Урок по теме "Глагол как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Данная презентация предназначена для облегчения подачи сложного теоретического материала по теме "Глагол".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.pptx | 92.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семантический признак Обозначает действие или состояние предмета Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Значение Что о значенье глагола сказать?
Морфологический признак Постоянные: 1.вид: совершенный несовершенный 2.возвратность: возвратный невозвратный 3.переходностность: переходный, непереходный 4.спряжение Непостоянные: 1.наклонение:изъявительное повелительное условное 2.время: настоящее прошедшее будущее 3.лицо (если есть) 4.число 5.род (если есть)
Синтаксический признак Сказуемое Наша задача - учиться. Определение У него было желание учиться. Обстоятельство цели Он приехал учиться. Подлежащее Учиться всегда пригодится. Дополнение Мы посоветовали ему учиться.
Категория вида совершенный Что сделать? действие законченное, ограниченное каким-либо пределом: зажечь, толкнуть, решить, дать. Нет формы настоящего времени. несовершенный Что делать? действие незаконченное, без указания на его предел: жечь, толкать, решать, давать. Имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Определите категорию вида Решать, решить, отрезать, отрезать, взять, брать, заискивать, преобладать, молвить, хлынуть, атакует.
возвратность Возвратные глаголы - это глаголы с постфиксом -СЯ (-СЬ): одеваться , встречаюсь. Постфикс происходит от возвратного местоимения себя: Причесать себя – причесаться. Все возвратные глаголы непереходные. Невозвратные глаголы - все остальные.
Глаголы различаются по характеру действия относительно объекта Переходные обозначают действие, направленное на объект, и управляют В.п. без предлога, т.е. имеют прямое дополнение : проверить (что?) работу. Кроме В.п., дополнение может стоять в Р.п. Встречаешь (кого?)гостя. Непереходные обозначают действие, не направленное на объект, и не могут управлять В.п. без предлога: бежать по (чему?) дороге, радоваться (чему?) удаче, грустить по (кому?) матери.
Замените непереходные глаголы переходными. Готовиться к урокам Увлекаться спортом Владеть языком Рассказать о недостатках Заниматься астрономией
Категория наклонения Изъявительное Повелительное условное
Изъявительное наклонение Действия происходили происходят или будут происходить на самом деле Изменяются по временам
Повелительное наклонение Обозначают действия, которые требуют или просят выполнить Употребляются обычно в форме 2-го лица единственного или множественного числа Не изменяются по временам
Условное наклонение
В лесу нужны ловкие руки. Ведь если возьмешь руками что-то не так, могут быть большие неприятности. Попробуй-ка взять как попало пчелу, шершня или змею. А если уметь, то можно и ядовитую гадюку взять голой рукой. Гадюку можно надежно прижать палкой к земле и поднять за щеюку или..за кончик хвоста . Да , да, да за кончик хвоста. И ни одна гадюка не укусит вас: она не сможет подтянуться к вашей руке. Если бы вы взяли ящерицу за хвост, то этот хвост остался бы у вас в руке, а ящерица бы убежала… Руки должны действовать уверенно, быстро , но , осторожно. Видели, как работает фокусник? Ловкими пальцами достает он из пустого кулька цветы, ленты, мышей и голубей… Вот так и ваши руки, если станут умелыми, начнут, казалось бы, из нечего «доставать» вкусный обед, удобный ночлег, сберегать время для вас. (Н.Сладков)
Замените непереходные глаголы переходными. Готовиться к урокам Увлекаться спортом Владеть языком рассказать о недостатках Заниматься астрономией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Уроки №25-28. Самостоятельные части речи (учебник А. И. Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
Уроки № 25-26, 27-28 (продолжение)...
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме "Имя существительное - удивительная часть речи "....