Лингвистическое исследование текста как условие развития коммуникативной компетенции учащихся
статья по русскому языку по теме

Горестова Ольга Юрьевна

 

В результате своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что организация работы по лингвистическому исследованию текста способствует более глубокому проникновению в его содержание, а также развитию лингвистических, коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 12

с углубленным изучением предметов естественно - научного цикла»

Г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 10, тел. 223-62-63

Лингвистическое исследование текста как условие развития коммуникативной компетентности учащихся

 Выступление на заседании районного  методического объединения учителей русского языка и литературы

    Горестова Ольга Юрьевна,

 учитель русского языка и литературы

Новосибирск 2010г

За последние годы произошло много изменений в образовании, в преподавании русского языка и литературы, в образовательных подходах. Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием - акцент переносится с «усвоения знаний» на «формирование компетентности». В связи с этим, стараюсь использовать оптимальные современные технологии, приемы и методы обучения. Особое внимание в своей работе уделяю личностно-ориентированному обучению с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. По окончании школы наши выпускники в результате обучения русскому языку должны свободно пользоваться им во всех сферах его применения. А для этого мы, учителя предметники, должны сформировать у них не только прочные лингвистические знания, но и научить их связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Поэтому, проанализировав уже существующие общеобразовательные технологии, для своей деятельности я выбрала лингвистическое исследование текста, которое наряду с решением многих учебных задач позволяет создать на уроке эмоциональный настрой, повысить интерес к нашему предмету.

Исследование языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения, текста становится составной частью моих уроков.

В зависимости от возраста тексты различаются по объему и возрасту.

Тексты для анализа я подбираю так, чтобы в них можно было легко наблюдать те свойства речи, которые изучаются конкретно на данном уроке. Любой текст «устроен» определенным образом. На уроках русского языка учу наблюдать и оценивать разные стороны художественного текста. Сначала его звучание, потом лексические особенности, потом особенности грамматические, стилистические. Например, изучая в 5 классе раздел «Фонетика», обращаю внимание на звуковые образные средства русского языка, а также предлагаю вопросы, отвечая на которые ребята должны показать полученные ранее теоретические сведения (см. Приложение 1)

Чтобы активизировать познавательный процесс на уроке, я использую такой лингвистический метод исследования как решение познавательной задачи. Н-р, в 5 кл. при изучении раздела «Морфемика и словообразование»

после анализа текстов – рассуждений из учебника, объединенных темой «В чем секрет названия», ребята сами создавали тексты – исследования.

См. прилож. «Секрет названия земляники»

 Эта же работа – решение познавательных задач – продолжается и в 6 кл; н-р при изучении «Этимологии слов» к морфемному словообразовательному анализу добавляется этимологический, когда ребята, что очень важно, учатся активно пользоваться справочной литературой «Этимологическими словарями, справочниками».

К числу лингвистических методов  исследования текста относится сравнительно – исторический или сравнительный метод. Так, изучая тему «Имя прилагательное» в 6 кл., обращаем внимание на роль прилагательных в речи, когда они, получая дополнительное значение становятся эпитетами. На уроке записываем строчки А.С.Пушкина:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

         Блестя на солнце, снег лежит…

Домашним заданием  было исследование этих строк, используя сравнительный метод. Ребята сравнивали эти строчки с первоначальным вариантом:

…необозримыми коврами

Лежит, как саван, белый снег

И выдвигали свои гипотезы – предположения : почему поэт заменяет эпитет «необозримые» на «великолепными», почему убирает сравнение «как саван». Ребята рассуждают о том, как работают прилагательные в других текстах: н-р, почему у Пушкина же используется необычное определение «печальным снегом занесенный».

Результатом такого кропотливого, пристального внимания к слову, фразе, тексту становятся работы учащихся см.прилож.3.

 Исследовательская работа на уроке может быть организована по-разному, в зависимости от возраста учащихся, но знакомство с исследовательской деятельностью может начаться в 5-7 классах. Эффективность ее будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков. Так как объектом исследования чаще всего становится текст (а также может быть слово, предложение), то основной задачей в работе является, прежде всего, понимание текста. Психологи различают три ступени понимания текста: первая – прочитал текст и не все в нем понял; вторая – прочитал текст и понял только то, что в нем есть; третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет. «Талантливый читатель» (С. Я. Маршак) всегда старается подняться на третью ступень понимания текста, то есть читает не только текст, но и подтекст, «между строк». Поэтому текст, предложенный учителем или самостоятельно выбранный  для лингвистического исследования учеником, надо прежде всего прочитать так, чтобы подняться на третью ступень понимания его (см. Приложение 2).

 Не все этапы могут быть включены в текст исследовательской работы (например, гипотеза в рабочем или окончательном виде  совсем не обязательна). Главная цель учебно-исследовательской работы (в отличие от научной) – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения. Организуя учебно-исследовательскую работу, преследую прежде всего определенные цели:

  1. привить ученику исследовательские навыки;
  2. повысить мотивацию в изучении русского языка;
  3. развить личность исследователя.

Оценить работу – это значит определить, достигнуты ли эти цели. Созданный учеником в ходе исследовательской работы текст демонстрирует и сформированность исследовательских навыков, и одновременно коммуникативную компетентность. Результатом исследовательской работы может стать творческая работа ученика (см. Приложение 3).

В старших классах для лингвистического исследования наряду с художественными текстами все больше привлекаю тексты публицистического стиля В. Астафьева, Д. Гранина, Д. С. Лихачева, где среди таких заданий, как определить тип и стиль текста, выделить микротемы и т. д., добавляю и такое задание: дать оценку актуальности затронутой автором проблемы и написать о своем отношении к ней, тем самым не только совершенствуя полученные умения и навыки при лингвистическом  анализе текста, но и подготавливая учащихся к государственной аттестации в форме единого экзамена. Ведь единый государственный экзамен по русскому языку наряду с заданиями базового уровня, проверяющими языковую компетенцию экзаменуемых, содержит задания повышенного и высокого уровня сложности, которые проверяют лингвистическую компетенцию выпускника (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их), а также его коммуникативную компетенцию (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В результате своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что организация работы по лингвистическому исследованию текста способствует более глубокому проникновению в его содержание, а также развитию лингвистических, коммуникативных и творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы

В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при  изучении нехудожественных текстов на уроках литературы...

Методический семинар " Анализ художественного текста как средство развития коммуникативной компетенции учащихся"

Данная презентация- это отражение педагогического опыта работы над темой по самообразованию. В презентации продемонстрированы методы и приемы работы над художественным текстом в рамках проблемного обу...

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" (презентация)

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" направлен на осознание педагогической проблемы  формирования и разви...

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" (презентация)

Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" направлен на осознание педагогической проблемы  формирования и разви...

Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся.

В данной статье рассматриваются основные стратегии работы с текстом на уроках французского языка....

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ формирования коммуникативных компетенций.

Примеры заданий для лингвистического анализа текста как способ  формирования коммуникативных компетенций....

Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.

Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творче...