Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
материал по русскому языку

Кидяева Валентина Николаевна

В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы. Во время самостоятельной работы ребята не только учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priyomy_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                   

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы

на уроках   русского языка и  литературы.

     В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы. Во время самостоятельной работы ребята не только учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
  Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н. Толстой: “Если ученик в школе не учится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать”.                                                                  Мой опыт работы показывает, что обучающиеся мало владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.
   Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, формируют умение защищать свое мнение, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца. В связи с этим, самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у ребят самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции и т.д.
  Подробнее остановлюсь на формах, приёмах самостоятельной работы. Существует множество форм самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка и литературы. Это и работа с учебниками, справочной литературой, первоисточниками, разнообразные виды упражнений и диктантов, грамматический разбор во всем его многообразии, задания творческого характера, исследовательские работы, раздаточные карточки, тестовые задания, олимпиадные задания и т.д.
 
Работа с учебником – одна из главных форм самостоятельной работы, которую я применяю на практике. Первым делом учу ребят работать с учебником. Чтобы хорошо запомнить правило после прочтения и объяснения, учу делать опорные схемы. На первом уроке демонстрирую собственную схему, на следующем уроке разрабатываем схемы совместно, затем обучающиеся составляют схемы самостоятельно, кому как нравится и как лучше запоминается. Что касается предмета русской литературы, то ребята обязательно делают опорные конспекты в виде таблицы об основных этапах жизни писателя.
На уроке одними из самых действенных и распространенных средств побуждения обучающихся к активной умственной работе являются вопросы и задания преподавателя. Сила их – в простоте и доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания. Задавая вопросы, можно научить ребят находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства.
Усложнение задания провожу внутри одного вида работы. Так, например, чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить работу, можно  применить двухвариантные тестовые задания, в основе которых также лежит принцип постепенного усложнения материала. Двухвариантные тестовые задания можно проводить после каждого изученного раздела языка. Такая работа дает возможность выявить пробелы обучающихся, на которые впоследствии необходимо заострить внимание для их устранения.
 Значительное место в процессе контроля и закрепления знаний обучающихся отводится проверочным раздаточным карточкам, с которыми можно работать на любой стадии урока. Они позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся.
 Не менее важным при формировании самостоятельной работы обучающихся является принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение задач обучающимися. Поэтому использую на уроках и упражнения учебника, и разнообразные виды диктантов (словарный, объяснительный, выборочный, графический и т.д.). В начале урока проводится  словарный диктант.
 При закреплении и обобщения изученного материала активно применяю на уроке так называемые контрольные блоки, которые включают в себя различные виды упражнений на повторение правил по русской грамматике и пунктуации.
Методы самостоятельной работы. В новом мире с каждой долей секунды появляются новые идеи, новые технологии. Инновационные технологии коснулись и образования. Для духовно-нравственного воспитания молодого поколения используются и с успехом применяются различные методы. Это и критическое мышление, и модульная технология, и проектное обучение. В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно активно применить на уроках русского языка и литературы.
   Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых из них.
Метод «Инсерт» – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Пометки следующие (записываются на доске и присутствуют до конца урока).
 
Метод «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ребята по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
   
Метод «Эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
 

 Метод «Дневник двойной записи». В основном использую на уроках русской литературы. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из художественного текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.
   Метод «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
 
Метод «Знаю, хочу узнать, узнал». Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
 
Метод «Синквейн». Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания, научить излагать сложные понятия в краткой форме. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам.

            Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности. Мы должны понимать, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей

    Приведу примеры нескольких самостоятельных заданий, которые требуют от учеников знания русского языка, проявления творчества, способствуют развитию воображения. Наибольшее место самостоятельной работе отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.

1.Слог
Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, в которых только один слог.
Мама купила (…)  дыню  соль
(…) – домашнее животное – корова  – коза  – конь
2.При изучении темы «Имя прилагательное как часть речи» 
1. Полные и краткие прилагательные
В словах ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое.
1. – ая; 4. – ий; 7. – ое; 10. – ей.      2. – а; 5. – ые; 8. – ее;     3. - □; 6. – ы; 9. – о;
2.
Склонение полных прилагательных Вставьте буквы, выделите окончания, определите их падеж.
На син_м вечерн_м небе; по нижн_му тенист_му парку; рыж_й белкой; до ближн_й деревни; у хорош_ ученика; на дальн_ планету; талантлив_ дети.
3.
Степени сравнения прилагательны  От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения.1 ряд – красивый, твердый; 2 ряд – горький, белый; 3 ряд – молодой, громкий.
4.
Разряды прилагательных Из данных прилагательных выписать:
1 ряд – качественные; 2 ряд – относительные; 3 ряд – притяжательные.
Военный (корабль), летний (день), волчья (нора), маленький (мячик), стеклянный (сосуд), речной (вокзал), охотничий (домик), щучья (пасть), давнишний (друг), ленивый (кот), тяжелый (груз), добрый (человек).
5.
 Площадка «Мастерская слова»
Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные.
( ) солнце безжалостно палило с ( ) неба. Бабочка – крапивница ( ) пятнышком мелькнула у ( ) окна и порхнула к потолку ( ) веранды. Там она прицепилась вверх ногами в самом ( ) углу. Еще несколько бабочек висели там, свесив вниз ( ) крылья.
6.
 Марафон «Я – режиссёр».Предложите свои названия телевизионных передач, включающие прилагательные. «Утренняя почта», «Футбольное обозрение».
3. Редактирование текста и сочинение-миниатюра.( При изучении темы «Полные и краткие прилагательные» )

  1. Редактирование текста.
    Утренний воздух чистый, прозрачен и свеж.
    Беленький ландыш пахучий.
    Старый дуб высокий и могуч.
    Огромный медведь неуклюжий.                                                                                                                   2.
    Сочинение-миниатюра – это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развивать речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод. Даю задание написать сочинение-миниатюру на тему «Моё любимое время года». В своём сочинении ребята должны умело использовать прилагательные в полной и краткой форме, определять синтаксическую роль прилагательных.

4. К данным словам подобрать однокоренные антонимы:(  При изучении темы «Лексика и фразеология»)
очарование – (разочарование),раскрывать – (закрывать),
опытный – (неопытный),распахнуть – (запахнуть),подходить – (отходить).
5. Тестирование позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях.
6.
  Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке. Например, карточки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Уровень А:Из-за чего произошла ссора между Онегиным и Ленским? Как провел последнюю перед дуэлью ночь каждый из них?
Почему Онегин, приняв вызов на дуэль, осуждает себя?
Уровень В: Как А. С. Пушкин изображает высшее общество Петербурга? Почему Татьяна вызывает уважение окружающих? Свой ответ подтвердите примерами из текста.
Каким вернулся Онегин в Петербург после странствий? Каково его душевное состояние?
Уровень С:  Сравните поместное и столичное дворянство в изображении А. С. Пушкина. Составьте план ответа
Докажите, что нравственная позиция Татьяны выше, чем у Онегина. Составьте тезисный план ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рассмотрение многоуровневой структуры в организации самостоятельной работы на уроке английского языка, как один из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности учащихся. В структуре ...

Организация самостоятельной работы старшеклассников по русскому языку.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках   русского языка и  литературы....

Организация самостоятельной деятельности на уроках русского языка

Статья рекомендована для учителей русского языка. Основная цель: приемы и методы организации самостоятельной деятельности на уроках русского языка....