Терминологический минимум для выполнения С2 ГИА
материал (русский язык, 9 класс) по теме

Беспалова Татьяна Васильевна

В данной работе дано толкование лингвистических понятий, необходимых для выполнения части С2 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) ГИА по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon terminy_perechen.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Терминологический минимум

для выполнения задания С2

Абзац - часть текста между двумя отступами, или красными строками.

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.

Богатство речи – разнообразие словесного выражения.

Выразительно-изобразительные средства – лексические, словообразовательные и грамматические средства, тропы и фигуры речи, интонационно-синтаксическая организация предложений.

Выразительный – хорошо выражающий что-либо, яркий по своим свойствам.

Грамматика –  раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения.

Грамматическое значение выражается формой слова (морфологическое или синтаксическое выражение).  

Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи.

Диалог – разговор двух, реже нескольких лиц.

Достоинства речи – положительные качества словесного выражения: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

Звуки речи – звуки, из которых состоит слово.

Знаменательные слова – самостоятельные слова (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.)

Книжное слово употребляется в книжных стилях речи.

Лексика –  совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка.

Лексическое значение – содержание слова.

Манера речи – способ, особенность речи.

Метафора –  троп, скрытое сравнение на основе сходства.

Многозначное слово имеет несколько лексических значений.

Морфема –  наименьшая значимая часть слова: приставка, корень, суффикс и окончание.

Наклонение повелительное – глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника (в форме приказа, пожелания, просьбы, совета).

Наклонение условное – глагол обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.

Образный – изобразительный, яркий, живой.

Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию приписываются качества, присущие живому существу

Переносное значение – вторичное значение слова на основе сходства предметов (по форме, цвету, характеру движения и пр.) или ассоциации по смежности.

Письменная речь – речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.

Предложение – основная единица синтаксиса, в которой оформляется мысль для сообщения.

Просторечное  слово характеризуется оттенком упрощения, грубоватости.

Разговорное слово употребляется в непринуждённой беседе.

Речевая ткань –  слова и грамматический строй высказывания.

Речь – говорение, проявление и функционирование языка, сам процесс общения.

Риторический вопрос – вопрос, на который не ожидается ответ.

Риторическое обращение адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию.

Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.

Синтаксис –  раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Система письма – единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Слово –  совокупность определенных звуков, называющая предметы или явления действительности, обозначающая признаки или действия, выполняющая связующие функции между другими словами.

Словосочетание – соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически

Сравнительный оборот –  оборот, выражающий сравнение, т. е. сопоставление явления или понятия с другим, имеющим общие признаки с первым.

Средства языка – средства разных уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, применяемые в разных стилях.

Стилистически нейтральные – слова, лишённые стилистической окраски, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные).

Стиль речи – разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Текст – несколько предложений или абзацев, объединённых по смыслу и грамматически.

Тематика речи – совокупность тем речи, обсуждения.

Точность – качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.

Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет и др.)

Устаревшее слово – вышедшее из активного употребления.

Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная.

Фигура речи –  оборот речи, синтаксическое построение (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение и др.).

Фразеологизм –   оборот речи, который воспроизводится в качестве готовых, сложившихся единиц.

Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива.

Экспрессивный – то же, что выразительный (см.), помогающий передать эмоциональное состояние человека, силу проявления чувств, переживаний.

Эмоциональный – выражающий чувство, настроение, субъективное отношение.

Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного).

Язык – система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества.

Языковые единицы –  фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.

Языкознание (лингвистика) – наука о языке.

Использованные источники

ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224с.

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. –  464с.

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319с.

http://www.gramota.ru 

http://www.slovarus.ru/ 

http://www.slovopedia.com 

Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ №3 г. Мыски Кемеровской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая терминология. Формирование методов достижения терминологической грамотности учащихся.

В презентации указаны причины постоянной работы над терминами, задачи и методы достижения терминологической грамотности учащихся....

Терминологическая работа для 9-го класса по теме:" Россия в конце 20 - начале 21 века".

В терминологической работе для 9-го класса находятся часто встречающиеся термины по истории России конца 20 в....

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ».6 класс

История средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.Проверка и закрепление знаний учащихся по ключевым терминам параграфов 11-16Предлагается 2 варианта по 10 заданий в каждом, за правильный отв...

История России.Терминологический контроль по теме "Московская Русь" (6 класс)

Работа представлена двумя вариантами. В каждом варианте по два задания: первое - на проверку знания дат, второе - на знание терминов. Для удобства пользования задания копированы на весь лист формата А...

Терминологический диктант по литературе

Повторение литературоведческих терминов...

Терминологический минимум

Обязательный минимум терминов с объяснениями. Для мини-зачетов....