Буквы О – А в корнях с чередованием (обобщающий урок)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

На данном уроке шестиклассники выяснят, умеют ли они правильно писать слова с данными орфограммами и употреблять их в речи; различать корни с чередованием от омонимичных корней; узнавать слово по его лексическому значению. Большую часть урока ребята будут работать самостоятельно – писать диктанты и сами проверять, работать с тестами, карточками, упражнением из учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Буквы О – А в корнях с чередованием (обобщающий урок)

Цели:

- обобщить и проверить знания, умения и навыки учащихся в написании корней с чередующимися гласными О – А;

различать корни с чередованием от омонимичных корней и употреблять их в речи;

обогащать словарный запас учащихся;

формировать умение узнавать слово по его лексическому значению;

учить работать с тестом.

- содействовать воспитанию у учащихся бережного отношения к слову;

формировать эстетический вкус;

расширять кругозор учащихся.

- развивать логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы завершаем работу с корнями, в которых чередуются гласные О-А, и поэтому вы должны показать, умеете ли вы правильно писать слова с данными орфограммами и употреблять их в речи; различать корни с чередованием от омонимичных корней; узнавать слово по его лексическому значению. Большую часть урока вы будете работать самостоятельно – писать диктанты и сами проверять, работать с тестами, карточками, упражнением из учебника.

Итак, тема нашего урока – «Буквы О-А в корнях с чередованием». Откроем тетради, запишем число, классная работа, тему урока.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

А начнём мы с синтаксической пятиминутки. Один ученик идёт к доске, вставляет пропущенные буквы, объясняет правописание. Затем расставляет знаки препинания и обосновывает свой выбор. Нужно будет дать характеристику предложению. Все остальные записывают это предложение в тетрадь и работают вместе с отвечающим.

Запись на доске:

И ст..ит берёза

В сонн..й т..шине

И г..рят сн..жинки

В з..л..том огне.   (С.Есенин).

  1. Фронтальный опрос.

В предложении, с которым мы работали, встретилось слово ГОРИТ с чередованием гласных в корне. Мы знаем, что буквы О-А чередуются не только в корнях –гар- -гор-.

- Какие ещё вы знаете корни с чередованием О-А?

- Какие корни «дружат» с суффиксом А? Почему мы так говорим?

- Что можете сказать об употреблении в речи слов с корнем –лаг -лож-?

- Когда в корне –рос - раст-(-ращ-) пишется О, А?

  1. Словарный диктант.

Итак, правила вы знаете. А умеете ли их применять на практике? Сейчас ваша задача – узнать слово по эго лексическому значению, записать его и объяснить написание.

У многих из вас на столе лежит карточка, на которой написано лексическое значение того или иного слова. Вы по порядку читаете свою карточку, мы узнаём слово по его лексическому значению, записываем и объясняем правописание. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

  1. Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (заросли)
  2. Слегка дотронуться до чего-нибудь. (прикоснуться)
  3. Огорчаться, испытывать чувство горечи. (горевать)
  4. Подвергаться действию огня. (гореть)
  5. Стебель растения в самом начале развития из семени. (росток)
  6. Затрагивать важный вопрос. (касаться)
  7. Надеяться на кого-нибудь в чём-нибудь. (положиться)
  8. Склон горы, холма. (косогор)
  9. Масло, добываемое из растений. (растительное)
  10. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. (подросток)
  11. Смуглый от загара. (загорелый)
  12. Тот, кто даёт деньги в долг под большие проценты. (ростовщик)
  13. А) Сплетённые вместе пряди волос. Б) Сельскохозяйственное орудие для срезывания травы, злаков. (коса)
  14. Приспособление, где происходит горение жидкости, газа. (горелка)
  15. Часть речи, обозначающая признак предмета. (прилагательное)

  1. Физкультминутка.

  1. Составь слово.

Ребята, вы показали своё умение узнавать слово по его лексическому значению, а сможете ли вы составить слово с чередующейся гласной в корне? Посмотрим, кто это сделает быстро и правильно.

От глагола ПОГОВОРИТЬ взять приставку;

От прилагательного СЛАГАЕМОЕ – корень;

От глагола ИГРАТЬ – суффикс;

От глагола ЧИТАТЬ – окончание;

От глагола СМЕЯТЬСЯ – суффикс возвратности.

С полученным словом устно составить предложение.  (полагаться)

  1. Диктант «Проверяю себя».

Ребята, при выполнении всех предыдущих заданий у каждого из вас была возможность сразу проверить свои знания и умение применить их на практике. Следующее задание рассчитано на то, что вы сначала напишете небольшой диктант, подумаете над всеми орфограммами, встретившимися в тексте, а затем сверите с написанным и поставите себе оценку.

Мы предполагали выехать рано, но задержались. У дороги не было никакой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера. Загорелые ребятишки плавали на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.

Вариант 2. Ходили ребята по лесу и нашли под кустом ежа. Попробуй прикоснись к нему руками – везде иголки торчат. Положили ежа в шапку и домой принесли. Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть, касаясь носиком тарелочки. Прижился ёжик у ребят и стал расти не по дням, а по часам.

Если ты не сделал ни одной ошибки – ставь оценку «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 4 и более ошибок – оценка «2».

Пока остальные проверяют, послушайте стихотворение, найдите слова на изучаемую орфограмму.

Бутерброд

Чудак-математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

  1. Домашнее задание.

Прежде чем приступить к самой ответственной работе на уроке, откроем дневники и запишем домашнее задание. Оно у всех будет разное.

1-я группа составят 5 предложений со словами с чередованием в корне.

2-я группа составят описание вашего похода в парк, используя в своём рассказе слова с чередованием в корне букв О-А.

3-я группа составят литературную викторину, то есть выпишут из художественных произведений (лучше – стихотворений) 5 предложений, в которых есть слова с чередованием гласных в корне.

  1. Самостоятельная работа.

И, наконец, последнее задание – самостоятельная работа, но разная для всех.

1-я группа работает с карточками,

2-я группа выполняет упражнение 143,

3-я группа работает с тестом.

Чтобы вам лучше работалось, включу вам музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года», осень.

  1. Обобщение.

Итак, сегодня мы закончили работу с орфограммами чередующимися О-А в корне слова. Вы показали, что умеете применять правила написания корней с чередованием гласных на практике, различать корни с чередованием от омонимичных. Наш урок заключительный, но это не значит, что больше мы не будем обращаться к словам с чередованием в корне. Просто в дальнейшем, я уверена, у вас не будет затруднений при написании слов с данными орфограммами.

ХI. Рефлексия.

Мы хорошо с вами поработали на уроке, за что я вас благодарю. Думаю, что хорошо подготовитесь к последующей контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

урок . Буквы е-и в корнях с чередованием

Урок с птименеием ИКт  и игровой технологии....

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...