Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" (презентация)
презентация к уроку
Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" направлен на осознание педагогической проблемы формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся и определение направлений деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся как условия реализации ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План проведения семинара № пп ФИО, должность выступающего Тема 1 Симакова Л.Н., заместитель директора ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 2 Гайсина Т.Х., учитель русского языка и литературы Итоговое собеседование как форма допуска к государственной итоговой аттестации 3 Смоленская С.А., учитель русского языка и литературы СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ МАОУ СОШ №1 4 Морозова М.В., учитель русского языка и литературы 5 Шамукаева В.К., учитель русского языка и литературы Практическая часть 6 Морозова М.В., учитель русского языка и литературы ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 7 Шамукаева В.К., учитель русского языка и литературы 8 Смоленская С.А., учитель русского языка и литературы Симакова Л.Н., заместитель директора
Цели семинара: осознание педагогической проблемы формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся; определение направлений деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся как условия реализации ФГОС
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Симакова Л.Н., заместитель директора
Коммуникативная компетенция – это … владение разными видами речевой деятельности; умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.
Проблема – недостаточное развитие у обучающихся определенных коммуникативных навыков.
Задача школы сегодня - воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ все формы учебного диалога; доклады и сообщения ; ролевые и деловые игры; групповые работы; учебные исследования и учебные проекты; дискуссии, диспуты, обсуждения; выступления; круглые столы
ВЫВОД: Коммуникативные навыки важны для познавательной деятельности, культурного роста, будущей профессиональной деятельности и самовыражения, взаимодействия с окружающими людьми, миром.
Итоговое собеседование как форма допуска к государственной итоговой аттестации Гайсина Т.Х., учитель русского языка и литературы
Задание 1 Выразительно прочитайте вслух текст о детском «докторе мира», хирурге Леони́де Миха́йловиче Роша́ле (родился в 1933 году). На протяжении нескольких десятков лет доктор Леонид Михайлович Роша́ль лечит детей. Когда в 1988 году был полностью разрушен город Спита́к в Армении, Леонид Михайлович собрал бригаду врачей, которая лечила детей, вытащенных из-под завалов домов. После событий в Армении доктор Рошаль организовал «бригады Рошаля» — команды детских врачей, готовых в любую минуты отправиться к месту стихийных бедствий и катастроф для спасения детей. Такие мобильные хирургические группы созданы в 33 регионах России. За почти тридцать лет деятельности «бригады Рошаля» провели множество сложнейших операций в разных странах. Они по праву пользуются уважением и авторитетом во всём мире. В настоящее время Леонид Михайлович является директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Леонид Михайлович не только талантливый врач и отличный организатор, но и очень мужественный человек. Он вёл переговоры с террористами, добиваясь освобождения заложников, проносил заложникам медикаменты и воду. Леонид Михайлович Рошаль по-прежнему остается практикующим врачом, продолжает обучать новое поколение специалистов и ведёт широкую общественную работу. Леонида Михайловича называют детским «доктором мира». О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь».
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Леонида Михайловича Рошаля: «Я всю жизнь лечил и буду лечить детей вне зависимости от национальности, религий и страны проживания». Подумайте , где лучше использовать слова Л.М. Рошаля в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. Задание 2
Задание 3 Выберите одну из предложенных тем беседы. 1) Праздник (на основе описания фотографии). Опишите фотографию. Не забудьте описать: 1. Место и время проведения праздника; 2. Событие , которому, по Вашему мнению, посвящён праздник; 3. Присутствующих на празднике; 4. Общую атмосферу праздника и настроение участников.
2) Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). Не забудьте описать: 1. Куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию); 2. С кем Вы ходили в поход (на экскурсию); 3. Как Вы готовились к походу (экскурсии); 4. Почему Вам запомнился этот поход (экскурсия). 3) Всегда ли нужно следовать моде (рассуждение по поставленному вопросу)? Всегда ли нужно следовать моде? Не забудьте описать: 1. Что значит следовать моде? 2. Для Вас важно следовать моде и почему? 3. Следовать моде можно только в одежде? 4. Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»? Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. Задание 3
1) Опишите фотографию. Задание 4 1. Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)? 2. Когда можно сказать, что праздник удался? 3. Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
Задание 4 2) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). 1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)? 2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)? 3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)? 3) Всегда ли нужно следовать моде? 1. Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»? 2. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны? 3. Приведите пример отрицательного влияния моды.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ МАОУ СОШ №1 (по результатам анкетирования учителей МАОУ СОШ №1) Смоленская С.А., учитель русского языка и литературы
Результаты анкетирования учителей Как вы оцениваете уровень речевого развития учащихся Средний 10 ниже среднего 5 высокий 1 низкий 0
В чем вы видите причины недостаточного развития речи учащихся? Мало читают 12 Живое общение заменило общение в сети 4 Тестовая форма ГИА по многим предметам, в том числе и гуманитарного цикла. Конечный результат проверки знаний - ЕГЭ) 4 Во время разговора звучит подростковый сленг 2 Учителя из-за недостатка времени на уроке часто для проверки знаний вместо развернутых ответов используют краткий ответ или тест 2 Не видят в тексте ключевых слов 1
В чем вы видите причины недостаточного развития речи учащихся? Разные требования у учителей- предметников 1 Мало рассказывают, пересказывают 1 Мало выступают на публике 1 Низкий словарный запас 1 Находят готовые ответы в ГДЗ 1 Мало творческих заданий 1
Как часто вы используете развёрнутые монологические ответы учащихся? Часто 7 Редко 5 Постоянно 4 Очень редко 1 Никогда 0
Какие из нижеперечисленных методов и приемов по формированию коммуникативной компетенции вы используете Работа в парах 14 Развернутый ответ у доски или с места 13 Обсуждение с учащимися способов действия 11 При решении задач, в том числе текстовых, вы ведете диалог 9 Оценивание ответа товарища 8 Работа в группах 4 Организация взаимопроверки выполненных заданий с комментированием 2 Разработка критериев оценивания работы товарища 1
Работа с текстом Определение главной мысли 14 Составление плана 9 Сжатие текста 4 Пересказ 3 Каким формам контроля вы отдаете предпочтение Письменная работа 16 Устный зачет 6
Предоставляете ли возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей или по поводу расхождений во мнении? Стимулируете ли вы учащихся задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было непонятно для них? Считаете ли вы необходимым организовывать дискуссии на различных этапах урока в качестве средства формирования коммуникативной компетентности учащихся? Уделяете ли вы внимание формированию навыка задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (конкретизировать, уточнять и пр.)?
Какие способы/приёмы создания атмосферы доброжелательности и уважения в общении с учащимися вы используете? Юмор - 3 Уважение друг друга - 2 Поддержка - 2 Похвала - 2 Не насмехаться над ответами других Прием «+» и «-» Обсуждение неверных ответов и определение проблем «Мы здесь, чтобы учиться» «Не надо бояться»
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ МАОУ СОШ №1 (по результатам анкетирования учащихся МАОУ СОШ №1) Морозова М.В., учитель русского языка и литературы
САМООЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - 8 УЧАЩИХСЯ 2 - 20 УЧАЩИХСЯ 5 - 42 УЧАЩИХСЯ 4 - 41 УЧАЩИЙСЯ 3 - 4 УЧАЩИХСЯ 1
ПРИЧИНЫ МОЛЧАНИЯ НА УРОКАХ «БОЯЗНЬ ОТВЕЧАТЬ» ! «СКУЧНО/НЕИНТЕРЕСНО» ! «НЕЗНАНИЕ МАТЕРИАЛА» !
НА КАКИХ УРОКАХ МЫ ГОВОРИМ? НАЗВАНЫ 40 УЧИТЕЛЕЙ, А ЭТО ОКОЛО 80% ПЕДАГОГОВ !
МИНИ-ПРИЁМЫ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
высота около 120 см не летает выдерживают температуру до -70 градусов питается рыбой чёрно-белое оперение НА ВОПРОСЫ ДАВАТЬ ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ!
ВИД?
ФУНКЦИИ ДЕНЕГ: мера стоимости средство обращения средство платежа средство накопления мировые деньги
1000
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Симакова Л.Н., заместитель директора Шамукаева В.К., учитель русского языка и литературы
Цели дискуссии: достижение определенного мнения по обсуждаемой проблеме; уточнение взаимных позиций в споре; выработка уважительного отношения к другому мнению;
Цель диалога - создание условий в учебной деятельности (включение учащихся в диалог ученик-ученик, ученик-учитель, ученик- группа) для повышения уровня коммуникативных умений в совместной деятельности
Цель приема «Интервью» - краткое освещение факта, явления, события, рассказ о самом субъекте
Десять лет назад я спас утопающего. Вытащил его на берег Черного моря. Жили мы тогда в университетском спортивном лагере. Ко мне подошел тренер и говорит: “Я о тебе, Довлатов, скажу на вечерней линейке”. Я обрадовался. Мне нравилась гимнастка по имени Люда. И не было повода с ней заговорить. Вдруг такая удача. Стоим мы на вечерней линейке. Тренер говорит: “Довлатов, шаг вперед!” Я выхожу. Все на меня смотрят. И Люда в том числе. А тренер продолжает: “Обратите внимание! Живот выпирает, шея неразвитая, плавает как утюг, а товарища спас!..” После этого я на Люду и смотреть боялся».
Обсудите в группе и устно представьте свой вариант похвалы тренера. Подумайте, почему студент, совершивший отличный поступок, неловко чувствовал себя после «ПОХВАЛЫ» тренера? В чём ошибка тренера? Какой вывод вы можете сделать?
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Смоленская С.А., учитель русского языка и литературы
Шоу БОЛТУНОВ При знакомстве с новым термином или понятием, ребятам предлагается проговорить несколько раз, увеличивая скорость, термин. Проговорив термин, ученик запоминает его и принимает для использования: взаимно перпендикулярные прямые ; четырёхугольник , стороны которого попарно параллельны называется параллелограммом
«Самое сильное звено» В 6-8 классах опросы по теории живо проходят в форме игры, которую можно организовать по открытым вопросникам к текущей теме.
Рассказ-сказка Почему на ноль делить нельзя? Приключения амёбы. Один день из жизни ……(великого ученого) Рассказ не зачитывается, а рассказывается автором – это обязательное условие конкурса.
Групповой проект Имеет целью расширить кругозор детей, пробудить в них интерес к историческим личностям в предмете, научить готовить групповую презентацию. Каждая группа выбрала своего героя и представила остальным группам его жизненный путь и е открытия. При подготовке проекта учащимся пришлось обращаться к различным информационным источникам, тесно сотрудничать друг с другом и с педагогом, так как каждая группа хотела подготовить яркий и интересный проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.
Методические рекомендации по развитию связной речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....
Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»
Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...
Лингвистическое исследование текста как условие развития коммуникативной компетенции учащихся
В результате своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что организация работы по лингвистическому исследованию текста способствует более глубокому проникновению в его содержание, а та...
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...
Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" (презентация)
Школьный семинар "Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной реализации ФГОС" направлен на осознание педагогической проблемы формирования и разви...
Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.
Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творче...