Организация самостоятельной деятельности на уроках русского языка
статья по русскому языку
Статья рекомендована для учителей русского языка. Основная цель: приемы и методы организации самостоятельной деятельности на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnoy_deyatelnosti_.docx | 46.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»
О самостоятельной деятельности учащихся много говорят и пишут. Самостоятельность… А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий. Самостоятельное добывание знаний, усвоение учебного материала не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.
Отправной точкой служит постулат, что ребенок по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать,- это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.
Древняя поговорка Услышал – забыл Увидел – запомнил Сделал - понял | Усвоение информации учащимся: 50% того, что видит 90% того, что делает сам |
И потому ставлю перед собой такую цель, как формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Исходя из этого, ставлю перед собой следующие задачи:
- создать условия для самостоятельной работы;
- вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
- обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
- предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).
Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые разные формы обучения – фронтальную, групповую, индивидуальную. Задания для самостоятельной работы также могут быть для всех учащихся группы либо одинаковыми, либо вариативными, в зависимости от уровня подготовленности группы, задач и типа урока. В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я использую самостоятельные задания для детей на разных этапах работы:
- При проверке домашнего задания
Примером может служить задание для учащихся 8 класса по пройденной теме «Вводные и вставные конструкции»:
1) Данные слова и словосочетания распределите в два столбика:
а) выступающие в роли вводных;
б) никогда не выступающие в роли вводных.
Конечно, очевидно, ведь, видимо, по-моему, вот, будто, помнится, следовательно, как будто, словно, значит, наоборот, именно, например, кстати, во-первых, как раз, едва ли, вряд ли, словом, вообще говоря, с одной стороны, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже.
2) Записать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти вводные и вставные конструкции. Какие еще синтаксические конструкции встретились в предложениях? Обозначить их графически.
Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел я дома один слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи бегущие мимо луны.
Он ехал теперь к Яузскому мосту где ему сказали был Кутузов.
Плотва брала как говорят рыболовы чуть ли не на голый крючок.
Правой рукой Иван Иванович так зовут директора растирает левую.
Задания, которые помогают сформировать у детей самостоятельное мышление, творческую активность.
Задание: исправить ошибки при постановке знаков препинания.
(5 класс «Прямая речь»)
А- «П». «П» - А. А: «п». «П», а. П: «А»
Задание: Данные слова и словосочетания распределите в два столбика:
(8 класс «Вводные слова и вставные конструкции»)
а) выступающие в роли вводных;
б) никогда не выступающие в роли вводных.
Конечно, очевидно, ведь, видимо, по-моему, вот, будто, помнится,
следовательно, как будто, словно, значит, наоборот, именно, например,
кстати, во-первых, как раз, едва ли, вряд ли, словом, вообще говоря, с одной
стороны, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже.
Задание: Найдите предложения, в которых есть деепричастные обороты. (Знаки
препинания не проставлены)
(7 класс «Деепричастный оборот»)
- Выйдя из дома человек направился к машине.
- Я открыл окно и залюбовался прекрасным видом.
- Я забыл обо всем залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
- Лебеди плавали не замечая меня.
- Изогнув длинные шеи птицы поднимаются вверх.
- Гроза грохочущая вдали надвигалась.
- Блеснула молния и раздался удар грома.
- Мама сидела откинувшись в кресле.
- Георгины почерневшие от мороза печально свешивали свои головы.
- Снег падал на землю покрывая её пушистым ковром.
Задание: составить рассказ, с использование изученной на уроке орфограммы
Задание: написать сочинение – миниатюру
- При изучении словарных слов
- Список слов даётся на дом, необходимо определить их лексическое значение. В процессе нахождения ЛЗ учащиеся запоминают написание.
- Составить кроссворд, включив в него словарные слова
- Словарные диктанты – по значению определить слово
Подобная работа способствует лучшему запоминанию этих слов, пополнению словарного запаса обучающихся, приобщению детей к работе со словарями, даёт возможность к творческому самовыражению, умению приобретать новые знания.
Та же работа может проводиться и с терминами, основными понятиями по той или иной теме
- При изучении нового материала
Например, в девятом классе при изучении темы «Придаточные места» предлагаю ребятам изучить параграф 14 и заполнить таблицу:
вопросы | союзы или союзные слова | указательные слова | место придаточного | примеры сложноподчиненных предложений с придаточными места |
Кроме того, школьники участвуют в семинарских занятиях, готовят доклады, сообщения, рефераты, презентации по теме. Наглядные пособия – карты, схемы, опорные конспекты – также способствуют развитию умения делать самостоятельный анализ и выводы. Кроме того, сами учащиеся в ходе самостоятельной урочной/внеурочной деятельности могут создавать наглядные пособия к урокам русского языка и литературы. Наибольший интерес у учащихся 10-х классов вызывает приготовление презентации по биографии писателя. В этом учебном году учащиеся 8-10 классов создали компьютерные презентации по жизни и творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, А.И. Гончарова, Ф.М. Достоевского. В дальнейшем эти материалы можно использовать при работе с другими классами.
Также на уроках использую различный раздаточный материал (карточки-задания, инструкционные карты), который помогает учащимся в ходе самостоятельной работы анализировать, делать выводы.
Приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.
Задание: Прочитайте слова. Исключите из этого ряда по одному лишние слова так,
чтобы в нём осталось одно слово. Причину исключения каждого слова
обоснуйте. (5 класс «Правописание –тся, -ться в глаголах»)
упражнят ( ь, - ) ся
обливает (ь, - ) ся
учат ( ь, - ) ся
умоет ( ь, - ) ся
- здоровье – сущ., остальные глагол
- упражняться – глагол в Н.ф., остальные в 3 л.
- учатся – гл. в форме мн.ч., остальные в ед.ч.
- обливается – имеет проверяемую безударную гласную в корне и отвечает на вопрос что делает?
- умоется – нет орфограммы в корне и отвечает на вопрос что сделает?
Ещё раз посмотрите на глаголы, с которыми вы работали. Обратите внимание на их написание и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Формулирование целей урока.
Прочитайте глаголы и разделите их на две группы по нескольким признакам одновременно (обливаться, наклониться, смеётся, печалятся, продвигаться, улыбнутся)
Н.ф. гл. 3 лица
что делать? что делает?
что сделать? что сделают?
что делают?
обливаться смеётся
продвигаться печалятся
наклониться улыбнутся
Сделайте вывод о написание -тся и –ться
Задание: рассмотреть слова, написанные на доске, сформулировать правило их
написания. Оформить таблицу. (7 класс «Не с причастиями»)
трава не скошена нескошенная трава
не скошенная крестьянами трава недоумевающий взгляд
не скошенная, а зеленеющая трава
вовсе не скошенная трава
Задание: Рассмотрите таблицу. О чём она нам может рассказать? (В ходе работы
с таблицей возникает схема, рисунки, которые помогают ребятам запомнить
правило).
Собирательные числительные | ||||
Образуются | Сочетаются | |||
Два | Двое | Друзей | Котят | Ножниц |
Три | ||||
Четыре | ||||
Пять | ||||
Шесть | ||||
Семь | ||||
Восемь | ||||
Девять | ||||
Десять |
Задание: прочитать материал оформить его в виде схемы или таблицы
(Например, 8 класс «Тире между подлежащим и сказуемым»)
Задание: Групповая работа – изучить и переработать материал, представить в виде
схемы, донести до одноклассников.
Предоставив возможность самим исследовать материал, я заметила, что не только
сильные ученики справлялись с данным видом деятельности, но и к ним со своими
идеями стали подключаться и остальные учащиеся.
Кроме того, школьники участвуют в семинарских занятиях, готовят доклады, сообщения, рефераты, презентации по теме. Наибольший интерес у учащихся 10 класса вызывает приготовление презентаций. В дальнейшем эти материалы можно использовать при работе с другими классами.
Также на уроках использую различный раздаточный материал (карточки-задания), который помогает учащимся в ходе самостоятельной работы анализировать, делать выводы.
- На этапе первичной проверки усвоения, закрепления новых знаний
Учащимся 9 классов после изучения темы «Виды придаточных» было предложено разноуровневое задание, причем ребята самостоятельно выбирают уровень сложности:
- 1 уровень ( на «3»)
Записать 10 сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных, расставляя знаки препинания.
- 2 уровень (на «4»)
Записать 10 сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных, расставляя знаки препинания, определяя вид придаточного.
Начертить схему предложения.
- 3 уровень (на «5»)
Составить предложения по предложенным схемам.
На уроках литературы учащиеся проводят разнообразные исследования: сравнивают текст художественного произведения и его инсценировку или экранизацию, работают с текстом и иллюстрациями, сравнивают окончательный текст и черновики автора.
Например, при изучении комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» школьники обсуждали, почему по-разному трактуются образы данного произведения в театре, в живописи, в кино. Для этого проводилась работа по тексту:
- Анализ характеристики героев, данной автором в ремарках;
- Анализ высказываний героев, подтверждающих характеристику автора.
Работа с иллюстративным материалом
- Подбор иллюстраций;
- Сопоставление иллюстраций с текстом;
- Анализ привнесённых художником изменений.
Работа с видео и аудиофрагментами
- Подбор фрагментов;
- Сопоставление фрагментов с литературным текстом и иллюстративным материалом;
- Анализ авторских трактовок героев.
Учащиеся работают с текстом комедии, анализируют гоголевские ремарки, данные в начале комедии, и соотносят их с проявлением характеров персонажей в тексте произведения. Ребята создают свои иллюстрации к произведению. После просмотра фрагментов из фильма «Инкогнито из Петербурга» учащиеся сравнивают их с текстом произведения.
- Провожу разнообразную работу с текстом (составить текст, используя данные слова; составить текст по рисунку; вставить пропущенные слова в текст; восстановить текст по ключу; сформулировать задание к тексту). Подобная работа помогает не только закрепить орфографические и пунктуационные навыки, но и расширяет словарный запас обучающихся, учит работе с текстом, даёт возможность самовыражения, развивает творческую и познавательную активность, навыки самостоятельного мышления.
Упражнение: сформулировать задание и выполнить упражнение.
( 6 класс «Разряды прилагательных»)
Жабры извлекают из в…ды нужный для дыхания кисл…род, хв…стовой
плавник-весло движет рыбу в в…де.
Рыбы прекрасно приспосабливаются к жизни в в…де.
Есть у рыбы удивительный орган – б…ковая линия, которая п…зв…ляет ей
видеть без глаз и слышать без ушей.
Плавательный пузырь п…м…гает рыбе нырять, всплывать и даже
«разг…варивать».
Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба б…ками уже чувствует его
приближение. КЛЮЧ:
1. [ ].
2. [ 1 к. ], ( 1 от. ).
3. [ 1 от. ].
4. [ 1 от. ], ( ).
5. [ ], [ ].
Упражнение: вставить подходящие по смыслу слова в соответствии с заданием.
( 6 класс «Разряды прилагательных»)
1. Песцов называют _ _ _ _ _ лисицами. / -- утиный
Зимой они кочуют. Они идут вдоль / -- большие
_ _ _ _ _ побережий на юг к Ледови- / ОП -- бобровый
тому океану. Песцы – хищники. Их / -- полярный
добыча - _ _ _ _ _ животные. /
2. _ _ _ _ _ пища тигра – олени и каба- /
ны. Но _ _ _ _ _ тигр ест даже орехи. / -- хитрый
Это очень _ _ _ _ _ зверь. Он подра- / КП -- ласточкин
жает голосу оленя и может заманить / -- голодный
его. Тигры способны переплывать / -- обледенелый
_ _ _ _ _ реки. (О.Узорова). /
3. Построил бобёр у ручья плотину. /
Разлился _ _ _ _ _ пруд. Завелись в / -- лягушачий
нём рыбки. На берегу появились _ _ _ / ПП -- обычный
гнезда. Радостно зазвучало _ _ _ _ _ / -- морские
щебетание и _ _ _ _ _ кваканье. Мо- /
лодец, бобёр! ( По Ю. Дмитриеву). /
Упражнение: Прочитайте предложения. Запишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.
(5 класс «Тире между подлежащим и сказуемым»)
Распустил он свои сильные корни под з_млёй, пробился через травы и начал на лугу расти.
Тёрн кустарник хитрый, к_рнями размножается.
Расчистил землю вокруг, окружил себя подру_ками.
Так и отв_евал тёрн землю для леса и луга.
Б_рё_ки белолицые кр_савицы.
Осинки милые ш_птуньи.
Упражнение: соедините части текста так, чтобы получился текст. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание. ( 6 класс «Правописание при- и пре-»)
Музыка в траве пр...утихла. Мелкая листва облетела с пр...брежных лозин. Ветер осторожно пр...гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался, затуманился.
В августе в пр...роде улавливались пр…меты наступающей осени. В этих пр...метах нежность и грусть.
Проникновенно, пр..ятно, тревожно. Что-то пр…поднесет нам осень?
Шифр:
1.
2
Текст
2.
3.
- распределительный и выборочный диктанты
Задание: разделить устаревшие слова на две группы: историзмы, архаизмы.
(6 класс «Устаревшие слова»)
Колчан, острог, пиит, зипун, ветрило, иноземец, цирюльня, кичка,
фигляр, чреда, капот, опашень, орало, секира, опочить.
В случае затруднения обращайтесь к словарику:
Ветрило – парус;
Зипун – крестьянская одежда из грубого толстого сукна, обычно без
ворота;
Иноземец – иностранец;
Капот – женская домашняя одежда свободного покроя, вид халата;
Кичка – старинный головной убор замужней женщины;
Колчан – сумка для стрел;
Опашень – долгополый кафтан с короткими широкими рукавами;
Опочить – заснуть;
Орало – орудие для пахоты;
Острог – тюрьма;
Пиит – поэт;
Секира – старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;
Фигляр – фокусник, акробат;
Цирюльня – парикмахерская;
Чреда – очередь.
- «рисование» правил
- при изучении темы «Фразеология»: нарисовать фразеологизм и рассказать о его происхождении.
- характеристика героев;
- составление планов (простого и развернутого), конспектов, тезисов
- провожу работу по сравнению, сопоставлению, что приобщает детей к поисковой, исследовательской деятельности (сравнительные характеристики героев, сопоставление пейзажа, текстов, текстов с иллюстрациями…).
- В старших классах использую такие виды исследовательской деятельности, как: лабораторная работа, способствующая развитию и совершенствованию способов умственной деятельности (сравнение, анализ, выделение главного…) и общеучебные умения и навыки (актуализация ранее изученного, последовательное изложение в письменной форме своих мыслей, работа со справочной литературой); самостоятельное изучение отдельных этапов в творчестве писателя, рефераты, проекты. Эта работа требует привлечения дополнительной литературы, использование Интернет, которые формируют и развивают у учащихся способности к самостоятельному поиску, сбору, анализу, предоставлению информации. Чтобы работа была более эффективной, стараюсь создать необходимые условия, чтобы учащиеся обрабатывали найденную информацию, преобразовывали её в виде схем, таблиц, презентаций … (но не просто копировать)
- отбор и группировка фактов по “сквозной” проблеме;
- логические задания. Докажи свой ответ не менее, чем тремя аргументами.
- проблемные задания. Выскажите свое отношение к данному высказыванию.
- образные задания. Представьте, что вы оказались … расскажите…. о своих впечатлениях.
- сочинения – рассуждения по проблеме
Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.
- На этапе контроля и оценки знаний
Данный этап представляет собой практически полностью самостоятельную работу учащихся. Они выполняют различные тестовые задания, контрольные работы, пишут сочинения, изложения, словарные диктанты. Важно, чтобы дети сами становились инициаторами творческой деятельности. На моих уроках школьники разрабатывают тесты на знание и понимание текстов, подбирают предложения для расстановки знаков препинания по определенной теме, составляют словарные диктанты.
Таким образом, на уроках русского языка и литературы стараюсь формировать навыки самостоятельной деятельности с помощью различных форм и методов. В зависимости от цели и типа урока объем выполняемой учеником работы может быть разным. Мастерство педагога и состоит в том, чтобы со временем учащиеся становились более самостоятельными и творческими, что, несомненно, поможет им в будущей жизни.
Самостоятельная деятельность помогает формировать навыки работы с дополнительным материалом, использовать новейшие технологии, учит ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление в условиях работы с большим объёмом информации, т.е. самостоятельная работа помогает сформировать у обучающихся компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать. Самостоятельная деятельность помогает учащимся стать уверенной личностью.
Автор статьи: Cтарец Ирина Николаевна
Должность: учитель
Место работы: ГБОУ Гимназия №261
Телефон: 8-911-169-96-78
Эл. адрес: vork61@yandex.ru
Список используемых источников
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8
3. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)
4. Коротаева, Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе/ Е.В. Коротаева //Русский язык в школе.-2008.-№5.-С.10-15.
5. Новиков А.Е. Сетевые информационные технологии в образовании//Методист.-2008.-№9.-С.2-9.
6. И.Б.Соколова // Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы. - СПб.,2007.-С.59-64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Организация КСО на уроках русского языка и литературы.
В статье раскрывается опыт работы по организации Коллективного способа обучения на уроках. Рассматриваются этапы работы в группах, учебные задания, виды контроля. Излагаются преимущества КСО....
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
В материале рассматриваются формы и методы организации контроля на уроках русского языка, аргументы "за" и "против" выставления оценок....
Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах
Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...
Организация преодавания на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС
Доклад на пленарном заседании городского методического объединения...
Организация сотрудничества на уроках русского языка и литературы
Ученикам трудно добровольно включиться в общую работу класса, у робких детей...
Некоторые методы и формы организации контроля на уроках русского языка
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об...
Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы ( по ФГОС)
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к ...
- Мне нравится (1)