  1. Сколько переменных?         3
  2. Сколько будет строк?                     23=8 + строка на заголовок
  3. Сколько операций в формуле?    2
  4. Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций        3+2=5

А

В

С

АВ

АВС

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

  1.  Теперь заполним таблицу входными переменными  по алгоритму:

А

В

С

АВ

АВС

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

  1. Произведем логические операции в установленной последовательности и заполним все столбцы таблицы:

  1. Проанализируем результат:
  1. Отрицание простых исходных высказываний дает истину, т.е. Не купили яблоки, не купили абрикосы, значит, и не испекли пирог. (Да, истина).
  2. Не купили яблоки, не купили абрикосы, а пирог испекли. Да, такое возможно, испекли пирог с другой начинкой (истина).
  3. Не купили яблоки, купили абрикосы, но пирог не испекли (не правда)
  4. Купили абрикосы, испекли пирог, Да, испекли пирог с абрикосами (истина).
  5. Купили яблоки, но пирог не пекли (не правда)
  6. Купили яблоки и испекли пирог (истина).
  7. Купили яблоки или абрикосы, пирог не пекли (не правда)
  8. Испекли пироги с яблоками и абрикосами (истина).

IV. Закрепление.

Пример 2. Определим истинность составного высказывания:

В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.

 Решение:

  1. Переведем высказывание  на язык алгебры логики:

Обозначим буквой К высказывание: " это сделал Коля ",

буквой С - высказывание: " это сделал Саша ",

Тогда высказывание " Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.

 формализуется в виде формулы:    ( К  C )  ¬ С   К

  1. Построим таблицу истинности по алгоритму.
  1. Сколько переменных?         2
  2. Сколько будет строк?                     22=4 + строка на заголовок
  3. Сколько операций в формуле?    4
  4. Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций        2+4=6
  5.  Теперь заполним таблицу входными переменными  по алгоритму:

К

С

¬ С  

К  C

( К  C ) & ¬ С  

( К  C ) & ¬ С   К

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

0

1

  1. Произведем логические операции в установленной последовательности и заполним все столбцы таблицы:

  1. Проанализируем результат:

Вывод: получили в последнем столбце все единицы. Значит, значение сложного высказывания истинно при любых значениях простых высказываний  К и С. Следовательно, учитель рассуждал логически правильно.

Для закрепления материала вам предлагается решить самостоятельно примеры под буквами а, б, в, дополнительно г–ж.

Составить таблицы истинности для формул:

а) (А  В)  (¬В  С);

б) А  В  С  (¬А  С);

в) (А  В)  (¬А  С)  (В  С).

Дополнительно:

г) (А  В)  С  ¬В  С;

д) А  (В  С  ¬А)  В;

е) ((А  В)  ¬ С))  В;

ж) ((А  ¬В)  В)  (¬А  В).

V. Домашнее задание, обобщение материала.

Домашнее задание дано вам также на экране монитора 

Обобщение материала и подведение итогов урока: сегодня на уроке мы научились определять истинность составных высказываний, но больше с математической точки зрения, так как вам были даны не сами высказывания, а формулы, отображающие их. На следующих уроках мы закрепим эти умения и постараемся их применить к решению логических задач.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы логики Таблицы истинности

Слайд 2

Что такое высказывание? Какое предложение является высказыванием? Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Высказывание - повествовательное предложение

Слайд 3

На какие виды делятся высказывания по своей структуре? Простые и сложные

Слайд 4

Как обозначаются простые высказывания в алгебре логики? Логическими переменными, которые обозначаются латинскими буквами

Слайд 5

Как обозначается истинность таких высказываний? 1 и 0

Слайд 6

Сложное ( составное) высказывание

Слайд 7

Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний? Логические операции

Слайд 8

Перечислите логические операции Инверсия (отрицание) Конъюнкция (умножение) Дизъюнкция (сложение) Импликация (следование) Эквиваленция (равносильность)

Слайд 9

Даны простые высказывания А = "Вчера было пасмурно" В = "Сегодня ярко светит солнце" Постройте составное высказывание " Если вчера было пасмурно, то сегодня ярко светит солнце" А → B

Слайд 10

Переведите на язык алгебры логики сложное высказывание А = Идёт налево С = Песнь заводит В = Идёт направо D = Сказку говорит (A  C)V(B  D) … Идёт налево - песнь заводит, направо - сказку говорит…

Слайд 11

Переведите сложное высказывание на естественный язык (А  В)  С А= «это утро ясное» В= «это утро теплое» С=«зонтик не нужен» Если это утро ясное или теплое, то зонтик не нужен.

Слайд 12

Таблицы истинности Таблицу, показывающую, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний, называют таблицей истинности составного высказывания.

Слайд 13

Алгоритм построения таблицы истинности: Подсчитать количество переменных n в логическом выражении. Определить число строк в таблице: m = 2 n + строка заголовка . Подсчитать количество и установить последовательность выполнения логических операций в формуле с учетом скобок и приоритетов. Определить количество столбцов в таблице = количество переменных + количество операций . Заполнить столбцы входных переменных наборами значений. Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в установленной последовательности.

Слайд 14

Алгоритм заполнения набора входных переменных: а) разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки нулями (ложь), а нижнюю единицами (истина); б) разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую четверть чередующимися группами нулей и единиц, начиная с группы нулей ; в) продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами нулей или единиц до тех пор, пока группы нулей и единиц не будут состоять из одного символа.

Слайд 15

Пример 1 . Определим истинность составного высказывания: "Если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог" .

Слайд 16

Переведем высказывание на язык алгебры логики: A = "купить яблоки" B = "купить абрикосы" C = "испечь пирог " (A v B) → C

Слайд 17

Построим таблицу истинности по алгоритму Сколько переменных? 3 Сколько будет строк? 2 3 =8 + строка на заголовок Сколько операций в формуле? 2 Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций 3+2=5

Слайд 18

Таблица истинности А В С А  В А  В  С 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1

Слайд 19

Таблица истинности А В С А  В А  В  С 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1

Слайд 20

Пример 2. Определим истинность составного высказывания: В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: «Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля».

Слайд 21

Переведем высказывание на язык алгебры логики: К = " это сделал Коля " С = " это сделал Саша " ( К  C )   С  К

Слайд 22

Построим таблицу истинности по алгоритму Сколько переменных? 2 Сколько будет строк? 2 2 =4 + строка на заголовок Сколько операций в формуле? 4 Подсчитаем количество столбцов в таблице: количество переменных + количество операций 2+4=6

Слайд 23

Таблица истинности К С  С К  C ( К  C )   С ( К  C ) &  С  К 0 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1

Слайд 24

Составить таблицы истинности для формул: а) (А  В)  (  В  С) б) А  В  С  (  А  С) в) (А  В)  (  А  С)  (В  С)

Слайд 25

Дополнительно: г) (А  В)  С   В  С д) А  (В  С   А)  В е) ((А  В)   (А  С))  В ж) ((А   В)  В)  (  А  В)

Слайд 26

Домашнее задание Составить таблицы истинности для формул: а) (А   В)  (В  С)  А б) А  В  (  А  В  С) в) (А  В   А)  С  В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Числовые и алгебраические выражения»

Урок  7 класса, тема «Числовые и алгебраические выражения», учебник под редакцией А.Г.Мордковича. На тему отводится 4 часа, данный урок последний. Эпиграф урока: «Скажи мне – и я забуд...

Презентация и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции"

Материал включает в себя презентацию и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции" , 9 класс...

Методическая разработка урока по теме: "Ритм пятен как средство выражения"

Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме "Ритм пятен как средство выражения". Урок продолжает знакомить детей со средствами художественной выразительности изобразительного искусства, ...

методическая разработка урока по теме: "Нахождение логического выражения по таблице истинности"

Предложена методическая разработка урока для 9 класса по теме "Нахождение логического выражения по таблице истинности". Целью урока поставленной учениками было научиться строить логические в...

Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности". 10 класс

Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности". 10 класс...

Конспект урока на тему "Логические выражения и таблицы истинности"

Материал содержит конспект урока с приложениями по теме "Логические выражения и таблицы истинности"...