Разработка урока "Причастие - особая форма глагола"
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме
Разработка урока рассчитана для 7 класса. Для учащихся-татар причастие является сложной темой . Его изучение связано со значительными трудностями, которые объясняются двойственной морфологической природой причастия в русском языке, особенностями употребления этой категории слов в родном языке учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka._prichastie-_osobaya_forma_glagola._7_klass.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Причастие – особая форма глагола.
Цель урока: повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии; познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях.
Оборудование: высказывания великих ученых о причастии, раздаточные материалы, таблицы, цветные мелки, шар.
Ход урока.
I Организационный момент. Психологическая установка.
II Актуализация прежних знаний о глаголе и прилагательном. (ученики называют признаки прилагательного и глагола).
Прилагательное Глагол
обозначают признак действие
род вид
число время
падеж возвратность
могут иметь определяемое слово зависимое слово
причастие
III Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием. Что говорят о причастии наши великие ученые В.И.Даль, М.В.Ломоносов. (Ученик читает с доски высказывания В.Даля, М.Ломоносова).
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»
В.И.Даль.
«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
М.В.Ломоносов.
- Ребята, следите за ходом объяснения нового материала и в конце урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.
- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).
- Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)
- Что можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные?( постоянные)
- Произведем некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар?(летящий, падающий, опускающийся, лопнувший) Постоянные эти признаки или нет?
- Нет, летящий шар – шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который» + глагол, от которого образовано причастие. Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).
- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)
- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?
- Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
IV Работа с таблицами, примерами.
На доске примеры из стихотворений.
- Мы тронулись. Как тихо! И плывет
Луна в мерцающей лазури.
(«Буря» М.Джалиль)
- Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмет в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов.
(«О героизме» перевод А. Шпирта)
Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время и вид причастий.
(Ученики находят причастия: мерцающей – ж.р., ед.число., П.п., наст. вр., несов. в
поражающих-мн.ч., наст.вр., несов.в.)
Физкультминутка.
(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол – направо, прчастие – вперед, сомневаются – круговое движение )
Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, читает, говорит, синеющие, белеть, пахнущий, сидящий, прекрасная, приехал, двигаясь.
- На доске таблица со словосочетаниями.
Зимующие птицы Бушующее море
Зимняя дорога Зеркальная поверхность
Раскрытая книга Свежие семена
(Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)
V Закрепление.
- Письменная работа по вариантам. Выписать:
I вариант-предложения с прилагательными, определить род, число, падеж;
II вариант- предложения с причастиями.
- Перед открывателями открылась чудесная картина.
- На скамейке сидел дремлющий старик.
- Колба быстро наполнилась летучим газом.
- Летящая стая птиц повернула к лесу.
- Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
- От горящего полена шло тепло.
- Поляна была покрыта желтыми лстьями берез.
- Над водой поднялась пара встревоженных уток.
- Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.
- У этой птицы оригинальный по окраске воротник.
- Буквенно-цифровой диктант. Учитель читает словосочетания, ученики записывают буквами под цифрами, где
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров;
О – особая форма глагола;
П – прилагательноле
Г – глагол
- гудящий шум 6) колосистая рожь
- талантливый ученик 7) убирается в комнате
- моет пол 8) скачущий всадник
- седые волосы 9) белый снег
- чернеющая смородина 10) дремлющий старик
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
о п г п о п г о п о
Проверка работ: 2 ошибки - «4»
4 ошибки - «3»
более- «2». Ученики сами себе ставят оценки.
VI Подведение итогов. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
-Итак, какую “силу имени”прилагателного имеет причастие?
Ученики делают вывод о признаках прилагательного у причастия, указывают на общее и различия в их грамматических признаках.
Мы выяснили, что причастияимеют признаки и прилагательного, и глагола; изменяются по родам, числам, падежам, имеют вид, время.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание:
всем-упр.240,
1 вариант- вспомнить и записать пословицы и поговорки с причастиями;
2 вариант- название книг, фильмов, где употреблены причастия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие и деепричастие - особые формы глагола
Конспект обобщающего урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"
Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....
Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"
Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"...
Открытый урок: " Причастие - особая форма глагола"
Открытый урок по теме: " Причастие - особая форма глагола" . На уроке особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для восприятия темы, включению учащихся в исследование и создание комфортны...
Контрольная работа по теме "Причастие как особая форма глагола" 6 класс
Данная контрольная работа возможна при закреплении темы "Причастие как особая форма глагола" в 6 классе....
Урок на тему: "Причастие- особая форма глагола"
"Причастие - особая форма глагола"Цель урока:1.Обобщение и систематизация материала по теме « Причастие».2. Закрепление изученных орфограмм, совершенствование пунктуационных навков.Ход урока.1.Вступит...
Разработка урока. Тема: Деепричастие как особая форма глагола
Данная методическая разработка ставит своей целью познакомить учащихся с новой для них частью речи.В ходе урока знакомятся с морфологическими признаками деепричастия, учатся находить деепричастия в те...