Буквы О – А в корнях с чередованием (обобщающий урок)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
На данном уроке шестиклассники выяснят, умеют ли они правильно писать слова с данными орфограммами и употреблять их в речи; различать корни с чередованием от омонимичных корней; узнавать слово по его лексическому значению. Большую часть урока ребята будут работать самостоятельно – писать диктанты и сами проверять, работать с тестами, карточками, упражнением из учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Буквы О – А в корнях с чередованием (обобщающий урок)
Цели:
- обобщить и проверить знания, умения и навыки учащихся в написании корней с чередующимися гласными О – А;
различать корни с чередованием от омонимичных корней и употреблять их в речи;
обогащать словарный запас учащихся;
формировать умение узнавать слово по его лексическому значению;
учить работать с тестом.
- содействовать воспитанию у учащихся бережного отношения к слову;
формировать эстетический вкус;
расширять кругозор учащихся.
- развивать логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции.
Ход урока:
- Слово учителя.
Ребята, сегодня мы завершаем работу с корнями, в которых чередуются гласные О-А, и поэтому вы должны показать, умеете ли вы правильно писать слова с данными орфограммами и употреблять их в речи; различать корни с чередованием от омонимичных корней; узнавать слово по его лексическому значению. Большую часть урока вы будете работать самостоятельно – писать диктанты и сами проверять, работать с тестами, карточками, упражнением из учебника.
Итак, тема нашего урока – «Буквы О-А в корнях с чередованием». Откроем тетради, запишем число, классная работа, тему урока.
- Синтаксическая пятиминутка.
А начнём мы с синтаксической пятиминутки. Один ученик идёт к доске, вставляет пропущенные буквы, объясняет правописание. Затем расставляет знаки препинания и обосновывает свой выбор. Нужно будет дать характеристику предложению. Все остальные записывают это предложение в тетрадь и работают вместе с отвечающим.
Запись на доске:
И ст..ит берёза
В сонн..й т..шине
И г..рят сн..жинки
В з..л..том огне. (С.Есенин).
- Фронтальный опрос.
В предложении, с которым мы работали, встретилось слово ГОРИТ с чередованием гласных в корне. Мы знаем, что буквы О-А чередуются не только в корнях –гар- -гор-.
- Какие ещё вы знаете корни с чередованием О-А?
- Какие корни «дружат» с суффиксом А? Почему мы так говорим?
- Что можете сказать об употреблении в речи слов с корнем –лаг -лож-?
- Когда в корне –рос - раст-(-ращ-) пишется О, А?
- Словарный диктант.
Итак, правила вы знаете. А умеете ли их применять на практике? Сейчас ваша задача – узнать слово по эго лексическому значению, записать его и объяснить написание.
У многих из вас на столе лежит карточка, на которой написано лексическое значение того или иного слова. Вы по порядку читаете свою карточку, мы узнаём слово по его лексическому значению, записываем и объясняем правописание. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
- Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (заросли)
- Слегка дотронуться до чего-нибудь. (прикоснуться)
- Огорчаться, испытывать чувство горечи. (горевать)
- Подвергаться действию огня. (гореть)
- Стебель растения в самом начале развития из семени. (росток)
- Затрагивать важный вопрос. (касаться)
- Надеяться на кого-нибудь в чём-нибудь. (положиться)
- Склон горы, холма. (косогор)
- Масло, добываемое из растений. (растительное)
- Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. (подросток)
- Смуглый от загара. (загорелый)
- Тот, кто даёт деньги в долг под большие проценты. (ростовщик)
- А) Сплетённые вместе пряди волос. Б) Сельскохозяйственное орудие для срезывания травы, злаков. (коса)
- Приспособление, где происходит горение жидкости, газа. (горелка)
- Часть речи, обозначающая признак предмета. (прилагательное)
- Физкультминутка.
- Составь слово.
Ребята, вы показали своё умение узнавать слово по его лексическому значению, а сможете ли вы составить слово с чередующейся гласной в корне? Посмотрим, кто это сделает быстро и правильно.
От глагола ПОГОВОРИТЬ взять приставку;
От прилагательного СЛАГАЕМОЕ – корень;
От глагола ИГРАТЬ – суффикс;
От глагола ЧИТАТЬ – окончание;
От глагола СМЕЯТЬСЯ – суффикс возвратности.
С полученным словом устно составить предложение. (полагаться)
- Диктант «Проверяю себя».
Ребята, при выполнении всех предыдущих заданий у каждого из вас была возможность сразу проверить свои знания и умение применить их на практике. Следующее задание рассчитано на то, что вы сначала напишете небольшой диктант, подумаете над всеми орфограммами, встретившимися в тексте, а затем сверите с написанным и поставите себе оценку.
Мы предполагали выехать рано, но задержались. У дороги не было никакой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера. Загорелые ребятишки плавали на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.
Вариант 2. Ходили ребята по лесу и нашли под кустом ежа. Попробуй прикоснись к нему руками – везде иголки торчат. Положили ежа в шапку и домой принесли. Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть, касаясь носиком тарелочки. Прижился ёжик у ребят и стал расти не по дням, а по часам.
Если ты не сделал ни одной ошибки – ставь оценку «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 4 и более ошибок – оценка «2».
Пока остальные проверяют, послушайте стихотворение, найдите слова на изучаемую орфограмму.
Бутерброд
Чудак-математик в Германии жил.
Он хлеб с колбасою случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрёл бутерброд.
- Домашнее задание.
Прежде чем приступить к самой ответственной работе на уроке, откроем дневники и запишем домашнее задание. Оно у всех будет разное.
1-я группа составят 5 предложений со словами с чередованием в корне.
2-я группа составят описание вашего похода в парк, используя в своём рассказе слова с чередованием в корне букв О-А.
3-я группа составят литературную викторину, то есть выпишут из художественных произведений (лучше – стихотворений) 5 предложений, в которых есть слова с чередованием гласных в корне.
- Самостоятельная работа.
И, наконец, последнее задание – самостоятельная работа, но разная для всех.
1-я группа работает с карточками,
2-я группа выполняет упражнение 143,
3-я группа работает с тестом.
Чтобы вам лучше работалось, включу вам музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года», осень.
- Обобщение.
Итак, сегодня мы закончили работу с орфограммами чередующимися О-А в корне слова. Вы показали, что умеете применять правила написания корней с чередованием гласных на практике, различать корни с чередованием от омонимичных. Наш урок заключительный, но это не значит, что больше мы не будем обращаться к словам с чередованием в корне. Просто в дальнейшем, я уверена, у вас не будет затруднений при написании слов с данными орфограммами.
ХI. Рефлексия.
Мы хорошо с вами поработали на уроке, за что я вас благодарю. Думаю, что хорошо подготовитесь к последующей контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.
Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е ...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...
Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»
Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....
Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...
урок . Буквы е-и в корнях с чередованием
Урок с птименеием ИКт и игровой технологии....
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...