Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
статья на тему

Галактионова Эльвира Викторовна

Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad1.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Очень часто наши ученики не умеют добывать знания самостоятельно, а современность требует совершенно иного. Она требует инициативного, мобильного, креативного, изобретательного и предприимчивого  молодого человека, способного добывать знания из различных источников и применять их на практике. Поэтому в современном образовании возникла необходимость внедрения методики, которая помогла бы преподавателю в условиях учебной ситуации организовать самостоятельную деятельность обучающихся, которая в свою очередь повысила интерес к учебному процессу и повысит качество знаний. Так же новая методика должна показать практическую значимость полученных знаний.

Но в условиях ограниченности урочного времени нельзя организовать полноценную самостоятельную деятельность. Для ее организации педагогу просто необходимо создать комфортные условия. Более всего данные условия может создать проектная методика, к которой и обращаются многие современные учителя. Именно метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школьников, индивидуальную, парную, групповую, выполняемую за определенный отрезок времени.

Нельзя сказать, что проектный метод кардинально новый в процессе преподавания. Данный метод разработан в 20-е годы XX века, американским педагогом Джоном Дьюи. В России метод проектов был внедрен С.Т.Шацким, после революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Но, к сожалению, с 1931г по 1980г метод проектов не применялся, как чуждый советской школе. Сейчас метод проектов является одним из самых популярных и эффективных в воспитании самостоятельной личности. При внедрении этого значительно  изменяется  и  роль  учителя.  Его  главная  задача  - мотивировать  учащихся  на  проявление  самостоятельности, а смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования  у  обучаемых  опыта  самостоятельного  решения познавательных, организационных,  нравственных  и  иных проблем.

В XXI веке человек должен обладать следующими качествами:

Творчество и любознательность;

Критическое  и  системное  мышление;

Умения  работать  с  информацией  и  медиасредствами;

Межличностное взаимодействие и сотрудничество;

Умения ставить и решать проблемы;

Направленность  на  саморазвитие;

Социальная  ответственность.

Самостоятельность – это одна из ведущих качеств личности  школьника. Она выражается в умении ставить перед собой цели  и  добиваться их достижения. Самостоятельность  –  это и отношение  человека  к  своему  поведению,  и  способность действовать в  обстановке, требующих принятия нестандартных решений. Учебные достижения ученика  - основной показатель самостоятельности. Самостоятельная  работа  -  это  организованная  учителем  деятельность учащихся, которая направлена на поиск знаний, их осмысление, закрепление и  систематизацию. Самостоятельная работа может выполняться  группой, индивидуально  и  с помощью  фронтальных заданий на уроках, консультаций,  домашних заданий. При  выполнении  заданий  осуществляется  познавательная  деятельность учащихся.  Они  не  содержат  точного  инструктажа,  разъяснения  со  стороны педагога,  осуществляются  без  контроля  в  открытой  форме.  Ученик  сам применяет  знания  для  установления  каких-либо  новых  фактов,  явлений, самостоятельно  отыскивает  способы  решения  и  приходит  к  новым  для  него результатам.

На использование  метода проектов на уроках и во внеурочное время  в последние  годы  в  образовании  сделан  особый  упор,  что  дает  возможность выделить достоинства этой технологии:

  • повышение мотивации учащихся в учебе;
  • получение  навыков  самостоятельного  поиска  и  обработки  необходимой
  • информации;
  • повышение  самооценки  учащихся,  занимающихся  выполнением  проектной
  • работы;
  • предоставление каждому возможностей самореализации;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • воспитание чувства ответственности за проделанную работу.
  • воспитание чувства самооценки.

С методом проектов обучающиеся начинают знакомиться еще в начальной школе, когда учатся ставить цель и задачи выполняемой работы, делать выводы, формулировать проблемные вопросы. Они выполняют мини-проекты, обыгрывая произведения, составляя кроссворды, викторины, иллюстрируя прочитанные произведения. В ходе такой работы ребятами  лучше  вспоминается  пройденный  материал. Они получают большой объем знаний самостоятельно, без помощи учителя. Цель  такого  проекта  -  развитие  проблемного  видения, стимулирование  поискового  мышления. Технология  заключается   в  том,  что учитель  ставит  проблему,  но  уже  метод  ее  решения  ученики  ищут самостоятельно.  

В  старших классах учащимся  выполняют  исследовательские  проекты. Такие проекты требуют работы с различными видами литературы. Продуктом этих проектов могут стать исследовательские работы, иногда носящие межпредметный характер, газеты, театральные представления, фильмы.

В ходе применения в своей практике метода проектов, мною было замечено, что развитие  самостоятельности  школьников эффективнее  при  выполнении работ  творческо-практического  характера,  поскольку  они  развивают способность  ученика применять имеющиеся у него знания и опыт деятельности. При  выполнении  проектов  у  ребят  формируются  умения  организоваться, умения  работать  в команде, умения  собирать и обрабатывать  информацию  и умение представлять результат своего труда. Работая  над  проектами,  ребята  чувствуют себя раскованнее, не боятся задавать вопросы, спорят, доказывают, вследствие чего рождается истина.

Развитие самостоятельности учащихся должно осуществляться планомерно, в  соответствии с дидактическими  принципами  доступности, последовательности и систематичности. Технология  проектного  обучения  на  уроках  русского языка и литературы  является  одним  из эффективных способов развития творческой самостоятельности учащихся, построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения,  мышления  и  самостоятельности,  принципиально  изменяет позицию ученика – существенное место занимают роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Но для максимального проявления самостоятельности и заинтересованности, тема проекта должна быть подобрана с учетом возрастных особенностей школьника и его жизненными интересами.

Ценность метода проектов состоит в том, что  он позволяет детям выбрать  деятельность  по  интересам,  по  силам,  способствует  зарождению интереса  к  последующим  делам,  побуждает  детей  добывать  новые  знания, использовать  имеющийся  опыт  при  решении  конкретных  проблем. Практическая  направленность  метода  позволяет  школьникам  почувствовать, значимость приобретенных ими знаний для жизни. Метод  проектов  обогащает классно  -  урочную  систему  как  один  из  способов  организации самостоятельной  работы  учащихся. Следует  отметить,  что  проектная  деятельность,  осуществляемая  на  уроках русс кого языка и литературы,  аккумулирует  все  знания,  умения  и  навыки  учащихся,  вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально   новую ступень  познания  и  творческой  деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....

«Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы

Презентация по данной теме поможет педагогам правильно организовать самостоятельную работу на уроке. Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно, ум...

«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках   русского языка и  литературы....

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...

Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей  на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на  уроках русского языка и литературы""...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

Самостоятельная работа учеников является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы учеников является важнейшей зад...