ИКТ и их использование на уроках русского языка и литературы
материал по русскому языку по теме

Я описываю мое отношение к компьютерным технологиям и успехи учеников с ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование ИКТ15.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ИКТ на уроках русского языка и литературы

Чтение текстов

Создание проектов

Дидактический материал

Презентации

Энциклопедии

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы


                                                                               Молчат гробницы, мумии и кости,-
                                                                                                                           Лишь слову жизнь дана:
                                                                                                   Из древней тьмы, на мировом погосте,
                                                                                                                             Звучат лишь Письмена.




Эти слова Ивана Бунина как нельзя лучше определяют значение речи, слова, русского языка в нашей жизни. А Л.Толстой говорил: «Слово-дело великое». Это дар бесценный. Научить детей умело и бережно обращаться со словом ,гордиться красотой и уникальностью русского языка- важнейшая задача, стоящая перед учителем- словесником, особенно сейчас, когда технологии прочно входят в нашу жизнь. Без ИКТ невозможно представить современную школу, потому что они наполняют процесс обучения  современными методами и приемами, оживляют и разнообразят содержание обучения, успешно дополняют учебники.

Но я долгое время  скептически относилась к использованию ИКТ на уроках , считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Но информационные технологии- это реальность, с которой необходимо считаться. И я хочу отметить преимущество их использования на уроке: это и новая информация, и дополнительный материал, и элемент занимательности, повышающий интерес к учебе, и быстрый контроль знаний.

Теперь компьютер- первый помощник и советчик. Учителю- словеснику необходима работа с текстом художественного произведения, ему нужно сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать лексикон учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Конечно, лучшим помощником для решения этих задач является ИКТ, их использование  дает широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Средство ИКТ я использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении. Работаю по таким направлениям: использование готовых программ, работа с ресурсами Интернет, работа с программами HS Office. В своей работе я использую            «Энциклопедию русской литературы», « Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия », Интернет ресурсы, тексты, тесты, презентации. Использование ИКТ повышает не только эффективность обучения, но и помогает мне создать благоприятную атмосферу на уроках, заинтересовать учащихся. Применение ИКТ повышает мотивацию к изучению произведений, развивает творческую активность, благодаря чему уроки получаются более интересными и насыщенными. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы можно представить таблицей:



Дидактический материал позволяет экономить время подготовки к уроку, повышает интерес к изучаемому предмету, увеличивает объем наглядности.
Метод проектов, презентаций формирует исследовательские навыки обучающихся, активизирует их работу, например, проект по творчеству Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина. Энциклопедии и словари позволяют получать дополнительные знания, что повышает качество образования. Надо отметить, что современные школьники владеют компьютерами весьма неплохо: могут редактировать и набирать тексты своих творческих работ, составлять сборники, оформлять свои работы. Учащимся нравится выполнять задания на компьютере. Это тот случай, когда приятное соединяется с полезным. Уроки литературы- это особый разговор. Они должны быть яркими, эмоциональными, потому что ни для кого не секрет, что дети мало читают,,,. Многие откровенно признаются в нелюбви к чтению. Это серьезная проблема. И как следствие этого, снижение грамотности, неумения правильно, логично выражать свою мысль. Учитель- словесник должен научить школьника чувствовать слово, беречь язык. И эту проблему мне помогают  решать компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить различные презентации. Ученики на уроке могут не только познакомиться с портретами, , фото, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, послушать аудиозаписи, побывать на экскурсиях в музеях.
Использование ИКТ, таким образом помогает заинтересовать учеников и повысить эффективность обучения. Так, при изучении романа в стихах «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главу учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны с няней и другие. Большим подспорьем является историко- бытовой словарь, в котором можно не только найти значения незнакомых слов, но и увидеть предмет, который он обозначает, например «аналой», «армян», «бричка».
Систематическое использование ИКТ на разных этапах урока является эффективным средством активации учебной деятельности, поэтому ИКТ должен дополнять традиционные формы обучения и воспитания. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения  хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав ученика- право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно- образовательные технологии не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе- отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, личность.
«Земные чувства все отдаются постижению новизны,»- эти слова Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения и компьютерных, и педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Схемы и таблицы для использования на уроках русского языка и литературы

Схемы и таблицы по различным разделам и темам по предметам русский язык и литература для использования на уроке...

Использование на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения. (из опыта работы)

В статье приводятся примеры из различных уроков, на которых используется метод проблемного обучения....

Статья "Использование на уроках русского языка и литературы форм обучения, активизирующих мыслительную деятельность учащихся"

В основе темы лежит актуальная проблема формирования всесторонне развитой личности в интеллектуальном и эмоциональном, теоретическом и практическом, волевом и нравственном аспекте....