Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся.
статья по французскому языку
В данной статье рассматриваются основные стратегии работы с текстом на уроках французского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основные стратегии работы с текстом | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся.
Использование иностранных языков в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции. Основополагающим ресурсом информации является чтение. Обучение чтению происходит на частично адаптированных аутентичных текстах различной функциональной направленности, среди которых тексты из газет и журналов, научно-популярной и художественной литературы. Чтение используется как важнейшее средство и для других видов иноязычной речевой деятельности, а именно говорения и письма.
Для успешного формирования у обучающихся коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам необходимо научить их рационально запоминать и классифицировать новый иноязычный материал, при необходимости быстро активизировать его, отслеживать межпредметные связи, уметь работать в парах и в группах, замечать проблемы и трудности при работе по изучению и использованию иностранного языка
В области чтения как самостоятельного вида речевой деятельности учащиеся должны уметь:
• читать и понимать предъявленные аутентичные тексты различных жанров и типов;
• извлекать необходимую информацию для выполнения зданий;
• выделять главную мысль или тему;
• понимать основное содержание текста;
• полностью понимать текст, включая детали, отношения, точки зрения, чувства, которые обозначены в тексте или о которых можно догадаться;
• понимать значения слов из контекста;
• делать заключения и выводы из прочитанного.
При отборе учебных текстов необходимо соблюдать ряд требований к их тематике и проблематике:
• направленность на формирование необходимых языковых и речевых навыков и умений;
• соответствие возрасту, интересам, возможностям обучающихся;
• способствование их адекватной социализации в условиях межкультурного общения.
Хорошо подобранные проблемные тексты разных жанров обеспечивают не только получение фактической информации по широкому спектру вопросов, но и служат содержательной и речевой опорой для развития аналитических умений. Проблематика текстов помогает и в решении таких важных задач, как воспитание личности.
Работая с текстом, в первую очередь, важно придерживаться основных этапов работы с текстом: дотекстовый, текстовый и послетекстовый .
I. Дотекстовый этап. Première approche du texte
1. Lisez le titre de l’article. Essayez d’écrire, d’après le titre, au moins 3-5 mots clés qui, selon vous, doivent être dans le texte. (Прочитайте заголовок, дайте 3-5 ключевых слов, которые, по вашему мнению, должны быть в тексте.)
2. Observez la composition du texte : a) de quelle façon le texte est-il structuré ?) quels sont les moyens de mise en relief employés dans le texte (par ex : majuscules, gras, italiques) ? (Просмотрите композицию текста: каким образом она составлена, какие средства выделения используются)
3. Parcourez vite le texte en y cherchant les mots clés que vous avez imaginés. Faites attention aux mots que vous connaissez bien. Maintenant, dites en 15 mots environs, de quoi il s’agit dans ce texte. (Просмотрите статью, найдите те слова, которые были предложены вами после прочтения заголовка)
4. Quelles phrases résument le texte le mieux ? (Какие фразы точнее передают содержание текста?)
5. Lisez les phrases et dites si c’est vrai ou faux ( +/- ). Remplissez le tableau :
(Прочитайте фразы и оцените их достоверность)
Synthèses (Утверждения) | Avant la lecture (До чтения) |
II. Текстовый этап. Lecture attentive du texte
1. Dites si c’est vrai ou faux ( +/- ). Justifiez votre réponse. (Оцените достоверность фраз и обоснуйте их)
Synthèses (Утверждения) | Après la lecture (После чтения) | Justification (Обоснование) |
2. Choisissez la bonne réponse. (Предлагается тест по тексту - найдите правильный вариант)
3. Trouvez dans le texte les mots et les expressions synonymiques du mot ….
или Donnez les synonymes des mots suivants… (Найдите синонимы)
4. Trouvez les mots de la même famille dans le texte. (Найдите однокоренные слова)
5. Donnez les antonymes des mots suivants (Найдите антонимы)
6. Expliquez ces mots… (Дайте объяснение следующих слов)
7. Faites le plan du texte (Сделайте план текста)
8. Le cluster (le clustering) - faites le schéma des données de l’article (Кластер. Схематично представьте данные статьи)
III. Послетекстовый этап. Résumé du texte
1. Reconstituez le contenu du texte d’après le plan et d’après le cluster. (Передайте содержание текста используя план и схему)
2. Faites le résumé du texte de l’article en utilisant les connecteurs tels que : d’abord, d’une part … d’autre part, premièrement, par exemple, ainsi, notamment, en particulier, pourtant, cependant, en fait, pour cette raison, donc, ainsi, alors, par conséquent, en conséquence, enfin, finalement, en résumé. (Сделайте резюме текста, используя слова – связки)
Ситуация текста используется в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Создание высказывания по образцу требует от учащихся умения: сформулировать основную идею текста, определить логику передачи основных фактов содержания текста, выбрать соответствующий лексический материал из текста образца, трансформировать и комбинировать его согласно условиям коммуникации и включить в репродукцию на основе текста.
На последнем этапе работы с текстом осуществляется продуцирование различных видов высказываний монологического или диалогического характера. Учащиеся осознанно употребляют лексический материал текста в творческой продукции.
На основании вышеизложенного следует отметить важность использования проблемно-коммуникативных заданий, способствующих развитию умения извлекать информацию из прочитанных текстов при обучении чтению. Их применение в значительной степени повышает результативность чтения за счет приобретения учащимися способности глубоко проникать в смысл прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Статья для учителей русского языка "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.
I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМСекция 2 «Инновационные методы и приемы преподавания русского языка и литературы вначальной и средней школе». 15 фев...