Урок русского языка "Правописание приставки пре- и при-"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок-исследование на диалоговой основе по теме "Правописание приставки пре- и при-", с элементами театрализованного представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки пре- и при-" | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-»
(урок-исследование)
Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при-; научить использовать правило о практической деятельности; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, ответственного отношения к дружбе и товариществу; развивать логическое мышление, память; совершенствовать навыки грамотного письма, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Технология: на диалоговой основе.
Оборудование: магнитофон, видеотерминал (компьютер, телевизор); аудиозапись «В гостях у сказки», «Волшебный полет» (группа «Спейс»); мультимедийные слайды, компьютерная программа «Грамотей».
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Звучит мелодия «В гостях у сказки».
Мы отправляемся в сказочное путешествие. Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса.
- А это что такое? Посмотрите, да здесь три тропинки.
Демонстрируется 1-й слайд: зеленый лес. После щелчка мыши на слайде последовательно появляются стрелки и надписи, которые читает учитель.
- Если мы налево пойдём, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если пойдём направо, клад найдём, но домой не вернёмся. Если прямо пойдём, знания приобретём, но трудности преодолеть придётся.
- Ребята, решите, по какой тропинке идти, свой выбор обоснуйте. Но имейте ввиду, что идти мы можем только вместе, помогая друг другу. Помните пословицу: «Дерево держится корнями, а человек – друзьями»?
Как правило, ребята выбирают дорожку, ведущую прямо.
Объясняя своё решение, дети говорят о том, что они желают получить прочные знания, не хотят потерять друзей, так как дружба – главное в их жизни, и обязательно должны вернуться, ведь они любят своих родных и школу, в которой они учатся.
3. Определение темы и целей урока.
- А какие знания вы сегодня приобретёте? Внимательно посмотрите на волшебное зеркало, которое будет сопровождать вас в путешествии по сказке.
Дети видят на слайде выделенные красным цветом приставки ПРЕ- и ПРИ- и делают вывод, что на уроке они должны узнать о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Учитель помогает четко сформулировать цель урока.
- Ребята, к сожалению, в этот сказочный лес не могут попасть взрослые люди, поэтому вам предстоит совершить путешествие без меня, в этом и будут заключаться трудности, о которых предупреждало волшебное зеркало. Но помните, что в пути вам поможет дружба. Ведь, как говорится в пословице, друзья познаются в беде.
Желаю счастливого путешествия!
II. Работа по теме урока
Звучит «Волшебный полет» (группа «Спейс»).
Учитель выходит из класса, надевает костюм Бабы-Яги и снова входит в класс.
- А! Пришли, принеслись, прискакали, примчались, голубчики. А знаете, куда попали? Да-да, ко мне, Бабе-Яге, в мой волшебный лес. Думаете, прямо пошли, так друзей не потеряете и домой вернётесь? Нет, отсюда ещё никто не возвращался. Ведь для того чтобы домой вернуться, нужно очень трудные задания решить. А эти задания никто выполнить не мог: ни Леший, ни Кощей Бессмертный, ни даже я, а ведь в этом лесу я самая умная.
Да, умная я, конечно, только вот вы с учительницей своей что-то о приставках говорили (я это в волшебном зеркале видела), а что такое приставка, я не знаю. Помогите мне, научите старенькую, расскажите, что такое приставка.
Ученик дает определение приставки.
Молодцы, хорошо объяснили бабуле правило. Я теперь ещё умнее буду. Вот Кощей-то удивится. Ну, что, остаётесь или задания выполнять будете? Ладно, решайте.
По щелчку мыши на экране телевизора появляются слова с пропущенными буквами: пр…шли, пр…неслись, пр…скакали, пр…мчались.
- Что, решить-то не можете?
- Можем. Я помогу друзьям выполнить это задание, ведь я знаю правило.
- А почему ты решил им помогать? Знаешь, как решить мои задачки, вот и отправляйся домой сам, а они пусть тут остаются.
- Нет, я не могу бросить в беде своих друзей. Если есть возможность им помочь, я обязательно это сделаю, и они мне помогут, когда я в этом буду нуждаться.
Ученик подходит к компьютеру и демонстрирует одноклассникам слайд, подготовленный заранее. На слайде рука присоединяется к руке, молоток падает на наковальню, волшебная палочка касается шляпы. Ребенок, объясняя правило, ведет диалог с товарищами:
- Ребята, что происходит на экране? Запомните, если слово обозначает приближение или присоединение, то пишется приставка ПРИ-.
Под руководством этого ученика ребята выполняют задание, вставляют пропущенные буквы, проверяют полученный результат, приводя свои примеры.
- Всем ли понятно это правило? А вам, любезная Баба-Яга, понятно?
- Ага, это значит, я портрет Кощея к стене при-бью…
Ой, да я это правило и без вас знала. Вы второе задание попробуйте выполнить, оно посложнее будет. Что это вы вокруг смотрите? Не на своём пришкольном участке, а в лесу находитесь. А это избушка моя. Конечно, не приморская гостиница и не прибрежный пансионат, но моя, родная. А вот и следующее задание. Найдутся желающие помочь товарищам?
- Конечно, найдутся. Я знаю это правило и объясню его друзьям.
Во время рассказа Бабы-Яги на экране появляются слова:
пр…школьный, пр…морская, пр…брежная. Ученик, подготовивший слайд по этому материалу, проводит работу с классом. На экране появляется море, по щелчку мыши рядом возникает гостиница.
- Если бы вы были хозяином гостиницы, как бы вы её назвали?
-Конечно, «Приморская».
На экране школа и возле неё появляется участок с зелёной травой и цветами.
- Ребята, что вы теперь видите в нашем волшебном зеркале?
- Пришкольный участок.
Ученик помогает одноклассникам разобраться с этим учебным материалом. Дети выполняют задание, вставляя буквы в слова, указанные на экране, и на мониторе появляются правильные ответы.
- Справились и с этим заданием. Молодцы! Вижу, что устали, проголодались. Проходите в избушку, я вас накормлю. Приоткроем дверь. Ох, что случилось? Какой противный запах! Кажется, что-то пригорело. Прикрою дверь. Накормить не смогла, зато новое задание дала.
На экране появляются новые слова:
пр…горело, пр…откроем, пр…кроем.
Ученик демонстрирует слайд, на котором дверь не полностью закрывается. Дети узнают, что если слово обозначает неполное действие, то пишется приставка ПРИ-.
Учащиеся выполняют задание, проверяют ответы, приводят свои примеры.
- А это задание может прервать ваше путешествие, не сможете вы это препятствие преодолеть!
- Можно, бабушка, мне попробовать помочь друзьям в преодолении этого препятствия?
На экране появляются слова:
пр…рвать, пр…пятствие, пр…одолеть.
Ученица показывает свой слайд, читает стихотворение и интересуется, как поняли одноклассники это правило. Учащиеся выполняют задание, в слова, находящиеся на мониторе, вставляют буквы, и на экране телевизора появляются правильные ответы.
Дождь непрерывно льёт в октябре,
Но умным дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-
Писать только ПРЕ- там надо.
- Ребятушки, боитесь, небось, что домой не отпущу. Думаете, наверно, что Баба-Яга злая-презлая, а я, может, добрая-предобрая, красивая-прекрасивая, прехорошенькая!
На экране появились слова:
пр…злая, пр…добрая, пр…красивая, пр…хорошенькая.
Ученица, демонстрируя свой слайд, на котором появляется высокий человек, протягивающий руку к самой крыше, а затем человек, прижимающий к себе конфеты, читает стихотворение:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты.
Если ОЧЕНЬ такой или ОЧЕНЬ сякой,
ПРЕ- мы напишем при этом.
Девочка уточняет, правильно ли поняли одноклассники правило, затем дети выполняют задание: вставляют в слова, указанные на экране, нужные буквы.
- Умницы! Теперь одно, последнее задание осталось, и вы вернётесь к себе в школу. Смотрите, не ошибитесь! А то вы мне здесь конкуренцию составлять будете, умненькие вы мои! Вам нужно выполнить морфемный разбор слова ПРИСТАВКА.
- Ребятки, вы верно справились со всеми заданиями. Молодцы! И теперь вы отправляетесь домой. Не забывайте меня, помните и о том, чему вы научились в пути. Закройте глаза (они очень устали, глядя в моё волшебное зеркало; во время полета домой глазки должны отдохнуть).
Звучит «Волшебный полет».
Учитель снимает костюм Бабы-Яги и предстает перед ребятами в обычном виде.
- Ребята, вы вернулись из сказочного путешествия! Я так волновалась. Расскажите о ваших приключениях (слово записывается в орфографический словарь).
- Что нового вы узнали?
- Что помогала вам в пути?
- Какие пословицы и поговорке о дружбе вспомнили?
Подводится итог первой части урока.
Внимание акцентируется не только на обучающей, но и на воспитательной цели урока: без дружбы трудно было бы справиться с заданиями.
- давайте посмотрим, как вы поняли новый материал, не запутала ли вас Баба-Яга?
II. Закрепление пройденного материала
- Запись образца оформления выбора орфограммы: правописание приставок пре- и при- (Русский язык. Практика. С. 164, 166).
- Диктант с комментированием (с целью осуществления обратной связи используются сигнальные карточки, которые позволяют учителю проконтролировать степень усвоения материала каждым учащимся класса)
Прекратить спор, пригласить в гости, прекрасный цветок, присоединиться к отдыхающим, прислушаться к совету, привокзальная площадь, приклеить к стене, приехать домой.
- Индивидуальная работа: тестирование на компьютере (программа «Грамотей») – 5-7 человек (проводится с целью контроля за полученными в ходе урока знаниями).
- Распределительный диктант. Цель: формирование умения видеть орфограмму и соотносить написание букв со значением приставки.
Присоединение-приближение | Неполнота действия | Близость к предмету | Пре- = пере- | Пре- = очень |
Прибить, пристегнуть, премилый, прикрыть, Приуралье, преодолеть, преувеличить, приставка, преграда, присмотреться, привязать, Прибайкалье, преобразиться, прекрасно.
- Устная работа с текстом:
а) анализ строения текста (тема, микротемы);
б) определение типа речи (повествование);
в) формулирование идеи текста;
г) поиск и осмысление изобразительно-выразительных средств.
После долгой борьбы с зимой пришла долгожданная весна. Погода
стояла прекрасная. Пригревало весеннее солнышко, подмигивая всем вокруг. Лес преобразился, надев зелёный наряд. На пригорке появилась молодая травка и улыбнулась солнышку. Весело щебетали прилетевшие с юга птицы.
Все радовались приходу весны.
- Выборочный диктант с последующим восстановлением текста.
Цель: формирование умения выделять из текста необходимый материал, развития орфографической зоркости.
Задание: выпишите из текста только слова на изученную орфограмму, обозначьте условия выбора орфограммы, по записанным словам устно попытайтесь восстановит текст.
- Пришла, прекрасная, пригревало, преобразился, на пригорке, прилетевшие, приход.
IV. Подведение итогов урока
- Действительно, ребята, всё в природе радуется приходу весны, теплу, солнечному свету. А чему сегодня на уроке радовались вы?
- Расскажите о правописании приставок в значении приближения или присоединения. Приведите примеры.
- Расскажите о правописании приставок в значении близости к предмету. Приведите примеры.
- Расскажите о правописании приставок в значении неполноты действия. Приведите примеры.
- Какая приставка, пре- или при-, пишется, если по значению она близка к слову очень? Приведите примеры.
- Какие качества помогли вам добиться успеха?
- Что значит дружба в вашей жизни?
- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы услышали на уроке? А какие ещё пословицы и поговорки знаете?
V. информация о задании на дом:
- выучить правило о правописании приставок ПРИ- и ПРЕ-;
- выписать 5 пословиц или поговорок о дружбе;
- выполнить упражнение _____;
- дополнить таблицу собственными примерами: по 2-3 на каждый случай.
Присоединение-приближение | Неполнота действий | Близость к предмету | Пре- = пере- | Пре- = очень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...