Конспект урока русского языка «Рефлексия собственных достижений и затруднений по теме «Обращение»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

«Рефлексия собственных достижений и затруднений по теме «Обращение»

Русский язык, 8 класс.

Пояснительная записка к уроку. Для меня главное условие успешного обучения – моя способность ( как учителя) постоянно совершенствовать каждый урок, находить новые подходы, приемы, технологии  обучения, позволяющие повышать познавательный интерес учащихся с к изучаемому предмету, повышать качество знаний каждого ученика  на основе личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении.  Я считаю необходимым на каждом уроке создавать  условия для личностного погружения каждого ученика в процесс учения и выстраивания им на основе рефлексии собственных достижений и затруднений собственной траектории продвижения по изучаемой теме в рамках предмета русский язык.

Тема урока: Рефлексия собственных достижений и затруднений по теме «Обращение».

Цель урока: создание условий для погружения каждого обучающегося в ходе рефлексии собственных достижений и затруднений в изучение темы «Обращение», формирование у участников образовательного процесса информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, зровьесберегающих компетенций.

Задачи урока-

 образовательные (предметные):

  1. Развитие у обучающихся умения находить обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи;
  2. Знакомство учащихся со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями и функциями в речи;
  3. Формирование у учащихся навыков употребления  обращения с учетом речевой ситуации;
  4. Отработка правила постановки знаков препинания при обращении и умения применять их на письме.

 развивающие (метапредметные):

  1. Развитие логического мышления,  памяти через выполнение тестовых и диагностических упражнений.
  2. Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.
  3. Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результов урока и самоанализа собственных достижений на нём.
  4. Развитие речи как показателя  интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.

воспитательные (личностные):

  1. Развитие коммуникативных умений  обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.
  2. Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде.
  3. Воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку.

Место урока в изучении темы (блока): первый урок по теме: «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями» в разделе «простое предложение».

Тип урока: урок решения частных задач (изучение и первичное закрепление опорных знаний).

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация,  опорные  схемы, раздаточный материал

Конспект урока (в таблице).

Деятельность учителя с указанием номера слайда

(при наличии презентации)

Деятельность ученика 

Этап урока – подготовительный – 1 мин.

Цель этапа (учителя):

Цель этапа (ученика):

- обеспечить быстрое бесконфликтное деление учащихся для групповой работы на уроке;                        

 - создать интерес ( мотивацию) к процессу, который будет осуществляться на уроке.

- настроиться на работу в группах в режиме случайного выбора ее членов;    

- настроиться на работу, получив в руки «предмет».

Деятельность 1.

Раздает учащимся, входящим в класс,  листочки с написанными на ними на них разноцветным шрифтом словами, из которых можно составить пословицы.

Просит занять место за столами выделенными   тем же световым символом, что и полученные ими слова.

Деятельность 1.

Еще до звонка на урок учащиеся при входе в класс получают листочки  с написанными на них разноцветным шрифтом словами, из которых можно составить пословицы.

Рассаживаются за столы, выделенные  тем же световым символом, что и написанные на полученных листах слова.

Этап 1 урока – организационно- мотивационный – 5 мин.

Цель этапа (учителя):

- создать благоприятную психологическую атмосферу урока;

- включить всех обучающихся в работу:

- создать условия для мотивации каждого учащегося к работе на уроке.

Цель этапа (ученика):

- настроиться на роботу в рамках урока;

- установить эмоциональный доверительный контакт с учителем и с друг другом;

- успокоиться, снять статическое и эмоциональное напряжение;

- внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех.

Деятельность 2. (Слайд 1)

Обращение к учащимся.

Добрый день,  друзья!

 Я  часто вспоминаю слова из песни, которую исполняет Лариса Долина: «Важней всего погода в доме, все остальное – суета…»  Действительно погода очень влияет на наше самочувствие, на нашу работоспособность, и если на погоду за окном мы повлиять не можем, то погода в доме и  в нашем школьном, в том числе,  зависит только от нас.

Для того чтобы погода у нас на уроке была теплой, солнечной и безветренной, чтобы в группах вам работалось комфортно и результативно, я  предлагаю из слов, полученных каждым из вас перед уроком сложить пословицы и подумать, какие правила групповой  работы, на основе их мы можем сформулировать.

Деятельность 2.


Приветствуют учителя.

Осмысливают услышанное.













Составляют из слов пословицы и, осмыслив их содержание, формулируют правила групповой работы, представляют их классу. (Приложение 1).

Этап 2 урока - Опрос учащихся по ранее изученному материалу (актуализация опорных знаний) – 10 мин.

Цель этапа (учителя):

- в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических технологий воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся;

- оценить уровень подготовленности учащихся, смотивировать их  на активное восприятие нового материала;

- обеспечить развитие речи учащихся как показателя  их интеллектуального и общего развития через представление собственных достижений на этом этапе урока через представление результатов работы группы.

Цель этапа (ученика):

- в ходе терминологической разминки, проводимой в технологии «Отгадай кроссворд», вспомнить термины и  определения;  

- совершенствовать умение формулировать  учебное задания на основе представленного для работы материала;

- развивать  мыслительную деятельность в ходе работы в технологии «Продолжи высказывание».

Деятельность 3. (Слайд 2)

Обращение к ученикам.

Предметом нашего изучения на уроке сегодня будет лингвистическое  понятие,  которое осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет им, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни.

Для того чтобы определить,  чему будет посвящен наш урок, я предлагаю поучаствовать в терминологической разминке «Минутка приятных воспоминаний». Задание группам -   разгадать кроссворд.

Деятельность 3.


Слушают учителя.











Разгадывают кроссворд. (Приложение 2).

Деятельность 4.

Обращение к ученикам.

Какое слово получилось у вас в выделенном вертикальном столбце?

Правильно, обращение. Именно оно и будет предметом нашего исследования на уроке.

Обратите внимание на словарную статью, которая выглядит так ( Слайд  3  ):

Обращение, -я. ср. 1.

                                2.

                                3.

                                4.

Что она может нам рассказать об этом слове? Приведите примеры, подтверждающие ваше высказывание.

Какое из значение слова «обращение» имеет прямое отношение к нашему уроку русского языка?

Правильно. (Слай 4).Мы будем сегодня говорить об обращении, изучаемом в разделе грамматика (синтаксис) как о слове или группе слов, которыми называют того к кому обращаются с речью. Запишем тему урока и обозначим задачи, которые сегодня будем решать. ( Слайд 5).

Деятельность 4.


Обращают внимание на слово, полученное в выделенном вертикальном столбце.






Анализируют словарную статью, говорят о том,  что слово «обращение» - многозначное.


Приводят примеры, подтверждающие выдвинутое предположение.









Записывают тему урока и формулируют учебные задачи, на решение которых будет направлен урок.

Деятельность 5.

Обращение к ученикам. (Слайд 6).

Нам не впервые встречается это понятие.  Мы начали знакомство с ним еще в 5 кл.,  и я предлагаю вам вспомнить и обобщить имеющиеся у вас знания, заполнив таблицу. Предлагаю работать в парах.

Деятельность 5.




В ходе парной работы заполняют таблицу. (Приложение 3.), воспроизводя ранее приобретенные  по данной теме знания.

Этап 3 урока -  Объяснение нового учебного материала (Открытие нового в знания в результате самостоятельной и групповой работы) – 15 мин.

Цель этапа (учителя):

-через организацию самостоятельной поисковой работы познакомить учащихся с новой информацией по теме «Обращение»;

-развивать речь учащихся через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп;

- формирование информационных компетенций через работу с текстом информационного листка;

- развитие у учащихся метапредметных компетенций через выполнение заданий, связанных со сравнением, анализом, классификацией, обобщением.

Цель этапа (ученика):

В ходе работы с представленной каждому ученику информацией и с опорой на ранее заполненные таблицы выделить новый материал по теме «Обращение»  и подготовиться работать с ним;

 - совершенствовать  умение работать с текстовыми источниками;

-  совершенствовать умение слушать и слышать одноклассников в процессе выполнения коллективного задания, умения договариваться и представлять результаты работы группы;

Деятельность 6. (Слайд 7)

Обращение к ученикам

Таблицы заполнены, и именно они помогут вам выполнить следующее задание.

Представьте, что вы  приглашены на научно-практическую конференцию “Все об обращении” и  должны подготовиться к выступлению по теоретическому материалу и принять активное участие в работе конференции.

Времени на подготовку – 5 минут

- Прочитайте (индивидуально) информационный текст на листочке и поработайте с информацией, используя метод инсерта - маркировки текста

 (Сайд 7):

“Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;        

“ - “ - знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения;

“+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

“?” - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

Деятельность 6.


Индивидуально работают с информационными листами, используя метод инсерта - маркировки текст. (Приложение 4)

Деятельность 7.

Обращение к ученикам

Обобщите в группе результаты индивидуальной работы и подготовьтесь к выступлению на импровизированной конференции по следующему плану.

- Что из представленного в информационных листах теоретического материала вам уже знакомо? Запишите данную информацию на зеленых листах, обобщив информацию от всех членов группы.

- Какую новую информацию вы получили в процессе работы? Запишите данную информацию на розовых  листах, также обобщив информацию от всех членов группы.

Деятельность 7.

Работают в группе, оформляют на листах разного цвета ранее полученные знания по теме «Обращение» и знания, открытые в ходе работы с информационными листками.

Деятельность 8.

Обращение к ученикам

Сейчас мы будем проводите пресс- конференцию по итогам работы и создавать брошюру знаний по теме «Обращение».

Прошу группы по очереди зачитывать, какие знания по данной  теме мы получили ранее. Они оформлены у вас на зеленых листах.

А сейчас вам предстоит представить вновь открытые знания и также зафиксировать их на доске в брошюре знаний.

Деятельность 8.

По очереди зачитывают информацию и вклеивают зеленые листы на левую страницу брошюры, размещенной на доске, затем зачитывают вновь полученною информацию и вклеивают листы розового цвета в брошюру знаний.

Деятельность 9.

Обращение к ученикам (Слайд 8).

Благодарю вас за результативную работу и вручаю расширенные памятки «Знаки препинания при обращении», которые,  надеюсь, помогут вам в дальнейшей работе.

Деятельность 9.



Получают памятки «Знаки препинания при обращении».


Этап 4 урока – Первичное закрепление полученных знаний на основе анализа собственных затруднений в процессе выполнения  групповых и индивидуальных заданий – 10 мин.

Цель этапа (учителя):

- в процессе выполнения предложенных учителем заданий проверить первичный уровень усвоения воспитанниками новых знаний;

- используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала.

Цель этапа (ученика):

- Определить первичный уровень освоения нового материала;

-  Научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение.

-  Научиться коллективному творчеству в процессе групповой работы.

- Выполняя творческое задание, расширить собственные знания по данному вопросу, научиться выражать свое мнение по заданной теме.

Деятельность 10.

Обращение к ученикам

Итак, всю имеющуюся у нас информацию  по теме «Обращение» мы обобщили с вами в нашей коллективно разработанной брошюре знаний. Знаний, как мы видим, получено  много, а теперь предстоит проверить,  сумеем ли мы

воспользоваться  ими в практической деятельности.

Задание 1. Из предложенных вам предложений выбрать только те, в которых есть обращения,  и записать, выбранные номера предложений на листок.

Осуществите самопроверку правильности, выполненного вами задания, сравнив полученные у вас результат с образцом,  в случае обнаружения ошибки проанализируйте ее и объясните.

Деятельность 10.


Слушают учителя.








Выбирают из предложенных предложений только те, в которых есть обращения.

Номера выбранных предложений заносят маркером на отдельный листок.


Сравнивают полученный результат с образцом и в случае обнаружения ошибки анализируют ее и объясняют.

Приложение 5.

Деятельность 11.

Обращение к ученикам

Мы с вами обратили внимания на обращения,  в качестве которых выступали имена собственные, наименования лица по роду занятий и возрасту, неодушевленные предметы. Значения обращений могут быть и другими. Докажем это, выполнив следующее задание.

Задание для групп 1 и 2.

Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2-м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его называют мама, старший брат, друзья, одноклассники, близкие родственники, соседи, ребята из секции и шахматного кружка и т.д?
Задание для групп 3 и 4. Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч и т.д.?

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Деятельность 11.

Выполняют задание предложенное учителем, представляют результаты работы группы классу.

Приложение 6.

Деятельность 12.

Обращение к ученикам

Следующее задание: «Ребята, встаньте!» А можно вопрос; «Зачем вы поднялись?» Ведь я всего лишь прочитала предложение, которое нам предстоит записать.

Но уж раз вы встали, давайте проведем разминку.

Деятельность 12.


Поднимаются. Выполняют под руководством учителя физическую разминку.

Приложение 7.

Деятельность 13.

Обращение к ученикам

Молодцы! Я еще раз диктую предложение, которое мы запишем и произведем его синтаксический разбор. Записываем: «Ребята! Встаньте!»

Какие знания мы закрепили, выполнив это задание. Кто хочет данный разбор произвести на доске?

Давайте проверим, выполненную работу. Какой вывод мы сможем сделать?

Деятельность 13.


Записывают предложение в тетради, один учащийся  - на доске. Производят синтаксический разбор, делают вывод.

Деятельность 14.

Обращение к ученикам

Ну и последнее задание – небольшой тест по теме, который поможет каждому из вас и мне, в том числе, определить результативность работы каждого из вас и групп на уроке.

Деятельность 14.


Выполняют по вариантам тест. Приложение 8.

Этап 5 урока - Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия. – 5 мин.

Цель этапа (учителя):

- подвести итоги урока, используя рефлексивную технологию «Насытились», и простроить  траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося;

- мотивировать выполнение учащимися  домашнего задания, обратившись к воспитанникам с притчей.

Цель этапа (ученика):

- в ходе проведения рефлексии итогов урока определить уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию продвижения  по  теме «Обращение».

- получив личностно-ориентированное домашнее задание, замотивировать себя на работу, на творческий поиск и самовыражение.

Деятельность 15.

Обращение к ученикам

Нам необходимо подвести итоги урока. Представьте, что вы сегодня посетили ресторан, где знания вам преподносились в форме изысканных блюд. Заполняя бланки в технологии «Насытились?»,  вы сможете дать оценку не только уроку, но и объективно оценить работу группы, учителя, класса и, конечно же, свою,  ответив на извечный философский вопрос: «Что делать?»

Деятельность 15.


Слушают инструкцию учителя.

Заполняют рефлексивные бланки, работая в технологии «Насытились?», подводят итоги урока, оценивают работу всех субъектов УВП на уроке.

Приложение 9.

Деятельность 16.

Обращение к ученикам

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

- выписать  5-6 отрывков из стихотворений русских поэтов, содержащих обращения к образам из мира природы;

- составить синквейн “Обращение”, используя

Схему:        

1. Существительное (тема).

2. Прилагательное - прилагательное.

3. Глагол - глагол - глагол.

4. Фраза из четырёх слов.

5. Существительное (синоним темы, эмоциональная точка).

Деятельность 16.


Записывают в дневники домашнее задание, слушают инструкции учителя.

Деятельность 17.

Обращение к ученикам

Наш урок подошёл к концу. Я благодарю вас за работу и дарю притчу:
Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал:
- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: "Я принимаю радость в свою жизнь", но радости в моей жизни нет.

Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это пять раз.
- Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо...Что же надо?

(Вариант: надо протянуть руку и взять ложку.)
Вот и вам сегодня надо "взять"  знания, полученные на уроке и применять их в общении, а значит, в жизни.

Я благодарю вас за работу и дарю вам буклеты, которые помогут еще глубже осмыслить роль обращений в нашей речи. До новых встреч.

Деятельность 17.

Слушают притчу, делают выводы.





















Получают для самостоятельного ознакомления буклет.

2.2. Информационные ресурсы.

  1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1996.
  2. Брагина С.В. Открытый урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращением». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
  3. Зеленин А.В., Вирва Ряйсянен. Как живете, господа-товарищи?»//Русский  язык в школе, №6, 2002. С.85-89
  4. Кронгауз М. Язык мой – враг мой?// Новый мир, №10, 2002.
  5. Лихачев С.В. Сударь и братан, братишка и хозяин. Формы обращения к собеседнику// Журналистика и культура русской речи, №2, 2003.
  6. Мокиненко В.М. Почему так говорят? СПб.,2003.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002.
  8. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособ. - М.: Дрофа, 1997.
  9. Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. - М.: Просвещение, 2010.

2.3. Приложения (тексты заданий, содержание материала, правила, рекомендации, прочий инструментарий).

Приложение 1. Пословицы:

Не бывает дерева без ветвей, славы - без соратников друзей.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Приложение №2 . Кроссворд.


  1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:  где? куда? откуда? почему? зачем? и как?
  2. Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
  3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:  какой? чей?
  4. Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.
  5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
  6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
  7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
  8. Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?
  9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Приложение № 3.  Групповая рефлексия «Что мы знаем об обращении».

Предложения с обращениями.

Выводы.

I.  Бывают единичные и …

 1.  Я, мам, в художники и не готовился вовсе.

(А. Гайдар).

  2. Здравствуй, батюшка родимый, -  все кричат, и стар и мал. (Д. Садовников).

II. Способы выражения  обращения:

 1. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?  (К. Симонов).

 2. Провожающие, просим вас освободить вагоны.

     3. Ничего, родная! Успокойся. (С. Есенин).

     4.Тише, вы!

     5. Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (И.Кольцов).

Нюансы интонирования:

III. 1. Друзья! Поздравляю с праздником!

       2. Клавка! Собирайся, матери помоги.

Место в предложении и знаки препинания:

V. 1.У меня к тебе неприятный разговор, сосед.

      2. Восьмиклассники, как вы думаете проводить каникулы?

      3. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне.

Приложение 4.   Информационный листок «Признаки обращений»:

- оно называет лицо, к которому обращаются с речью;

- адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным или иным отношениям; неодушевлённые предметы;

- обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Например: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.).

В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии:

Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.)

Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица:

Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?

В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия (Пушкин).

-  обращения произносятся чаще всего со звательной интонацией, но может быть восклицательная интонация, а также интонация, помогающая передать различные чувства и настроения говорящего. Обращения в поэтической речи, в которой семантика слова обычно усложняется и расширяется, выполняют особую функцию.

В художественной речи обращение зачастую утрачивает собственно звательную интонацию. Поэтический текст, как правило, не предполагает конкретного адресата речи, поэтому обращение часто выступает в нем как особый художественный прием – прием олицетворения, с помощью которого поэт или прозаик получает возможность сделать предметами непосредственного контакта изображенные явления и вещи, наиболее полно выразить свое к ним отношение. В художественной речи представлены разные типы обращений к не лицам. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем их многообразии, к явлениям космической жизни, к пространству и времени, к различным проявлениям интеллектуального и эмоционального мира человека…

- обращения не являются членом предложения;

- чаще всего обращения употребляются в форме именительного падежа, однако могут и встречаться другие формы. Обращение может стоять не только в именительном падеже, иногда – что возможно только в разговорной речи – обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в нём яркую, отличительную деталь:

Эй, в гимнастёрке, подойди сюда! Там, в шляпе, вы оплатили проезд? В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именительный падеж существительного: Маш, дай ручку. Петь, а Петь, приходи пораньше.

- обращения всегда выделяются на письме знаками  препинания.        

Правило

Пример

Обращение выделяется запятыми

Наташа, иди сюда!

Вперёд тебе наука, друг.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.

Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.

Отколе, умная, бредёшь ты голова?

Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком.

О небо, над нами синей!

Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава.

Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой не разделяются.

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.

Петька, да Петька же, куда ты запропастился?

Приложение 5. «Найди меня».

Задание: Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

I вариант

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Муравьи санитары леса.
  5. Догорай костёр дотла.

II вариант

  1. Что ты рано осень в гости к нам пришла.
  2. Подкралась осень незаметно.
  3. Песню эту пронесём друзья по свету.
  4. Друзья познаются в беде.
  5. Прощай любимый город.

Проверка: I 1, 3, 5; II 1, 3, 5

Приложение 6. «Как их зовут?»

Задание для групп 1 и 2. Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2-м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его называют:

-  мама_______________________________________________________________

-старший брат_________________________________________________________

-друзья_______________________________________________________________

-одноклассники________________________________________________________

- близкие родственники_________________________________________________

-соседи_______________________________________________________________

- ребята из секции и шахматного кружка___________________________________
- врач_________________________________________________________________ ?

Задание для групп 3 и 4. Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют:

- жена________________________________________________________________

- родители____________________________________________________________

- друзья_______________________________________________________________

-дети_________________________________________________________________

- племянники__________________________________________________________

- сослуживцы__________________________________________________________

- начальник ___________________________________________________________

- милиционер __________________________________________________________?

Приложение 7.  Психо-физическая разминка.

Упражнение 1.  Выпрямите спину, потянитесь и сделайте три круговых движения плечами вперед, а затем три движения назад. Сведите плечи назад максимально сильно и задержите дыхание, сосчитайте до 5. Стряхните с рук напряжение.

Упражнение 2. Поставьте указательные пальцы на надбровные дуги, закройте глаза и точечными движениями помассируйте бровки.  В том месте, где ощущается боль – помассируйте ещё, но с большей силой.

Упражнение 3. Наши уши похожи на эмбрион человека. Здесь находятся нервные окончания, отвечающие за все органы тела человека. Давайте помассируем ушки.  Разворачиваем наши ушные раковины  и с особым усилием массируем мочки уха.

Упражнение 4.  Теперь проведем массаж рук. Круговыми движениями массируем каждый ноготок, затем прокручиваем каждый палец,  словно через мясорубку. Молодцы! И последнее 5 упражнение. Вытянемся вверх, встанем на носочки, глубоко вздохнем, задержим дыхание, выдохнем и тихо сядем на свои места.

Приложение 8. Тест

1 вариант

1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Б. Я вернусь к тебе Россия.

В. С чего начинается Родина?

Г. Жизнь моя иль ты приснилась мне?

Д. Мой друг гостей своих с улыбкою встречает.

2. Найдите предложения с нераспространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Друзья мои прекрасен наш союз.

Б. Товарищ, верь взойдет она, звезда пленительного счастья.

В. Отъезжающие в лагерь пройдите в автобус.

Г. Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины?

Д. Как хорошо ты о море ночное!

3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в начале предложения и после него ставится запятая.

А. Что же ты моя старушка приумолкла у окна?

Б. Распахни мне объятья твои густолистый развесистый клен.

В. Старушка милая как ты живешь?

Г. Отвори мой друг окошко.

Д. Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.

     4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при

     обращении.

А. Здравствуйте, сосновые леса, солнечные, чистые, сухие!

Б. Для тебя единственная, ласковая я нашел хорошие слова.

В. Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей.

Г. Мы с тобою, ветер!

Д. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

2 вариант

1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Жизнь моя по-прежнему теки!

Б. Пожелай мне доброго пути.

В. Жизнь моя ничуть не стала тише.

Г. Дорога нас в дальние дали зови.

Д. Куда меня знакомая дороженька ведет?

2. Найдите предложения с распространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. О жизнь моя как ты мне дорога!

Б. Сыпь ты черемуха снегом.

В. Распахни мне объятья свои густолистый развесистый клен!

Г. Мы старые друзья с тобою ветер!

      Д. Пой гармоника вьюге назло.

3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в середине предложения и выделяется с двух сторон запятыми.

А. Клен ты мой опавший клен заледенелый

    Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Б. Мать-земля родная наша

    В дни беды и в дни побед

    Нет тебя светлей и краше

    И желанней сердцу нет.

В. Или бури завываньем ты мой друг утомлена?

Г. И мы сохраним тебя русская речь великое русское слово.

      Д. До того ль голубчик было?

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Люди мира, на минуту встаньте!

Б. Милый, мой друг, добрый, мой друг, людям так хочется мира!

В. Ты прощай любимый, уходи хороший, по дороге длинной.

Г. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

Д. Не улетай, лебедушка, не отцветай, черемуха.

3 вариант

1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Размахнись косою покажи свой пыл.

      Б. Нынче друзья собрались за столом.

      В. Споемте друзья перед дальней дорогой.

      Г. Стихи мои спокойно расскажите про жизнь мою.

      Д. Читайте книги серьезные.

      2. Найдите предложения с нераспространенным обращением. (Знаки препинания

     не расставлены).

А. Товарищ верь ты победишь.

Б. Любимый сын мой что с тобой?

      В. Про родимый край баян сыграй.

Г. Ты прими мой друг товарищ мой

    Это поздравление с весной.

            Д. Ты и здесь мне мила Россия

    Край суровый мой, край родной.

3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в конце предложения и перед ним ставится запятая.

     А. Тебе Кавказ я снова посвящаю стих небрежный.

           Б. Шуми, шуми с крутой вершины,

    Не умолкай поток седой.

           В. Внимай мой друг как здесь прелестно

          Журчит серебряный ручей.

    Г.  Здравствуй гостья-зима!

          Д.  Прости Тригорское где радость

         Меня встречала столько раз!

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Степь широкая, степь безлюдная, что ты так смотришь пасмурно?

Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.

В. Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Г. Вам бабушка и вам милые сестры я привез подарки.

Д. Прощай, прощай сияние небес!

Приложение 9.  Рефлексия.

«Насытились?»

• Я съел бы еще этого …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Больше всего мне понравилось …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Я почти переварил …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Этот ресторан …

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

• Я переел …

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

• Пожалуйста, добавьте …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В ваш ресторан я приду ещё раз, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе и презентация по теме "Имя числительное.Обобщение"

Эта работа представляет собой конспект урока русского языка в 6 классе и презентацию по теме "Имя числительное.Обобщение"....

Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Правильное построение предложений с деепричастным оборотом"

Урок русского языка в 6 классе по программе М.Разумовской. Ребята знакомятся с предложенным теоретическим материалом и находят ответ на вопрос: "Как правильно построить предложение с деепричастным обо...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Повторение изученного по теме "Причастие" с использованием ИКТ

ЗАДАЧИ УРОКА:образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художес...

План - конспект урока русского языка в 5 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока:"Вопросительные предложения".

Закрепление знаний о различных по интонации предложениях.Развитие умения правильно передавать интонацию вопросительного предложения, строить и записывать вопросительные предложения с использованием во...

План-конспект урока русского языка (с презентацией) в 5 классе по теме "Обращение"

Цель: Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.Задачи: 1)научитьнаходить обращение в предложении;отличать обращение от подлежащего;ставить знаки препинания в пре...

План - конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Различение существительных по родам".

Повторение   изученных  грамматических  признаков  имени существительного и знакомство с новым грамматическим признаком.Упражнение учащихся в определении рода существительных ...