Статья "Использование на уроках русского языка и литературы форм обучения, активизирующих мыслительную деятельность учащихся"
статья по русскому языку (5 класс)
В основе темы лежит актуальная проблема формирования всесторонне развитой личности в интеллектуальном и эмоциональном, теоретическом и практическом, волевом и нравственном аспекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobeva_l.p._statya.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование на уроках русского языка и литературы форм обучения, активизирующих мыслительную деятельность учащихся
В основе темы лежит актуальная проблема формирования всесторонне развитой личности в интеллектуальном и эмоциональном, теоретическом и практическом, волевом и нравственном аспекте.
Отношения между учителем и учениками должны строиться на доверительной основе. Учителям необходимо понять, что стремление поделиться своими мыслями, которое подчас сопровождается нарушением в привычном понимании дисциплины (т.е. требуемой тишины) - это проявление личности непосредственной, свободной от каких-либо комплексов, личности способной высказаться по существу разговора, а не с целью прервать его. И от учителя требуется мастерство направить всю эту энергию в необходимое русло. И, конечно, если это необходимо – давать установку ребятам на уважение мнения каждого.
Важно, чтобы учащиеся не были скованы ожиданием осуждения в случае неудачного ответа, т. к. это затруднит процесс речевого общения.
Основу развивающего обучения составляют следующие принципы, выполнение которых является основой преемственности:
- ничего не давать в готовом виде;
- ученик выступает в роли субъекта.
Цель: сформировать самостоятельную творческую личность, способную добывать себе знания.
- На уроке учитель должен все время работать над развитием речи ребенка, его мысли. Это сопровождается поиском, сопоставлением, доказательством, постоянным преодолением трудностей.
В достижении поставленной цели поможет использование типов заданий, которые активизируют деятельность учащихся:
1. Установление взаимосвязей, обобщение.
(распределите по группам, исключите лишнее)
Подобные задания вызывают интерес у детей и, может быть, самое главное в усвоении материала играет роль то, что в конечном итоге все правы. Таким образом, на уроке создается ситуация успеха.
Например, распределите глаголы по группам по любому принципу: сблизиться, смотрю, приближать, расстелить, засмотрюсь, стелется.
Выдели те признаки, по которым проводится распределение.
В результате данной работы можно повторить: однокоренные слова, вид, время глагола, возвратные – невозвратные глаголы, безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением, чередующиеся гласные в корне слова.
2. Вариативность.
а) синтаксическая
Задание: изменить структуру предложения (работа над содержанием предложения, которое приобретает разные оттенки значения при изменении его структуры).
Не копай другому яму, сам в нее попадешь.
Ты сам попал в яму, которую копал другому.
Если сам не хочешь попасть… то…
Не надо другому…
Многие, копавшие другому яму…
- Коллизии (столкновение).
а) образовать гнезда родственных слов к словам рыба и ловить. Рыболов?
б)[ажок]
задание: записать с помощью букв, составить словосочетание.
? сущ. или глагол.
4.Сравнения.
Храм хоромы
Злато – старославянизмы, золото - древнерусские
слова
Выводы к которым приходят дети:
Значение слов одинаково, но различные в стилистическом употреблении.
В слове храм услышали :
возвышенность, строгость, величие, красоту.
В слове хоромы:
просторы
даль
широту.
5.Стилистический эксперимент.
(развивает умение вникать в детали)
Задание: вставить в текст глаголы и сравнить с авторским текстом.
6. Редактирование.
7. Комплексная работа над текстом.
Из всех типов упражнений, перечисленных ранее, более интересным для учащихся и целесообразным для учителя является упражнение по группировке слов в сочетании с коллизией.
Данный тип упражнения позволяет учителю создать универсальные уроки – повторения, которые можно включать в систему уроков независимо от программной темы и выявить пробелы изученного ранее материала, а через коллизию ввести материал новой темы, связанный с разделами фонетики, орфоэпии, словообразования, лексики, морфологии и т.д.
В данном случае решается несколько проблем:
1. Учащийся в ситуации успеха (какая бы группировка не получилась, ребенок прав).
2. Учитель может включить в систему данного повторения любой материал.
3. Учащиеся сами делают выводы по материалу новой темы, а значит, мыслят, рассуждают и т.д.
4. Могут быть решены межпредметные связи.
Этимология как один из способов словообразования.
Цель урока: с помощью группировки слов и коллизии повторить знания частей речи (сущ., прил., глаг., нареч.); орфографию в корне, приставке; омонимы, омофоны, многознач. и однознач. слова; основные способы словообразования; познакомить с этимологией некоторых слов; показать, что знание лексического значения слова играет важную роль в орфографическом и словообразовательном анализе слова. Сравнить явления русского языка с понятиями в музыке, живописи.
Задание: сгруппируйте данные слова по любому принципу, выполните их морфемный анализ.
Бл…зорукий, в…здушный, фокус, чере…чур, курносый, пр…стой, шив…рот, х…ровод, и…ч…ртить
I группа учащихся представляет группировку слов по морфологическому признаку. Словарь помог определить часть речи слова «простой» (коллизия)
II группа распределяет слова по орфографическому принципу (Коллизия – слово «простой»)
- Проверка морфемного разбора слов. Коллизия (слова « фокус, курносый, шиворот»). Помощник – этимологический словарь. Вводятся понятия: «гаплология, сращение». Интерес вызывает происхождение омонимов «фокус 1,2»
Вывод:
Знание этимологии слова помогает правильно произвести орфографический и морфемный анализ слова, узнать об исторических однокоренных словах, что облегчает их правописание.
III группа с учетом этимологического анализа, представляет группировку слов по их способу образования.
IV группа распределила слова по лексическому принципу.
Омонимы: Фокус1, 2
Омоформы: Простой1, 2
Многозначные: Фокус1, 2 ,простой1 (прил.), близорукий, шиворот, исчертить. Далее сравнили некоторые явления русского языка с понятиями музыки, живописи.
Учащимся представлены иллюстрации художников абстракционизма и реализма.
Омонимичны
абстракционизм реализм
- различные ассоциации от восприятия (многозначность)
- произведения изобразительного искусства (синонимы)
Подобный анализ проводится на уровне музыкальных произведении й:
Моцарт «Маленькая ночная серенада» (классическое произведение),
Онеггер А. Пасифик-231 Симфония движения.
Вывод:
Мы можем говорить о многообразии впечатлений зрительных, слуховых и языковых, которые объединяются схожими явлениями и понятиями, например, такими, как полисемия, омонимия, синонимия. И мы можем только восхищаться недосягаемости, неисчерпаемости, величию окружающего нас мира, который дает тот поток ассоциаций, который находит свое воплощение в изобразительном искусстве, музыке, языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....
Педагогический проект Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Материал презентациии был подготовлен для аттестации.В проекте проанализирована многолетняя работа по опрным таблицам по русскому языку, что позволяет сказать о этом приеме как действенном. Обучение, ...
Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...
Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.
Статья может помочь педагогам, работающим в школах- интернатах, в коррекционных классах. Я рассказываю о том, какие виды дифферецированной помощи оказываю на своих уроках....
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет:интенсифицировать деятельность учителя и школьника;повысить качество обучения предмету;отразить существенные стороны филологических...
Педагогический опыт работы "Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся"
Педагогический опыт работы...
Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...