Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
статья на тему
Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Очень часто наши ученики не умеют добывать знания самостоятельно, а современность требует совершенно иного. Она требует инициативного, мобильного, креативного, изобретательного и предприимчивого молодого человека, способного добывать знания из различных источников и применять их на практике. Поэтому в современном образовании возникла необходимость внедрения методики, которая помогла бы преподавателю в условиях учебной ситуации организовать самостоятельную деятельность обучающихся, которая в свою очередь повысила интерес к учебному процессу и повысит качество знаний. Так же новая методика должна показать практическую значимость полученных знаний.
Но в условиях ограниченности урочного времени нельзя организовать полноценную самостоятельную деятельность. Для ее организации педагогу просто необходимо создать комфортные условия. Более всего данные условия может создать проектная методика, к которой и обращаются многие современные учителя. Именно метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школьников, индивидуальную, парную, групповую, выполняемую за определенный отрезок времени.
Нельзя сказать, что проектный метод кардинально новый в процессе преподавания. Данный метод разработан в 20-е годы XX века, американским педагогом Джоном Дьюи. В России метод проектов был внедрен С.Т.Шацким, после революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Но, к сожалению, с 1931г по 1980г метод проектов не применялся, как чуждый советской школе. Сейчас метод проектов является одним из самых популярных и эффективных в воспитании самостоятельной личности. При внедрении этого значительно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности, а смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, организационных, нравственных и иных проблем.
В XXI веке человек должен обладать следующими качествами:
Творчество и любознательность;
Критическое и системное мышление;
Умения работать с информацией и медиасредствами;
Межличностное взаимодействие и сотрудничество;
Умения ставить и решать проблемы;
Направленность на саморазвитие;
Социальная ответственность.
Самостоятельность – это одна из ведущих качеств личности школьника. Она выражается в умении ставить перед собой цели и добиваться их достижения. Самостоятельность – это и отношение человека к своему поведению, и способность действовать в обстановке, требующих принятия нестандартных решений. Учебные достижения ученика - основной показатель самостоятельности. Самостоятельная работа - это организованная учителем деятельность учащихся, которая направлена на поиск знаний, их осмысление, закрепление и систематизацию. Самостоятельная работа может выполняться группой, индивидуально и с помощью фронтальных заданий на уроках, консультаций, домашних заданий. При выполнении заданий осуществляется познавательная деятельность учащихся. Они не содержат точного инструктажа, разъяснения со стороны педагога, осуществляются без контроля в открытой форме. Ученик сам применяет знания для установления каких-либо новых фактов, явлений, самостоятельно отыскивает способы решения и приходит к новым для него результатам.
На использование метода проектов на уроках и во внеурочное время в последние годы в образовании сделан особый упор, что дает возможность выделить достоинства этой технологии:
- повышение мотивации учащихся в учебе;
- получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой
- информации;
- повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной
- работы;
- предоставление каждому возможностей самореализации;
- развитие самостоятельности;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности за проделанную работу.
- воспитание чувства самооценки.
С методом проектов обучающиеся начинают знакомиться еще в начальной школе, когда учатся ставить цель и задачи выполняемой работы, делать выводы, формулировать проблемные вопросы. Они выполняют мини-проекты, обыгрывая произведения, составляя кроссворды, викторины, иллюстрируя прочитанные произведения. В ходе такой работы ребятами лучше вспоминается пройденный материал. Они получают большой объем знаний самостоятельно, без помощи учителя. Цель такого проекта - развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления. Технология заключается в том, что учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно.
В старших классах учащимся выполняют исследовательские проекты. Такие проекты требуют работы с различными видами литературы. Продуктом этих проектов могут стать исследовательские работы, иногда носящие межпредметный характер, газеты, театральные представления, фильмы.
В ходе применения в своей практике метода проектов, мною было замечено, что развитие самостоятельности школьников эффективнее при выполнении работ творческо-практического характера, поскольку они развивают способность ученика применять имеющиеся у него знания и опыт деятельности. При выполнении проектов у ребят формируются умения организоваться, умения работать в команде, умения собирать и обрабатывать информацию и умение представлять результат своего труда. Работая над проектами, ребята чувствуют себя раскованнее, не боятся задавать вопросы, спорят, доказывают, вследствие чего рождается истина.
Развитие самостоятельности учащихся должно осуществляться планомерно, в соответствии с дидактическими принципами доступности, последовательности и систематичности. Технология проектного обучения на уроках русского языка и литературы является одним из эффективных способов развития творческой самостоятельности учащихся, построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения, мышления и самостоятельности, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место занимают роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Но для максимального проявления самостоятельности и заинтересованности, тема проекта должна быть подобрана с учетом возрастных особенностей школьника и его жизненными интересами.
Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, значимость приобретенных ими знаний для жизни. Метод проектов обогащает классно - урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках русс кого языка и литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка
Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....
«Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы
Презентация по данной теме поможет педагогам правильно организовать самостоятельную работу на уроке. Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно, ум...
«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы....
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...
Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы
Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы""...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей зад...