Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Криводерева Людмила Вячеславовна

 

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_pr_po_russ_5_klassa.docx83.7 КБ

Предварительный просмотр:

бМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей ___________

Протокол

от «__» _______2010 г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

МАОУ «СОШ №___»

 

______________ ФИО

                  (подпись)

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол

от «__» ______2010 г.

№ _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №___»

____________________ ФИО

              (подпись)

                                            РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Криводерева  Людмила Вячеславовна,

учителя русского языка и литературы,

по учебному курсу «Русский язык»

5 класс      (базовый уровень)

                                                           Старый Оскол

2012

 Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос и другие.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и преследует следующие цели обучения:

1. Речевое и языковое развитие школьников, которое решается через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих знаний.

2. Осмысление лингвистических знаний учащимися, обогащение речи изучаемыми синтаксическими конструкциями, обеспечивая их востребованность в прогнозируемой речевой практике.

3.  Совершенствование орфографических навыков.

4. Совершенствование подготовки учащихся в области морфологии, словообразования и лексики.

Курс 5 класса в целом ориентирован на отработку ведущих, базовых умений в области языка и речи по следующим разделам:

  1. вводный курс синтаксиса и пунктуации;
  2. курс изучения частей речи в русском языке;
  3. понятия различных видов орфограмм и их видов;
  4. важнейшие речеведческие понятия.

Два крупнейших раздела курса – "Язык" и "Речь" – подаются каждый отдельно, поскольку они имеют свою специфическую понятийную основу. Они ориентированы на речевое развитие, на развитие мышления учащихся (главная цель обучения), поэтому занятия развития речи ведутся не от случая к случаю, а постоянно, из урока в урок.

В разделе "Речь" на базе понятий "стили речи", "типы речи", "текст" формируются коммуникативные навыки и умения, ведется работа над развитием синтаксического строя речи, богатством словаря.

Вся программа реализуется через задания упражнений и через предложенную авторами систему контроля (диктанты, сочинения, изложения, тесты). Упражнения устремлены на отработку у ученика теоретического способа действия, оперирования с языковым материалом. От детей требуется не только знать, но и показать, объяснить, как в соответствии с теорией они будут действовать.

Положительное отношение к учебе закрепляется на протяжении всего года занятий через нетрадиционные задания, эталонные в речевом отношении тексты, доступную учащимся форму подачи лингвистических знаний.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ «СОШ № 33 с У ИОП». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе – 210 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Распределение часов по темам.

Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы».

Раздел II. Требования к уровню подготовки учеников за курс

5 класса по русскому языку

Основные умения

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

- по фонетике и графике: выделять и слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;

- по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слова; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим знамен нем; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах не сложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного стронция слов;

- по морфологии: различать части речи; видеть и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти чисти речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;

- по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); оё после шипящих в корне, чередующихся ао, еи в корнях типа pa cm-//-рос-, -лаг-/'/-лож-, -мер-/' /-мир-, -тер-// тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з (с) (раз-//рас-; из-//ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при Письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жиши, чаща, чущу; чк, чн, нч, нщ верно употреблять разделительные ъ-ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

-  по   синтаксису: выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;

-  по   пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, разделительными союзами а, и, но, а также при  бессоюзной  связи;   ставить двоеточие  после обобщающего слова в предложениях с однородны ми членами;  разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членом именем существительным в именительном падеже.

Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ   РУССКОГО   ЯЗЫКА   в 5 КЛАССЕ

Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. М. 2009 год

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М. ООО «Дрофа», 2008 год

Количество часов в неделю – 6

Контрольные диктанты –6

Контрольные сочинения – 2

Контрольные изложения – 2

Контрольное тестирование -2

№ п/п

Тема

Часы учебного времени

Сроки проведения урока

Подготовка к ЕГЭ

Примечание

1

О языке (1+2)

Зачем человеку нужен язык?

Что мы знаем о русском языке?

1

1 час необходим на изучение речевых тем

2-3

Речь. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, тексте?

2

4

Повторение изученного в начальных классах. (28+8)

Звуки и буквы. Алфавит. Фонетический разбор слова.

1

А1

5

Разделительный Ъ и Ь

1

п.6

6-7

Что означают Е, Е, Ю, Я

2

п.6

8

Речь. Речь монологическая и диалогическая, устная и письменная

1

9

Орфография. Нужны ли правила?

1

п.1

10-11

Орфография в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

2

Фонетика, орфоэпич. нормы

12-13

Орфография в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков

2

А2

14

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чн, нч, нщ, рщ

1

п.3

15

Речь. Что такое текст. Тема текста.

1

Тема и идея текста, смысловое содержание текста

16

Речь. Основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочинению «Памятный день летних каникул"

1

17-19

Ь после шипящих в конце слов (глагол, наречие, краткое прилагательное, существительное)

3

20

Речь. Анализ домашних сочинений

1

21

НЕ с глаголами.

1

22

Написание –тся, -ться в конце глаголов

1

23

 Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Орфография»

1

24

Анализ контрольного диктанта

1

25

Речь. Что изучает стилистика.

1

26

Речь. Разговорная и книжная.

1

Состав слова

27

Почему корень, приставка, суффикс и окончание-значимые части слова.

1

В1

28

Значение морфем. «Словарик значения морфем».

1

29

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

1

30-31

Речь. Художественная и научно-деловая речь.

2

32-33

Самостоятельные части речи.

2

34-35

Как изменяются имена существительные, прилагательные, глаголы?

2

36-37

Служебные части речи.

2

38

Обобщающий урок.

1

39

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Повторение изученного в начальной школе»

1

40

Анализ контрольного диктанта.

1

41

Фонетика. Орфоэпия. (8+5)

Что изучает фонетика.

1

42-43

Звуки гласные и согласные.

2

44

Речь. Изложение «Барсучонок».

1

45

Анализ изложения.

1

46

Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств языка.

1

47

Слог. Ударение

1

А2

48

Что изучает орфоэпия?

1

А2

49

Произношение ударных и безударных гласных звуков.

1

50

Произношение согласных звуков.

1

51-52

Речь. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

2

53

Речь. Смысловые отношения между предложениями и последовательность в тексте.

1

А7, А8

54-55

Лексика. Словообразование. Правописание. (33+7)

Как определять лексическое значение слова.

2

56

Сколько лексических значений имеет слово.

1

57-59

Когда слово употребляется в переносном значении.

3

А3, А12

60-61

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

2

62-63

Что такое профессиональные и диалектные слова.

2

А2

64

Речь. Сжатие и развертывание текста.

1

А2

65

О чем рассказывают устаревшие слова.

1

А2

66-67

Как пополняется словарный состав русского языка.

1

А2

68-69

Речь. Основные выразительные средства лексики. Наблюдение за использованием устаревших слов в художественном тексте. Слова с переносным значением.

1

А2

70

Речь. Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте.

1

71-72

Речь. Абзац как часть речи.

2

73-75

Как образуются слова в русском языке

3

76

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

1

п.17

77-80

Правописание чередующихся гласных в корне слова. Буквы О-Ё после шипящих в корне и за корнем.  

4

п. 18,19; А15

81-83

Буквы Ы-И после Ц.

3

п.15

84-85

Правописание приставок.

2

п.20; А20

86-88

Значение, строение и правописание слов.

3

89

Повторение и обобщение изученного.

1

90

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Лесика. Словообразование. Правописание»

1

91

Анализ контрольного диктанта.

1

92

Речь. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.

1

93

Синтаксис и пунктуация. (36+15)

Что изучает синтаксис и пунктуация.

1

94-95

Речь. Как связываются предложения в тексте. «Данное и новое» в предложениях.

2

96-98

Словосочетание.

3

99-101

Предложение. Интонация предложений. Виды предложений по цели высказывания.

3

102

Речь. Роль вопросительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

1

103

Речь. Что такое тип речи.

1

104

Описание, повествование, рассуждение.

Анализ типологической структуры текста.

1

105

Главные члены предложения.

1

А9

106-107

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

А9, В4 п.9

108

Предложения распространенные и нераспространенные.

1

109

Речь. Рассуждение.

1

110

Второстепенные члены предложения.

1

111

Дополнение.

1

112

Определение.

1

113

Обстоятельство.

1

114

Речь. Оценка действительности.

1

115-117

Однородные члены предложения.

3

п. 3,8

118

Обобщающее слово перед однородными членами.

1

п.8

119

Двоеточие после обобщающего слова.

1

п.8

120

Контрольное тестирование «Синтаксис и пунктуация»

1

121

Анализ контрольного тестирования

1

122

Речь. Анализ текста: определение типа текста.

1

123

Речь. Роль однородных членов предложения в художественном тексте.

1

124

Обращение.

1

125

Речь. Роль обращения в художественном тексте.

1

126

Речь. Изложение 

"Джек здоровается"

1

127

Речь. Анализ изложения.

1

128

Сложное предложение.

1

СП-А21, А22

129

Конструкции с союзом и однородные члены предложения и части ССП, соединенные союзом И.

1

А21

130

СПП. Понятие о смысловом блоке. Опознавательный признак смыслового блока (подчинительные союзы и союзные слова).

1

131

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

1

п.5, А26

132-133

Знаки препинания в сложном предложении.

2

134

Речь. Строение текста.

1

п.10

135-136

Прямая речь.

2

137

Речь. Строение текста типа рассуждения-доказательства.

1

138-139

Диалог.

1

п.11

140

Речь. Роль диалога и прямой речи в художественном тексте.

1

141

Повторение и обобщение изученного по синтаксису.

1

142

 Контрольный диктант с грамматическими заданиями «Синтаксис и пунктуация»

1

143

Анализ диктанта.

1

144

Морфология. Правописание.(54+13)

Самостоятельные и служебные части речи.

1

А16

145

Глагол.

Что обозначает глагол.

1

146

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.

1

п.24

147

Как образуются глаголы.

1

148

Речь. Строение текста типа повествование (предупреждение повтора в «Данном»).

1

149

Речь.  Строение текста типа повествование (способы выражения «нового»).

1

150-151

Виды глаголов.

2

152

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

1

153

Наклонение глагола.

1

154

Как образуется сослагательное наклонение глагола

1

155

Как образуется  повелительное наклонение глагола.

1

156

Повелительное наклонение глагола.

1

157-158

Речь. Строение текста типа повествования

2

159-160

Речь. Обозначение повествовательности действия.

2

161-

162

Времена глагола.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Правописание глагола»

2

163

Анализ диктанта.

1

164

Правописание личных окончаний глагола.

165

Безличные глаголы.

1

166-167

Обобщение по теме «Глагол».

2

168

Имя существительное.

Что обозначает имя существительное.

1

169

Как образуются имена существительные.

1

170-171

Употребление суффиксов имен существительных –ЧИК и -ЩИК

2

172-173

Употребление суффиксов имен существительных  -ЕК, -ИК, –ЧИК

2

174

Речь. Строение текста типа описания предмета.

1

175-177

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е.

3

п.24

178

Собственные и нарицательные имена существительные, одушевленные и неодушевленные.

1

179

Род имен существительных.

1

180

Речь. Сочинение-описание друга (животного) «Знакомьтесь: мой…»

1

181

Существительные общего рода.

1

182-183

Род несклоняемых имен существительных.

2

184

.Анализ сочинения.

1

185

Число имен существительных.

1

186

Падеж и склонение имен существительных.

1

187

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1

188

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя существительное»

1

189

Анализ контрольного диктанта.

1

190-191

Речь. Употребление имен существительных в речи.

2

192-193

Соединение типов речи в тексте.

2

194

Имя прилагательное.

Что обозначает имя прилагательное.

1

195-196

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

2

197

Правописание окончаний имен прилагательных.

1

п.11

198

Образование имен прилагательных.

1

199

Речь. Анализ и редактирование текстов.

1

В7

200

Употребление прилагательных в художественном тексте.

1

201

Прилагательные полные и краткие.

1

202

Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных.

1

203

Как образуется сравнительная степень имен прилагательных.

1

204

Как образуется превосходная степень имен прилагательных.

1

205-206

Повторение и обобщение по разделам курса русского языка 5 класса

2

А11, В2

207

Тестирование «Повторение и обобщение изученного в 5 классе»

1

208

Анализ результатов тестирования.

1

209-210

Резервные уроки

2

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

О языке (3 ч)

Значение языка в жизни человека.  Высказывания великих людей о русском языке.

РЕЧЬ (50 ч)

Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения.

Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цельность,  формальная связность,  относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.

С т и ли речи, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учетом особенностей речевой ситуации, в ко торой используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).

Типы речи: повествование, описание, pat' суждение. Особенности строения фрагментов текс та с определенным типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.

Основные   умения

Восприятие высказываний. Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, вы разительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударения, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.

Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в текс те главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языки вые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, coдержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранить стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выразить свое отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, и оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (28 часов)

Фонетика, орфоэпия, графика (8 часов)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности.

Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правилиное название букв алфавита.

Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарем и его использование.

Письмо. Орфография (10 ч)

Значение письма в жизни общества.

Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.

Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.

Употребление на письме буквенных сочетаний жиши, чаща, чущу, нч, чн, чк, рщ; раз делительных ъ—ь; -тся/-тъся в глаголах.

Не с глаголами.

Использование орфографического словаря.

Слово и его значение. Лексика (3 ч)

Предмет изучения лексики.

Слово и его лексическое значение. Основные способы   толкования   лексического   значения   слова; краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Этикетные слова как особая лексическая группа,

Знакомство с толковым словарем.

Слово и его строение. Морфемика (4 ч)

Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова.

Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые часта слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

Слово как часть речи. Морфология (5 ч)

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.

Знаменательные части речи, их основные признаки.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Культура речи. Правильное произношение терминов, заимствованных слов (твердость и мягкость Негласных перед ё).

Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т. д.).

Лексика. Словообразование. Орфография (33 часа)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов; метафоры, олицетворения, эпитета.

Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.

Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.

Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально приставочный, сложение.

Чередование гласных и согласных в морфемных при образовании слова и его форм.

(Словообразовательная модель как схема построении слов определенной части речи, имеющих общность в значении.Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.

Правописание приставок на з (с). Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос-//-раст- (-ращ-). Буквы (о и ё после шипящих в корне. Буквы иы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.

Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Текстовая функция лексического повтора.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов.

Использование орфоэпического, толкового, словообразовательного,   грамматико-орфографического словарей.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ (систематический курс)

Синтаксис и пунктуация (36 часов)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в Конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение.

Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.

Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире при диалоге.

Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических

конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Морфология. Орфография (54 часа)

Классификация частей речи русского языка (повторение) (1 ч).

Самостоятельные части речи

Глагол

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).

Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

Возвратные глаголы. Правописание -тся и -тъся в глаголах (закрепление).

Виды   глаголов.   Корни   с   чередованием   и- с (-мир//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание.

Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание.

Повелительное наклонение; значение, образование, правописание.

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.

Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

Культура речи. Правильное использование в чь-чи видовременных форм; верное произношение от дельных глагольных форм. Текстовая функция видовременных форм.

Имя существительное 

Имя существительное как часть речи: общим грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен существительных.

Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик- (-щик), -ек- (-ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена cyществительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имен существительных.

Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных.

Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Правописание безударных окончаний имен существительных.

Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.

Имена существительные в художественном тексте их образная и экспрессивная роль.

Культура речи. Правильное согласование в роде го словами типа бандероль, вуаль, лазурь, миг-рень, мозоль, кашне и др.; верное определение родиной принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).

Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др.

Твердое и мягкое произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в словах (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.

Текстовая функция имен существительных со значением «целое и его части».

Имя прилагательное 

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен прилагательных.

Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прила гательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Развитие навыков пользования лингвистически ми словарями разных типов.

Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.

Культура речи. Правильное произношение краткой формы прилагательных (сильна), прилага тельных с твердыми и мягкими основами (бескрайныйбескрайний, искренноискренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (краси вее, длиннее).

Стилистическая роль имен прилагательных.

Резервные часы (2 часа)

Раздел V. Формы и средства контроля

Подготовка к домашнему сочинению «Памятный день летних каникул"

(методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.», с.30).

                    Контрольный диктант по теме «Орфография» с грамматическим заданием.

        

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

        В такой день идешь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

        Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

        Вдруг среди листвы мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.  (81 слово)

 Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста 5 слов с разными орфограммами корня. Подчеркните нужную букву.
  2. Выделите в первом абзаце безударные окончания имен прилагательных.
  3. Выделите в третьем  абзаце безударные личные окончания глаголов.

   Контрольный диктант «Повторение изученного в начальной школе» с грамматическим заданием.

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугах пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.  (80 слов)

Грамматические задания:

  1. Укажите графически, есть ли орфограммы в слове разливается. Объясните их написание.
  2. Вспомните, какие виды орфограмм в корне вы знаете. Приведите 3 примера из текста.
  3. Запишите 2-3 однокоренных слова к существительному (в) сказках.

Подготовка и написание изложения «Барсучонок» (упражнение №373 с.123 учебника).

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Лесика. Словообразование. Правописание».

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближайшим лесом встает солнце. Под его яркими лучами искрится голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч пробьется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Не слышно даже шороха.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки леса и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там железнодорожная станция.  (83 слова)

Слова для справок: железнодорожная.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста слова с орфограммами «Буквы О-Ё после шипящих в корне и за корнем», «Буквы И-Ы после Ц». Объясните их правописание.
  2. Подберите синонимы и антонимы к слову большого.

Контрольное тестирование «Синтаксис и пунктуация».

  1. Найдите слово, в котором пишется ь:

1) мяч?

2) стриж?

3) увлеч?

4) много встреч?

  1. Найдите слово, в котором не пишется ь:

1) доч?   2) молодёж?  3) береч?  4) меч?

  1. Найдите слово, в котором количество букв и звуков совпадает:
  1. яма   2) мять   3) мяч
  1. Найдите предложение с однородными членами предложения, знаки препинания не расставлены:
  1. Ураган занес домик в страну необычайной красоты.
  2. Подул лёгкий ветерок и вскоре затих.
  3. Наступила весна и цветы распустились.
  1. Найдите сложное предложение, знаки препинания не расставлены:
  1. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.
  2. Волны пенились и с шумом бились о берег.
  3. В саду росли астры георгины розы.
  1. Найдите предложение с обращением, знаки препинания не расставлены:
  1. Дима читает книгу о животных.
  2. Дима прочитай книгу о животных.
  3. Дима любит животных.
  1. Найдите сложноподчинённое предложение, знаки препинания не расставлены:
  1. Солнце светило ярко и снег быстро растаял.
  2. Утром шёл дождь а через час трава высохла.
  3. Забор трещал потому что мы на него навалились.
  1.  Найдите сложносочинённое предложение, знаки препинания не расставлены:
  1. Я попросил его чтобы он мне помог.
  2. Я нажал на дверь но она не открылась.
  3. Трава появлялась там где пригревало солнце.
  1. Найдите предложение с однородными подлежащими, знаки препинания не расставлены:
  1. Растворились в темноте рощи поля сады
  2. Я люблю кататься на лыжах санках коньках.
  3. Текла извивалась блестела река.
  1. Найдите распространенное предложение:
  1. Птицы улетают.
  2. Наступил сентябрь.
  3. Засинел мокрый берег.
  1. Найдите словосочетание:
  1. синий и зелёный
  2. мокрый снег
  3. снег  идёт
  1. Найдите глагольное  словосочетание:
  1. синий шар
  2. каша из гречки
  3. идёт  быстро
  1. Найдите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире:
  1. Волга великая река.
  2. Наступило раннее утро.
  3. Разбушевались метели.

Подготовка и написание изложения   "Джек здоровается"

 (методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.», с.47)

Мы с братом Сережей ложились спать. Вдруг дверь растворилась, и вошел папа, а следом за ним большая красивая собака, белая, с коричневыми пятнами на боках. Морда у нее была коричневая, огромные уши свисали вниз.

- Папа, откуда? Это наша будет? Как ее зовут? – закричали мы, вскакивая с постелей и бросаясь к собаке.

Папа сказал, что охотничья собака теперь наша и что зовут ее Джек.

Пес, немного смущенный такой бурной встречей, все же дружелюбно завилял хвостом и позволил себя погладить. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под нее проступали сильные мускулы. Он даже обнюхал мою руку и лизнул ее мягким розовым языком.

- Джек, здравствуй! – сказал папа.

Пес подал ему лапу. Папа потряс ее и снял с колен, но Джек подал лапу опять. Так он «здоровался» раз десять. Мы весело смеялись. (132 слова)

Задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Напишите изложение, сохраняя тип и стиль речи.
  3. Подчеркните в тексте слова и выражения, с помощью которых изображается и рисуется картина.

Контрольный диктант с грамматическим заданием  «Синтаксис и пунктуация».

        Погода стала меняться. Из-за горизонта быстро пронеслись низкие облака. Солнце нырнуло в тучи, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, сухие листья сбросил в воду и погнал по реке.

        «Мальчики, проводите меня домой!» - попросила Нина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Но вот зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Сплошной полосой пошел проливной дождь. Нина радостно закричала: «Бежим, ребята!»  (74 слова)

Грамматические задания:

  1. В последнем предложении первого абзаца выделите основу.
  2. Составьте схему выделенного предложения.
  3. Выпишите словосочетания: из 1-го предложения (1 вар.), из 2-го предложения (2 вар.)
  4. Запишите слова

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Правописание глагола».

Как заяц спас старику жизнь

        Однажды дедушка Семен пошел поохотиться и забрался в лесную глушь. Вдруг он заметил, что стелется дым, а в чаще слышится треск. В лесу начался пожар. Ветер гонит огонь дальше, и он разгорается сильнее. Не выберешься из леса – погибнешь.

        Старик торопится, бежит, тяжело дышит, а пожар разрастается. Ветви елок хлещут лицо, колются. Обгоревшие деревья рушатся. Охотник сбивается с дороги.

        Вдруг у самых ног он увидел зайчонка и бросился за ним. Звери легче определяют направление огня и спасаются. Вот они выбираются с места лесного пожара…

        Старик вылечил зайца и оставил жить у себя. Охотник заботится о зайчишке, и они всегда дружны.  (104 слова)

Грамматические задания:

  1. Объясните графически безударные личные окончания глаголов: 1спряжения (1 вар.), 2 спряжения (2 вар.)
  2. Разберите по составу слова: разрастается (1 вар.), выбираются (2 вар.)

Подготовка и написание  сочинения-описания друга (животного) «Знакомьтесь: мой…» (методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.», с.99).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

        После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

        Мой дедушка – известный в своей округе лесник.

        От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке росли заросли малины. В ее густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка лесных ягод. Пьянеешь от их запаха!

        Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает еж. Пошуршал в траве и исчез.

        Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пес Дружок.

Грамматическое  задание:

Сделайте морфологический разбор слов: 1 вариант – (по) Карелии (до) осени), 2 вариант – России (к) дедушке).

Тестирование «Повторение и обобщение изученного в 5 классе».

   Вариант 1.

  1. Укажите звонкие согласные:

1)к,  2)д, 3)т, 4)с.

2.   Какая часть слова образует форму слова:

1)корень,  2)суффикс, 3)приставка, 4)окончание.

3.    Укажите суффикс глагола прошедшего времени:

1)-ал-,  2)-л-, 3)-ну-, 4)-и-.

4.    Найдите слово, строение которого соответствует схеме ¬Ω^^o :

1)местность,  2)исписала, 3)безбрежный, 4)разговор.

5.    Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверяется ударением:

1)расст..лать,  2)распол..гать, 3)уд..вительный, 4)разл..жить.

6.    Найдите верный ответ:

1)скрипач - сущ., ж.р, 2)написала – глаг., прош. вр., ж.р.,3)пахуч – глаг., наст. вр.,4)написать – глаг. несов. вида.

7.    Найдите слово, в конце которого не пишется ь знак:

1)дышиш.., 2)тиш..,3)жгуч..,4)испеч..

8.    Укажите предложение, в котором есть однородные сказуемые (знаки препинания не расставлены):

  1. Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль.
  2. Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.
  3. Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность.

9.   Найдите ССП (знаки препинания не расставлены):

  1. Когда я вернулся домой мама уже спала.
  2. Капли дождя редко стучали и шлепали по листьям.
  3. Наступила осень и птицы медленно потянулись к югу.

10.   Найдите СПП (знаки препинания не расставлены):

  1. Я провожу тебя и мы обсудим эти вопросы.
  2. Мы боялись что от спички лес вспыхнет.
  3. Птица взмахнула крыльями и полетела.

11.    Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

  1. Сергей закричал: «Ребята лес гороит!»
  2. Мы знали, что скоро прилетят скворцы.
  3. Тундра – родина птиц.

______________________________________________________________________________________________

   Вариант 2.

  1. Найдите слово, в котором совпадает количество букв и звуков:

1)боюсь,  2)сиять, 3)вернёшься, 4)польёт.

2.   Найдите слово с ударением на втором слоге:

1)алфавит,  2)документ, 3)красивее, 4)средства.

3.    Какая часть слова образует форму слова:

1)корень,  2)суффикс, 3)приставка,  4)окончание.

4.    Найдите слово, строение которого соответствует схеме Ω^^o^:

1)вскипятила,  2)встряхнула, 3)встретилась, 4)встрепенуться.

5.    Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверяется ударением:

1)бл..снуть,  2)р..стительность, 3)р..скошный, 4)зам..реть.

6.    Найдите верный ответ:

1)скрипач - сущ., ж.р, 2)написала – глаг., прош. вр., ж.р.,3)пахуч – глаг., наст. вр.,4)написать – глаг. несов. вида.

7.    Укажите окончание глагола II спряжения:

1)-ут(-ют), 2)-ишь, 3)-ет, 4)-ем.

8.    Укажите предложение, в котором есть однородные сказуемые (знаки препинания не расставлены):

  1. Ночью я вышел на улицу и меня поразило это зрелище.
  2. Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.
  3. Ветер засвистал и поднялась страшная буря.

9.   Найдите ССП (знаки препинания не расставлены):

  1. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
  2. Стояла тишина и нарушал её лишь вой собак.
  3. Лесная мышь пробежала по снегу и скрылась в норке.

10.   Найдите СПП (знаки препинания не расставлены):

  1. За грачами прилетят скворцы покажутся первые подснежники.
  2. Люди знают что клесты проводят зиму в хвойных лесах.
  3. Птица взмахнула крыльями и полетела.

11.    Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

  1. «Дедушка выходи скорее!» - крикнул в окно внук.
  2. Ежи – смирные и кроткие животные.
  3. Мы знали, что скоро прилетят скворцы.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература.        

  1. Богданова Г. А.. Сборник диктантов по русскому языку. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008г. - 75с
  2. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку, 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 143 с.
  3. Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы/ сост. Е.И. Харитонова. – 2-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2009. – 222
  4. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 5-го класса (пособия для средней школы). М.: Грамотей, 2009. – 144с.

Мультимедийные пособия.

«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 7 класс.  

(Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).  

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

Осн. школа

Базо-вая

Про-фильная

ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

1

Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

1

нет

1

2

Портреты выдающихся русских лингвистов

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

1

нет

1

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

3

Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

5

нахо-дится в библиотеке

5

СРЕДСТВА ИКТ

4

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

В соответствии с планируемой потребностью учителя

есть

5

Портативный компьютер ученика

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

6

Мобильный классный комплект портативных компьютеров

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

7

Терминальный класс (тонкий клиент)

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

8

Универсальный настольный компьютер

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

9

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнитель-но 1 мобильный

есть

10

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и  возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнитель-но 1 мобильный

нет

11

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

Служит для стационарного крепления проектора

Для каждого стационар-ного проектора

есть

12

Экран на штативе

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной

Если нет стационар-ного экрана

нет

13

Наушники с микрофоном

Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера

По числу компьютеров и регистраторов данных

нет

14

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

15

Принтер лазерный цветной формата А4

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

16

Сканер маркерной доски

Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

17

Документ-сканер

Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

18

Документ-камера (имиджер)

Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

19

Видеокамера со штативом и выносным микрофоном

Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

20

Фотокамера цифровая со штативом

Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

21

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией

По одному для каждого учащегося, включенного в запланированную и контроли-руемую деятельность с применением ИКТ

нет

22

Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы

Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования

По одному для каждого курса, модуля и проекта, идущего с ИКТ поддержкой

нет

23

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

В соответствии с технологи-ческой потребностью

есть

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

24

Операционные системы

Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере

1

1

1

25

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

Обеспечивают возможность обработки всех  школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса

1

1

1

ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

26

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов

1

нет

1

27

Инструмент учителя для создания тестов

Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д.

1

нет

1

ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

28

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

1

частично

1

29

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

частично

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

30

РУССКИЙ ЯЗЫК // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по русскому языку

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

 

 частично

 

31

Учебно-методические комплексы по русскому языку

УМК, включающие учебники, имеющие  рекомендацию Министерства образования РФ, и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

1

есть

1

32

Иллюстрации по русскому языку

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.
При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.
Дают наглядное представление об изучаемых темах

1

частично

1

33

Справочники по русскому языку

Покрывают потребности в справочной информации по данному предмету для учащегося и учителя

1

частично

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....