Интегрированный урок русского языка и литературы «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цель урока: выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания на основе художественных текстов А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока.
Интегрированный урок русского языка и литературы «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский.
Цель: выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания на основе художественных текстов А.С.Пушкина.
Обучающие задачи:
показать семантику приставок в тексте, используя пространственные модели; закрепить правописание приставок, оканчивающихся на согласные З-С, приставок ПРЕ-, ПРИ-, написание И-Ы в корне после приставок и неизменяемых на письме приставок; повторить морфемный состав слов.
Развивающие задачи:
развивать вдумчивое чтение; орфографическую зоркость; творческое мышление; связную устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие задачи:
воспитывать любовь к слову, умение видеть прекрасное в художественной речи.
Оборудование:
карточки с текстами; запись на доске; пространственные модели, репродукции картин, тесты.
Формы, методы и педагогические приемы, используемые на уроке.
Текстовый материал представляет собой отрывки из программных произведений А.С.Пушкина. Эти фрагменты можно объединить темой «Метель».
1.Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.
Беседа.
Постановка проблемного вопроса.
2.Работа с прозаическим текстом. Наблюдение над ролью приставки в тексте.
Выразительное чтение отрывка.
Словесное рисование.
Лингвистический эксперимент.
Запись текста с комментированием.
Морфемный разбор слова.
3.Работа с поэтическим текстом.
Анализ отрывка.
Игра «День – ночь».
Чтение наизусть.
4 Проверка орфографической грамотности. (Перфокарты.)
5 Подведение итогов урока.
Проблемный вопрос.
6 Домашнее задание и оценивание.
Мини-сочинение.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.
-Наш урок я хочу назвать урок-любование. А чем мы можем любоваться на уроке русского языка? Конечно же, словом. Вот что сказал Н. Рыленков: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно».
На предыдущих уроках мы изучали правописание приставок. Темой нашего урока я взяла слова К.И.Чуковского.
(Читает один ученик.)
«В разнообразии приставок таится разнообразие смысла»
-Как вы понимаете это высказывание?
-Можете вы объяснить сейчас, о какой тайне идет речь? Предположите.
(Дети высказывают предположения.)
-Вот эту тайну и постараемся разгадать.
-Запишите дату и тему урока.
(Учащиеся объясняют знакомые орфограммы.)
2.Работа с прозаическим текстом. Наблюдение над ролью приставки в тексте.
Выразительное чтение отрывка.
- Полюбуемся художественным мастерством А.С.Пушкина. Перед вами отрывок из повести «Метель». (Читает ученик.)
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой; сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле. И напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались.
-Какое настроение передается в этом тексте? ( Передается тревожное, мрачное настроение. Герой беспокоится.)
Словесное рисование.
-Какую картину представили? (Словесное рисование.)
-Посмотрите на иллюстрацию к произведению А.С.Пушкина. Насколько художник смог передать состояние природы? Объясните свое мнение. (Вызывает чувство тревоги, показывает природную стихию.)
-К какому типу речи относится данный текст? Назовите формальные
признаки. (Это повествование, т.к. преобладают глаголы…)
-Любование может быть не только зрительным, можно любоваться и мастерством слова.
Лингвистический эксперимент.
-В каком слове встречается приставка, соответствующая пространственной модели: ( Это слово взвидел.)
-Вам знакомы слова с такой приставкой? (Взбирается, взвалил.)
-А в слове взвидел приставка вз- имеет такое же пространственное значение? (Нет.)
- Проведем эксперимент для сравнения: замените приставку этого глагола в предложении. ( Увидел.)
-Что изменилось? ( Приставка у- обозначает действие объекта, а приставка вз- передает еще и состояние героя, его настроение. Неожиданность, тревога, существует выражение «света белого не взвидел», чувство опасности, неудобства.)
Запись текста с комментированием.
-Запишите этот текст и графически обозначьте приставки. (Пишут с комментированием, объясняют правописание приставок.)
Морфемный разбор слова.
-Интересное по своей структуре и слово «опрокидывались». Разберем по составу. (Один ученик у доски, остальные в тетради.)
-Вот как мастер обыкновенными словами может создать необыкновенную картину.
3.Работа с поэтическим текстом.
-Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Бесы» и определите на слух, сколько здесь слов с приставками?
Игра «День –ночь».
Дети закрывают глаза и внимательно слушают учителя.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне!
-Назовите эти слова. (Невидимкою, освещает, надрывая, беспредельной.) Объясните орфограммы в этих словах, запишите.
-К приставке какого слова можно подобрать пространственную модель
( Освещает.)
-На что указывает эта приставка? (Луна освещает все вокруг.)
-Но луна-то невидимка…
-Какую картину представили? (Словесное рисование.) Какая репродукция подходит к этому фрагменту?
-К какой приставке можно подобрать следующую модель? (Бес-) Запишите синонимы к этому слову. Объясните правописание приставок: бескрайний, безграничный, бесконечный.
Физкультурная пауза.
-Вы знаете, как в математике обозначается знак бесконечности. Скрепите пальцы обеих рук. Нарисуем знак бесконечности ваших знаний, следите глазами за движениями рук. А теперь описываем знак бесконечности всем телом.
-А какие пушкинские строки вам напомнило это стихотворение?
Чтение наизусть.
Один ученик, вспомнивший стихотворение, рассказывает наизусть.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя;
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Учитель открывает запись этого текста на доске.
-Посчитайте количество слов с приставками в этом отрывке. Что вам показалось необычным? (Многие слова с одинаковой приставкой за-.)
-Почему автор использует одинаковую приставку? Ведь мы уже убедились, что Пушкин очень внимательно относится к слову. Попробуем вновь заменить приставку в слове застучит. (Постучит, т.е. слегка; застучит, т.е. громко, внезапно. Приставка передает неожиданность и внезапность. Человеку страшно сидеть дома и слышать разбушевавшуюся за окном вьюгу. Приставка вновь помогает передать состояние человека.)
4 Проверка орфографической грамотности. (Перфокарты.)
Пр..красный
Ра..стилается
Ра..горается
Н..погода
(с-,з-)..бились
Пр..чудливый
П..земка
Раз..гралось
Бе..шумно
5 Подведение итогов урока.
-Как бы вы теперь объяснили слова Чуковского? (Приставка – это словообразовательная часть слова. Каждая приставка несет в себе определенное значение. Приставка помогает передать смысл.
В художественном тексте важно точно подобрать слово.)
6 Домашнее задание и оценивание.
-Предлагаю вам полюбоваться собой, своим творчеством. Получив урок мастерства у великого писателя, дома составьте свой текст по теме «Метель», постарайтесь использовать снежные слова с приставками.
- А в конце нашего урока хочу поблагодарить вас за хорошую работу и пожелать вам «узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа».
Материалы для работы с учащимися.
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой; сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле. И напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались.
(А.С.Пушкин.)
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне!
(А.С.Пушкин.)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя;
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(А.С.Пушкин.)
Пр..красный
Ра..стилается
Ра..горается
Н..погода
(с-,з-)..бились
Пр..чудливый
П..земка
Раз..гралось
Бе..шумно
Анализ усвоенности материала и интереса учащихся к теме.
Данный урок был проведен в рамках городского методического дня в 6 «А» классе 14 декабря 2006 года.
При анализе урока была отмечена высокая познавательная активность учащихся, умение обосновывать свою точку зрения.
Работа с перфокартами показала следующий результат орфографической грамотности по теме.
Из 25 учеников с заданием справились все.
«5»-14 человек,
«4»-6 человек,
«3»-5 человек.
Написанные мини-сочинения отличались разнообразием форм и жанров. Четыре ученика составили стихотворения по теме «Метель». Интересные пейзажные зарисовки, сказки и рассказы представили остальные учащиеся. Часть ребят сделали иллюстрации к своим текстам.
Вот некоторые из ученических работ.
Разгулялась непогода,
Поднялась метель.
То завьюжит, то завоет,
Словно страшный зверь.
Никитин Александр.
Наступил вечер. Вдруг подул холодный ветер. Внезапно поднялась буря, и повалили большие колючие хлопья снега. Звери спрятались в своих норах, но резкие порывы леденящего ветра пронизывали их толстые шубки. Вокруг было страшно и холодно. Казалось, что эта метель никогда не закончится, никогда больше не будет светить солнце, играя разноцветными огоньками на поверхности пушистого снега. Казалось, что всегда будет так же боязно, как и сейчас… Но метель не бесконечна. Она прекратилась, как только первые лучи солнца коснулись земли. Старик-ветер затих, снежинки стали размеренно и устало падать на землю. Все снова ожило и радовалось хорошей погоде.
Хафизова Яна.
День клонился к вечеру. Дети, вдоволь накатавшись на горках, стали возвращаться домой. Внезапный порыв холодного ветра заставил Алешу поторопиться. Он заметил, как небо отяжелело от туч и мутная мгла окутала город. Новый порыв сильного ветра сбил маленького мальчика с ног. Поднялась метель. Продрогшей рукой бедняжка схватился за санки и, опустив голову, прижался к ним. Буря была невыносимо страшной, но через какое-то время она прекратилась. Мальчик поднял голову и увидел свой дом. Быстро встал, отряхнулся, схватил санки и побежал по занесенной снегом дорожке.
Татарова Анна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"
Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...
Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс
Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)
Тема урока:...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс (интегрированный урок русского языка и литературы)»
Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков лите...