Правописание приставок ПРЕ,ПРИ. Разработка урока в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Зотина Елена Семёновна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, ставят перед собой цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavki_pre_pri.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Правописание приставок пре, при".

Цель урока: организовать учебную деятельность по формированию знаний о правописании приставок пре и при и умений понимать, что ПРЕ- и ПРИ- зависят от того значения, которое приставки имеют а слове

Ход урока.

На доске написано число, классная работа.

Слово учителя.

"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",- говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл".

-Каково его лексическое значение? Это было вашим домашним заданием.

-Смысл. 1.Содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом (смысл слова);

               2.Цель(в поступке нет смысла);

               3.Разум, разумность(здравый смысл).

Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке:

                                              Перед корнем есть часть слова,

                                              Слитно пишется она.

                                              С её помощью, ребята,

                                              Образуются слова.

-О какой части слова идёт речь?  

Уч-ся: В этом стихотворении говорится о приставке.

-Правильно. Правописание каких приставок вы уже знаете?

-Неизменяемые приставки и приставки, оканчивающиеся на з, с.

-Посмотрите на слова, записанные на доске: пришёл, премудрый. Выделите приставки(пре, при).

К какой группе, из изученных нами, они относятся?

-Нет их среди приставок, оканчивающихся на з,с и нет среди традиционных приставок.

-Правильно, хорошо рассуждаете. Значит, какой можно сделать вывод?

-Есть ещё группа приставок.

-Да, какая же?

-Приставки пре и при.

-Сформулируйте тему урока.

-Правописание приставок пре, при.

-Записываем тему урока в тетрадь. Цель вы сейчас сформулируете сами. А для этого проделаем такую работу. Посмотрите на слова, как вы думаете, почему в слове пришёл-при, а в слове премудрый-пре.

Дети говорят разные варианты ответов: ( при пишется в глаголах, а пре - в прилагательных; нет варианта ответа).

-Ответы у всех разные, но неверные. Какой же будет цель нашего урока?

-Узнать правописание приставок пре, при.

-Если только будем знать о правописании приставок пре, при этого достаточно, чтобы правильно писать и не допускать ошибок?

-Нет.

-Что мы ещё должны сделать?

-Научиться правильно их писать.

-Затем потренироваться самостоятельно.

-Узнать правило правописания приставок пре, при.

-Надо познакомиться с алгоритмом правописания приставок пре, при.

-Итак, приступаем к достижению наших целей. Правило несложное, поэтому вы выведите его сами.

Образуем группы. (получилось 5 групп). Я раздаю слова  и картинки-помощники.

-Почему в приставках пишется буква е или и.

Ребята работают в группах. На столах картинки и слова.

1.Прилететь, приползти, приплыть, прискакать.

2.Прибить, пришить, привинтить, приклеить.

3.Приподнять, приклонить, прилечь, присесть.

4.Прибрежный, пришкольный, приусадебный, приморский.

5.Преградить, предавать, прервать.

   Превысокий, прекислый.

-Что у вас получилось? Слушаю ответы учащихся.

-Слова в первом столбике указывают на приближение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова во втором столбике указывают на присоединение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова в третьем столбике указывают на неполное действие, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова в четвёртом  столбике указывают на близость чего-либо, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова в пятом столбике указывают на то, что пре можно заменить на пере и словом очень, поэтому пишется буква е в приставке. Слайд.

Хорошо. Ребята, значит правописание приставок пре и при зависит от его лексического значения. Слайд.

-Откроем учебники. Я читаю правило.

Для того чтобы правильно писать буквы е, и в приставках пре и при необходим алгоритм действий.

Послушайте образец ответа. Смотрим на наши слова.

1.Внимательно прочитай слово и выдели приставку.

2.Определи значение приставки.

3.Если это значение приближения, присоединения, неполное действие, близость к чему-либо, то пиши букву и.

4.Если это значение близкое слову очень, можно заменить на приставку пере, то пиши букву е.

Я разбираю слово пришли по алгоритму.

Затем также по алгоритму разбирает слово ученик.

Тренируемся.

Работа с упражнением по учебнику. Слова написаны правильно, надо действовать по алгоритму.

Теперь задание усложним.

Вставьте пропущенные буквы в слова, действуя по алгоритму.(комментированное письмо).

 Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, пр_забавный котенок, пр_светлый образ.

 Допишите известные вам строчки. Кто автор? Назовите произведение.

  1. Час обеда …. топот по двору раздался.
  2. Мороз и солнце; день чудесный!
    Ещё ты дремлешь, друг …
  3. Здравствуй, князь ты мой ...
    Что ты тих, как день ненастный?»
  4. … к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
  5. Кто-то терем…да хозяев поджидал.
  6. Он в другой раз закинул невод. … невод с травою морскою.

Итак, делаем выводы по уроку.

Вернёмся к целям урока. Мы должны были узнать о правописании пре, при.

Учащиеся делают вывод. При пишется, если приставка обозначает:

1) Приближение;

 2) присоединение;

 3) неполное действие;

 4) близость

 Пре пишется, если приставку можно заменить на:

Пре-  = очень;

Пре-  =  пере-

Достигли ли вы целей? Если всё понятно поднимите зелёный кружок, если что-то осталось непонятным- жёлтый и если ничего не поняли-красный.

Записываем домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ....

Правописание производных предлогов, союзов. Разработка урока по русскому языку в 10 классе. (модульная технология)

Использование элементов модульного обучения на уроках русского языка в старших классах. В условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку перед каждым учителем стоит проблема систематизации и обобщения з...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» в 6 классе

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» Тип урока: изучение нового материала. По учебнику для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ре...

Распределительный диктант по теме «Правописание приставок пре- и при-» для 6 класса

Распределительный диктантпо теме «Правописание приставок пре- и при-»для 6 класса...

Презентация на тему "Правописание приставок пре- и при-" для 6 класса

Презентация выполнена с учетом требований ФГОС....