Рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Криводерева Людмила Вячеславовна

 

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_11_klass.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол № _____

от «___»_________2012 г.

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

___________Г.Ф. Малахова

«____»____________2012 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогичес-кого совета

Протокол № _____

от «___»_________2012 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАОУ

«СОШ №33 с УИОП»

от «___» __________2012 г.

 № _____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Русский язык»

Криводеревой Людмилы Вячеславовны,

учителя русского языка и литературы,

11г класс (базовый уровень)

                                                                Старый Оскол

2012

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков, Рыбченкова Л.М. М: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из двух тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Главная цель – повысить речевую культуру старшеклассников, совершенствовать их опыт речевого общения, развивать коммуникативные умения в разных сферах функционирования языка, расширить культурный кругозор, подготовить обучающихся 11 классов  к ЕГЭ по русскому языку.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и праписанию;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

обеспечить практическое использование лингвистических знаний, умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Решение указанных задач осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

В течение всего учебного года будут использоваться следующие формы урока: практикум, обобщение, развитие речи, исследование, повторение, уроки контроля, комбинированные, семинар.

Распределение часов по темам.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МАОУ «СОШ № 33 с УИОП». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 34 часа (1 час в неделю).

Принцип построения рабочей программы линейно-концентрический.

Распределение часов по темам соответствует программе:


Разделы программы

Всего часов

Контроль  знаний

диктантов

изложений

тестов

сочинений

1

Официально-деловой стиль речи

4

1

2

Синтаксис и пунктуация

6

1

3

Публицистический стиль речи

6

1

4

Разговорная речь

4

1

5

Язык художественной литературы

6

1

6

Общие сведения о языке

4

7

Повторение

4

1

Всего

34


2

4

Учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». Авторы:  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. М: «Просвещение», 2008 год.

Количество контрольных работ откорректировано согласно инструктивно-методическому письму «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»:

Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

11 класс

Базовый (А)

1час в неделю

Диктант

-

Контрольное тестирование

2

Изложение

-

Сочинение

4

Уроков развития речи – 7.

Вместо предложенных  контрольных диктантов и различных видов контрольных работ (практических, дифференцированных) целесообразно проводить контрольные тестирования и контрольные сочинения на основе исходного текста, так как они помогают подготовить обучающихся к ЕГЭ. Контроль по пройденным темам осуществляется через словарные диктанты, самостоятельные и практические работы во время урока.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 11 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

грамматической синонимии;

оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

проводить разные виды языкового разбора;

опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

При изучении русского языка на базовом уровне развиваются следующие умения:

коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);

интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, классификация);

информационные (извлечение информации из разных источников);

организационные (осуществление контроля и самоконтроля).

Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ   РУССКОГО   ЯЗЫКА   в 11  КЛАССЕ


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Подго

товка к ЕГЭ

Примечание

Плановые сроки похождения

I

Официально-деловой стиль речи

4

1

Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля речи.

1

А1, А29

2

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

А1-А5

3

Основные жанры официально-делового стиля.

1

А27 – А30

4

Контрольное сочинение по исходному тексту.

1

С

II

Синтаксис и пунктуация

6

5

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа ПП, виды его осложнения, типы СП, предложений с прямой речью.

1

В3 – В6

6

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи.

1

А3, А5, В3

7

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.

1

А19-А25

8

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

1

А 26

9

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью

1

А18 - А25

10

Контрольное сочинение на основе исходного текста

1

С

III

Публицистический тиль текста

6

11

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

1

А4, В1, В2

12

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

1

А4, В1, В2

13

Жанры публицистического стиля. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

1

В1-В5

14

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.

1

А1

15

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

1

А27-А30, С(К4-К6)

16

Контрольное тестирование

1

Часть А (выборочно)

IV

Разговорная речь

4

17

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи, ее особенности.

1

В6-В7

18

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

А6-А11

19

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

А12-А 18

20

Контрольное сочинение на основе исходного текста.

1

Часть С

V

Язык художественной литературы  

6

21

Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительных средств

1

А12- А18

22

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из  основных элементов структуры художественного произведения.

1

А12- А18

23

Источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

1

В8

24

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры.

1

В8

25

Анализ художественно-языковой формы произведения классической и современной литературы.

1

В8, С (К1-К4)

26

Контрольное сочинение на основе исходного текста.

1

С

VI

Общие сведения о языке

4

27

Язык как система. Основные уровни языка.

1

А6-А8

28

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях.

1

А1 – А3, А 11

29

 Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

1

Часть С (К1-К4)

30

Выдающиеся ученые-русисты

1

Часть С (критерии)

VII

Повторение изученного

4

31-32

Итоговое контрольное тестирование

2

Часть А и В

33-34

Защита рефератов, проектов

2

Раздел IV. Содержание тем учебного курса.

Официально-деловой стиль речи (4 часа).

 Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля речи: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Синтаксис и пунктуация (6часов).

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложений с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативное знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический тиль текста (6 часов).

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Жанры публицистического стиля. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Разговорная речь (4часа)

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Язык художественной литературы  (6часов).

Общая характеристика стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из  основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

Источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведения классической и современной литературы. Развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Общие сведения о языке (4 часа).

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях. Справочниках.

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающиеся ученые-русисты.

Повторение (4 часа)

Итоговая контрольная работа.

Защита реферата, проекта.

Раздел V. Формы и средства контроля

Сочинение на основе исходного текста №1

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

Сочинение на основе исходного текста №2

 

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...

(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого.

(По В. Ганичеву)

 

Контрольное тестирование №1

1.   В каком слове верно  выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)   создалАсь

2)   дОлжностей

3)   изогнУтый

4)   звОнит

2.   В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

1)   Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.

2)   Густые  заросли  кустарника  чередовались с  ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

3)   Среди   ВЕЧНЫХ  человеческих   ценностей наиболее важной для него была честность.

4)   В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

3.    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)  давайте попробоваем

2)   около тысячи пятисот человек

3)   менее быстрый

4)   много яблок

4.    Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

      Адресуя свою книгу детям,

1)   автором   описываются   сложные   явления простым языком.

2)   она написана живым и образным языком.

3)   учёный    сумел    занимательно    рассказать о сложных явлениях.

4)   главной целью учёного было воспитать думающее молодое поколение.

5.    Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)   Выдвижение     кандидатуры     Иванова     на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.

2)   Озеро  Байкал  всегда  славилось  своей  необыкновенной прозрачностью, чистотой.

3)   Благодаря   разумного   графика  подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.

4)   В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.

6.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1)   рассеивая

2)   разгребавший

3)   полосатый

4)   подбородок

7.  В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»?

1)   Цветы можно поливать кипячё..ой водой.

2)   На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей.

3)   Улица  блистала,   устла..ая   снежным   ковром.

4)   Низина утонула в тума..ой дымке

8.   В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?

1)   ч..столюбивый, прив..легия, нач..нать

2)   ч..стоплотный,         ориг..нальный,         прост..раться

3)   ч..стотное (явление), асс..стировать, зам..р от удивления

4)   объед..нение, т..снёная обложка, выч..сть

9.   В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)   на..костница, о..брасывать, по..секать

2)   Ра..глаживать,  бе..проволочный,  и..толкование

3)   пр..следовать, пр..чудливые, пр..ворожить

4)   без..нициативный,  без..скусный,  без..дейный

10.   В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

1)   льдины раста..т, ка..щийся грешник

2)   рабочие сел..тся, ворку..щие голубки

3)   травы стел..тся, люб..щий поговорить

4)   они крас..т, стел..щиеся травы

11.   В каком варианте ответа указаны  все слова,  где пропущена буква О?

A.   ож..говый

Б.   ноч..вка

B.   перч..ный

Г.    Волч..нок

1) А, Б, Г      2) А, В      3) А, Г      4)  Б, Г

12.   В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)   Матрос  (не)медленно  доложил  командиру о подозрительном шуме.

2)   Меня провели  в  (не)большую,  но уютную комнату с камином.

3)   Маленькие  (не)крашеные домишки  аккуратно   расположены   по   обеим   сторонам улицы.

4)   Собака, (не) желая выдавать своего страха, громко залаяла.

13.  В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1)   Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

2)   Правовые  документы  регулируют  обязанности граждан, а ТАК (ЖЕ) трудовые и семейные отношения,  ПО (ЭТОМУ) являются основой работы суда.

3)   ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

4)   Мы долго раздумывали над тем, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЁМ) подарок должен был стать полной неожиданностью для малыша.

14.  Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель ( ) и все узнали в солдате Митьку.

1)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалёко от берега.

1)   1, 2, 3      2)   1, 3      3)   1, 2, 3, 4      4)   2, 4

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену.

1)   1,  2, 3, 4      2)   1,  3      3)   3, 4      4)   1,  2

17.   Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)   При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

2)   Дыхание  осенних  ветров  то  прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

3)   Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

4)   Задолго  до  рассвета  Ильинична  затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.

18.    Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1)     Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения  поясняет,  раскрывает  содержание того, о чём говорится в первой части.

3)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

4)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

1)   1,3      2)  2      3)  2, 3      4)  1, 2

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Паром двигался так медленно (1) что (2) если бы не постепенная обрисовка его контуров (3) то можно было бы подумать (4) что он стоит на одном месте или же идёт к другому берегу.

1)   1,  2, 3, 4      2)   1,  3, 4      3)   2, 3      4)   2, 4

Ответы

А1

1

А11

3

А2

2

А12

4

А3

1

А13

3

А4

3

А14

2

А5

3

А15

1

А6

4

А16

4

А7

3

А17

2

А8

2

А18

2

А9

4

А19

1

А10

1

А20

2

"2" 0-9    "3" 10-14  "4" 15-18   "5" 19-20

Сочинение на основе исходного текста №3

Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

Но больше всего беспокоит реакция подростков. У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. Они-то всё принимают за чистую монету. Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, - это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. Подросток не просто воспринимает информацию, он её активно преобразовывает. Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.

На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? Посмотрите: я «свой», такой же, как все. Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье - свет, а неученье - приятный полумрак», и надменное самолюбование. Но вот передача закончилась. Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? Кого он сделал лучше? Кого он направил на путь творческого созидания? Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого... И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» ярко проявляется гражданская незрелость, человеческая «недообразованностъ». А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.

Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?

(по И.Гонцову)

Сочинение на основе исходного текста №4

1)Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2)Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3)Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

(4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5)Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7)Иное дело – ценности культурные и нравственные. (8)Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

(9)Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры». (10)Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11)Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (12)Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.

(13)Многое зависит от отношения к языку. (14)Иначе и быть не может! (15)В самом деле. (16)Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17)Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

(18)Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине. (19)Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20)Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21)Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(22)В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23)Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

 (По Л.И. Скворцову)

Контрольное тестирование №2

Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая гласный ударный звук?

  1. отогнАла
  2. зАгнутый
  3. зАвидно
  4. мОлящий

А2. В каком предложении вместо слова ТЕХНИЧЕСКИЙ нужно употребить ТЕХНИЧНЫЙ?

  1. Каждое утро из ворот порта выезжают огромные грузовики с ТЕХНИЧЕСКИМ оборудованием.
  2. Игроки футбольной команды «Крылья Советов» выиграли матч благодаря ТЕХНИЧЕСКОЙ подготовке.
  3. Главный инженер осуществлял ТЕХНИЧЕСКОЕ руководство трассой прямо из своего кабинета.
  4. Представителями России назначены Извольский, Петров и как ТЕХНИЧЕСКИЙ работник советник посольства Жилинский.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. несколько вишен
  2. самый сильнейший спортсмен
  3. около шестидесяти тысяч рублей
  4. поезжай назад

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Подплывая на теплоходе к Самаре, замечательному городу на Волге,

  1. всякого поражает красота набережной.
  2. главной задачей было найти место в гостинице.
  3. каждый из нас готовился к встрече с друзьями.
  4.  нас охватила безудержная радость.

А5.  Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Наши учёные благодаря современным технологиям исследовали глубины озера Байкал и нашли под илистым дном залежи углеводородов.
  2. Все, кто читал роман Достоевского «Преступление и наказание», помнят печальную историю семьи Мармеладовых.
  3. Документом, дающим право бесплатного проезда в общественном транспорте, является удостоверение «Ветеран труда».
  4.  Как отмечалось в этом документе, задача нашего отдела – координировать и руководить деятельностью смежных организаций.

Прочитайте предложения и выполните задания А6  – А11

(1)В русском языке прижилось немало иностранных слов, которые вместе с исконно русскими словами образуют в своём семантико-стилистическом разнообразии систему, отражающую нашу повседневную жизнь, историю и культуру, чувства и мысли.  (2)Заимствование слов может происходить как с голоса, так и через книгу. (3)… (4)До середины XVIII века иноязычные слова, кроме старославянизмов, заимствовались почти исключительно устным путём. (5)Устные заимствования обычно являются переоформленными по законам русского языка, иногда даже весьма серьёзно. (6)…книжные заимствования при своём появлении в русском тексте нередко даже сохраняют чужое графическое обличье (в таком случае они называются варваризмами).

А6.  Какое из приведённых ниже предложений должно быть третьим в данном тексте?

  1. Немало слов пришло к нам из праславянского и древнерусского языков, много заимствований в русском языке появилось в XV–XX веках.
  2. Иноязычные слова появляются в нашем языке и как обозначения неизвестных нам реалий, и как новые обозначения уже существующих.
  3. Необходимо здесь отметить, что книжный путь заимствования становится основным только в XIX веке.
  4. В лексике современного русского языка сосуществуют самые разные по своему происхождению слова.

А7.  Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

  1. Итак,
  2. Наоборот,
  3. Таким образом,
  4. Поэтому

А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. прижилось немало (предложение 1)
  2. которые образуют (предложение 1)
  3. образуют систему (предложение 1)
  4. заимствование может (предложение 2)

А9. Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.

  1. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
  2. сложносочинённое
  3. сложноподчинённое
  4. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

А10.  Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОТРАЖАЮЩУЮ (предложение 1).

  1. действительное причастие
  2. страдательное причастие
  3. деепричастие совершенного вида
  4. прилагательное

А11.  Укажите значение слова СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ(-ов) в предложении 4.

  1. слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали
  2. слова, которые в процессе развития русского языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия
  3. слова, пришедшие из письменного языка (церковных книг) древних болгар, македонцев, сербов и распространившиеся на Руси в X веке
  4. слова, унаследованные из языка, существовавшего до V-VI вв. н.э. на территории, заселённой в доисторическое время славянскими народами

А12.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Лучший костюм был, конечно, у Александра: отец смастерил ему шлем, украше(1)ый султаном, соверше(2)о такой же, как у рыцаря, и искусно вылепле(3)ые из серебря(4)ой бумаги доспехи.

  1. 1,3
  2. 2
  3. 1,2,4
  4. 4

А13. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

  1. изд_вна, к_рикатура, восприн_мать
  2. р_стениеводство, несоч_таемость, апл_дировать,
  3. бл_жайший, дел_катный, подр_жание
  4.  огл_шение, р_систый, у_звлённый

А14.  В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. под_ёмник, трёх_этажный, под_езд
  2. без_сходный, роз_грыш, пред_юльский
  3. пр_буксировать, пр_прятать, пр_имущество
  4. во_становить, бе_дельник, _бросить

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. знач_вший, раста_шь
  2. щипл_шь, зате_вший
  3. верт_тся, ненавид_мый
  4. выруб_шь, раскле_нный

А16. В каком варианте ответа указаны слова, в которых пропущена буква Е?

А.  застр_вать

Б.  наде_ться

В.  незатейл_вый

Г.  ноздр_ватый

1. А,Б,В        2. А,Б,Г           3. В,Г      4. А,Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?

Н(1) для кого н(2) секрет, что наша помолвка состоится в мае. Но кого н(3) встречу, все спрашивают меня, скоро ли свадьба. Кто только вчера н(4) спрашивал об этом!

1. 1,3    

2. 2,4

3. 3

4. 2,3,4

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. В степи было тихо, пасмурно, (НЕ)СМОТРЯ на то что солнце поднялось, но скоро набежали тучи, и вслед (ЗА)ТЕМ послышался резкий удар грома.
  2. Она ТО(ЖЕ) поняла это, и в ней не осталось и тени кокетства нарядов, причёсок, движений, ЗА(ТО) явилось белыми нитками шитое кокетство простоты.
  3. Я поблагодарил друга (ЗА)ТО, что он (ВО)ВРЕМЯ затащил меня на плот.
  4. Что(ТО) вдруг расширилось в груди Ромашова, КАК(БУДТО) он собирался улететь

А19.  Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Тут же теснились подстриженные акации у деревянной ограды ( ) и переплетали жгуты своих стволов сирени.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
  3. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А20.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Князь Андрей стоял (1) облокотившись о перила (2) и (3) не спуская глаз (4) смотрел на красный отблеск солнца (5) по синеющему разливу.

  1. 1,2,4
  2. 2,4,5
  3. 1,2,3,4
  4. 1,4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ещё лет двадцать назад Линевое озеро (1) казалось (2) такой глушью, что (3) по словам лесника (4) не всякий рыбак отваживался туда пойти, а теперь от охотников, рыбаков да туристов отбоя нет.

  1. 1,2
  2. 1,2,3,4
  3. 3,4
  4. 1,4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. И кочи и моховые болота и пни – все хорошо под сиянием лунным.
  2. Утром я убегаю на пруд или в ближайшую деревню.
  3. Он встречал людей то крикливых и насмешливых то робких и гостеприимных.
  4. Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан и ее золотистые косы.

А23.  Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Все созрело и требовало хозяйских хлопот: пшеница и просо, овес и подсолнух, кукуруза и картофель.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  3. Обобщающее слово в простом предложении стоит перед однородными членами предложения.
  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Зимой подо льдом северная река (1) шум (2) которой (3) слушали ещё деды и прадеды поморов-рыбаков (4) примолкла (5) приутихла.

  1. 1,3,4
  2. 2,5
  3. 3,5
  4. 1,4,5

А25.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сын ваш иногда ленится (1) но (2) когда принимается за дело (3) то и с другими может поравняться (4) что и доказывает его отличные способности.

  1. 1,2,3,4
  2. 2,3
  3. 1,3,4
  4. 1,2,4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. С деревьев и папоротника, которые были окружены легким туманом, сыпались крупные капли.
  2. Молодые елочки, которые сливались с плотной темнотой сырого дождливого вечера, стояли по обеим сторонам дороги.
  3. Болотные птички копошились на кустиках, которые блестели росой.
  4. Мещерский лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания  В1 – В8.

(1)Говорят, что у всякой наглости есть предел. (2)Очень хорошая поговорка, даже мудрая. (3)Но, к сожалению, не жизненная. (4)Практика говорит о другом. (5)Вот недавний конкретный пример.

(6)Не где-нибудь в дремучем захолустье, а прямо в столице нашей родины, средь бела дня, в пяти шагах от выхода из метро два молодых здоровых боевика избили Героя России. (7)Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину. (8)Герой России, человек далеко не молодой и не слишком здоровый, еле спасся. (9)А из людей, стоявших вокруг, на помощь ему не пришел никто.

(10)Правда, у этих равнодушных граждан есть маленькое оправдание: дело в том, что боевики были одеты в милицейскую форму, да еще с сержантскими погонами. (11)Мало того, они и были сержантами милиции. (12)Просто боевые ребята, всегда готовые врезать кому надо и не надо, дабы каждый знал свое место.

(13)Герой России пожаловался милицейскому начальству. (14)Оно вникло в происшествие и ответило, что боевые ребята, даже если погорячились, по существу правы, потерпевший сам виноват: зачем сопротивлялся, когда били и волокли в машину? (15)В конце концов, они власть, а он кто? (16)С учетом того, что Герой России, преследовать по закону его не стали, но впредь пусть учтет.

(17)Надо сказать, потерпевший действительно был виноват, и даже дважды. (18)Нет, не в том, что упирался, когда волокли, тут его понять можно: уж если на людях бьют, то что сделают в закрытой машине, не предскажет никто. (19)Виноват он был в том, что, во-первых, по имени Магомет, а, во-вторых, по фамилии Толбоев. (20)То есть ярко выраженное лицо кавказской национальности. (21)И боевые ребята просто хотели его проверить более тщательно. (22)А иным методам проверки их, судя по всему, не обучили. (23)За что же наказывать — они же старались!

(24)Наверное, тем бы все и кончилось, но абсолютно рядовое происшествие раздули журналисты. (25)Дали информацию в газеты, сделали коротенький сюжет на телевидении. (26)И более высокое начальство решило проявить вежливость: перед Героем России, испытателем самолетов и космических аппаратов, извинился сам лично глава московской милиции. (27)Словом, инцидент вполне можно считать исчерпанным. 

(28)Но меня гложет вот какое сомнение. (29)А ежели бы потерпевшим вдруг оказался не знаменитый человек? (30)Тогда что? (31)Стала бы эта история событием? (32)Подхватили бы ее журналисты? (33)Извинялись бы перед пострадавшим от рук милицейских боевиков? (34)Не знаю. (35)Честно скажу – не знаю. (36)Подозреваю даже: не подавляющая, но достаточно значительная часть граждан даже одобрила бы их действия. (37)Почему? (38)А потому! (39)Одобрили бы, по причине того что — «понаехали тут всякие»! (40)Куда ни ткнешься, везде они. (41)Чего едут? (42)Что им тут, медом намазано? (43)Нам самим тесно, а тут еще они!

(44)Эти фразы я не придумал – я их слышал не раз, не два и не двадцать два. (45)Ну не можем, никак мы не можем примириться с тем, что Россия – великая держава, а Москва – мировая столица. (46)Не можем примириться, что у ста восьмидесяти крупных и малых этносов, населяющих нашу огромную державу, права и на Россию, и на ее столицу не гостевые, а хозяйские. (47)Всякий квадрат нашей общей земли принадлежит любому россиянину. (48)Где хочет, там и живет. (49)Его страна!

(По Л. Жуховицкому)

В1. Из предложений 6 – 8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2. Из предложений 36 – 44 выпишите  подчинительный(-ые) союз(-ы).

В3. Из предложений 40 – 44 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 17 – 27 найдите предложение, в котором есть обособленное приложение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 6 – 16 найдите сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 1 – 9 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и вводного слова. Напишите номер этого предложения.

В8. «Выражая свою четкую позицию, автор на протяжении всего текста использует прием _____ (предложения 10 – 27), той самой, которую принято называть «горькой». С этой целью он часто прибегает к помощи _____  («врезать», «происшествие раздули», «понаехали тут», «куда ни ткнешься»).

Череда ______ (предложения 14, 15, 29, 30, 31, 33, 37) и обилие _____ (предложения 23, 38, 39, 43) свидетельствуют о том, что поднятая проблема очень волнует автора, тревожит современная ситуация, связанная с национальным вопросом в нашей стране».

Список терминов:

  1. контекстные антонимы
  2. эпитеты
  3. разговорная  лексика
  4. метафора
  5. ирония
  6. вопросительные предложения
  7. парцелляция
  8. восклицательное предложение
  9.  синтаксический параллелизм

ОТВЕТЫ

А1

2

А19

1

А2

2

А20

3

А3

2

А21

3

А4

3

А22

3

А5

4

А23

3

А6

3

А24

4

А7

2

А25

3

А8

2

А26

4

А9

3

В1

выходаиливыход

А10

1

В2

попричинетогочто

А11

3

В3

этифразы

А12

4

В4

1

А13

4

В5

26

А14

2

В6

12

А15

3

В7

3

А16

4

В8

5,3,6,8

А17

2

А18

2

Раздел VI. Перечень учебно-методического

обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся

Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005.

Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2007.

Комплект словарей и энциклопедий.

Портреты ученых-лингвистов.

Для учителя

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2007.

Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1994.

Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

Единый государственный экзамен - 2010. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.  

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Средства ИКТ

1. Универсальный настольный компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Принтер.

4. Цифровой проектор.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

Осн. школа

Базо-вая

Про-фильная

ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

1

Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

1

нет

1

2

Портреты выдающихся русских лингвистов

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

1

нет

1

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

3

Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

5

нахо-дится в библиотеке

5

СРЕДСТВА ИКТ

4

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

В соответствии с планируемой потребностью учителя

есть

5

Портативный компьютер ученика

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

6

Мобильный классный комплект портативных компьютеров

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

7

Терминальный класс (тонкий клиент)

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

8

Универсальный настольный компьютер

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

9

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнитель-но 1 мобильный

есть

10

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и  возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнитель-но 1 мобильный

нет

11

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

Служит для стационарного крепления проектора

Для каждого стационар-ного проектора

есть

12

Экран на штативе

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной

Если нет стационар-ного экрана

нет

13

Наушники с микрофоном

Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера

По числу компьютеров и регистраторов данных

нет

14

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

15

Принтер лазерный цветной формата А4

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

16

Сканер маркерной доски

Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

17

Документ-сканер

Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

18

Документ-камера (имиджер)

Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

19

Видеокамера со штативом и выносным микрофоном

Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

20

Фотокамера цифровая со штативом

Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

21

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией

По одному для каждого учащегося, включенного в запланированную и контроли-руемую деятельность с применением ИКТ

нет

22

Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы

Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования

По одному для каждого курса, модуля и проекта, идущего с ИКТ поддержкой

нет

23

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

В соответствии с технологи-ческой потребностью

есть

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

24

Операционные системы

Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере

1

1

1

25

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

Обеспечивают возможность обработки всех  школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса

1

1

1

ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

26

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов

1

нет

1

27

Инструмент учителя для создания тестов

Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д.

1

нет

1

ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

28

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

1

частично

1

29

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

частично

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

30

РУССКИЙ ЯЗЫК // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по русскому языку

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

 

 частично

 

31

Учебно-методические комплексы по русскому языку

УМК, включающие учебники, имеющие  рекомендацию Министерства образования РФ, и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

1

есть

1

32

Иллюстрации по русскому языку

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.
При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.
Дают наглядное представление об изучаемых темах

1

частично

1

33

Справочники по русскому языку

Покрывают потребности в справочной информации по данному предмету для учащегося и учителя

1

частично

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....