Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.doc | 537 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №5» города Губкина Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________Асеева С.А. Протокол № ___ от «____»____________ 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МОУ «Лицей №5» г. Губкина __________ Прасолова О.В. «____»___________ 2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Лицей №5» г.Губкина _________ Сергеев Н.И. Приказ № ___ от «___»_____________ 2011 г. |
Рабочая программа
Прасоловой Ольги Викторовны
I квалификационная категория
по предмету «Русский язык»
7 «А» класс
Базовый уровень
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008. Принцип построения программы линейный.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
В Примерной программе выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, говорение, письмо) и раздел «Культура речи», что позволяет определить одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
- Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений
/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009
- Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
/ С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой.
– 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2007
- Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
/ Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2007
Рабочая программа рассчитана на 140 (115+25) учебных часов, в неделю – 4
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- наблюдение, беседа,
- фронтальный опрос,
- опрос в парах,
- практикум,
- диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
- тесты,
- комплексный анализ текста,
- устные рассказы по плану на лингвистические темы,
- сочинения,
- изложения.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
- с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
- определять способы образования слов разных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить мофологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
№ урока | дата | Фактическая дата | Тема урока. Основное содержание. | Подготовка к ЕГЭ |
Введение (1ч.) | ||||
1 | 01.09 | Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость | ||
Повторение изученного в 5-6 классах (8ч.+1ч.) | ||||
2 | 02.09 | Повторение. Языковые нормы | ||
3 | 05.09 | Повторение. Морфология | ||
4 | 07.09 | Повторение. Орфограммы-гласные | Задания типа А15 | |
5 | 08.09 | Повторение. Орфограммы-согласные | Задания типа А15 | |
6 | 09.09 | Повторение. Синтаксис и пунктуация | Задания типа А19 | |
7 | 12.09 | Р/р. Что такое текст | ||
8 | 14.09 | Повторение грамматических разборов | ||
9 | 15.09 | Входной контрольный диктант по теме «Повторение» | ||
10 | 16.09 | Анализ контрольного диктанта | ||
Причастие (34ч.+6ч.) | ||||
11 | 19.09 | Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. | Задания типа А10 | |
12 | 21.09 | Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам | Задания типа В2 | |
13 | 22.09 | Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам | Задания типа В2 | |
14 | 23.09 | Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего) | Задания типа А3 | |
15 | 26.09 | Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего) | Задания типа В2 | |
16 | 28.09 | Р/р. Типы речи. Описание общего вида местности. | Задания типа А3 | |
17 | 29.09 | Действительные и страдательные причастия. | ||
18 | 30.09 | Действительные и страдательные причастия. | Задания типа В2 | |
19 | 03.10 | Причастный оборот. | Задания типа А10 | |
20 | 05.10 | Причастный оборот. Тест | Задания типа А20 | |
21 | 06.10 | Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. | Задания типа А20 | |
22 | 07.10 | Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. | Задания типа А20 | |
23 | 10.10 | Словообразование действительных причастий. | Задания типа А20 | |
24 | 12.10 | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Задания типа А17 | |
25 | 13.10 | Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Задания типа А17 | |
26 | 14.10 | Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-. | Задания типа А18 | |
27 | 17.10 | Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-. | Задания типа А18 | |
28 | 19.10 | Р/р. Подготовка к сочинению- описанию по картине В.Д. Поленова «Золотая осень» | ||
29 | 20.10 | Р/р. Написание сочинения- описания по картине В.Д. Поленова «Золотая осень» | ||
30 | 21.10 | Словообразование страдательных причастий. | ||
31 | 24.10 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Задания типа А18 | |
32 | 26.10 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Задания типа А18 | |
33 | 27.10 | Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Задания типа А18 | |
34 | 28.10 | Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Задания типа А18 | |
35 | 29.10 | Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Задания типа А18 | |
36 | 07.11 | Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Задания типа А18 | |
37 | 09.11 | Правописание н в кратких формах страдательных причастий. | Задания типа А12 | |
38 | 10.11 | . Правописание н в кратких формах страдательных причастий | Задания типа А12 | |
39 | 11.11 | Правописание гласных в причастиях перед нн и н. | ||
40 | 14.11 | Диктант по теме «Причастие» | ||
41 | 16.11 | Работа над ошибками Правописание гласных в причастиях перед нн и н. | Задания типа А12 | |
42 | 17.11 | Правописания нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. | Задания типа А12 | |
43 | 18.11 | Р/р. Описание действий(трудовых процессов). | ||
44 | 21.18 | Р. р. Описание действий(в спорте) | ||
45 | 23.11 | Правописание не с причастиями. | Задания типа А17 | |
46 | 24.11 | Правописание не с причастиями. | Задания типа А17 | |
47 | 25.11 | Контрольное тестирование по теме: «Причастие» | ||
48 | 28.11 | Анализ контрольного тестирования | ||
49 | 29.11 | Повторение по теме: «Причастие» | ||
50 | 30.11 | Р/р Подготовка к подробному изложению по теме «Золотая осень» | ||
51 | 01.12 | Р/р. Написание подробного изложения по теме «Золотая осень» | ||
Деепричастие (10ч.+3ч.) | Задания типа А10 | |||
52 | 02.12 | Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. | Задания типа В2 | |
53 | 05.12 | Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. | ||
54 | 07.12 | Признаки глагола и наречия у деепричастия. | ||
55 | 08.12 | Правописание не с деепричастиями. | Задания типа А19 | |
56 | 09.12 | Правописание не с деепричастиями | ||
57 | 12.12 | Р.р. Рассказ на основе услышанного. | ||
58 | 14.12 | Р/р. Как создавать киносценарий в разных формах? | Задания типа А5 | |
59 | 15.12 | Деепричастный оборот. | Задания типа А5 | |
60 | 16.12 | Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида | Задания типа А5 | |
61 | 19.12 | Контрольное тестирование по теме: «Деепричастие» | ||
62 | 21.12 | Р/р Отзыв о книге | ||
63 | 22.12 | Повторение по теме «Деепричастие» | ||
64 | 23.12 | Диктант по теме «Деепричастие» | ||
65 | 26.12 | Анализ диктанта. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие(1ч) | ||
Служебные части речи | ||||
66 | 28.12 | Общее понятие о служебных частях речи (1ч.) | ||
Предлог (10ч.+5ч.) | ||||
67 | 12.01 | Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. | Задания типа А10 | |
68 | 13.01 | Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. | ||
69 | 16.01 | Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. | ||
70 | 18.01 | Р/р. Характеристика литературного героя | ||
71 | 19.01 | Простые и составные предлоги | ||
72 | 20.01 | Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.). | Задания типа А20 | |
73 | 23.01 | Слитное написание производных предлогов Раздельное написание производных предлогов. | Задания типа А20 | |
74 | 25.01 | Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие. | ||
75 | 26.01 | Диктант по теме «Предлог» | ||
76 | 27.01 | Анализ диктанта | ||
77 | 30.01 | Р/р. Характеристика литературного героя. | ||
78 | 01.02 | Р/р. Написание выборочного изложения «Бабушка на пожаре» по повести М. Горького «Детство» | ||
79 | 02.02 | Повторение по теме «Предлог» | ||
80 | 03.02 | Р/р. Публицистический стиль | ||
81 | 06.02 | Р/р. Интервью- жанр публицистики | ||
Союз (10ч.+1ч.) | ||||
82 | 08.02 | Понятие о союзе. | Задания типа А10 | |
83 | 09.02 | Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста | ||
84 | 10.02 | Простые и составные союзы | ||
85 | 13.02 | Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению | Задания типа А18 | |
86 | 15.02 | Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. | ||
87 | 16.02 | Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато | ||
88 | 17.02 | Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении | ||
89 | 20.02 | Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению. | Задания типа А18 | |
90 | 22.02. | Правописание составных подчинительных союзов. | Задания типа А18 | |
91 | 24.02 | Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами). | ||
92 | 27.02 | Р/р.Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. | ||
Частица (17ч.+6ч.) | ||||
93 | 29.02 | Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению. | Задания типа В2 | |
94 | 01.03 | Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению | ||
95 | 02.03 | Р/р. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз. | Задания типа А17 | |
97 | 05.03 | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. НЕ с существительными | Задания типа А19 | |
98 | 07.03 | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. НЕ с прилагательными | Задания типа А19 | |
99 | 09.03 | Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание НЕ с наречиями | Задания типа А19 | |
100 | 12.03 | Правописания НЕ с существительными, прилагательными и наречиями. | Задания типа А19 | |
101 | 14.03 | Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание НЕ с глаголами | Задания типа А19 | |
102 | 15.03 | . Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание НЕ с деепричастиями | Задания типа А19 | |
103 | 16.03 | Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание НЕ с краткими причастиями | Задания типа А19 | |
104 | 19.03 | Р/р. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз. | Задания типа А19 | |
105 | 21.03 | Правописания НЕ глаголами, деепричастиями и с краткими причастиями | Задания типа А19 | |
106 | 22.03 | Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание НЕ с полными причастиями | Задания типа А19 | |
107 | 23.03 | Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание НЕ/НИ с местоимениями | ||
108 | 02.04 | Р/р. Интервью – жанр публицистики | Задания типа А19 | |
109 | 04.04 | Правописание не/ни с различными частями речи | Задания типа А19 | |
110 | 05.04 | Тест по теме «Частица» | А7 | |
111 | 06.04 | Р/р. Союз как средство связи предложений и частей текста. | Задания типа А18 | |
112 | 09.04 | Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки. | Задания типа А18 | |
113 | 11.04 | Правописания –то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки. | ||
114 | 12.04 | Повторение изученного по теме «Частица». | ||
115 | 13.04 | Р/р. Правильное употребление частиц в устных и письменных текстах. | ||
116 | 16.04 | Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1ч.) | Задания типа В2 | |
Междометие (3ч.+1ч.) | ||||
117 | 18.04 | Понятие о междометии. Основные функции междометий. | ||
118 | 19.04 | Разряды междометий. Звукоподражательные слова | ||
119 | 20.04 | Знаки препинания при междометиях | ||
120 | 23.04 | Р/р. Правильное употребление междометий в устных и письменных текстах. | Задания типа А1 | |
Повторение (19ч.+2ч.) | ||||
121 | 25.04 | Повторение орфоэпических норм | Задания типа А1 | |
122 | 26.04 | Практикум по орфоэпии | Задания типа А1 | |
123 | 27.04 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | ||
124 | 30.04 | Повторение лексических норм | Задания типа А2 | |
125 | 03.05 | Повторение словообразовательных норм | Задания типа А3 | |
126 | 04.05 | Практикум по словообразованию | Задания типа А3 | |
127 | 07.05 | Р/р. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Пейзаж» | ||
128 | 10.05 | Р/р. Написание сочинения по картине И.И. Шишкина «Пейзаж» | ||
129 | 11.05 | Повторение морфологических норм | Задания типа А3 | |
130 | 14.05 | Практикум по морфологии | Задания типа А13-16 | |
131 | 16.05 | Повторение орфографии | Задания типа А13-16 | |
132 | 17.05 | Повторение орфограмм-гласных | Задания типа А13-16 | |
133 | 18.05 | Практикум по орфографии | Задания типа А13-16 | |
134 | 21.05 | Повторение орфограмм-согласных | Задания типа А13-16 | |
135 | 23.05 | Практикум по орфографии | Задания типа А13-16 | |
136 | 24.05 | Повторение слитно-раздельно-дефисного написания | Задания типа А14-20 | |
137 | 25.05 | Практикум по орфографии | Задания типа А19-25 | |
138 | 28.05 | Повторение синтаксических норм | Задания типа А3 | |
139 | 30.05 | Практикум по пунктуации | Задания типа А3-5 | |
140 | 31.05 | Практикум по грамматике | Задания типа А3-5 |
Содержание программы учебного предмета
7 КЛАСС (115 ч +25ч)
Введение
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1 ч).
Повторение изученного в 5—6 классах (8 ч).
Причастие (34 ч)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н.
Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.
Правописание не с причастиями.
Деепричастие (10 ч)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч)
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи (1ч).
Предлог (10 ч)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз (10 ч)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы.
Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях.
Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица (17 ч)
Понятие о частицах.
Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание ней ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 .)
Междометие (3 ч)
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Повторение (19ч.)
Развитие речи
Описание общего вида местности.
Описание действий (трудовых процессов).
Описание действий (в спорте).
Рассказ на основе услышанного.
Сообщение.
Отзыв о книге.
Характеристика литературного героя.
Общая характеристика публицистического стиля.
Союз как средство связи предложений и частей текста.
Формы и средства контроля
В соответствии с требованиями Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Русский язык»
в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году» плановых контрольных работ 8:
- Контрольных диктантов - 2
- Контрольное тестирование – 2
- Изложение – 2
- Сочинение – 2
№ п/п | № урока | Вид работы | Дата | Примечание |
9 | Входной контрольный диктант по теме «Повторение» | 15.09 | Приложение 1 | |
29 | Р/р. Написание сочинения- описания по картине В.Д. Поленова «Золотая осень» | 20.10 | ||
47 | Контрольное тестирование по теме: «Причастие» | 25.11 | ||
51 | Р/р. Написание подробного изложения по теме «Золотая осень» | 01.12 | ||
61 | Контрольное тестирование по теме: «Деепричастие» | 19.12 | ||
78 | Р/р. Написание выборочного изложения «Бабушка на пожаре» по повести М. Горького «Детство» | 01.02 | ||
123 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 27.04 | ||
128 | Р/р. Написание сочинения по картине И.И. Шишкина «Пейзаж» | 10.05 |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2010.
- Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений
/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009
- Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
/ С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой.
– 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2007
- Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
/ Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература
- Белова И. В., Коротенко Л. В.Мы пишем без ошибок (из опыта работы учителей русского языка Белгородской области по методике интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой) – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008г.
- Курылёва Т. И. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. - Волгоград – 2006г.
- Фролова Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Книга для учителя – Симферополь: Таврида, 2006г.
- Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок. Русский язык. Правописание. Интенсивный курс. ЧастьII – Симферополь: Таврида, 2008г.
- Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах – Симферополь: Таврида, 2007г.
- Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах – Симферополь: Таврида, 2007г.
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе»
Кодификатор проверяемых умений:
- применять знания, умения и навыки по теме: «Повторение изученного в 6 классе»
Текст диктанта
Тайга
Шел Васютка по тайге, следил за пямятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с зетесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За ним пойдут другие люди. Собьют мох, притопчут траву, отпечатают следы- и получится тропинка. Лесные тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу деда Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем. На самой верхушке старой взлохмаченной ели Васютка увидел кедровку.
На мху валялись шишки. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи. Но пробовать их было бесполезно.
Вдруг впереди Васютки что-то захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел большую черную птицу.
Грамматическое задание
- Выполнить синтаксический разбор предложений:
1в.
2в.
- Разобрать по составу глаголы 1) выскакивают, 2) посмотришь.
Сочинение
Кодификатор проверяемых умений:
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
- редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста.
Тема сочинения: Золотая осень
Контрольный тест по теме: «Причастие»
Кодификатор проверяемых умений:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия и проводить мофологический разбор;
- правильно, уместно и выразительно употреблять причастия;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
Тест
А1. Какое из определений является верным?
1) Причастие - это самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает признак предмета.
2) Причастие - это самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию.
3) Причастие - это самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает признак действия.
4) Причастие - это самостоятельная часть речи (особая форма глагола), которая обозначает действие предмета.
А2. В каком ряду все слова являются причастиями?
1) любящий, любимый, любивший
2) белеющий, белевший, белый
3) мороженый, морозивший, морозно
4) зеленевший, зеленее, зеленеющий
A3. В каком ряду все словосочетания соответствуют схеме «прич. + сущ.»?
1) медленная музыка, решённая задача
2) написанная статья, украшенная ёлка
3) пугающая темнота, каменный дом
4) туманный вечер, задуманное желание
А4. Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.
1) Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали.
2) С этим Петькой у нас были свои счёты: он срезал у Рувима английский крючок и выследил места, где мы прикармливали рыбу.
3) За это Петьку, по рыболовным законам, полагалось вздуть, но мы простили.
4) Когда мы выбрались в давно не кошенные луга, бабы стихли.
А5. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот стоит после определяемого слова.
1) Сладкий конский щавель хлестал нас по груди.
2) Медуница пахла так сильно, что солнечный свет, затопивший рязанские дали, казался жидким мёдом.
3) Мы дышали согревающим воздухом трав.
4) Вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали невидимые в траве кузнечики.
А6. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот стоит перед определяемым словом.
1) Дом, построенный кумом Тыквой, был маленьким.
2) Он стоял в глухом, давно заброшенном саду.
3) Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.
4) Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями.
А7. В каком ряду во всех словосочетаниях использованы действительные причастия?
1) упакованная сумка, сообщивший новость
2) рисующий ребенок, обиженный друг
3) моющая жидкость, решающая минута
4) отправленная посылка, виднеющийся горизонт
А8. В каком ряду все причастия являются страдательными?
1) измеряемый, измеренный
2) рассказывающий, рассказанный
3) рекомендованный, рекомендовавший
4) ликвидирующий, ликвидировавший
А9. В каком ряду в окончаниях всех причастий пишется Е?
1) о спящ...й красавице, поющ...й соловей
2) опадающ...й звезде, любящ...го дедушку
3) взлетающ...й самолет, лечащ...й врач
4) строящ...йся дом, бушующ...е море
А10. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется буква У(Ю)?
1) колыш.. .щиеся от ветра знамена, завис.. .щие от нас обстоятельства
2) танцу...щая вальс пара, бор...щиеся за свободу народы
3) тяжело дыш...щий больной, сто...щие на полке книги
4) развоз...щая хлеб машина, стел...щийся по земле вьюнок
А11. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется буква А(Я)?
1) кле...щий обои отец, дела...щая уборку мать
2) меша...щая работать музыка, се...щий пшеницу фермер
3) тонко пиш...щая ручка, плохо слыш...щая бабушка
4) знач...щее для нас событие, гон...щие зайца собаки
А12. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется буква И?
1) позвол..вший, покрас.вший
2) зате...вший, прикле...вший
3) вылет...вший, повес. ..вший
4) выпуст...вший, вытерп...вший
А13. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется буква Е?
1) прослав...вший, ответ...вший
2) выкуп...вший, постро...вший
3) законч...вший, провер...вший
4) завис...вший, обид...вший
А14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
1) побел...нный потолок, замаз...нный угол
2) застел...нный пол, застекл...нный балкон
3) слом...нное перекрытие, развал...нный остов
4) затс.нный переезд, передел...нная работа
А15. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) заброш...нная стройка, одерж..нная победа
2) вывез...нная ценность, услыш...нная новость
3) обещ...нное вознаграждение, вылож...нная книга
4) изран...нный зверь, заморож...нная рыба
А16. Найдите ошибку в образовании краткой формы страдательного причастия.
1) высушить - высушЕнный - высушЕн
2) простить - прощЁнный - прощЁн
3) разлучить - разлучОнный - разлучОн
4) замешаный - замешАнный - замешАн
А17. В каком ряду все слова пишутся с НН?
1) краше...ая решетка, замороже...ый лед
2) штопа...ый шарф, мочё...ые яблоки
3) решё...ый вопрос, купле...ый подарок
4) погаше...ый свет, гашё...ая известь
А18. В каком ряду все слова пишутся с Н?
1) проведё...ое расследование, осужде...ый преступник
2) жаре...ые грибы, лома...ая линия
3) ненаписа...ое письмо, нарисова...ый эскиз
4) задума..ое число, изгна...ый враг
А19. В каком ряду причастие с НЕ пишется раздельно?
1) (не)выученные школьником стихи
2) (не)выученные стихи А. С. Пушкина
3) (не)выученные стихи на английском языке
4) (не)выученные стихи
А20. В каком ряду причастие с НЕ пишется раздельно?
1) (не)разрушенный старый шалаш
2) совершенно (не)разрушенный шалаш
3) (не)разрушенный, а сохранившийся шалаш
4) (не)разрушенный шалаш из ветвей и соломы
Контрольный тест по теме: «Деепричастие»
Кодификатор проверяемых умений:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки деепричастия и проводить мофологический разбор;
- правильно, уместно и выразительно употреблять деепричастия;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
Тест Вариант I
1. Деепричастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета по действию;
б) признак признака;
в) добавочное действие при основном действии,
выраженном глаголом;
г) действие предмета.
2. Найдите деепричастия:
а) увидел; в) поднявши; д) принявший;
б) шлепая; г) спеша; е) свежо.
3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).
A. Ребятишки прыгали любуясь на елку.
Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.
B. Прыгающие ребятишки любовались на елку.
Г. Прыгая ребятишки любовались на елку.
4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?
A. Открывая книгу, из нее выпал листок.
Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.
B. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.
Г. Сидя у окна, девочка читала.
5. Определите, как надо писать не со словами в предложениях?
/. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись. 2. Он ушел, (не) довыполнив задания. Выберите правильный ответ.
A. В 1-м случае слитно, во 2-м — раздельно.
Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно.
B. В обоих случаях слитно.
Г. В обоих случаях раздельно.
6. Найдите деепричастия совершенного вида:
а) глядя; г) прочитав;
б) сложив; д) улыбаясь;
в) отнявши; е) балуясь.
7. Укажите правильный разбор слов по составу:
а) нахмурясь, выскочивши;
б) нахмурясь, выскочивши;
в) нахмурясь, выскочивши
г) нахмурясь, выскочивши.
8. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или
г), в котором последовательно расположенные буквы соответ-
ствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) | б) | в) | г) | |
г..лерея | о | а | а | о |
к..мбинация | а | а | о | о |
с..ять | и | е | и | е |
д..станция | е | е | и | и |
ба..ейн | сс | с | сс | с |
9. Укажите правильный ответ.
A. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
Б. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
B. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.
Вариант II
- Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
а) время; б) вид; в) лицо.
- Найдите деепричастия:
а) вечерело; г) закрыв;
б) рисовал; д) будучи;
в) улыбаясь; е) игравший.
3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).
A. Девочка смотрела не мигая в окно.
Б. Собака почуяв меня насторожилась.
B. Мы шли по тропинке пересекавшей поле.
Г. Улыбаясь он посмотрел вокруг.
4.В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?
A. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Б. Он пришел в ужас, выслушав меня.
B. Приближаясь к роще, она пошла тише.
Г. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
5. Определите, как надо писать не в каждом случае в предложениях?
/.Сам того (не)ведая, он открыл великий закон.
2. (Не)годуя, он ушел.
Выберите правильный ответ.
A. В 1-м случае слитно, во 2-м — раздельно.
Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно.
B. В обоих случаях слитно.
Г. В обоих случаях раздельно.
6. Найдите деепричастия несовершенного вида:
а) играя; г) увидевши;
б) увидя; д) кружась;
в) просохши; е) спеша.
7. Укажите правильный разбор слов по составу:
а) распределившись, крича;
б) распределившись, крича;
в) распределившись, крича;
г) распределившись, крича.
8. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) | б) | в) | г) | |
экспре.. | сс | с | с | сс |
ба..ейн | сс | с | сс | с |
г..лерея | а | о | а | о |
д..станция | и | и | е | е |
к..мбинация | о | а | а | о |
9. Укажите правильный ответ.
A. Охраняя природу, ты защищаешь родину.
Б. Охраняя природу, ты защищаешь родину.
B. Охраняя природу, ты защищаешь родину.
Г. Охраняя природу, ты защищаешь родину.
10. Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несов. в.:
а) спешат; г) ждут;
б) жуют; д) глядят;
в) балуются; е) кричат.
Изложение по теме: «Предлог»
Кодификатор проверяемых умений:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- использовать лингвистические словари при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
- редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста
Текст изложения
Задание упражнения 83 (по VIII главе повести М. Горького «Детство»), стр. 77
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....