Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Цели урока:
Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном предложении;
Развивающие: развивать умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, умение работать в группе, формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образное мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания, умение работать в группе;
Воспитательные: привить интерес к русскому языку как предмету и средству общения; расширить и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predlozhenie_2.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение»
Цели урока:
Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном предложении;
Развивающие: развивать умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, умение работать в группе, формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образное мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания, умение работать в группе;
Воспитательные: привить интерес к русскому языку как предмету и средству общения; расширить и пополнять лексический запас учащихся, учить понимать глубину и красоту русского языка.
Ход урока
1) Организационный момент.
2) Повторение изученного о предложении. Дайте определение: что такое предложение?
3) Актуализация знаний.
Без чего не может существовать предложение?
Запись на доске:
-без второстепенных членов;
-без однородных членов
-без грамматической основы
Прочитайте предложения.
Прошла гроза.
Прошла гроза, и на небе появилась радуга.
В каждом предложении выделите грамматическую основу.
Что вы заметили? Верно во втором предложении - две грамматические основы. Сложными называют предложения, состоящих из двух или нескольких простых, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы. Запишите тему урока «Сложное предложение»
4.Определение целей урока.
Исходя из темы урока, определите цель нашего урока?
Целью нашего урока будет узнать, что такое сложное предложение, а также познакомиться с видами сложных предложений, научиться ставить в сложном предложении запятую.
5) Изучение новой темы.
Простые предложения соединяются в сложное при помощи интонации и союзов. Составим схемы сложных предложений.
[– =], [– =].
Дождь кончился, дети пошли гулять.(Бессоюзное сложное предложение)
[– =], и [– =].
Дождь кончился, и дети пошли гулять.(Сложносочинённое предложение)
(Когда – =), [– =].
Когда дождь кончился, дети пошли гулять.(Сложноподчинённое предложение)
6) Закрепление изученного.
а)Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Укажите союзы, которые связывают простые предложения. Укажите видпредложения. Будьте внимательны! Все ли предложения сложные?
Земля освежилась, и буря промчалась.
Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.(А. Пушкин)
Мы вернулись домой, когда лучи солнца уже скрывались за лесом.
б)Творческая работа в группах.
Продолжи предложения, чтоб вначале оно было с однородными членами, а потом сложное.
1группа. Апрельский дождь прошёл и ….Апрельский дождь прошёл, и….
2 группа. Солнце выглянуло из-за туч и ….
Солнце выглянуло из-за туч, и…
3 группа. Прилетели птицы и ….
Прилетели птицы, и….
(Проверка в классе)
в). Работа с текстом.
На экране м\медиа открывается текст. Прочитайте. Докажите, что это текст. Что называется текстом?
Река Омь.
Омь течет лениво, коричневатые ее воды кажутся густыми. Берега Оми
поросли тальниками. Они густо стоят у берега, и солнечный свет тонет в их ветвях.
Откуда-то поднялся вдруг ветер, налетел на реку, взъерошил траву на берегу. Он так всколыхнул ветви тальника, что листья тревожно зашептались. Вода заплескалась мелкой рябью, но вскоре утихла.
Омь на языке барабинских татар значит тихая. Так ли тиха эта дремотная река?
Расставить недостающие знаки препинания, назвать грамматические основы предложений, определить их виды, начертить схемы.
г) Работа в тетрадях с карточками.
№2. Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы предложений, составить схемы.
Карточка №1
1) Дядя Федор спрашивал а кот из сумки отвечал.
2) Синицы ссорились трещали и этот треск сливался в веселую мелодию.
3) Элли взяла бессильного Тотошку на руки и путники пошли через лес.
Карточка №2
Жила в болоте лягушка ловила она комаров и мошек весной громко квакала со своими подругами.
Дождик моросил по ее пестренькой спинке и капли стекали с ее боков.
Осенью лягушки не квакают, и наша лягушка примолкла.
Карточка №3
1) Роща пылает кострами берез а земля светится россыпями золота.
2) В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба желтые и рыжие обрывистые берега красноватые ветки кустарника.
3) Осенний воздух свеж и прозрачен.
д).Контрольная работа (тестирование).
Выполняется в рабочих тетрадях. Пишут номера заданий и букву правильного ответа.
1.Какое это предложение?
Светило солнце, но прохладно.
Ответы: а) простое,
б) сложное.
2.Сколько простых предложений в составе сложного?
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле дует,
Дождик моросит.
Ответы: а)1, б)2, в)3, г)4,д)5.
3.Есть ли в этом предложений определение?
Закружилась листва золотая.
Ответы: а) да, б) нет.
4.Определи предложение по схеме(1), и (2).
А) Опустели поля, огороды.
Б) Осень наступила, и высохли цветы.
7. Итог урока.
– Итак, ребята, вам понравилось работать на уроке? Что мы узнали нового?
Какие предложения называются сложными?
2. Как доказать, что предложение сложное?
3. На какие виды делятся сложные предложения по способу связи?
4. На какие виды подразделяются союзные сложные предложения?
5. Для чего важно уметь отличать сложные предложения от простых?
6. Для чего важно уметь строить сложные предложения?
8. Домашнее задание.
А) П. 24, упр. 332;
Б) Выписать из текста художественного произведения 2-3 сложных предложения, построить к ним схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...