Конспект урока русского языка "Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Предполагается групповая работа. Развивается умение учеников переводить текстовую информацию в схему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_chleny_predlozheniya.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Главные члены предложения.
Цели урока: 1) актуализация знаний учащихся о предложении, формирование представлений о подлежащем и сказуемом, способах их выражения; 2) развивать умение работать в группе; 3) развивать умение графически оформлять текстовый материал.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Сегодня мы говорим о синтаксисе. У вас на столах лежат карточки с лингвистическими терминами. Я прошу внимательно их перечитать и подчеркнуть только те, которые относятся к синтаксису.
Приставка, согласный, корень, имя существительное, синонимы, предложение, антонимы, шипящий, орфограмма, формообразующие, главные члены, гласный, окончание, глагол, фонетический разбор.
- Что у вас получилось?
- Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Запишите её в тетрадь.
3. Стадия осмысления.
- Что вам уже известно о главных членах предложения? Можете ли вы определить их в предложении?
Откройте упр. 81 на с. 75 в рабочей тетради. (Приложение 1) Подчеркните подлежащее и сказуемое в 1,2,3 отрывках.
Проверка.
- А кто знает, как по–другому называются главные члены предложения?
На доске написано определение, взятое из словаря С.И.Ожегова:
Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник; главное, на чём строится что-нибудь.
- Почему главные члены предложения называют его грамматической основой?
Давайте посмотрим, может быть, сегодня мы узнаем что-то новое об этом понятии.
- Откройте стр. 132 в учебнике.(Приложение 2) Представьте содержание параграфа в виде схемы.
Проверка.
- Закрепим знания, выполнив упр. 355 в учебнике. (Приложение 3) У вас 5 предложений. Из каждого я прошу выписать только грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены главные члены.
Проверка.
- Что общего во всех выписанных вами основах? (Построены по схеме сущ.(мест.)+гл.)
Выпишите из текста предложения, где грамматическая основа построена по схеме:
1) сущ. (мест) + прил.
2) сущ. (мест) + сущ.
Во сне Алёша увидел росистый луг. Трава на лугу густая и сочная. Роса сияет на ней дрожащими огнями.
Мчится по лугу тонконогий жеребёнок. Он сильный и смелый. Он словно летит над землёй. Этот чудесный сон – самое светлое воспоминание Алеши о раннем детстве.
- Почему в последнем предложении стоит тире? Попробуйте сформулировать правило.
- Посмотрим, правы ли вы. Прочитаем правило на стр. 136 учебника.
Задание: составьте предложения по схеме сущ. – сущ. о цветах, розе, бабочке. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания позволили взглянуть на эти предметы по-другому. Например: Месяц – это серебряный шар со свечою внутри. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Проверка.
3. Рефлексия.
Укажите верные и неверные высказывания.
1. Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме винительного падежа.
2. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
3. Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
4. В предложении Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
5. В предложении Наш класс посетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
6. В предложении Листья падали дни и ночи сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени.
7. В предложении Радостна, шумна и пахуча весна в лесу сказуемое подчёркнуто правильно.
8. В предложении Заморозки затянули ледком лужицы нужно поставить тире.
9. В предложении Скромная берёзка – символ родины грамматическая основа подчёркнута правильно.
10. В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.
4. Домашнее задание: с.133-136, упр. 365
Приложение 1. Упражнение 81 в рабочей тетради.
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и выделите соответствующие морфемы.
1) По Росси_ морозы
Ра_пустили деревья
И рисуют на стёклах
Лебединые перья. (А.Чепуров)
2) Выр_сли
На стёклах
Снежные цветы. (Л.Мартынов)
3) Снег опускает_ся с берёз
В дремотной тишине.
К_ртины летние мороз
Рисует на окне. (Е.Русаков)
Приложение 2. Главные члены предложения.
1. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего выражается именем существительным или местоимением в форме именительного падежа.
2. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? (Солнце всходит.); каков предмет? (Денёк сегодня хорош.); что такое предмет? кто он такой? (Солнце – это яркая звезда. Волк – это хищный зверь.)
Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным и существительным.
Приложение 3. Упражнение 355.
1) Белой ноч_ю мес_ц красный выплывает в с_неве. 2) В минуты музыки п_чальной я предст_вляю жёлтый плёс. 3) Об_гнула зелёный холм г_лубая по_кова озера. 4) Ябл_ками мочёными пахн_т тающий март. 5) Л_тят перелётные птицы в осенней д_ли г_лубой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка "Односоставные предложения"
конспект содержит характеристику урока, технологическую карту, план-конспект урока, перечень учебно-методических средств...
Урок русского языка. Члены предложения
Отработка умений определять главные члены предложения...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
Цель:Обучающие:познакомить учащихся с сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:определить к че...
Конспект урока :«Обособленные уточняющие члены предложения»
Крнспект урока в 8 классе на тему:«Обособленные уточняющие члены предложения»...
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс....
План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс
План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...
Конспект урока русского языка "Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего".
Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. ...