Урок русского языка в 7 классе Наречие
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Берестовая Нина Гудуевна

Урок русского языка в 7 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_narechie.docx57.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  подготовлен  учителем  русского языка  и  литературы Берестовой Н.Г.

ПЛАН УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «Наречие» (Обобщение и повторение материала)

ЦЕЛЬ УРОКА: проверить в нестандартной форме степень усвоения изученного материала о наречии, развивать навыки тестовой работы с наречием.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие: - знать, что такое наречие и его грамматические признаки;

                        - понимать, что умение определить изучаемую орфограмму в  наречиях поможет правильно писать слова;

                        - уметь применять имеющиеся знания на практике, выполняя тестовые задания и лингвистический разбор слов.

Развивающие: - развивать умение работать в группе, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, ответственности, толерантность  и   дружбу  между учениками.

Методы ведения урока: тренировочные упражнения, творческие задания группам, самостоятельная работа с тестами, экспертиза,  рефлексия.

Оборудование урока: учебники, тетради, карточки-задания, индивидуальные тесты , фломастеры, музыкальное сопровождение.

Вид урока: обобщение знаний

Форма урока:  игра-соревнование

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия),

на которых технология применяется

1.

Проблемная ситуация для  игры -соревнования.

Этап 1. Актуализация знаний

2.

Соревнование между командами  –разгадывание кроссворда.

Этап 2. Игровая технология.

3.

Задание на развитие памяти.

Этап 2.Тренинговые технологии.

4.

Подвижная пауза.

Этап 4.Здоровьесберегающие технологии.

5.

Работа над тестами.

Этап  2. Задание 12.Тестовые технологии.

6.

Подведение итогов соревнования  команд.

Этап 4. Ситуация успеха. Личностно-ориентированная технология.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Заранее расставлены столы так, чтобы класс мог сесть двумя командами по 10 человек в каждой команде. От каждой команды по одному капитану.

Слово учителя: Ребята, сегодня мы проведем необычный урок. Мы изучили тему «Наречие», проведем сегодня обобщение изученного, повторим все, что мы знаем о наречии и поиграем, посоревнуемся. Для этого мы разбились на две команды и пригласили на урок учителей в качестве жюри: Копылову Елену Ивановну, Ерофееву Елену Владимировну и Ряшенцеву Викторию Анатольевну, которые определят победившую команду.

  1.  Соревнования между командами.

1-ое задание. Разгадать кроссворд.

Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд, чтобы  узнать ключевое слово. Через три минуты подводит итоги работы с кроссвордом.

  1. проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
  2. замуж, тягач, задач, могуч;
  3. прочь, страж, тягуч, льешь;
  4. наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;
  5. училищ, вскачь, толочь, помощь;
  6. молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
  7. настежь, передач, блестящ, бородач.

1

2

3

4

5

6

7

Итак, что же у нас получилось в разгаданном кроссворде по горизонтали и вертикали.

н

а

о

т

м

а

ш

ь

з

а

м

у

ж

п

р

о

ч

ь

н

е

в

т

е

р

п

ё

ж

в

с

к

а

ч

ь

н

а

в

з

н

и

ч

ь

н

а

с

т

е

ж

ь

Зачитываю. По вертикали получилось слово «Наречие» - тема сегодняшнего урока.

Пока две команды работали над кроссвордом,  два ученика работают у доски по одному от каждой команды над вторым заданием.

2-ое задание: Разбор предложения на доске.

Команда 1. Слева тянулись обширные луга.

(По цели высказывания - повествовательное, простое, двухсоставное, распространенное.)

Команда 2. Докрасна раскаленная печка распространяла кругом тепло.

(По цели высказывания - повествовательное, простое, двухсоставное, распространенное.)

Слово  учителя: Итак, кроссворд решен. Вопрос к обеим командам. Давайте вспомним, сколько в русском языке частей речи?

Ответ: 10; 6 основных, 3 служебных и 1 междометие.

 Что же называется наречием?

Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обычно обозначает признак действия: Наречия отвечают на вопросы где? Как? Куда? Зачем? Когда? С какой целью? И т.д.

В предложении наречие, каким членом предложения может быть? (Чаще всего обстоятельством.)

Задание 3. Задание на развитие памяти. Кто и какая команда запишет больше наречий, прочитанных учителем.

НЕ СПЕША, СПОКОЙНО, ТИХО, БУРНО, СИЛЬНО, БУЙНО, ЛИХО. ГРОМКО, ВНЯТНО, ЧЁТКО, ЯСНО, ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ПРЕКРАСНО. ЧЁТКО, РОВНО, АККУРАТНО, ЧИСТО, ГЛАДКО И ОПРЯТНО. ВПРАВО, ВЛЕВО, ГЛУБОКО, СПРАВА, СЛЕВА, ВЫСОКО. РЯДОМ, БЛИЗКО, ДАЛЕКО, БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ЛЕГКО. ВПЯТЕРОМ, ВТРОЁМ, ВДВОЁМ, СИДЯ, СТОЯ, ВСКАЧЬ, ВЕРХОМ. ГОРЬКО, КИСЛО, СЛАДКО, ВКУСНО. ТЯЖЕЛО, ПЕЧАЛЬНО, ГРУСТНО. ТУТ, ПОЗАВЧЕРА, НЕДАВНО, ХОРОШО, ОТЛИЧНО, СЛАВНО.

Вопрос классу: - На какие смысловые группы делятся наречия? (Образ действия, время, место, причину, цель, меру и степень действия.).

- Что мы знаем о степенях сравнения наречий? От каких прилагательных образуются степени сравнения наречий? (От качественных).

- Как отличить сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия?

Что мы знаем о степенях сравнения наречий? От каких прилагательных образуются степени сравнения наречий? (От качественных).

Как отличить сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия?

Это мы рассмотрим в следующем задании.

                                     

4-ое задание. Как отличить сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия.

 

Команда 1                   Какой?

                            1. Мой брат выше меня.

                            (в предложении сказуемое сравнительная степень прилагательного)

           Как?

2. Мой брат прыгает через планку выше меня.

(сравнительная степень наречия в предложение обстоятельство)

                         Каково?

Команда 2         1. Человеческое слово острее стрелы.

                           (сравнительная степень прилагательного)

                                            Как?

2. И лес шумит дружнее когда, деревьев много.

 (сравнительная степень наречия)

5-ое задание. Проверка орфографии. Написать правильно предложенные наречия.

Команда 1             (В)лев..., (на)лев..., (за)темн...,(за)нов...

Команда 2             (До)красн..., (с)прав..., (из)давн..., (с)начал...

Проверка выполнения задания. Подведение итогов соревновательной части.

  1.  Подвижная пауза. Проходит под музыкальное сопровождение, звучит песня из передачи «Весёлая радионяня» о наречиях.

Продолжение соревновательной части урока.

6-ое        задание. Задание на правописание не с наречиями.

Команда 1         (не)брежно, (не)далеко, а близко, (не)дружелюбно (т.е. враждебно),

                            ехали вовсе (не) быстро

Команда 2                (не)лепо, (не)высоко, а низко, (не)мало (т.е. много),

                            ему это было вовсе (не) интересно.

7-ое        задание. Задание на проверку правописания дефиса в наречиях.

 Команда 1         1. (По) зимнему небу плыли (на)перегонки облака.

2. Одетые (по)зимнему дети играли в прятки.

Команда 2         1. (Кое)где на равнине высились небольшие курганы.

2. (Где)то далеко плакала иволга.

8-ое задание.  Проверка правописания не и ни в наречиях.

                                  /                     /

1 команда         Н...где, н...где

/                                     /

Н...когда, н...когда

                                          /                                   /

2 команда    Н...куда, н...откуда

                                              /                          /

Н...чуть, н...куда.

9-ое задание. Проверка знания теоретических сведений.

Вопрос 1 команде. Сколько н пишется в наречиях на о и е? 

(В наречиях на о и е пишется столько н, сколько в прилагательных, от которых они образованы). Например: мужественно - (мужественный), интересно- (интересный).

Вопрос 2 команде. Ь знак после шипящих на конце наречий когда пишется?

 (После шипящих на конце наречий пишется ь кроме слов: уж, замуж, невтерпеж.)

10-ое задание

1 команда. Наречия - синонимы.

                   Найти близкие по смыслу наречия синонимы и соединить их стрелкой.

АККУРАТНО

РОВНО

НЕЖНО

ХОЛОДНО

РЯДОМ

ТИХО

ВОКРУГ

ПРАВИЛЬНО

ПЕЧАЛЬНО

ДАЛЕКО

БЫСТРО

ГРОЗНО

ГЛАДКО

ОПРЯТНО

МОРОЗНО

ЛАСКОВО

МЕДЛЕННО

БЛИЗКО

ВЕРНО

КРУГОМ

ВДАЛИ

ГРУСТНО

СЕРДИТО

СКОРО

2 команда. Наречия - антонимы.

                   Найти антоним к каждому наречию и соединить пару стрелкой

БЛИЗКО

ГЛУПО

ХОРОШО

ВНИЗУ

МНОГО

ТЕМНО

ГРУСТНО

ТРУДНО

УМНО

СПРАВА

ТИХО

ВЕСЕЛО

ПОЗДНО

МАЛО

ВЫСОКО

ГРОМКО

СЛЕВА

ДАЛЕКО

ЛЕГКО

НИЗКО

СВЕТЛО

РАНО

ВВЕРХУ

ПЛОХО

11-ое задание.  Подобрать к данным частям речи наречия

1 команда

2 команда

ГРОМКИЙ - ГРОМКО

КРЕПКИЙ – КРЕПКО

ХОРОШИЙ - …

ВЫСОКИЙ - …

ПЛОХОЙ - …

НИЗКИЙ - …

ДВА - ВДВОЕ

ДВОЕ – ВДВОЁМ

ТРИ - …

ТРОЕ - …

МОЙ – ПО-МОЕМУ

ИНОЙ – ПО-ИНОМУ

ТВОЙ - …

ВСЯКИЙ - …

РУССКИЙ – ПО-РУССКИ

ВОЛЧИЙ – ПО-ВОЛЧЬИ

ДРУЖЕСКИЙ - …

РЕБЯЧИЙ - …

Пока жюри подводит итоги соревнования между командами, раздаю тестовые задания каждому учащемуся.

12-ое задание. Индивидуальное выполнение тестов по теме «Наречие».

  1. Наречие – это  …  часть речи.

А)  главная;         Б) второстепенная;         В) изменяемая;         Г) неизменяемая.

  1. Найдите наречие:

А)  всех;          Б) глупая;                  В) высоко;                  Г) бегущий.

  1. Найдите наречие в предложении: Узкая дорожка неторопливо вилась между деревьями.

А) между;          Б) вилась;                  В) неторопливо;          Г) узкая

  1. На какой вопрос не отвечает наречие:

А) где?          Б) откуда?                  В) какой?                 Г) как?

  1. Какую синтаксическую роль выполняют наречия:

А) сказуемые;  Б) обстоятельства; В) определения;         Г) подлежащие.

   6. Составьте словосочетания с наречием быстро (с существительным, прилагательным, наречием, глаголом).

IV.    Подведение итогов  урока. Результаты участия команд в соревнованиях. Награждение победителей.

V.     Домашнее задание. Индивидуальные тесты  по теме «Наречие» каждому ученику.

Тест для домашнего задания по теме "Наречие"

I вариант

1.Наречие – это

А) часть речи, обозначающая действие предмета

Б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию

В) часть речи, обозначающая признак действия

2.По значению наречия можно разделить на два  разряда: (указать какие)

3. Укажите наречие:

А) рожь        Б) пустошь         В) настежь     Г) съешь.

4. Наречия:

А) изменяются по числам;     Б) изменяются по лицам;        В) не изменяются.

5.  От какого слова образовано наречие трудно?

А) трудный         Б) труд           В) трудиться           Г) трудность

6. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

А) слепой            Б) толковый              В) местный         Г) торопливый

7. Укажите слово, называющее признак действия:

А) чтение вслух      Б) читать вслух

8. Найдите слово, называющее признак признака:

А) совершенно тихий         Б) произведение совершенно

9. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно

А) места       Б) времени        В) причины       Г) цели

10. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»

А) меры и степени           Б) образа действия

II вариант

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета

Б) признак действия

В) признак предмета по действию

2. По значению наречия можно разделить на два  разряда: (указать какие)

3. Укажите наречие:

А) дрожь        Б) помощь         В) наотмашь     Г) спрячь.

4. Наречия:

А) изменяются по лицам;

Б) изменяются по числам;

В) не изменяются.

5.  От какого слова образовано наречие пусто?

 А) пустота         Б) пустой            В) пустеет          Г) пустошь

6. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

 А) плотный           Б) щедрый              В) крестьянский         Г) медлительный

7. Укажите слово, называющее признак действия:

А) ходьба вразвалку      Б) ходить вразвалку

8. Найдите слово, называющее признак признака:

А) гармонично вписалось        Б) гармонично развитый

9. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне

А) места       Б) времени        В) причины        Г) цели

10. Определите разряд наречия в предложении: «Кот втихомолку слопал полсосиски, добравшись до миски»  

А) меры и степени        Б) образа действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

Урок русского языка по теме: "Наречие", 4 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие".  УМК "Школа России". учебник  и рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, часть 1, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Целевые устано...

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе

Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...

Урок русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку  русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой....

Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....