Урок русского языка "Правописание приставки пре- и при-"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Живаева Светлана Михайловна

Урок-исследование на диалоговой основе по теме "Правописание приставки пре- и при-", с элементами театрализованного представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-»

(урок-исследование)

Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при-; научить использовать правило о практической деятельности; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, ответственного отношения к дружбе и товариществу; развивать логическое мышление, память; совершенствовать навыки грамотного письма, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: на диалоговой основе.

Оборудование: магнитофон, видеотерминал (компьютер, телевизор); аудиозапись «В гостях у сказки», «Волшебный полет» (группа «Спейс»); мультимедийные слайды, компьютерная программа «Грамотей».

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок.

Звучит мелодия «В гостях у сказки».

Мы отправляемся в сказочное путешествие. Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса.

- А это что такое? Посмотрите, да здесь три тропинки.

Демонстрируется 1-й слайд: зеленый лес. После щелчка мыши на слайде последовательно появляются стрелки и надписи, которые читает учитель.

- Если мы налево пойдём, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если пойдём направо, клад найдём, но домой не вернёмся. Если прямо пойдём, знания приобретём, но трудности преодолеть придётся.

- Ребята, решите, по какой тропинке идти, свой выбор обоснуйте. Но имейте ввиду, что идти мы можем только вместе, помогая друг другу. Помните пословицу: «Дерево держится корнями, а человек – друзьями»?

Как правило, ребята выбирают дорожку, ведущую прямо.

Объясняя своё решение, дети говорят о том, что они желают получить прочные знания, не хотят потерять друзей, так как дружба – главное в их жизни, и обязательно должны вернуться, ведь они   любят своих родных и школу, в которой они учатся.

3. Определение темы и целей урока.

- А какие знания вы сегодня приобретёте? Внимательно посмотрите на волшебное зеркало, которое будет сопровождать вас в путешествии по сказке.

Дети видят на слайде выделенные красным цветом приставки ПРЕ- и ПРИ- и делают вывод, что на уроке они должны узнать о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-.

   Учитель помогает четко сформулировать цель урока.

- Ребята, к сожалению, в этот сказочный лес не могут попасть взрослые люди, поэтому вам предстоит совершить путешествие без меня, в этом и будут заключаться трудности, о которых предупреждало волшебное зеркало. Но помните, что в пути вам поможет дружба. Ведь, как говорится в пословице, друзья познаются в беде.

     Желаю счастливого путешествия!

II. Работа по теме урока

Звучит «Волшебный полет» (группа «Спейс»).

Учитель выходит из класса, надевает костюм Бабы-Яги и снова входит в класс.

- А! Пришли, принеслись, прискакали, примчались, голубчики. А знаете, куда попали? Да-да, ко мне, Бабе-Яге, в мой волшебный лес. Думаете, прямо пошли, так друзей не потеряете и домой вернётесь? Нет, отсюда ещё никто не возвращался. Ведь для того чтобы домой вернуться, нужно очень трудные задания решить. А эти задания никто выполнить не мог: ни Леший, ни Кощей Бессмертный, ни даже я, а ведь в этом лесу я самая умная.

   Да, умная я, конечно, только вот вы с учительницей своей что-то о приставках говорили (я это в волшебном зеркале видела), а что такое приставка, я не знаю. Помогите мне, научите старенькую, расскажите, что такое приставка.

Ученик дает определение приставки.

Молодцы, хорошо объяснили бабуле правило. Я теперь ещё умнее буду. Вот Кощей-то удивится. Ну, что, остаётесь или задания выполнять будете? Ладно, решайте.

По щелчку мыши на экране телевизора появляются слова с пропущенными буквами: пр…шли, пр…неслись, пр…скакали, пр…мчались.

- Что, решить-то не можете?

- Можем. Я помогу друзьям выполнить это задание, ведь я знаю правило.

- А почему ты решил им помогать? Знаешь, как решить мои задачки, вот и отправляйся домой сам, а они пусть тут остаются.

- Нет, я не могу бросить в беде своих друзей. Если есть возможность им помочь, я обязательно это сделаю, и они мне помогут, когда я в этом буду нуждаться.

Ученик подходит к компьютеру и демонстрирует одноклассникам слайд, подготовленный заранее. На слайде рука присоединяется к руке, молоток падает на наковальню, волшебная палочка касается шляпы. Ребенок, объясняя правило, ведет диалог с товарищами:

- Ребята, что происходит на экране? Запомните, если слово обозначает приближение или присоединение, то пишется приставка ПРИ-.

   Под руководством этого ученика ребята выполняют задание, вставляют пропущенные буквы, проверяют полученный результат, приводя свои примеры.

- Всем ли понятно это правило? А вам, любезная Баба-Яга, понятно?

- Ага, это значит, я портрет Кощея к стене при-бью…

Ой, да я это правило и без вас знала. Вы второе задание попробуйте выполнить, оно посложнее будет. Что это вы вокруг смотрите? Не на своём пришкольном участке, а в лесу находитесь. А это избушка моя. Конечно, не приморская гостиница и не прибрежный пансионат, но моя, родная. А вот и следующее задание. Найдутся желающие помочь товарищам?

- Конечно, найдутся. Я знаю это правило и объясню его друзьям.

Во время рассказа Бабы-Яги на экране появляются слова:

пр…школьный, пр…морская, пр…брежная. Ученик, подготовивший слайд по этому материалу, проводит работу с классом. На экране появляется море, по щелчку мыши рядом возникает гостиница.

- Если бы вы были хозяином гостиницы, как бы вы её назвали?

-Конечно, «Приморская».

На экране школа и возле неё появляется участок с зелёной травой и цветами.

- Ребята, что вы теперь видите в нашем волшебном зеркале?

- Пришкольный участок.

Ученик помогает одноклассникам разобраться с этим учебным материалом. Дети выполняют задание, вставляя буквы в слова, указанные на экране, и на мониторе появляются правильные ответы.

- Справились и с этим заданием. Молодцы! Вижу, что устали, проголодались. Проходите в избушку, я вас накормлю. Приоткроем дверь. Ох, что случилось? Какой противный запах! Кажется, что-то пригорело. Прикрою дверь. Накормить не смогла, зато новое задание дала.

На экране появляются новые слова:

пр…горело, пр…откроем, пр…кроем.

Ученик демонстрирует слайд, на котором дверь не полностью закрывается. Дети узнают, что если слово обозначает неполное действие, то пишется приставка ПРИ-.

Учащиеся выполняют задание, проверяют ответы, приводят свои примеры.

- А это задание может прервать  ваше путешествие, не сможете вы это препятствие преодолеть!

- Можно, бабушка, мне попробовать помочь друзьям в преодолении этого препятствия?

На экране появляются слова:

пр…рвать, пр…пятствие, пр…одолеть.

Ученица показывает свой слайд, читает стихотворение и интересуется, как поняли одноклассники это правило. Учащиеся выполняют задание, в слова, находящиеся на мониторе, вставляют буквы, и на экране телевизора появляются правильные ответы.

Дождь непрерывно льёт в октябре,

Но умным дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-

Писать только ПРЕ- там надо.

- Ребятушки, боитесь, небось, что домой не отпущу. Думаете, наверно, что Баба-Яга злая-презлая, а я, может, добрая-предобрая, красивая-прекрасивая, прехорошенькая! 

На экране появились слова:

пр…злая, пр…добрая, пр…красивая, пр…хорошенькая.

Ученица, демонстрируя свой слайд, на котором появляется высокий человек, протягивающий руку к самой крыше, а затем человек, прижимающий к себе конфеты, читает стихотворение:

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфеты.

Если ОЧЕНЬ такой или ОЧЕНЬ сякой,

ПРЕ- мы напишем при этом.

Девочка уточняет, правильно ли поняли одноклассники правило, затем дети выполняют задание: вставляют в слова, указанные на экране, нужные буквы.

- Умницы! Теперь одно, последнее задание осталось, и вы вернётесь к себе в школу. Смотрите, не ошибитесь! А то вы мне здесь конкуренцию составлять будете, умненькие вы мои! Вам нужно выполнить морфемный разбор слова ПРИСТАВКА.

- Ребятки, вы верно справились со всеми заданиями. Молодцы! И теперь вы отправляетесь домой. Не забывайте меня, помните и о том, чему вы научились в пути. Закройте глаза (они очень устали, глядя в моё волшебное зеркало; во время полета домой глазки должны отдохнуть).

Звучит «Волшебный полет».

Учитель снимает костюм Бабы-Яги и предстает перед ребятами в обычном виде.

- Ребята, вы вернулись из сказочного путешествия! Я так волновалась. Расскажите о ваших приключениях (слово записывается в орфографический словарь).

- Что нового вы узнали?

- Что помогала вам в пути?

- Какие пословицы и поговорке о дружбе вспомнили?

Подводится итог первой части урока.

Внимание акцентируется не только на обучающей, но и на воспитательной цели урока: без дружбы трудно было бы справиться с заданиями.

- давайте посмотрим, как вы поняли новый материал, не запутала ли вас Баба-Яга?

II. Закрепление пройденного материала

  1. Запись образца оформления выбора орфограммы: правописание приставок пре- и при- (Русский язык. Практика. С. 164, 166).
  2. Диктант с комментированием (с целью осуществления обратной связи используются сигнальные карточки, которые позволяют учителю проконтролировать степень усвоения материала каждым учащимся класса)

Прекратить спор, пригласить в гости, прекрасный цветок, присоединиться к отдыхающим, прислушаться к совету, привокзальная площадь, приклеить к стене, приехать домой.

  1. Индивидуальная работа: тестирование на компьютере (программа «Грамотей») – 5-7 человек (проводится с целью контроля за полученными в ходе урока знаниями).
  2. Распределительный диктант. Цель: формирование умения видеть орфограмму и соотносить написание букв со значением приставки.

Присоединение-приближение

Неполнота действия

Близость к предмету

Пре- = пере-

Пре- = очень

Прибить, пристегнуть, премилый, прикрыть, Приуралье, преодолеть, преувеличить, приставка, преграда, присмотреться, привязать, Прибайкалье, преобразиться, прекрасно.

  1. Устная работа с текстом:

а) анализ строения текста (тема, микротемы);

б) определение типа речи (повествование);

в) формулирование идеи текста;

г) поиск и осмысление изобразительно-выразительных средств.

          После долгой борьбы с зимой пришла долгожданная весна. Погода

стояла прекрасная. Пригревало весеннее солнышко, подмигивая всем вокруг. Лес преобразился, надев зелёный наряд. На пригорке появилась молодая травка и улыбнулась солнышку. Весело щебетали прилетевшие с юга птицы.

       Все радовались приходу весны.

  1. Выборочный диктант с последующим восстановлением текста.

Цель: формирование умения выделять из текста необходимый материал, развития орфографической  зоркости.

Задание: выпишите из текста только слова на изученную орфограмму, обозначьте условия выбора орфограммы, по записанным словам устно попытайтесь восстановит текст.

  1. Пришла, прекрасная, пригревало, преобразился, на пригорке, прилетевшие, приход.

IV. Подведение итогов урока

- Действительно, ребята, всё в природе радуется приходу весны, теплу, солнечному свету. А чему сегодня на уроке радовались вы?

- Расскажите о правописании приставок в значении приближения или присоединения. Приведите примеры.

- Расскажите о правописании приставок в значении близости к предмету. Приведите примеры.

- Расскажите о правописании приставок в значении неполноты действия. Приведите примеры.

- Какая приставка, пре- или при-, пишется, если по значению она близка к слову очень? Приведите примеры.

- Какие качества помогли вам добиться успеха?

- Что значит дружба в вашей жизни?

- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы услышали на уроке? А какие ещё пословицы и поговорки знаете?

V. информация о задании на дом:

- выучить правило о правописании приставок ПРИ- и ПРЕ-;

- выписать 5 пословиц или поговорок о дружбе;

- выполнить упражнение _____;

- дополнить таблицу собственными примерами: по 2-3 на каждый случай.

Присоединение-приближение

Неполнота действий

Близость к предмету

Пре- = пере-

Пре- =

очень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...