Урок по теме "Действительные и страдательные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок содержит материал к уроку в 6 классе по изучению темы "Действительные и страдательные причастия", включает разные виду деятельности учащихся и формы аботы, помогающие легче усвоить тему урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабунова Екатерина Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №253 г.Санкт-Петербурга
Тема: Действительные и страдательные причастия
Цели: 1) образоват. - дать понятия о действительном и страдательном залоге причастий, их лексическом и грамматическом значении
2) развив. - развиватьумение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот; правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, определять залог причастий и их суффиксы; а также развивать воображение, образное мышление и речь учащихся
3) воспит. – воспитывать интерес к русскому языку, празднованию новогодних праздников
Ход урока:
Этапы: | Деят-ть учителя | Деят-ть учащихся |
I. Орг.момент | = Приветствие! Запись числа в тетради. | |
II. Повторение изученного | -Какую часть речи мы начали изучать несколько уроков назад? -Вспомним, что нам известно о причастии, но необычным образом. Прослушайте стихотворение вашего одноклассника и сформулируйте основные признаки причастия как части речи. (см. приложение №1) -Но мы не вспомнили еще одно важное правило. Посмотрите на слайд, перед вами предложения. Дети водили хоровод вокруг елки, горящей разноцветными огнями. За окном шел снег, засыпающий елку в нашем дворе. Расставьте знаки препинания и объясните. | -причастие -устная работа (определение причастия и его признаков как части речи) -рассказывают правило «причастный оборот» |
III. Мотивация | -Чем объединены оба предложения? Верно! Сегодня уже 18 декабря, самый долгожданный праздник уже близко. И сегодня изучение новой темы мы будем проводить, беседуя о Новом годе! -Ребята, почему вы любите Новый год? (Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «Новый год»?) Обобщение ответов детей. -Конечно, одним из любимых занятий во время зимних праздников- игра в снежки, украшение елки и др. Внимательно посмотрите на картинки и попробуйте составить словосочетания, используя причастия и действующее лицо. Мальчики----------------------------снежки Девочки-----------------------------елка Дети---------------------------------снеговик Снежки-----------------------------мальчики Елка---------------------------------девочки Снеговик---------------------------------дети | -одной темой -Новый год -ответы детей Мальчики, бросающие снежки Девочки, украшающие елку Дети, лепившие снеговика Снежки, брошенные мальчиками Елка, украшенная девочками Снеговик, вылепленный детьми |
IV.Объяснение нового материала | -В каком случае предмет или лицо сам выполняет действие, а в каком испытывает воздействие другого предмета на себе? -Правильно определили. Предположите, как можно назвать причастие, обозначающее активный признак предмета по действию? А как определить причастие, обозначающее признак пассивного действия, которое страдает от воздействия на него? -Эти две группы причастий объединены общим термином – ЗАЛОГ. Обобщение определения терминов! Запись изученного в виде кластера в портфолио (см.приложение2) -А теперь обратимся к учебнику и посмотрим, что мы с вами не записали. | -В первых сочетаниях лицо само выполняет действие (мальчики, девочки, дети) А во - вторых предмет испытывает их воздействие со стороны -действительное -страдательное -отличительные суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (запись материала в кластер) |
V. Закрепление материала | 1) Потренируемся в определении действительных и страдательных причастий устно (работа с сигнальными карточками Д. и С.) -падающий снег, сверкающий новогодний шар, упакованные подарки, накрытый стол, играющие дети, праздничный ужин, зажженные свечи, бой часов, доносящийся из комнаты, мигающие гирлянды, звенящие колокольчики. 2) Принято считать, что Новый год – семейный праздник, когда вся семья собирается вместе, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки. Дома царит тепло и уют. Вспомните, какие пословицы вы знаете про семью. На экране: Добро по миру не рекой течет, а сплоченной семьей живет Материнский гнев, что тающий снег. Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей. На что найденный клад, коли в семье лад. 3) Опережающее задание Но вы знаете, что у многих детей нет родителей, и они не могут встретить праздник в кругу родных. На уроке литературы мы с вами знакомились с рассказом Л.Андреева «Ангелочек». Вспомните, основную мысль автора. На карточках и на экране вы видите отрывок из этого рассказа. Прочитайте его и образуйте от глаголов в скобках причастия. Согласовав их с существительными (по наличию времени – устно или на карточках) 4) Давайте и мы с вами нарядим наши елочки, которые я вам раздала (см.приложение 3) В ее сновании мы запишем название изучаемой части речи, а ее ветви в парах украсьте примерами действительных и страдательных причастий, относящихся к Новому году. Или зимним праздникам. 5)Доп.задание Описать картину тремя предложениями, употребив причастия | -ученики поднимают карточки с нужной буквой для определения залога причастия -записываю одну-две пословицы, объясняют смыл, определяют залог и суффиксы причастий (один ученик у доски) -работа с текстом -работа в парах |
VI. Рефлексия | -Обобщим знания, полученные сегодня на уроке и оценим свою работу. -Закончите предложения 1.На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5. Материал урока был мне Пассивно/активно Коротким/длинным Не устал/ устал Понятен /не понятен Полезен /бесполезен Интересен/ скучен Легким /трудным | -обобщение материала С помощью карточек и смайликов оценивают свою работу |
VII. Дом.задание | Дифференцированно: 1) Учить определение, упражнение из учебника 2)написать обращение-поздравление Деду Морозу с Новым годом, используя причастия, обозначить суффиксы и залог |
Приложения
Приложение 1 – см.презентацию
Приложение 2 –кластер
-ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ- -вш-,-ш-
Настоящее время Прошедшее время
Действительный
(действие выполняет сам предмет)
Залог причастия
Страдательный
(предмет испытывает действие со стороны)
Настоящее время Прошедшее время
-ем-,-ом-,-им- -нн-,-енн-,-т-
Приложение3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...
Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""
Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...
Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)
познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени...
Презентация к уроку по теме: "Образование страдательных причастий прошедшего времени"
Презентация включает в себя краткую структуру урока, объяснение материала и физминутку...
Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...
Урок в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"
Данный урок поможет учителю подготовить нужный материал....