рабочая программа по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

рабочая программа по учебнику Ладыженской

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Пояснительная записка

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учитель Юсубалиева Н.А.

Количество часов

Всего 140 часов; в неделю 4 часа

По окончании прохождения тем и для закрепления проводить различные виды контроля знаний.

Количество изложений -6ч., сочинений-6ч., диктантов-7ч., контрольные работы -5ч., уроки развития речи-6ч.

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004) и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией  Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. , С.Г.Бархударова      

  Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

   - познакомить с самостоятельными (причастие, деепричастие, категория состояния), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;

   - формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;

   - совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;

   - воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношении к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

 

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Учебно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

КТ

Дата

план

Дата

факт

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение пройденного в 5-6 кл. (8+2)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

3

Пунктуация.Пунктуационный разбор.

1

4

Лексика и фразеология

1

5

Фонетика и орфография.

1

6

Словообразование и орфография.

1

7/8

Морфология и орфография

2

9/10

Р.р.Текст. Стили литературного языка

2

11

Вводное тестирование

1

Причастие(31+6)

12

Причастие как часть речи.

1

13

Р.р.Публицистический стиль

1

14

Склонение причастий

1

15

Причастный оборот

1

16/18

Выделение причастного оборота запятыми

3

КТ

19

Р.р.Сочинение- рассуждение о родном крае

1

20

Р.р.Описание внешности человека

1

21

Действительные и страдательные причастия

1

КТ

22

Краткие и полные страдательные причастия

1

23

Действительные причастия настоящего времени

1

24/25

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

2

26/27

Действительные причастия прошедшего времени

2

28

Страдательные причастия настоящего времени

1

29/30

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2

31/32

Страдательные причастия прошедшего времени

2

33

Контрольный диктант по теме: «Причастие»

1

34

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1

35/36

Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени

2

КТ

37/38

Одна и две Н в  кратких отглагольных прилагательных

2

39/40

Р.р. Выборочное изложение из рассказа Шолохова «Судьба человека»

2

41

Морфологический разбор причастия

1

42/43

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

КТ

44

Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

45

Р.р.Сочинение-описание внешности человека

1

46/47

Повторение изученного о причастии. Словар.диктант

2

48

Контрольная работа на тему: «Причастие»

1

Деепричастие(10+3)

49

Деепричастие как часть речи

1

50

Деепричастный оборот

1

51

Запятые при деепричастном обороте

1

52

НЕ с деепричастиями

1

КТ

53

Деепричастия несовершенного вида

1

54/55

Деепричастия совершенного вида

2

56/57

Р.р.Сочинение по картине «Вратарь»

2

58

Р.р. Свободный диктант по тексту упр.189

1

59

Морфологический разбор деепричастия

1

60

Повторение изученного о деепричастии 

1

61

Контрольный диктант по теме: «Деепричастие»

1

Наречие (21+3)

62

Наречие как часть речи

1

63/64

Смысловые группы наречий

2

65/66

Степени сравнения наречий

2

КТ

67

Морфологический разбор наречия

1

68/69

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на-о, е

2

70

Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий

1

71

Одна и две буквы Н в наречиях на-о,е

1

72

Р.р. Описание действий

1

73

Буквы О,Е после шипящих на конце наречий

1

74/75

Буквы О,А  на конце наречий

2

76/77

Р.р  Изложение с элементами сочинения по тексту- описанию действий человека

2

78/79

Дефис между частями слова в наречиях

2

КТ

80

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1

81

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

82/83

Повторение изученного о наречии.  Словар.диктант

2

КТ

84

Контрольный диктант по теме: «Наречие»

1

85

Контрольная работа на тему: «Правописание наречий»

1

Категория состояния (2+2)

86

Категория состояния как часть речи

1

КТ

87

Морфологический разбор категории состояния

1

88/89

Р.р. Сжатое изложение с описанием состояния природы

2

Предлог (10)

90

Предлог как часть речи

1

91

Употребление предлогов

1

92/93

Непроизводные и производные предлоги

2

КТ

94

Простые и составные предлоги

1

95

Морфологический разбор предлога

1

96/97

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

98

Р.р. Свободный диктант по тексту упр.311

1

99

Контрольная работа на тему: «Предлог»

1

Союз  (12)

100

Союз как часть речи

1

101

Союзы простые и составные

1

102

Союзы сочинительные и подчинительные

1

КТ

103

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1

104

Сочинительные союзы

1

105

Подчинительные союзы

1

106

Морфологический разбор союза

1

107/108

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ,ЧТОБЫ

2

109/110

Повторение сведений о предлогах и союзах Словар.диктант.

2

111

Контрольный диктант по теме: « Предлоги и союзы»

1

Частица (13+2)

112

Частица как часть речи

1

113

Формообразующие частицы

1

114/115

Смысловые частицы

2

116

Раздельное и дефисное написание частиц

1

117

Морфологический разбор частицы

1

118/119

Отрицательные частицы НЕ-НИ

2

КТ

120/121

Различение частицы Не и приставки НЕ

2

122/123

Р.р.Сочинение-рассказ по данному сюжету

2

124

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

1

125

Повторение изученного о частице

1

КТ

126

Контрольная работа на тему: «Служебные части речи»

1

Междометия(2)

127

Междометие как часть речи

1

128

Знаки препинания при междометиях

1

Повторение изученного в 7 классе (12)

129

Р.р.Разделы науки о языке. Текст. Стили речи

1

130

Фонетика.Графика

1

131

Лексика. Фразеология

1

КТ

132

Морфемика.Словообразование.

1

133

Итоговый контрольный диктант

1

134/135

Морфология. Словар.диктант.

2

136/137

Орфография

2

138

Синтаксис

1

КТ

139

Пунктуация

1

140

Подведение итогов года

1

Содержание программы:

  1. Повторение пройденного в 5-6 кл.-11ч.
  2. Причастие -37ч.
  3. Деепричастие -13ч.
  4. Наречие - 24ч.
  5. Категория состояния-4ч.
  6. Предлог-10ч.
  7. Союз-12ч.
  8. Частица -15ч.
  9. Междометие -2ч.
  10. Повторение изученного в 7 классе -12ч

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 7-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

-   выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

- проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);

- составлять тезисный план исходного текста;

- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;

- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

письмо:

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

 текст:

- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;

- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;

- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы;

 - объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

- определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;

- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое  значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки  частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкий, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебник: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян «Русский язык 7 класс» М. «Просвещение».- 2008

     Дополнительная литература:

1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2001.

2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.

3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход/ М. Бройде. – М.: Айрис-Пресс, 2001.

4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.

5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.

6. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе/ Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005.

7. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/ Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.

8. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2006.

9. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс/ С. Н. Пименова. – Искатель, 1996.

10.Учебно-методический комплект наглядных пособий (таблиц) по русскому языку для 7 класса по темам: причастие-5шт., деепричастие-2шт., наречие-3шт.,пунктуация-4шт., служебные части речи-5шт.

6.Учебно-методический комплект наглядных пособий (карточки) по русскому языку для 7 класса по темам: словосочетание, предложение, главные и второстепенные члены предложения, причастие, деепричастие, наречие, служебные части речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...