Правописание приставок ПРЕ,ПРИ. Разработка урока в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, ставят перед собой цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavki_pre_pri.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Правописание приставок пре, при".
Цель урока: организовать учебную деятельность по формированию знаний о правописании приставок пре и при и умений понимать, что ПРЕ- и ПРИ- зависят от того значения, которое приставки имеют а слове
Ход урока.
На доске написано число, классная работа.
Слово учителя.
"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",- говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл".
-Каково его лексическое значение? Это было вашим домашним заданием.
-Смысл. 1.Содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом (смысл слова);
2.Цель(в поступке нет смысла);
3.Разум, разумность(здравый смысл).
Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке:
Перед корнем есть часть слова,
Слитно пишется она.
С её помощью, ребята,
Образуются слова.
-О какой части слова идёт речь?
Уч-ся: В этом стихотворении говорится о приставке.
-Правильно. Правописание каких приставок вы уже знаете?
-Неизменяемые приставки и приставки, оканчивающиеся на з, с.
-Посмотрите на слова, записанные на доске: пришёл, премудрый. Выделите приставки(пре, при).
К какой группе, из изученных нами, они относятся?
-Нет их среди приставок, оканчивающихся на з,с и нет среди традиционных приставок.
-Правильно, хорошо рассуждаете. Значит, какой можно сделать вывод?
-Есть ещё группа приставок.
-Да, какая же?
-Приставки пре и при.
-Сформулируйте тему урока.
-Правописание приставок пре, при.
-Записываем тему урока в тетрадь. Цель вы сейчас сформулируете сами. А для этого проделаем такую работу. Посмотрите на слова, как вы думаете, почему в слове пришёл-при, а в слове премудрый-пре.
Дети говорят разные варианты ответов: ( при пишется в глаголах, а пре - в прилагательных; нет варианта ответа).
-Ответы у всех разные, но неверные. Какой же будет цель нашего урока?
-Узнать правописание приставок пре, при.
-Если только будем знать о правописании приставок пре, при этого достаточно, чтобы правильно писать и не допускать ошибок?
-Нет.
-Что мы ещё должны сделать?
-Научиться правильно их писать.
-Затем потренироваться самостоятельно.
-Узнать правило правописания приставок пре, при.
-Надо познакомиться с алгоритмом правописания приставок пре, при.
-Итак, приступаем к достижению наших целей. Правило несложное, поэтому вы выведите его сами.
Образуем группы. (получилось 5 групп). Я раздаю слова и картинки-помощники.
-Почему в приставках пишется буква е или и.
Ребята работают в группах. На столах картинки и слова.
1.Прилететь, приползти, приплыть, прискакать.
2.Прибить, пришить, привинтить, приклеить.
3.Приподнять, приклонить, прилечь, присесть.
4.Прибрежный, пришкольный, приусадебный, приморский.
5.Преградить, предавать, прервать.
Превысокий, прекислый.
-Что у вас получилось? Слушаю ответы учащихся.
-Слова в первом столбике указывают на приближение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.
-Слова во втором столбике указывают на присоединение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.
-Слова в третьем столбике указывают на неполное действие, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.
-Слова в четвёртом столбике указывают на близость чего-либо, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.
-Слова в пятом столбике указывают на то, что пре можно заменить на пере и словом очень, поэтому пишется буква е в приставке. Слайд.
Хорошо. Ребята, значит правописание приставок пре и при зависит от его лексического значения. Слайд.
-Откроем учебники. Я читаю правило.
Для того чтобы правильно писать буквы е, и в приставках пре и при необходим алгоритм действий.
Послушайте образец ответа. Смотрим на наши слова.
1.Внимательно прочитай слово и выдели приставку.
2.Определи значение приставки.
3.Если это значение приближения, присоединения, неполное действие, близость к чему-либо, то пиши букву и.
4.Если это значение близкое слову очень, можно заменить на приставку пере, то пиши букву е.
Я разбираю слово пришли по алгоритму.
Затем также по алгоритму разбирает слово ученик.
Тренируемся.
Работа с упражнением по учебнику. Слова написаны правильно, надо действовать по алгоритму.
Теперь задание усложним.
Вставьте пропущенные буквы в слова, действуя по алгоритму.(комментированное письмо).
Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, пр_забавный котенок, пр_светлый образ.
Допишите известные вам строчки. Кто автор? Назовите произведение.
- Час обеда …. топот по двору раздался.
- Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг … - Здравствуй, князь ты мой ...
Что ты тих, как день ненастный?» - … к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
- Кто-то терем…да хозяев поджидал.
- Он в другой раз закинул невод. … невод с травою морскою.
Итак, делаем выводы по уроку.
Вернёмся к целям урока. Мы должны были узнать о правописании пре, при.
Учащиеся делают вывод. При пишется, если приставка обозначает:
1) Приближение;
2) присоединение;
3) неполное действие;
4) близость
Пре пишется, если приставку можно заменить на:
Пре- = очень;
Пре- = пере-
Достигли ли вы целей? Если всё понятно поднимите зелёный кружок, если что-то осталось непонятным- жёлтый и если ничего не поняли-красный.
Записываем домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ
Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ....
Правописание производных предлогов, союзов. Разработка урока по русскому языку в 10 классе. (модульная технология)
Использование элементов модульного обучения на уроках русского языка в старших классах. В условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку перед каждым учителем стоит проблема систематизации и обобщения з...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» в 6 классе
Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» Тип урока: изучение нового материала. По учебнику для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ре...
Распределительный диктант по теме «Правописание приставок пре- и при-» для 6 класса
Распределительный диктантпо теме «Правописание приставок пре- и при-»для 6 класса...
Презентация на тему "Правописание приставок пре- и при-" для 6 класса
Презентация выполнена с учетом требований ФГОС....