Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа рассчитана на 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus.yaz_-10_kl.docx | 81.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО учителей филолого-гуманитарного цикла МБОУ « Сиренькинская СОШ» Галиаскарова Г.А.. Протокол № 1 от «_27_» _августа_2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ « Сиренькинская СОШ» Максимова М.Н. «_31_» августа 2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Сиренькинская СОШ» Файзетдинов Т.М.. Приказ № 138 от «1» сентября 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Файзетдиновой М. Г.
первой квалификационной категории
по русскому языку в 10 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «29август»2012г
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан №4154/12 от 09.07.2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования
- авторской программы А.И.Власенкова «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»;
- на основе образовательной программы МБОУ « Сиренькинская СОШ»;
- базисного плана РТ и учебного плана МБОУ «Сиренькинская СОШ»;
-школьного Положения « О рабочей программе педагога», утвержденного приказом МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа » от 29.08.2011г. №80;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели и задачи:
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
Создание устного и письменного речевого высказывания:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
Проводить разные виды языкового разбора;
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
Эффективно использовать языковые единицы в речи;
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, контрольная работа, тест в формате ЕГЭ, сочинение-рассуждение, осложненное и творческое списывание и др.
Согласно авторской программе А.И. Власенкова « Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» на изучение русского языка в 10 классе отводится 34 часа, по учебному плану МБОУ « Сиренькинская СОШ» - 2 часа( 1 час – с школьного компонента). Итого- на изучение в 10 кл- 70 часов ,в неделю- 2 часа.
Исходя из этого предполагается следующее распределение часов:
9 часов- на развитие устной и письменной речи;
2 часа- контрольные работы.
Учебно-тематическое распределение часов
Разделы | Всего часов | Уроки развития речи | Контрольные работы |
Общие сведения о языке | 7 | - | - |
Фонетика. Орфоэпия Орфография | 6 | - | - |
Лексика и фразеология | 5 | - | 1 |
Морфемика и словообразование | 4 | 2 | |
Морфология и орфография | 12 | 2 | - |
Синтаксис. Пунктуация. | 10 | 2 | 1 |
Речь, функциональные стили речи | 11 | - | - |
Научный стиль речи | 3 | - | - |
Итоговый урок | 1 | 2 | 1 |
Итого: | 59 | 8 | 3 |
Содержание учебной программы
Общие сведения о языке (7 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (6 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (12 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Синтаксис и пунктуация ( 10 ч)
Речь, функциональные стили речи (11 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (3 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Учебно-методическое и программное обеспечение.
Для учащихся
1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.:Просвеще-ние, 2005
2.Н.А.сенина Подготовка к ЕГЭ -2013
3. Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
4.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Для учителя
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку .10 класс.-Москва « ВАКО»2004
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
- Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
- Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
- Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
- Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
- Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.
Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||
план | факт | ||||||||||||||
1 | Роль языка в обществе. | 1 | Совершенствование ЗУН | понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение.
Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. | тематический | Упр 267,270. | 04.09 | |||||||
2 | Язык народа создан самим народом. К Ушинский. | 1 | Совершенствование ЗУН | понятие о взаимосвязи языка и истории народа. | Знать о взаимосвязи языка и истории народа. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. | тематический | Упр269(2ч) задание 3-5. | 06.09 | |||||||
3 | История развития русского языка | 1 | Совершенствование ЗУН | Функции русского языка, периоды развития. | Знать о трех периодах в истории развития русского языка, уметь анализировать текст и составлять тезис-планы. | тематический | Упр 263.(3 вопрос) | 11.09 | |||||||
4 | Периоды в истории развития русского языка | 1 | Совершенствование ЗУН | Периоды развития русского языка. | Знать о трех периодах в истории развития русского языка, | Сочинение-размышление | Написать сочинение-размышление | 13.09 | |||||||
5 | Место и назначение русского языка в современном мире. | 1 | Совершенствование ЗУН. | понятие “мировой язык”, представление о русском языке как родном и русском языке как государственном; значение функций русского языка как государственного и его функций в школьном изучении | Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государ ственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. | тест | Упр 270(задание 2-3), подготовить устный рассказ | 18.09 | |||||||
6 7 | Стилистические функции устаревших форм слова. | 2 | Совершенствование ЗУН | Устаревшая лексика и ее сфера употребления | Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику. | Связный рассказ | Подготовить связный рассказ | 20.09 25.09 | |||||||
Фонетика. Орфоэпия. Орфография | |||||||||||||||
8 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, особенности русского словесного ударения и роль ударения в стихотворной речи, | Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи. Уметь производить анализ орфографических трудностей. | Работа по карточкам | Упр3.7.примеры с худ текста. | 27.09 | |||||||
9 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | Комбинированный урок | литературное произношение и ударение в русском языке, орфоэпические нормы, выразительные средства русской фонетики | Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики. Уметь использовать в собственной речи. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. | Диктант по памяти | упр 25-26 | 02.10 | |||||||
10-11 | Принципы русской орфографии. | 2 | Комбинированный урок | понятие о морфологическом, фонетическом, традиционном принципах русской орфографии | Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. | Индивидуальная, фронтальная | Упр 1(7-9,11-18).упр112. | 04.10 09.10 | |||||||
12 | Фонетический разбор. | 1 | Совершенствование ЗУН | фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей | Знать порядок фонетического разбора. Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Упр.4( все задания к упражнению) | 11.10 | |||||||
13 | Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография.» | 1 | Урок контроля знаний | Проверка знаний, навыков и умений | Проверка уровня усвоения базового материала | Составить связный текст по теме « Лексика», упр 26-27 | 16.10 | ||||||||
Лексика и фразеология | |||||||||||||||
14 | Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | о лексике русского языка, понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. | Индивидуальная, групповая Оценка за тренировочные упражнения | Задание по тетради и упр 41.50 подготовить рефераты и проекты. | 18.10 | |||||||
15 | Сфера употребления русской лексики. ( защита рефератов и проектов) | 1 | Урок изучения новой темы. | понятие о русской лексике с точки зрения сферы ее употребления, о межстилевой лексике, лексике товарно-рыночных отношений, о способах толкования слов, о группировке слов по тематическому признаку | Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. Уметь сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием. | Реферат или проект | Упр 76. Подготовить связный рассказ | 23.10 | |||||||
16 | Исконно-русская и заимствованная лексика. | 1 |
Урок совершенствования ЗУН | представление об активном и пассивном словарном запасе; архаизмах, историзмах, неологизмах; индивидуальных новообразованиях, об использовании их в художественной речи | Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования. Уметь создавать тексты художественного стиля с использованием данных групп лексики, готовить сообщения о значении, происхождении, употреблении конкретных слов. | Защита проекта групповая | Упр. 67-70. | 26.10 | |||||||
17 | Русская фразеология.
| 1 | Урок совершенствования ЗУН | понятие о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении, попутно совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки | Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении. Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки. | Индивидуальная, фронтальная Защита проекта | Подготовить связный рассказ о словарях. упр 87.95. | 30.10 |
|
| |||||
18 | Контрольное тестирование | 1 | Урок контроля знаний | уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками | фронтальная | Повторить правила о морфемике языка | 01.11 |
| ||||||
19 | Лексические и фразеологические словари. Лексико- фразеологический разбор. | Практикум | Индивидуальная, групповая | лексические и фразеологические словари и умение ими пользоваться | Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора. Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор. | Выступления | Упр 91-92. Учить правила | 13.11 | |||||||
20 | Морфемика и словообразование. Повторение ранее изученного. Морфемика и словообразование . | 1 | Повторение и совершенствование ЗУН | понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии с попутным совершенствованием орфографических навыков | Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии. Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | Групповая | Упр 105,110-112. | 15.11 | |||||||
21-22 | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Части слова, способы словообразования | Знать основные способы словообразования. Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. | Упр 126(1 часть), 131 | 20.11 22.11 | ||||||||
23 | Выразительные словообразовательные средства. | 1 | Комбинированный урок | изобразительно-выразительные свойства морфем. | Знать выразительные словообразовательные средства. Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилисти-ческий анализ. Уметь выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые с помощью использованных лексических и словообразовательных средств. | Групповая Защита проекта | Выписать из худ текста предложения, содержащие слова с суф-сами субъективной оценки | ||||||||
24-25 | Р\Р. Подготовка к выполнению задания С ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. | 2 | Контрольный урок | Связная монологическая письменная речь , логическая связь между предложениями и частями текста. | Уметь составлять связную монологическую письменную речь, выделять абзацы . | Творческая работа | Завершить работу над сочинением | 27.11 29.11 | |||||||
Морфология и орфография | |||||||||||||||
26 | Обобщающее повторение частей речи. | 1 | Урок обобщения систематизации знаний и . | части речи, их грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции | Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. | Оценка выполнения тренировочных упражнений. | Упр.127-128,134, | 04.12 | |||||||
27 | Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи | Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов окончаний и суффиксов разных частей речи. Уметь использовать КТ для систематизации и информации о трудных вопросах правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. | Обобщающий тест | Учить правило. Упр149правописания | 06.12 | |||||||
28 | Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Суффиксы с н инн разных частей речи и их правописание | Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов | Словарные диктанты | 141(2 ч), 146 | 11.12 | |||||||
29 | Правописание не и ни с разными частями речи. | 1 | Комбинированный урок | Слитное и раздельное и дефисное написание не и ни. | Уметь применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи. | Объяснительный диктант | Упр.200.205.учить правила. | 13.12 | |||||||
30 | Различение частиц не и ни. | 1 | Комбинированный урок | Частицы не и ни. Фразеологизмы с не и ни. | Уметь отличать частиц не и ни в практике письма. | Задание по вариантам | Упр.198.таблицу завершить. | 18.12 | |||||||
31 | Ь в конце слов после щипящих. | 1 | Комбинированный урок | 3 склонение существительных, краткая форма прилагаельных,формы глагола , наречия на щипящий звук, исключения. | Уметь применять в практике письма нормы правописания ь после щипящих. | Индивидуальные задания по карточкам. | Составить словарный диктант по теме урока (не менее 20 слов) . | 20.12 | |||||||
32-33 | Контрольное тестирование. | 2 | Контрольный урок | уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка | Тестирование и сочинение-рассуждение | Завершить работу над частью С | 25.12 27.12 | |||||||
34-35 | Правописание глаголов | 2 | Комбинированный урок | Безударные гласные в суффиксах глаголов. Переходные глаголы с приставками. Глаголы повелительного наклонения. | Уметь самостоятельно решить трудные вопросы правописания суффиксов и окончаний в глаголах. | Задания по карточкам. Самостоятельная работа | Учить правила.упр 174. | 14.01 17.01 | |||||||
36 | Правописание причастий. | 1 | УРОК совершенствования ЗУН | Грамматические признаки причастия и его синтаксическая роль в предложении. Неморфологический способ словообразования причастий. | Уметь применять в практике письма грамматические и орфографические, пунктуационные нормы причастия и причастного оборота. | Выборочный диктант. Осложненное списывание. | Упр 186. Повторить правила о слитном и раздельном написании слов | 22.01 | |||||||
37-38 | Обобщающее повторение. Слитное, дефисное. Раздельное написание слов | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Знать правила слитного раздельного дефисного написания слов. Уметь правильно применять правила в практике письма. | Работа по карточкам и тест. Словарный диктант. | Упр 200. Заполнить таблицу | 24.01 29.01 | ||||||||
39 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Контрольный урок | уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками | выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками | диктант | Повторить правила по синтаксису и пунктуации | 31.01 | |||||||
Синтаксис и пунктуация. | |||||||||||||||
40 | Принципы русской пунктуации | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Знаки препинания в простом сложном предложениях. Значения двоеточия и тире в БСП. Авторская пунктуация. | Уметь определять значение знаков препинаний, правильно расставлять в сложных случаях .Знать отсутствие или постановку запятых на стыке союзов. | Оценка за тренировочные упражнения. | Упр 224. 232 подготовиться к взаимо диктанту. | 05.02 | |||||||
41 | Типы и виды словосочетаний. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Упр 209-210.. подготовить связный рассказ о словосочетаниях | 07.02 | ||||||||||
42-43 | Простое предложение. | 2 | Урок систематизации знании. | Опознавательные признаки простого предложения, односоставные предложения и их виды и выражение главных членов предложения. | Знать признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения. Уметь производить синтаксический разбор простых предложений. | Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений. Тестирование и анализ текстов. | Подготовить ответ на вопросы 3-9, упр 208.выучить теоретический материал. Упр 247 | 12.02 14.-02 | |||||||
44-45 | Осложненное предложение. | 2 | Урок систематизации знании. | Однородные и обособленные члены предложения. Обращения и вводные слова | Знать опознавательные признаки осложнения простого предложения: однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь правильно расставлять знаки препинания. Производить пунктуационный разбор простого предложения. | Контрольный словарный диктант, анализ текстов. тесты по ЕГЭ | Упр 236., выписать из художественного текста осложненные предложения. | 19.02 21.02. | |||||||
46-47 | Сложное предложение. | 2 | Урок комбинированный | ССП, СПП,БСП и их синтаксические признаки. Пунктуация при них. | Знать основные признаки ССП,СПП,БСП., правило постановки знаков препинаний. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Упр 255,259 подготовить сообщения о видах сложных предложений | 26.02 28.02 | |||||||
48 | Прямая и косвенная речь. | 1 | Урок систематизации знаний | Прямая и косвенная речь, знаки препинания при них. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора. Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания. | Словарный диктант и оценка выполнения тренировочных упражнений | Упр261(7-10), 263. | 05.03. | |||||||
49 | Авторская пунктуация. | 1 | Урок усвоения новой темы | Термин « авторская пунктуация», особенности пунктуационного оформления текстов. Об авторской пунктуации М.Салтыкова-Щедрина и М.Ф.Достоевского, Л.Леонова. | Знать понятие «Авторская пунктуация». Уметь определить авторские знаки препинания. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Упр266. | 07.03 | |||||||
50 -52 | Контрольное тестирование и его анализ. | 3 | Контрольный урок | уровень владения орфографическими, пунктуационными лексико-грамматическими навыками | Выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками | тестирование | Повторить правила . | 12.03 14.03. 19.03 | |||||||
53-54 | Текст, его строение. Способы и средства связи между частями текстами. Абзац. | 2 | Комбинированный урок. | Текст,абзац,тема, главная мысль высказывания. Цепная и параллельная связь | Знать о тексте, его строении и о способах и средствах связи между его частями Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Упр 298 или 282( на выбор) | 21.03 02.04 | |||||||
55-56 | Типы речи. Описание, повествование и рассуждение. | 2 | Совершенствование ЗУН | Типы речи и цепная, последовательная и параллельная связь в предложениях. | Знать о типах речи и уметь правильно определять их. Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. | Оценка выполнения тренировочных упражнений | Подготовить пересказ из худ произведения по типу повествования. | 04.04 09.04 | |||||||
57 | Речеведческий анализ текста | 1 | практикум | Анализ текста | Уметь определять тип речи, анализировать текст | Анализ текста, самостоятельная работа над текстом. | Написать сочинение-рассуждение «Каким я представяю красивого человека» | 11.04 | |||||||
58 | Виды сокращения текста.( план , тезис , выписка) | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Виды сокращения текста : план, тезис, выписка и их оформление на письме | Знать об основных видах сокращения текста, отличительных чертах тезисов, выписок,. Уметь создавать данные виды текстов, самостоятельно редактировать | Самостоятельная работа над составлением текста | Сделать выписку . упр 318. | 16.04 | |||||||
59-60 | Виды преобразования текста. Конспект. Реферат. Аннотация | 2 | Комбинированный урок | Тезис, конспект, выписка, Реферат. Аннотация | Знать об основных видах преобразования текста, отличительных чертах конспекта, реферата, аннотации. Уметь создавать данные виды текстов, самостоятельно редактировать | Индивидуальная, групповая Защита проекта | Написать реферат к итоговому уроку ( темы предлагаются) | 18.04 23.04 | |||||||
61 | Рецензия | 1 | Усвоение новых понятий | Рецензия как вид оценки текста | Знать понятие « рецензия», и его отличительные черты от отзыва . Уметь составлять план рецензии, писать рецензию | Анализ текста, самостоятельная работа над текстом. | Упр331.дописать рецензию. | 25.04 | |||||||
62-63 | Функциональные стили речи. | 2 | Усвоение новых понятий | представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях | Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях. Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ. | Групповая Защита проекта | Выписать текст из учебника географии и определить его стилистическую принадлежность. | 30.05 02.05 | |||||||
64 | Назначение, стилевые признаки, разновидности (подстили) научного стиля речи. | 1 | Урок усвоения новых понятий | представление о назначении, стилевых признаках, разновидностях (подстилях) научного стиля реч. | Знать о назначении, стилевых признаках, разновидностях (подстилях) научного стиля речи. Уметь излагать материал учебника в виде устных и письменных тезисов. | Индивидуальная, фронтальная | Выучить материал на стр 202-204, 207-208. упр 346 | 07.05 | |||||||
65 | Лексика научного стиля. | 1 | Урок усвоения новых понятий | основные словарные пласты научного стиля, научная, профессиональная лексика в произведениях художественной литературы,справочная литература научной лексики . речеведческий анализ текстов научного стиля речи с точки зрения лексики | Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная. Уметь разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей. | Проблемные задания | Упр 353.выучить материал на стр 210-221 | 14.05. | |||||||
66 | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. | 1 | Урок усвоения новых понятий | морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии | Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии. | Групповая Защита проекта | Упр381. | 16.05 | |||||||
67-69 | Контрольное тестирование в формате ЕГЭ | 3 | Контрольный урок | Уровень знаний и умений. | Выявить уровень знаний и умений учащихся | тестирование | Повторить правила | 21.05, 23.05 28.05 | |||||||
70 | Итоговый урок | 1 | 30.05 | ||||||||||||
Литература
Для учащихся
1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще-
ние, 2007.
2.Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
- Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
- Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Для учителя
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
- Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
- Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
- Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
- Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
- Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...