Конспект урока русского языка в 6 классе и презентация по теме "Имя числительное.Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Линдт Людмила Борисовна

Эта работа представляет собой конспект урока русского языка в 6 классе и презентацию по теме "Имя числительное.Обобщение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.oboshchenie._6_klass.rar247.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: «Имя числительное. Обобщение»

Цель: правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

Задачи.

Образовательная. Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Имя числительное»; повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи; обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; закрепить навыки употребления числительных в речи; обогащать словарный запас учащихся.

Развивающая. Развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти.

Воспитательная. Воспитание интереса к родному языку, внимательности, формирование самостоятельности, воспитание уважения к другим, способности к сотрудничеству.

Тип урока: обобщающий.

Вид контроля: выборочный диктант;

                            морфологический разбор имени числительного;

                            тест «Имя числительное.

Оборудование: мультимедиа, презентация «»Имя Числительное» (обобщение), опорные карты «Морфологический разбор имени числительного», листы с тестовыми заданиями для каждого учащегося, контрольные листы по теме «Имя числительное».

Ход урока

I. Орг. момент.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, умеем ли мы учиться, уважаем ли мы друг друга, способны ли к сотрудничеству и как мы умеем зарабатывать хорошие оценки.  Я хочу пожелать вам успехов и удачи! Пусть вам помогут ваши смекалка, находчивость и те знания, которые вы уже приобрели, изучая тему «Имя числительное».

Но сначала давайте представимся:

Весёлый, дружный, исключительный,    (учитель)

Изучает наш шестой

«Числительное».

Мальчишек - десять,                                 (мальчики)

Девочек - пять,                                          (девочки)

Нет, нас  не двадцать

В классе нас - пятнадцать!                       (вместе)

Вступительное слово учителя.

(1 слайд)

-Итак, сегодня у нас урок обобщающего повторения уже знакомой нам части речи «Имя числительное».

-Ребята, скажите, пожалуйста, а какие задачи мы должны на этом уроке поставить перед собой, исходя из темы урока?  (Ответы детей)

 

(2 слайд)

-Действительно, мы сегодня повторим всё, что изучили об имени числительном:

и правописание,

и как склоняются имена числительные;

вспомним, какую роль они играют в речи;

и, конечно, пополним словарный запас.

-А сейчас откроем тетради, запишем число, «Классная работа» и тему «Имя числительное. Обобщение».

-Мы записали дату. Какое числительное мы при этом использовали? Охарактеризуйте его.

(Порядковое, простое).

- У каждого из вас на столе лежит «Контрольный лист», в котором вы будете за каждый этап урока ставить знак плюс, если ответ у вас будет правильный. В конце урока подсчитаете правильное количество ответов и оцените свою работу на уроке: 11-12 баллов-«5»; 8-10 баллов-«4»; 6-7 баллов-«3».

II. «Весёлая разминка»

1.Развиваем быстроту реакции.  

-А сейчас разомнёмся! (3 слайд)

Задание 1. Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме.

1)К какому склонению относится слово мама(К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа?
 (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц 
апрель(Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? 
(Сто.)
5) Какое числительное при прибавлении к нему  буквы 
п - бывает командой «остановись» (стоп)?
6) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? 
(Тринадцатого.)
7) Назовите волшебное числительное многих сказок. 
(Три.)

 2.Развиваем ассоциативность мышления

Задание 2. Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

1)Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми(Три.)
2) Сколько слов с удвоенной 
н(Одно.)
3) В скольких числительных только 3 буквы? 
(Два, сто, три.)
4) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? 
(100 – сто.)

III.Тренировочные упражнения.  

1. (4 слайд) Посчитаем! 

-Пришло время заняться … математикой! (Устно. Правильно и чётко проговаривая каждое числительное)

С 325 сложить 112, будет 437

К 2, 1 прибавить 4,2, будет 6,3

От 777 отнять 333, будет 444

(5 слайд) Проверка.

2. (6 слайд) Число или слово?

Задание. Спишите предложение, заменяя числительное словами.

Завтра синоптики ожидают, что выпадет 21 745 892 капли дождя.

После проверки вопрос:

-Как легче записать: словом или числом?

3.  (7 слайд)  Выборочный диктант.

Задание. Выпишите из текста имена числительные. Определите их разряд.

        12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома “Байконур”, находящегося в степях Казахстана.

        Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте 302 километра над поверхностью Земли.

4. (8 слайд)  Ошибки? Отредактируем!

 

Задание. Исправить и объяснить ошибки в примерах, взятых из домашних работ учащихся в начале изучения темы:

И.п. тристо сорок шесть гектаров; (триста)

Р.п. семиста пятидесяти пяти килограммов; (семисот)

Д.п. стам шестидесяти двум сантиметрам;  (ста)   

        трехстам сорокам шести гектарам. (трёмстам)

        девяностам девяти экземплярам; (девяноста)

П.п.о семисотах пятидесяти пяти граммах; (о семистах)

        о стах шестидесяти двух процентах. (о ста)

(9 слайд) Проверим!

5. (10 слайд)  Задание на «сообразительность»

Задание. От данных словосочетаний образуйте сложные имена существительные и имена прилагательные:

Сорок ведер, пять метров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.

7. (11 слайд)  Определите части речи.

Один, столетие, четырёхугольный, восемь, семеро, шестой, пятак, удвоить, трёхэтажный, пять, десять, семицветный, шестилетний, двадцать три, десяток, трое, четырнадцать, оба.

IV.Физминутка. (Проводит ученик)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стул тихонько сесть.

8. (12 слайд)  Лексическая работа.

Задание. Назовите пословицы, поговорки, загадки и фразеологизмы, включающие имена числительные.

9. (13 слайд)  Морфологический разбор имени числительного.

Первые письменные упоминания   о Москве мы находим в древнерусских летописях  одиннадцатого века.

V. (14 слайд) Творческая работа.

Задание 1 . Прочитайте вслух стихи, написанные цифрами.

Пушкин                                                                                                                        
17 30 48  
 
140 10 01  
 
126 138
 
140 3 501
 

Маяковский   
2 46 38 1  
 
116 14 20!
 
15 14 21  
 
14 0 17
 

Веселые   
2 15 42  
 
42 15  
 
37 08 5  
 
20 20 20!  
 

Частушки   
117 117
 
19 9 5!
 
117 117  
 
48 35!  
 

Задание 2 . Конкурс «Лучший диктор телевидения»:

-Длинные ряды цифр порой приходится озвучивать, например, с экрана телевизора, иначе говоря, превращать ряды цифр в цепочки слов. Хорошо, если эти слова стоят в И.П., а если в косвенных? Мало кто с этим хорошо справляется. Непростая система падежных форм числительных доставляет немало неприятностей дикторам телевидения. Хочется думать, что не вам, принимающим участие в конкурсе.

Текст 1

А теперь о погоде. В студии…(Ф.И. ученика)

Важный показатель состояния погоды – атмосферное давление. К его колебаниям чувствительны люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Вот что сообщили нашему корреспонденту в городском Гидрометцентре. Самое высокое в мире атмосферное давление наблюдается зимой над горами Саяны или на северо-западе Монголии. Давление может достигать 800 – 810 мм. ртутного столба, в то время как в Северной Америке оно никогда не превышает 780 мм., минимальное атмосферное давление наблюдается на вершине самой высокой горы России – Эльбруса. На высоте 5642 м. над уровнем моря давление составляет около 380 мм, т.е. примерно в 2 раза меньше, чем средний показатель для равнин. Минимальное давление на уровне моря в России зимой (около 745 мм. ртутного столба) бывает на Курильских островах. Средний летний уровень (около 750 мм. ртутного столба) отмечается в Забайкалье. Минимальное давление (до 720 мм.) наблюдается на Дальнем Востоке, когда там проходят тайфуны из тропических широт.

Текст 2

В эфире передача – «Клуб путешественников» и ее ведущий…(Ф.И. ученика)

В последнее время в редакцию нашей программы приходит много писем, в которых телезрители просят рассказать о вулканах.

Наша съемочная группа побывала на Кавказе. Здесь есть 2 крупнейших геологически  «молодых», но потухших вулкана – Эльбрус и Казбек. Эльбрус находится в верховьях реки Кубань. Его диаметр равен 15-18 км, высота – более 5,6 тыс. м., т.е. в 10 раз больше, чем у Останкинской телебашни. Эльбрус начал «работать» около 1,5 – 2 млн. лет назад, а последние извержения происходили всего несколько тысяч лет назад. Можно ли считать его действующим, только на время «уснувшим»? Например, Везувий на Апеннинском полуострове до извержения 79 г. н. э. даже не считали вулканом, потому что хранил спокойствие более 600 лет. А теперь он «показывает свой взрывной характер» каждое столетие. Да и знакомый Арарат, южный родственник Эльбруса, подозрительно «помалкивает» всего лишь с 15 столетия.

Текст 3

В эфире программа «Причуды природы». В студии… (Ф.И. ученика)

Всё ли мы знаем о слонах? Начнем с арифметики. Высота азиатского слона – до 3 метров, вес – до 5 тонн. Его сердце весит около 12 кг. Оно бьется до 40 раз в минуту. И примерно 12 раз за то же время дышат его легкие. Нормальная температура тела слона 35, 9 гр. За 18 часов слон может съесть около 360 кг. всякой пищи. В день выпивает около 90 л. воды. Спит слон не менее 2 – 4 час. в сутки. Максимальный возраст слона, зарегистрированный в неволе, - около 6 -7 лет. На воле, в джунглях, слоны обычно живут до 35 – 37 лет.

Текст 4

В эфире передача – «Другие новости» и ее ведущий….(Ф.И. ученика).

 В мире и без политики много интересного. Сегодня в программе:

Немецкий ученый Венкер разослал учителям своего округа анкету – 40 предложений, состоящих из 339 слов. Всего Венкер получил более 400 000 ответов, … по ним был составлен лингвистический атлас. В нем около 550 различных карт.

Американский лингвист Свадеш пытался определить, как часто происходит в разных языках замена слов с «общечеловеческим» значением. Составив список из 215 таких слов (позже он сократил его до 200 и наконец до 100), он проверил его на нескольких языках. В списке из 215 слов за 1000 лет заменяется от 15 до 24% слов, в среднем – 19%, а остальные – 81% - остаются прежними.

Текст 5

В эфире учебно-познавательная программа «Хочу все знать» и ее ведущая… (Ф.И. ученика)

Сегодня мы поговорим о животных. Зоологи выделяют среди животных 65 классов, объединенных в 11 типов. Все 11 типов – коренные обитатели моря. Только 4 класса позвоночных развились вне своей прародины – моря. Чуждых морской воде среди животных имеется 8 классов, или 13%, а среди растений – 18 классов, или 55%.

Около 55 лет тому назад общее количество видов животных, известных науке, определялось в 840 000. Из этого числа животных около 675 000, или 80%, относятся к членистоногим. Если не считать насекомых (на долю которых приходится около 90% членистоногих), то из остальных животных около 65% - обитатели моря.

Общее число видов морских животных близко к 150 тыс.

VI. Тест.

- А теперь давайте выполним такой вид работы как тестирование в качестве подготовки к ГИА, так как ГИА проходит именно в форме тестирования.

1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы
сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 

1) Теперь три морковь для борща!                    2) У меня три карандаша.  

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу.                        2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.

7. Найдите неверную форму употребления:

1) четверо друзей,

2) троих девочек,

3) десятеро медвежат.

VII. (слайд 15) Подведение итогов урока.

    -Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что такое имя числительное? Какие разряды числительных вы знаете? Как изменяются имена числительные? Что вы знаете о правописании числительных? На что надо обращать внимание при употреблении числительных, чтобы вас считали культурным человеком?

VIII. (слайд 16) Домашнее задание.  

 

 Составить кроссворд на тему «Имя числительное»

Приложение №1

Морфологический тренажёр «Имя числительное»

_____________________________________________ - числительное

I. отвечает на вопрос _______________________________

Н.Ф. _____________________________________________ (Имен. падеж)

II. П.п.               простое                                      составное

                         ( 1 слово)                                 (2 и более слов)

                   порядковое                                                количественное

                   (который)                                                        (сколько)

                                                           целые                  дробные             собирательные

                                                           (пять)           (пять шестых)               (пятеро)

 Н.п.        И.п.                 Р.п.                 Д.п.                 В.п.                Т.п.                П.п.

          (кто? что?)   (кого? чего?)  (кому? чему?)  (кого? что?)   (кем? чем?)   (о ком? о чём?)

                                  Ед.число                                Мн. число  (если есть)

                Муж. род                             Жен. род                           Ср. род  (если есть)   

                                                     

III. В предложении: подлежащее  сказуемое  определение  дополнение  обстоятельство

Приложение №2

Текст 1

А теперь о погоде. В студии…(Ф.И. ученика)

Важный показатель состояния погоды – атмосферное давление. К его колебаниям чувствительны люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Вот что сообщили нашему корреспонденту в городском Гидрометцентре. Самое высокое в мире атмосферное давление наблюдается зимой над горами Саяны или на северо-западе Монголии. Давление может достигать 800 – 810 мм. ртутного столба, в то время как в Северной Америке оно никогда не превышает 780 мм., минимальное атмосферное давление наблюдается на вершине самой высокой горы России – Эльбруса. На высоте 5642 м. над уровнем моря давление составляет около 380 мм, т.е. примерно в 2 раза меньше, чем средний показатель для равнин. Минимальное давление на уровне моря в России зимой (около 745 мм. ртутного столба) бывает на Курильских островах. Средний летний уровень (около 750 мм. ртутного столба) отмечается в Забайкалье. Минимальное давление (до 720 мм.) наблюдается на Дальнем Востоке, когда там проходят тайфуны из тропических широт.

Текст 2

В эфире передача – «Клуб путешественников» и ее ведущий…(Ф.И. ученика)

В последнее время в редакцию нашей программы приходит много писем, в которых телезрители просят рассказать о вулканах.

Наша съемочная группа побывала на Кавказе. Здесь есть 2 крупнейших геологически  «молодых», но потухших вулкана – Эльбрус и Казбек. Эльбрус находится в верховьях реки Кубань. Его диаметр равен 15-18 км, высота – более 5,6 тыс. м., т.е. в 10 раз больше, чем у Останкинской телебашни. Эльбрус начал «работать» около 1,5 – 2 млн. лет назад, а последние извержения происходили всего несколько тысяч лет назад. Можно ли считать его действующим, только на время «уснувшим»? Например, Везувий на Апеннинском полуострове до извержения 79 г. н. э. даже не считали вулканом, потому что хранил спокойствие более 600 лет. А теперь он «показывает свой взрывной характер» каждое столетие. Да и знакомый Арарат, южный родственник Эльбруса, подозрительно «помалкивает» всего лишь с 15 столетия.

Текст 3

В эфире программа «Причуды природы». В студии… (Ф.И. ученика)

Всё ли мы знаем о слонах? Начнем с арифметики. Высота азиатского слона – до 3 метров, вес – до 5 тонн. Его сердце весит около 12 кг. Оно бьется до 40 раз в минуту. И примерно 12 раз за то же время дышат его легкие. Нормальная температура тела слона 35, 9 гр. За 18 часов слон может съесть около 360 кг. всякой пищи. В день выпивает около 90 л. воды. Спит слон не менее 2 – 4 час. в сутки. Максимальный возраст слона, зарегистрированный в неволе, - около 6 -7 лет. На воле, в джунглях, слоны обычно живут до 35 – 37 лет.

Текст 4

В эфире передача – «Другие новости» и ее ведущий….(Ф.И. ученика).

 В мире и без политики много интересного. Сегодня в программе:

Немецкий ученый Венкер разослал учителям своего округа анкету – 40 предложений, состоящих из 339 слов. Всего Венкер получил более 400 000 ответов, … по ним был составлен лингвистический атлас. В нем около 550 различных карт.

Американский лингвист Свадеш пытался определить, как часто происходит в разных языках замена слов с «общечеловеческим» значением. Составив список из 215 таких слов (позже он сократил его до 200 и наконец до 100), он проверил его на нескольких языках. В списке из 215 слов за 1000 лет заменяется от 15 до 24% слов, в среднем – 19%, а остальные – 81% - остаются прежними.

Текст 5

В эфире учебно-познавательная программа «Хочу все знать» и ее ведущая… (Ф.И. ученика)

Сегодня мы поговорим о животных. Зоологи выделяют среди животных 65 классов, объединенных в 11 типов. Все 11 типов – коренные обитатели моря. Только 4 класса позвоночных развились вне своей прародины – моря. Чуждых морской воде среди животных имеется 8 классов, или 13%, а среди растений – 18 классов, или 55%.

Около 55 лет тому назад общее количество видов животных, известных науке, определялось в 840 000. Из этого числа животных около 675 000, или 80%, относятся к членистоногим. Если не считать насекомых (на долю которых приходится около 90% членистоногих), то из остальных животных около 65% - обитатели моря.

Общее число видов морских животных близко к 150 тыс.

Приложение №3

Тест

1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы
сколько? и как много?;
4) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 

1) Теперь три морковь для борща!                    2) У меня три карандаша.  

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу.                        2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.

7. Найдите неверную форму употребления:

1) четверо друзей,

2) троих девочек,

3) десятеро медвежат.

Ответы:

I - 4

II – 1в, 2б

III – 1в, 2а

IV – 3

V - 3

VI - 1

VII – 2

Приложение №4

Контрольный лист по теме «Имя числительное. Обобщение»

                                                                    учени____ 6 класса ______________________________________

____________________________

 «Весёлая разминка»

Посчитаем!

Число или слово?

Выборочный диктант

Ошибки? Отредактируем!

Задание  на

«сообразительность»

Определите часть речи

Лексическая работа

Творческая работа

Оценка

зад.1

зад.2

зад.1  

зад.2

 

                                                          11-12 баллов – «5»;            8 – 10 баллов – «4»;           6 – 7 баллов – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...