План-конспект урока русского языка (с презентацией) в 5 классе по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Логачёва Татьяна Владимировна

Цель: Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи: 1)научить

  • находить обращение в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;
  • составлять предложения с обращением;
  • выразительно читать предложения с обращением;

2)развивать письменную и устную речь;

3)воспитывать культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrashchenie.doc55.5 КБ
Файл obrashchenie_5_klass.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 5   классе по теме "Обращение"

Цель. Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи: 1)научить

  • находить обращение в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;
  • составлять предложения с обращением;
  • выразительно читать предложения с обращением;

2)развивать письменную и устную речь;

3)воспитывать культуру общения.

Структура урока.

 1.Орфографическая разминка. 

2.Вступительное слово учителя.

3.Введение в тему. (Повторение)

4.Тема

5. Наблюдение (Работа индивидуальная)

6.Исследование №1 (Роль обращений в речи)

7.Исследование №2. (Знаки препинания в предложении с обращением.) 8.Метапредметные связи (история, литература – историко-лингвистическая работа) – проверка домашнего задания

9. Физкультминутка

10. Тренировочные упражнения

11. Синквейн

12. Комплименты (работа в парах)

13. Рефлексия (телеграмма- работа в парах)

14.Заключительный этап: Опорный конспект

15. Задание на дом

Оргмомент

Здравствуйте, ребята!

Оформите запись в своей тетради (число, классная работа, тему урока пока не записываем).

Введение в тему

- Ребята, а сейчас заглянем на минутку в прошлое и повторим пройденный материал, затем только перейдём к теме урока, а какой она будет вы сами сможете назвать только после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово

У вас на столах кроссворд и вопросы . 1 минуту вам на решение, выполняется работа в парах.

- Ребята, вы молодцы, спасибо!(слайд2),

Тема

-Что же будет сегодня объектом нашего рассмотрения?(обращение) (слайд 3)

  1. Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?
  2. Какова роль обращения в речи?
  3. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
  4. Какое место занимает обращение в предложении?

Итак, Обращение! (слайд 4)- запись в тетрадь темы

Что же это такое?   (слайд 5)

Наблюдение( понаблюдаем!)

Устная работа

-Прочитайте предложения, голосом выделяя обращение.

 Что мы заметили?

-Какими бывают обращения?  

-Какое место в предложении может занимать обращение?

Исследование 1. Роль обращений в речи.              

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.

Так как урок литературы связан тесно с языком, то вам предложены отрывки из сказок. Ваша задача найти обращения и ответить на вопросы (3 минуты)

Раздаточный материал

1.Как называется сказка, из которой ваши  отрывки?

2.Какое предложение содержит обращение?

3.К кому обращаются?

4.Чем выражено обращение (словом или словосочетанием)?

Тексты- раздаточный материал (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

1.

Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".

3.

Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.

4.

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

2.

"Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

 3. Чего тебе надобно , старче…

Учитель:

1.Кто является автором этих сказок?

2.Какова роль обращений в речи? (слайд 17)

(Назвать того, к кому обращаются с речью и выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).

Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.

  1. Ребята, работая с отрывками из сказок, вы обратили внимание, что при обращении есть знаки. Какие?
  2. 2. Когда и как выделяется обращение на письме?(слайд 19)

3. Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком, буквой О (слайд 20) 

Речевой этикет- (слайд 21)

Применение этикетных формул в ситуациях, работа в группах

 Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы,

но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы

Перед вами этикетные формулы-просьбы

1.Пожалуйста.

2.Будьте так любезны.

3.Будьте добры.

4.Если вас не затруднит.

5.Сделайте одолжение.

6.Не мог бы ты сейчас.

7.Не выполнишь ли ты мою просьбу.

8.Вы не могли бы сказать.

Ситуации:

1.Попросите своих родителей о покупке …

2.Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).

3.Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

4.Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Защита работ

Какие предложения вы использовали для создания ситуаций?

Историческая справка.    – проверка домашнего задания

При работе с текстами сказок вы обнаружили слово, с которым работали дома. Какова его история?  (Выступление одного из учеников)- (слайд 22)

В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.  (слайд 23)- 

а пока немного передохнём….

Физкультминутка

Тренировочные упражнения Тест (слайд21,22)- взаимопроверка

- Что важно при выборе обращений ?

- Синквейн

Комплименты.

 - Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

  • Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
  • Как вы обращаетесь друг к другу?
  • Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
  • Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.
  • Кто желает прочесть обращение к однокласснику? ( зачитывается одно!)

Телеграмма(слайд 33)                                    

  • А теперь оцените свою деятельность на уроке.
  • На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
  • Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...

 На выполнение работы отводится 2 минуты. ( если вы всё поняли, вам всё понравилось, вы довольны собой и окружающими, то выбирайте лист, на котором будете писать, красного цвета, а если испытывали дискомфорт, волнение, непонимание – голубой)

  • Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
  • Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

  Контроль: рассказ по опорному конспекту!( слайд 24)

Задание на дом( слайд 25)

Завтра на уроке мы продолжим разговор об обращении и подробнее остановимся на знаках препинания при обращении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистическая разминка СЛ О ВОСОЧЕТАНИЕ О Б СТОЯТЕЛЬСТВО ВТО Р ОСТЕПЕННЫЕ СК А ЗУЕМОЕ ПОДЛЕЖА Щ ЕЕ ДОПОЛН Е НИЕ ОД Н ОРОДНЫЕ Т И РЕ ОПР Е ДЕЛЕНИЕ

Слайд 2

Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.

Слайд 3

Тема урока: Обращения и их роль в речи.

Слайд 4

называет того, к кому обращаются с речью ОБРАЩЕНИЕ не является членом предложения может передавать отношение говорящего слово или сочетание слов выделяется интонационно

Слайд 5

Знаки препинания в предложении с обращением

Слайд 6

Знаки препинания в предложении с обращением

Слайд 7

Роль обращений в речи

Слайд 8

Роль обращений в речи

Слайд 9

Роль обращения в речи . называет того, к кому обращаются с речью ОБРАЩЕНИЕ не является членом предложения

Слайд 10

Что тебе надобно, старче ? А.С. Пушкин

Слайд 11

Объяснительное списывание Князь им вымолвил тогда: «Добрый путь вам господа…» Выпросил дурачина корыто! Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу… Здравствуй грозная царица! Бабушка постой немножко… А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной».

Слайд 12

Графический диктант Свет мой зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи… Ах ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Смилуйся государыня рыбка… Балдушка погоди ты морщить море…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

План-конспект проблемного урока английского языка в 9-м классе "My future profession"

План-конспект проблемного урока английского языка в 9-м классе "Моя будущая профессия"...

Презентация и план-конспект театрализованного урока английского языка во 2-м классе по теме «The Ugly Duckling» by Hans Christian Andersen («Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена)

В своей работе я использовала инсценировку сказки "The Ugly Duckling" by Hans Christian Andersen и в завершении учебного года мы показали ее для родителей. Автор и произведение сказки «Гадкий утенок» ...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План - конспект КВНа по русскому языку в 5- 6 классе

  Эффективным  современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Моя задача - развивать на урок...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

План-конспект открытого урока Английского языка в 6 «Д» классе по теме “OLYMPIC GAMES – SPORT IN OUR LIFE”

План-конспект открытого урока  Английского языкав 6 «Д» классе по теме “OLYMPIC GAMES – SPORT IN OUR LIFE”урок с использованием ИКТ-технологий, отрабо...