Правописание производных предлогов, союзов. Разработка урока по русскому языку в 10 классе. (модульная технология)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Дранкина Татьяна Николаевна

Использование элементов модульного обучения на уроках русского языка в старших классах.

В условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку перед каждым учителем стоит проблема систематизации и обобщения знаний учащихся на нормативном уровне. К сожалению, действующие учебники по русскому языку для старших классов не могут в полной мере обеспечить решение этой проблемы. Нужны иные, принципиально новые подходы к организации учебной деятельности на уроке. Такие подходы содержит технология модульного обучения, которая базируется на следующих основных принципах:

• изучение теоретического материала укрупненными блоками - модулями;

• алгоритмизация учебной деятельности;

• завершенность и согласованность циклов познания;

• разносторонность методического консультирования.

Модульная организация уроков русского языка позволяет:

• представить учебный материал в полном объеме;

• вовлечь всех учащихся в активную умственную деятельность;

• вооружить учащихся четкими предписаниями для выполнения практических занятий;

• индивидуализировать темп учебной деятельности с целью продвижения каждого ученика;

• развивать навыки самообразования.

Несмотря на завершающий этап обучения, некоторые вопросы орфографии остаются камнем преткновения для многих старшеклассников. Это связано с тем, что многие орфографические правила изучаются разрозненно. Отсутствие целостного восприятия орфографии создает трудности в формировании грамотного письма. Обучение, построенное по принципу модуля, позволяет сгруппировать орфографические правила по опознавательным признакам, привести знания учащихся в систему, а значит, повысить орфографическую грамотность.

 Определив уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель отбирает учебный материал, подлежащий усвоению, для отдельных уроков -  модулей, а затем выстраивает модульную программу.

Например, программа «Трудные вопросы орфографии» может иметь  следующее содержание:

• Модуль 1 - Правописание безударных гласных в корнях с чередованием.

• Модуль 2 - Правописание гласных после шипящих.

• Модуль 3 - Правописание приставок.

• Модуль 4 - Правописание окончаний. 

• Модуль 5 - Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных и причастий.

• Модуль 6 - Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

• Модуль 7 - Правописание производных предлогов, союзов.

Комплексная дидактическая цель программы:

1) закрепить теорию наиболее трудных разделов орфографии;

2) уметь применять на практике полученные знания;

3) развивать логическое мышление, навыки самоконтроля.

Уроки-модули, составляющие программу, содержат основные  элементы модульного обучения:

• блоковую подачу учебной информации;

• структуризацию содержания на отдельные учебные элементы;

• практические задания для отработки необходимых навыков;

• применение различных видов контроля.

Учащийся может самостоятельно или относительно самостоятельно работать с предложенной учебной программой, содержащей банк информации и руководство по достижению поставленной цели. Ученики, испытывающие затруднения при выполнении заданий, могут обратиться за помощью к учителю. Каждый модуль рассчитан на 1-2 урока.

Далее предлагается разработка блока темы: «Правописание производных предлогов, союзов».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная БЮДЖЕТНАЯ общеобразовательная школа – интернат  школа – интернат среднего (полного) общего образования с.Некрасовка

Разработка урока по русскому языку в 10 классе.

Правописание производных предлогов, союзов.

                                                                                                                                                      Дранкина Татьяна Николаевна, учитель                                                               русского языка и литературы

2012 год.

Использование элементов модульного обучения на уроках русского языка в старших классах.

В условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку перед каждым учителем стоит проблема систематизации и обобщения знаний учащихся на нормативном уровне. К сожалению, действующие учебники по русскому языку для старших классов не могут в полной мере обеспечить решение этой проблемы. Нужны иные, принципиально новые подходы к организации учебной деятельности на уроке. Такие подходы содержит технология модульного обучения, которая базируется на следующих основных принципах:

• изучение теоретического материала укрупненными блоками - модулями;

• алгоритмизация учебной деятельности;

• завершенность и согласованность циклов познания;

• разносторонность методического консультирования.

Модульная организация уроков русского языка позволяет:

• представить учебный материал в полном объеме;

• вовлечь всех учащихся в активную умственную деятельность;

• вооружить учащихся четкими предписаниями для выполнения практических занятий;

• индивидуализировать темп учебной деятельности с целью продвижения каждого ученика;

• развивать навыки самообразования.

Несмотря на завершающий этап обучения, некоторые вопросы орфографии остаются камнем преткновения для многих старшеклассников. Это связано с тем, что многие орфографические правила изучаются разрозненно. Отсутствие целостного восприятия орфографии создает трудности в формировании грамотного письма. Обучение, построенное по принципу модуля, позволяет сгруппировать орфографические правила по опознавательным признакам, привести знания учащихся в систему, а значит, повысить орфографическую грамотность.

 Определив уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель отбирает учебный материал, подлежащий усвоению, для отдельных уроков -  модулей, а затем выстраивает модульную программу.

Например, программа «Трудные вопросы орфографии» может иметь  следующее содержание:

• Модуль 1 - Правописание безударных гласных в корнях с чередованием.

• Модуль 2 - Правописание гласных после шипящих.

• Модуль 3 - Правописание приставок.

• Модуль 4 - Правописание окончаний.  

• Модуль 5 - Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных и причастий.

• Модуль 6 - Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

• Модуль 7 - Правописание производных предлогов, союзов.

Комплексная дидактическая цель программы:

1) закрепить теорию наиболее трудных разделов орфографии;

2) уметь применять на практике полученные знания;

3) развивать логическое мышление, навыки самоконтроля.

Уроки-модули, составляющие программу, содержат основные  элементы модульного обучения:

• блоковую подачу учебной информации;

• структуризацию содержания на отдельные учебные элементы;

• практические задания для отработки необходимых навыков;

• применение различных видов контроля.

Учащийся может самостоятельно или относительно самостоятельно работать с предложенной учебной программой, содержащей банк информации и руководство по достижению поставленной цели. Ученики, испытывающие затруднения при выполнении заданий, могут обратиться за помощью к учителю. Каждый модуль рассчитан на 1-2 урока.

Далее предлагается разработка блока темы: «Правописание производных предлогов, союзов».

Модуль № 7

Правописание производных предлогов, союзов.

Оборудование: памятка №1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, журнал «Русский язык в школе» 2004.- № 5.- стр. 36-38, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»  В.Ф. Грекова и др.

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ-0

В процессе работы над учебными элементами вы должны систематизировать и обобщить правила правописания производных предлогов и союзов;

Совершенствовать соответствующие умения и навыки; уметь применять полученные знания на практике.

УЭ-1

Рассмотри таблицу (памятка № 1), вспомни о предлоге как части речи, его происхождении;

Ответь на вопросы учителя.

Вопросы учителя.

Памятка №1

УЭ-2

Рассмотри таблицу (памятка № 2), вспомни правописание некоторых предлогов.

Спишите, раскрыв скобки.

  1. (В)виду плохой погоды экскурсию отменили. Имейте это, пожалуйста (в)виду.
  2. Кружились снежинки (в)роде пушинок. (В)роде имен существительных нелегко разобраться.
  3. (На)подобие этих фигур указывают не размеры, а формы. Перед путниками высилась скала (на)подобие стены.
  4. Вода моментально устремилась (в)место прорыва. (В)место меня сегодня дежурит мой товарищ.
  5. Мы бежали (на)встречу брызгам волн. Они отправились (на)встречу с любимым артистом.

Взаимоконтроль

Памятка №2

Ключ:

1).Слитно –раздельно

2). Слитно -раздельно

3). Раздельно -слитно

4) Раздельно -слитно

5) Слитно –раздельно

УЭ-3

Ознакомьтесь с памяткой № 3, вспомните правописание производных предлогов.

Вставьте пропущенные буквы.

                     когда?

  1. В течени.. дня шел дождь. 2. Яма была довольно узкая, и я в течени... получаса пробовал выбраться наверх. 3. Быстрая в течени.. речонка  идет вдоль гребня. 4. В продолжени.. получаса солнце наполовину вышло из моря и навстречу ему, гордо рассекая волны, бежал белый корабль. 5. В продолжени... романа, который готовится к выпуску, мы узнаем о судьбе героя.

                   из-за

6. Вследстви..задержки в пути мы не можем прибыть  вовремя. 7. Вследстви.. весеннего паводка связь с городом в течени.. следующей недели будет по- прежнему затруднена. 8. Он участвовал ..следстви.. о поджоге как свидетель.  

Памятка №3

Самопроверка по ключу:

1.е

2.  е

3. и

4. е

5. и

6. е

7. е.е

8. в следствии

УЭ-4

Проверь себя!

При выполнении задания пользуйся памяткой № 3, № 4.

Объясните правописание, подчеркните производные предлоги.

Пунктуационно-орфографическая разминка.

  1. В течени .. столетий люди бе..пощадно охотились на бобров они ловили их в ловушки ставили хитр..умные капканы стреляли из луков и ружей. 2. В продолжени... трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени... речку н.. одно суденышко не могло вступить в спор с раз..гравшейся стихией. 3. Мшары это озера заросшие в течени... тысячелетий. 4. В течени... часа мы были как в лихорадк.. . 5. В продолжени.. нескольких суток дорога была как в весенн.. распутицу. 6. ..следстви.. аварии в течени.. трех дней нам пр..шлось работать ...ручную. 7. Он участвовал ..следстви.. об авари.. на станци.. как эксперт. 8.  Несмотря    на  холод  окна  в  доме  ра..пахнуты   ..стеж.. .  9.  В течени..  трех часов альпинисты ..смотря ..низ подн..мались ..верх горы. 10.  ..смотря  на  то  что  реч..нка  обмелела перейти ее ..брод (по) прежнему ..возможно.11. Он пошел проч.. ..смотря н.. на кого. 12. В продолжени... всего вечера папа ..смотря на то что  он ..роде бы (без) умолку  и  (без) устали  шутил был  не  таким  как всегда. 13. ..смотря на все мои старания я ..как  ..мог заснуть бе..конечной вереницей тянулись мысли ..нужные и ..ясные. 14. Взволнова...ый  он говорил очень тихо ..смотря в зал.  

       

Памятка №3

Проверка учителем.

УЭ-5

Опираясь на таблицу (памятка № 3), выполните упражнение.

  1. Вникните в причину – и тогда поверите (в)следстви.. . (В)следстви.. ранних заморозков быстро пожелтела трава.
  2. (В)продолжени.. рассказа ребятам очень хотелось верить. (В)продолжени.. разговора он несколько раз говорил по телефону.
  3. Уже (в)течени.. часа он всматривался в  причудливые  очертания гор. Он всматривался (в)течени.. реки. (В)течени.. реки было что-то завораживающее.
  4. В заключени.. он подвел итог работы. В заключени.. эксперта содержались выводы.

Памятка №3

Взаимоконтроль.

Ключ:

1. раздельно –е; слитно –е

2. раздельно – е

3. раздельно –е; раздельно –е;

раздельно –и.

4. раздельно –е; раздельно -и

УЭ-6

Проверь себя!

При выполнении задания пользуйтесь памятками № 2, № 3, № 4.

Объясните правописание. Подчеркните производные предлоги.

  1. Смотреть (в)след  уходящему теплоходу.
  2. Жить (в)близи стадиона.
  3. Сделать запрос (на)счет графика работы.
  4. Разрешить отнести расходы (на)счет администрации.
  5. Болеть (в)продолжени.. семестра.
  6. (В)продолжени... фильма увидеть новых актеров.
  7. (В)заключени... сделать в сочинении нужные обобщения.
  8. (В)заключени... сочинения отсутствуют выводы.
  9. (В)течени... всего лета шли дожди.
  10. (В)виду шторма рыбаки не вышли в море.
  11. (Не)смотря на все старания, он опоздал.
  12. (В)следстви.. болезни он пропустил урок.
  13. (В)следстви... были допущены ошибки.
  14. (В)след экипажам двинулись люди.

Памятка № 2, №3,

№ 4.

Самопроверка по ключу:

1. слитно

2. слитно

3. слитно

4. раздельно

5. раздельно –е

6. раздельно –и

7. раздельно – е

8. раздельно –и

9. раздельно-е

10. слитно

11. слитно

12. слитно-е

13. раздельно-и

14. раздельно

УЭ-7

Контрольное тестирование №1.

Работу сдай учителю

УЭ-8

Домашние задания: тесты, Упр. № 358 по В.Ф.Грекову.

УЭ-1

Рассмотри таблицу (памятка № 6), вспомни правописание союзов (памятка № 5, № 7), ответь на вопросы учителя.

Вопросы учителя.

УЭ-2

Опираясь на таблицу, выполни задание.

Списать, раскрыв скобки.

  1. И что(бы) и о чем(бы) ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали.
  2. Что(бы) мне сделать, что(бы) они помирились.
  3. Я думал, что(бы) мне сказать отцу, что(бы) он успокоился.
  4. Была та(же) странная тишина.
  5. И так(же) неподвижно светил месяц.
  6. Часы остановились и показывали то(же) время, что и раньше.
  7. Она сказала, что то(же) самое бывает и с ней.
  8. Женщины о  раненых заботились так(же) нежно, как о своих детях.
  9. Я благодарил друга за(то), что он мне помог.
  10.  Наступила тишина, за(то) мы услышали вдали соловья.
  11. При(том) заводе был опытный полигон.
  12. Идти оставалось неделю, при(том) по хорошей дороге.
  13. Он узнавал время по(тому), как двигалось солнце.
  14. Они беседовали, а за(тем) разошлись.
  15. От(чего) ты меня не пожалеешь?
  16. К обеду мы сильно проголодались, по(тому) повернули и возвратились домой по(тому) же пути.
  17. Заячьи следы заворачивали за(то) дерево.
  18. С кем поведешься, от(того) и наберешься.
  19. Корень ученья горек, за(то) плод сладок.
  20. Решили погулять, по(этому) отправились в лес.

Помощь учителя

УЭ-3

Выполни упражнение № 360(I или II) (учебное пособие В.Ф.Грекова)

Взаимоконтроль

Памятка № 5,6

УЭ-4

Впишите подходящие по смыслу слова или части слов (то, же, бы, по). Вставьте пропущенные буквы, дефисы.

1. Вокруг (по) осеннему тихо и в то.. самое время (по) летнему жарко. 2. (По) моему, он то.. поступил не (по) товарищески. 3. Ветерок то.. пр..тих, словно так.., как и люди, чувствовал торжестве..ость  минуты. 4. Он пр..красно пон..мал (по) францу..ки, а так.. (по) швед..и. 5. Я (по) хозяйски поднялся ..верх лестницы, что.. осмотреться. 6. Что.. н.. случилось, хочется что.. все осталось (по)прежнему. 7. Устал, за.. сделал все (по) хозяйски. 8. ..тому маршруту то.. идти опасно, ..этому надо найти опытного проводника. 9. Я то.. был огорчен, ..этому в течени... всего вечера молчал. 10. ..следстви.. того, что дорогу перерыли, нам пр..шлось завернуть за.. здание. 11. .. смотря на успех, я понял, что удержать его будет так.. трудно, как остановить движущийся ..встречу локомотив.  

Самоконтроль

УЭ-5

Контрольное тестирование №2

Работу сдай учителю

УЭ-6

Домашние задания: тесты, упражнение №360(III) (учебное пособие В.Ф.Грекова).

Контрольное тестирование №1.

   

1.   Определите предложение, в котором выделенное слово является предлогом.

А    1.  Плывут сибирские девчата навстречу  утренней заре по Ангаре, по Ангаре.

       2.  Страна встает со славою  навстречу дня.

       3.  Так вот она, широкая какая, встает навстречу, глаз не утоляя, исконная, родная, золотая, никем не покоренная земля.

Б    1.  А кругом  стоял то смутный, непрерывный и веселый шум, которым днем и ночью полон воздух в начале лета.

         2.  В саду и  кругом сада все слабо шумело, шуршало, словно живое, - трава, цветы, кусты.

         3.  Иди, мой сын! Враги не ждут, врагов кругом немало.

В     1.  Прожужжит в полете жук… Вздрогнет земляника. И опять покой вокруг.

        2.  В марте грачи носятся стаями, делают облеты вокруг грачевен.      

Г     1.  Ночью мы перебрались на знаменитые торфяные болота к деревне Вороваткино. Переночевали вблизи.

           2.  Вблизи высокого кургана качались дубы.

Д       1.  Хата встала впереди – темное окошко.

          2.  Видишь, облако клубится, кони мчатся впереди.

          3.  Впереди  цветов поют и стонут пять иль шесть малиновых обойм.

Контрольное тестирование №2.

         1.   В каких примерах выделенные слова пишутся слитно?

     А. В Сибири морозы крепче, за(то) нет таких ветров.

     Б.  Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.

     В.  Мой брат - заядлый грибник, я то(же) люблю собирать грибы.

     Г.  Сверкнула молния, и почти в то(же) мгновенье послышался гром.

                 

                                        1)А и Г;  2) В;  3) АВ;  4) БВ.

         2.  В каких примерах выделенные слова пишутся слитно?

     А.  (По)тому, что вы говорите, видно, насколько вы воспитаны.

     Б.  Науку надо любить (по)тому, что у людей нет силы более мощной.

     В.  Вы всё так(же) увлекаетесь конным спортом?

     Г.  На юге страны разводят овец, здесь есть так(же) фруктовые сады.

               

                                          1) А, В;  2) Б;  3) Б Г;  4) В Г.

 

    3.  Укажите, в каком ряду все слова пишутся раздельно.

      А. иметь (в)виду, (в)случае отказа, (в)виде торосов.

      Б. (в)следствие болезни, (в)виду болезни, сказал (в)заключение.

      В.  (на)счет экскурсии, (в)роде плота, (во)преки рассудку.

      Г.  (в)продолжение часа, (в)след за волком, узнал (в)последствии.

         

       

        4.  Укажите верное написание слова и его объяснение.

            Он жил настоящим мгновением, за(то) уж жил вполне.

А. зато – всегда пишется слитно

Б. за то – всегда пишется раздельно

В. зато – здесь это сочинительный союз, пишется слитно

Г. за то – здесь это местоимение с предлогом, пишется раздельно.

       

         5.  В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

       А.  Мне приходилось (по)долгу ждать своего брата у проходной завода, за(то) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

       Б. Правовые документы регулируют обязанности граждан, а так(же) трудовые и семейные отношения, по(этому) являются основой работы суда.

       В.   Что(бы) там ни говорили, никуда от себя не деться, и(так) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

        Г.   Мы долго раздумывали над тем, что(бы) купить сыну, при(чем) подарок должен стать полной неожиданностью для малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий.

Фрагмент урока составлен на основе здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Также включает авторские технологии, разработанные мною, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся....

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...