урок по теме "Описание помещения" 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Описание помещения.
Цель: Формирование навыков художественного описания помещения.
Задачи: 1. Развитие речи.
2.Развитие внимания, наблюдательности, памяти.
3. Развитие воображения.
4. Формирование эстетического вкуса.
5. Отработка навыков правописания.
Ход урока.
- Слово учителя: « На террасу отеля, сквозь темно-зеленый полог виноградных лоз, золотым дождем льется солнечный свет – золотые, протянутые в воздухе. На серых кафлях пола и белых скатертях столов лежат странные узоры теней, и кажется, что если долго смотреть на них, - научишься читать их, как стихи, поймешь, о чем они говорят. Гроздья винограда играют на солнце, словно жемчуг, а в графине воды на столе –голубые бриллианты.»
Так описывает помещение М. Горький в «Сказках об Италии». Несколько выразительных деталей – и мы не только видим залитую солнцем террасу, но и ощущаем это тепло, запах винограда, свежесть скатертей и чистоту воды в графине.
Помещение, какое бы оно ни было: дом, офис, больница, школьный кабинет – играет огромную роль в жизни каждого человека. По крайней мере, 50 % наиболее важных моментов в нашей жизни связано с какими-то помещениями. Помещение – это не просто пространство внутри какого-либо здания, это обстановка, предметы мебели, декор, все те вещи, которые в нем находятся. Это еще и психологический климат, который создается всеми этими предметами. Существует специальный термин, обозначающий внутреннее пространство здания – интерьер.
(Открывается 1-я стр. СЛОВАРЯ: Интерьер – в архитектуре – внутреннее пространство здания или помещения в здании.)
Основа описания помещения – перечень признаков этого помещения и находящихся в нем предметов. Например: Небольшая светлая комната с одним окном. Письменный стол. Два стула. Диван-кровать. Книжная полка. Карта полушарий.
- Письменная работа.( Уч-ся перечисляют предметы, находящиеся у них в комнате)
- Устное описание.
Учитель: Перечень предметов может сопровождаться указанием на их местоположение.
Опишите кабинет, в котором мы с вами сейчас находимся, указывая местоположение предметов(Устно)
(Большой, просторный кабинет. Справа от двери на стене - доска, перед ней длинный белый стол,слева от него – учительский письменный, за ним выстроились в три ряда ученические парты. В конце класса два шкафа. На противоположной от двери стене - три больших окна).
4.Словарная работа.
Каждый предмет можно не только назвать, но и описать.(Упр. 101, 1 ч- пользуясь словарями, вставить пропущенные буквы, подобрать к существительным прилагательные. Слова записаны на доске. Один ученик выполняет задание у доски – вставляет буквы, подбирает по одному прилагательному. Остальные дополняют).
Комната – просторная, небольшая, светлая, мрачная, темная, уютная.
Батарея – массивная, незаметная, железная, причудливая.
Занавеска – кружевная, воздушная, шелковая, тяжелая, ситцевая.
Портьера – тяжелая, бархатная, нежная, светлая.
Диван- кожаный, мягкий, роскошный.
Кровать – большая, уютная, манящая, теплая.
Пианино – огромное, черное, старинное, блестящее.
Телевизор – современный, огромный, небольшой, блестящий.
Телефон – мобильный, миниатюрный, старый.
Палас – пушистый, теплый, яркий, чистый.
Торшер – высокий, небольшой, старинный, причудливый.
Портрет – старинный, чудесный, привлекающий внимание.
Картина – большая , яркая, прекрасная.
5.Игра «Знатоки литературы»
Давайте посмотрим, как это делают известные вам писатели. Я зачитаю вам отрывки из художественных произведений, в которых содержится описание интерьера, а вы должны назвать эти произведения и их авторов.
6. Групповая работа. ( Упр. 94 – прочитать, ответить на вопрос )
Общая мысль: интерьер зависит от хозяина помещения.
( уч-ся делятся на группы, каждая из которых описывает помещение – комнату, наделяя ее характерными признаками, в зависимости от ее хозяина, остальные должны угадать, кто живет в этой комнате)
А) Мальчик, увлекающийся спортом.
Б) Девочка, занимающаяся музыкой.
В) Мальчик – неряха.
Г) Маленький ребенок.
7. Анализ текста. ( Упр. 99 – прочитать, ответить на вопрос)
Ответ: В этих текстах предметы интерьера выступают как живые существа. Авторы используют прием олицетворения.
Учитель: Действительно, в художественном описании помещения иногда используется прием очеловечивания вещей: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие своим лицом, своим характером.
8. Творческая работа.
Представьте себе, что предметы, находящиеся на вашей кухне, вдруг ожили. Ваша задача – описать их и записать одну реплику, в которой они жалуются на свою судьбу или, наоборот, говорят о своей счастливой участи. (На каждой парте карточка с названием какого-либо предмета . Уч-ся выполняют задание, затем учитель называет по очереди предметы, а ученики зачитывают их описание и выразительно произносят придуманные реплики).
Учитель: У нас с вами получилась настоящая сказка. Надеюсь, теперь вы будете более бережно относиться к тем вещам, которые находятся в ваших домах, вдруг они и правда могут думать, чувствовать, говорить.
9. Инструктаж домашнего задания.
Упр. 102.(Чтение задания)
Учитель: Если вам нравится именно ваша комната, то вы можете описать ее. Если же вы мечтаете о другом интерьере, дайте простор вашей фантазии. Выступите в роли дизайнеров. Откроем еще одну страницу нашего словаря.
( Дизайн – художественное конструирование)
Итак, в своем сочинении вы можете обставить свою комнату, как захотите, как подскажет вам ваш вкус.
10. Заключительное слово учителя:
Целью нашего урока было научиться описывать помещение. Конечно, за 45 минут нельзя достигнуть большого мастерства. Но основы этого умения уже заложены. Я думаю, теперь вы будете более внимательно относиться к внутреннему пространству любого помещения. А главное: вы сможете интересно, выразительно, увлекательно описывать понравившийся вам интерьер в разговоре с другом, в письме, в рассказе о чем-либо. Удачи вам! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....