Терминологический минимум для выполнения С2 ГИА
материал (русский язык, 9 класс) по теме
В данной работе дано толкование лингвистических понятий, необходимых для выполнения части С2 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) ГИА по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terminy_perechen.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Терминологический минимум
для выполнения задания С2
Абзац - часть текста между двумя отступами, или красными строками.
Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.
Богатство речи – разнообразие словесного выражения.
Выразительно-изобразительные средства – лексические, словообразовательные и грамматические средства, тропы и фигуры речи, интонационно-синтаксическая организация предложений.
Выразительный – хорошо выражающий что-либо, яркий по своим свойствам.
Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения.
Грамматическое значение выражается формой слова (морфологическое или синтаксическое выражение).
Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи.
Диалог – разговор двух, реже нескольких лиц.
Достоинства речи – положительные качества словесного выражения: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство и уместность.
Звуки речи – звуки, из которых состоит слово.
Знаменательные слова – самостоятельные слова (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.)
Книжное слово употребляется в книжных стилях речи.
Лексика – совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка.
Лексическое значение – содержание слова.
Манера речи – способ, особенность речи.
Метафора – троп, скрытое сравнение на основе сходства.
Многозначное слово имеет несколько лексических значений.
Морфема – наименьшая значимая часть слова: приставка, корень, суффикс и окончание.
Наклонение повелительное – глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника (в форме приказа, пожелания, просьбы, совета).
Наклонение условное – глагол обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.
Образный – изобразительный, яркий, живой.
Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию приписываются качества, присущие живому существу
Переносное значение – вторичное значение слова на основе сходства предметов (по форме, цвету, характеру движения и пр.) или ассоциации по смежности.
Письменная речь – речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.
Предложение – основная единица синтаксиса, в которой оформляется мысль для сообщения.
Просторечное слово характеризуется оттенком упрощения, грубоватости.
Разговорное слово употребляется в непринуждённой беседе.
Речевая ткань – слова и грамматический строй высказывания.
Речь – говорение, проявление и функционирование языка, сам процесс общения.
Риторический вопрос – вопрос, на который не ожидается ответ.
Риторическое обращение адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию.
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Система письма – единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Слово – совокупность определенных звуков, называющая предметы или явления действительности, обозначающая признаки или действия, выполняющая связующие функции между другими словами.
Словосочетание – соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически
Сравнительный оборот – оборот, выражающий сравнение, т. е. сопоставление явления или понятия с другим, имеющим общие признаки с первым.
Средства языка – средства разных уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, применяемые в разных стилях.
Стилистически нейтральные – слова, лишённые стилистической окраски, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные).
Стиль речи – разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.
Текст – несколько предложений или абзацев, объединённых по смыслу и грамматически.
Тематика речи – совокупность тем речи, обсуждения.
Точность – качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.
Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет и др.)
Устаревшее слово – вышедшее из активного употребления.
Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная.
Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение и др.).
Фразеологизм – оборот речи, который воспроизводится в качестве готовых, сложившихся единиц.
Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива.
Экспрессивный – то же, что выразительный (см.), помогающий передать эмоциональное состояние человека, силу проявления чувств, переживаний.
Эмоциональный – выражающий чувство, настроение, субъективное отношение.
Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного).
Язык – система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества.
Языковые единицы – фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.
Языкознание (лингвистика) – наука о языке.
Использованные источники
ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224с.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 464с.
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319с.
Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №3 г. Мыски Кемеровской обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая терминология. Формирование методов достижения терминологической грамотности учащихся.
В презентации указаны причины постоянной работы над терминами, задачи и методы достижения терминологической грамотности учащихся....
Терминологическая работа для 9-го класса по теме:" Россия в конце 20 - начале 21 века".
В терминологической работе для 9-го класса находятся часто встречающиеся термины по истории России конца 20 в....
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ».6 класс
История средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.Проверка и закрепление знаний учащихся по ключевым терминам параграфов 11-16Предлагается 2 варианта по 10 заданий в каждом, за правильный отв...
История России.Терминологический контроль по теме "Московская Русь" (6 класс)
Работа представлена двумя вариантами. В каждом варианте по два задания: первое - на проверку знания дат, второе - на знание терминов. Для удобства пользования задания копированы на весь лист формата А...
Терминологический диктант по литературе
Повторение литературоведческих терминов...
Орфоэпический минимум: Список слов для выполнения заданий по орфоэпии
для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Терминологический минимум
Обязательный минимум терминов с объяснениями. Для мини-зачетов....