Рабочая программа по русскому языку 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебнику Л.А. Тростенцовой на 210 учебных часов (6 часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.zip | 125.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Цели и задачи изучения учебного предмета.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Задачами изучения предмета являются:
- развивать функциональную грамотность учащихся;
- дать им возможность осознать слово в его целостности;
- развивать у учащихся умение анализировать соотношение звуковой оболочки и графического образа слова, его лексические и грамматические особенности и связи;
- развивать умение использовать слово в соответствии с речевой ситуацией и его стилистической характеристикой;
- развивать орфографические, пунктуационные и речевые умения.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
- Общая характеристика предмета.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Имеются некоторые отличия. Содержание и формы работ по развитию речи в целом сохранены, но порядок их расположения в рабочей программе соответствует расположению в учебнике русского языка Л.А. Тростенцовой, что способствует оптимизации процесса обучения. Рабочая учебная программа составлена с учетом ключевых положений ФГОС нового поколения:
- приоритет системно-деятельностного и компетентностного подхода;
- популярность проектной деятельности;
- трехуровневый результат.
Курс русского языка в 5 классе общеобразовательной школы рассчитан на 210 учебных часов (6 часов в неделю).
Процесс обучения предполагается реализовать с помощью следующих форм: семинары-практикумы, проектная деятельность, круглые столы и т. д.
Формы текущего контроля:
- контрольные работы (диктант с заданием, словарный, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»);
- комплексный анализ текста;
- осложненное списывание;
- тест;
- составление сложного и простого плана к тексту;
- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
- составление диалога на заданную тему;
- составление текста определенного стиля и типа речи;
- сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации;
- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
- работа с деформированным текстом;
- устные опросы;
- самостоятельные работы плюс защита проектов.
- Место учебного предмета.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
- Результаты освоения курса.
Результатами изучения русского языка в основной школе являются:
Личностные - освоение выпускниками основной школы программы по русскому языку:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные – освоение выпускниками основной школы программы по русскому языку:
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определить цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные – освоение выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование
по дисциплине «русский язык в 5 «Б» классе»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч. | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Уроки развития речи, ч. | Уроки контроля, ч. | Экскурсии, ч. | |||
I. | Введение. | 1 ч. | 1ч. | - | - | - |
II. | Язык и общение. | 5 ч. | 3 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
III. | Повторение изученного в начальных классах. | 33 ч. | 25 ч. | 7 ч. | 1 ч. | - |
IV. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 37 ч. | 32 ч. | 4 ч. | 1 ч. | - |
V. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 21 ч. | 15 ч. | 5 ч. | 1 ч. | - |
VI. | Лексика. Культура речи | 16 ч. | 11 ч. | 4 ч. | 1 ч. | - |
VII. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 30 ч. | 23 ч. | 6ч. | 1 ч. | - |
VIII. | Морфология. Орфография. Культура речи: Имя существительное Имя прилагательное Глагол | 61 ч. 24 ч. 13 ч. 24 ч. | 50 ч. 19 ч. 10 ч. 21 ч. | 8 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. | 3 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | - - - - |
IX. | Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | 6 ч. | 5 ч. | - | 1 ч. | - |
Итого: | 210 ч. | 165 ч. | 35 ч. | 10ч. | - |
Содержание учебного предмета (210 часов)
Раздел 1. Введение (1 ч.)
Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.
Учащиеся должны знать:
- основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи.
Раздел 2. Язык и общение (5 ч.)
Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную речь.
Приёмы слушания. Нормы речевого этикета.
Функциональные разновидности языка: разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.
Учащиеся должны знать:
- какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем отличается письменное общение от устного;
- единицы языка (звук, слово, предложения) и их роль в языке;
- общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.
Учащиеся должны уметь:
- читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации;
- находить единицы языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове;
- определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации высказывания.
Основные термины и понятия: язык, общение, стили речи.
Раздел 3. Повторение изученного в начальных классах (33 ч.)
Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные глухие и звонкие, мягкие и твёрдые. Различение буквы и звука.
Орфограмма. Место орфограмм в словах. Опознавательные признаки орфограмм.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Толковые и орфографические словари, их использование.
Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Правописание непроизносимых согласных. Толковые и орфографические словари.
Правописание букв и, у, а после шипящих.
Части слова.
Разделительные ъ и ь.
Раздельное написание предлогов со словами.
Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.
Текст. Тема текста. Абзац.
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква ь во втором лице единственного числа.
Правописание –тся и –ться в глаголах.
Тема сочинения. Широкая и узкая тема. Коммуникативная установка.
Раздельное написание не с глаголами. Глаголы I и II спряжения. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов.
Имя существительное: три склонения существительных, род, число, падеж. Собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Буква ь на конце существительных после шипящих. Существительные 3 склонения.
Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.
Местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.
Основная мысль текста. Понятия «тема» и «основная мысль».
Изученные части речи, правописание гласных и согласных в корне слова, падежных и личных окончаний.
Учащиеся должны знать:
- знать, в чем заключается различие между буквой и звуком, что звуки делятся на гласные-согласные, гласные бывают ударные и безударные, образуют слоги, согласные делятся на парные-непарные, глухие-звонкие, мягкие-твердые;
- знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм;
- знать определение однокоренных;
- знать сильные и слабые позиции согласных;
- знать основные признаки текста;
- знать определения частей речи, последовательность распознавания частей речи;
- знать понятия: широкая и узкая тема;
- знать правило написания не с глаголами;
- знать определение имени существительного как части речи;
- знать определение имени прилагательного как части речи;
- знать личные местоимения, опознавать их в тексте.
Учащиеся должны уметь:
- уметь различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса, выделять на слух звуки и называть их;
- уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их;
- уметь подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные;
- уметь проверять согласные, находящиеся в слабой позиции;
- уметь определять парность звонких и глухих согласных, безошибочно писать слова, опознавая признаки орфограммы, работать со словарем;
- уметь безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы;
- уметь безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы, объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков в словах с ъ, ь, определять функцию ь для смягчения предшествующей согласной;
- уметь отличать предлог от приставки, разграничивать приставки и предлоги, правильно писать предлоги со словами;
- уметь отличать текст от предложений на тему;
- уметь строить текст;
- уметь передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную, второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию, владеть изучающим видом чтения;
- уметь различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам, приводить свои примеры;
- уметь находить глагол в предложении, определять его время, лицо и число, использовать глаголы в речи, правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов, ь в глаголах 2 лица, уметь правильно ставить вопросы к глаголу на -ться и –тся;
- уметь соотносить тему и содержание высказывания, определять границы темы;
- уметь определять написание, спряжение глагола и выбрать гласную в личных окончаниях;
- уметь находить имя существительное в предложениях и тексте, определять их род, число, падеж;
- уметь безошибочно делать выбор орфограммы;
- уметь задавать вопросы от существительного к прилагательному, правильно писать окончание прилагательных, определяя их род, число, падеж;
- уметь употреблять местоимения с предлогами в письменной и устной речи;
- уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения, научиться видеть речевые недочеты и грамматические ошибки;
- уметь грамотно писать, определять изученные части речи, соотносить звук и букву;
- уметь определять основную мысль текста, знать, что обозначают понятия: широкая и узкая тема;
- уметь искать суть ценностей, существующих в современном мире.
Основные термины и понятия: звук, буква, произношение, правописание, транскрипция, орфограмма, текст, тема текста, основная мысль текста, части речи.
Раздел 4. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (37 ч.)
Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Знаки препинания конца предложения (знаки завершения, выделения, разделения).
Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Способы выражения главного и зависимого слова. Основные признаки словосочетания.
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные.
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные, восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных предложений. Пунктуационные знаки завершения, выделения, разделения предложения.
Главные члены предложения. Сказуемое. Способы его выражения.
Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения.
Способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения, определений, обстоятельств.
Главные и второстепенные члены предложения. Знаки конца предложения.
Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.
Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Предложения, осложнённые обращением. Обращение, выраженное словом или сочетанием слов.
Письмо как одна из разновидностей текста. Эпистола, эпистолярный жанр, содержание, оформление письма. Адрес.
Простое осложнённое предложение. Порядок синтаксического разбора.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Вводные слова и их значения. Наблюдение за использованием вводных слов в тексте.
Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений.
Сложное и простое, осложнённое предложения. Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные знаки препинания.
Предложения с прямой речью, слова автора. Понятие о косвенной речи. Знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге.
Главные и второстепенные члены предложения. Осложнённое простое и сложное предложение. Знаки препинания в них.
Выборочное изложение текста. Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация.
Учащиеся должны знать:
- знать, что изучают синтаксис и пунктуация;
- знать строение словосочетаний;
- знать основные способы выражения грамматической связи в словосочетаниях;
- знать определение предложения;
- знать определение предложений по цели высказывания;
- знать определение сказуемого, основные способы его выражения;
- знать определение подлежащего, основные способы его выражения;
- знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- знать различие между распространенными и нераспространенными предложениями;
- знать определение дополнения, способы его выражения и графическое обозначение дополнения;
- знать способы выражения определения и графическое его обозначение;
- знать определение обстоятельства, способы его выражения и графическое обозначение;
- знать, как графически выделяются главные и второстепенные члены предложения;
- знать признаки однородных членов;
- знать, что такое обобщающее слово;
- знать, что такое обращение, роль обращения в речи;
- знать композиционные элементы письма; знать, какими бывают письма;
- знать порядок разбора простого предложения;
- знать порядок синтаксического разбора сложного предложения, условия постановки знаков препинания в простом предложении, соблюдать верную интонацию конца предложения, устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- знать, что такое прямая речь;
- знать, что такое диалог;
- знать, что изучает синтаксис и пунктуация.
Учащиеся должны уметь:
- уметь видеть границы предложений, выделять словосочетания в предложении, находить грамматическую основу предложения, использовать точное и выразительное словосочетание для достижения ясности, образности речи;
- уметь определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний;
- уметь составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме, устанавливать смысловую связь по вопросам;
- уметь находить грамматическую основу предложения, выделять ее, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, соблюдать верную интонацию конца предложения;
- уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль;
- уметь характеризовать предложения по цели высказывания, правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
- уметь интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные предложения;
- уметь определять основную мысль текста, знать, что обозначают понятия: широкая и узкая тема;
- уметь искать суть ценностей, существующих в современной культуре;
- уметь выделять грамматическую основу предложения с двумя главными членами;
- уметь находить грамматическую основу и графически выделять ее;
- уметь опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым;
- уметь отличать их друг от друга, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов, распространять предложения;
- уметь находить дополнения в предложении, уметь отличать прямое дополнение от подлежащего;
- уметь находить определения в предложении и использовать их в речи;
- уметь выделять главные и второстепенные члены предложения, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- уметь находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания;
- уметь расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, опознавать предложения, осложненные однородными членами, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- уметь составлять предложения с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, соблюдать речевой этикет. Различать обращение и подлежащее, соблюдать звательную интонацию при чтении предложений с обращениями;
- уметь составлять текст письма;
- уметь разбирать предложение устно и письменно; уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы, составлять предложения по заданной схеме;
- уметь опознавать предложения с вводными словами, ставить знаки препинания при вводных словах, использовать вводные слова в речи, правильно произносить предложения с вводными словами;
- уметь отличать простое предложение от сложного, выделять в них грамматическую основу, характеризовать предложение по количеству грамматических основ, владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- уметь делать синтаксический разбор сложного предложения по плану, опираться на смысловой и интонационный анализ предложения при синтаксическом разборе;
- уметь правильно произносить предложения с прямой речью и грамотно расставлять знаки препинания при прямой речи, находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью, составлять их схемы, употреблять вежливые формы обращения, заменять прямую речь косвенной и наоборот;
- уметь правильно оформлять диалог на письме, правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалог;
- уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации, конструировать предложения;
- уметь понимать основное содержание текста, выделять основную мысль, структурные части, выделять в тексте главную и второстепенную информацию.
Основные термины и понятия: синтаксис, пунктуация, знаки препинания: завершения, разделения, выделения, словосочетание: главная и зависимая часть, именное и глагольное, предложение: грамматическая основа, главные члены: подлежащее, сказуемое, двусоставное и односоставное, повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство, однородные члены, обобщающее слово, обращение, письмо, простое и сложное предложение, прямая речь, диалог.
Раздел 5. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (21 ч.)
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук – основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Система гласных и согласных звуков русского языка.
Гласные ударные и безударные.
Согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Смыслоразличительная роль звука.
Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке, соотношение звука и буквы.
Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста.
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия.
Тип речи – описание. Композиционная схема данного типа речи. Особенности художественного типа речи. Натюрморт.
Использование ь дл обозначения мягкости предшествующего согласного. Написание сочетаний букв чк, чн, нч, рщ.
Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Орфоэпия как раздел языкознания.
Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твёрдого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетаний согласных (чн, чт и др.), особенности произношения иноязычных слов. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукописи в художественной речи.
Звук как основная единица языка. Обобщённые сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне слова.
Учащиеся должны знать:
- знать предмет изучения фонетики и орфоэпии, различать гласные и согласные звуки, способы их образования, не смешивать звуки и буквы;
- знать особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками;
- знать особенности образования согласных звуков, использовать элементы транскрипции для обозначения звука и объяснения написания слова, правильно произносить согласные звуки, не смешивать звуки и буквы;
- знать об изменениях звуков в речевом потоке;
- знать различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции, парные и непарные согласные по твердости-мягкости;
- знать особенности повествования как типа речи, его композицию;
- знать различие между звонкими и глухими согласными, непарные по звонкости-глухости, (особое внимание звуку й);
- знать, что алфавит – это обозначение звуков на письме;
- знать композиционные особенности описания;
- знать случаи использования ь для обозначения мягкости согласных, правило написания буквосочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ;
- знать, в каких позициях е, ё, ю, я обозначают один звук и в каких – два;
- знать:
- о делении слова на слоги и для переноса;
- ударные и безударные гласные;
- знать, что такое фонетическая транскрипция, порядок выполнения фонетического разбора;
- знать теоретические материалы по разделам.
Учащиеся должны уметь:
- уметь различать звук и букву, гласные и согласные звуки;
- уметь выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику, использовать элементы упрощенной транскрипции, правильно произносить гласные звуки;
- уметь различать сильную и слабую позиции гласных и согласных;
- уметь выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам;
- уметь различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму;
- уметь строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера;
- уметь различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи, их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- уметь правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитом в практической деятельности (при работе со справочной литературой);
- уметь создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания;
- уметь выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме, проводить сопоставительный анализ звука и буквы;
- уметь выполнять фонетический разбор слов с буквами е, ё, ю, я;
- уметь устно объяснять выбор написания, называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я, самостоятельно подбирать слова на изученное правило;
- уметь правильно ставить ударение в слове, пользоваться орфоэпическим словарем, делить слова на слоги, владеть основными правилами произношения в современном русском литературном языке ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных;
- уметь выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного звукового анализа художественного текста;
- уметь производить звукобуквенный анализ слов, пользоваться алфавитом, грамотно писать, применяя изученные правила;
- уметь производить звукобуквенный анализ слов, пользоваться алфавитом, грамотно писать, применяя изученные правила;
- понимать замысел художника и уметь создавать текст описания.
Основные термины и понятия: фонетика, звук: гласный и согласный, твердый и мягкий, звонкий, глухой, сонорный; сильная и слабая позиция; повествование, графика, алфавит, буква, описание, орфоэпия.
Раздел 6. Лексика. Культура речи (16 ч.)
Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово – основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Толковый словарь русского языка и его использование для определения, уточнения лексического значения слов.
Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении. Наблюдение за использованием переносных значений слов в художественных текстах.
Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Различные виды омонимов.
Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в художественных текстах.
Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.
Тип речи – описание. Описание природы.
Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в художественных текстах.
Основная мысль текста. Заголовок. План. Стиль текста.
Учащиеся должны знать:
- знать, что такое лексическое и грамматическое значение слова, понятие «словарный запас», виды толковых словарей;
- знать назначение, структуру, содержание словарной статьи;
- знать понятия «однозначное и многозначное слово»;
- знать понятия «прямое значение слова» и «переносное значение слова», «метафора»;
- знать, чем отличаются омонимы от многозначных слов;
- знать:
- - определение синонимов,
- - о различении слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности;
- знать, что такое пейзаж;
- знать, что такое антонимы, их стилистическую роль.
Учащиеся должны уметь:
- уметь различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем, владеть основными способами объяснения лексического значения слова, определять значение слова с опорой на морфемное строение;
- уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации;
- уметь различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, употреблять в речи слова с переносным значением, находить и определять роль метафоры и олицетворения в художественных текстах;
- уметь находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов, правильно употреблять в речи;
- уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарем синонимов, употреблять синонимы в речи;
- уметь выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
- уметь писать сочинение-описание по пейзажу, использовать синонимы в речи;
- уметь пользоваться словарем антонимов, находить антонимы в тексте, употреблять в речи;
- уметь составлять план текста, находить слова, употребленные в переносном значении; понимать для какого стиля характерно употребление таких языковых средств.
Основные термины и понятия: слово, лексическое и грамматическое значение, лексика. Лексикология, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, омонимы, омоформы, омофоны, синонимы, антонимы.
Раздел 7. Морфемика. Орфография. Культура речи (30 ч.)
Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Основа слова, окончание.
Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов.
Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.
Суффикс как словообразовательная морфема. Суффикс как значимая часть слова.
Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средства образования слов. Значение приставок.
Морфемные словари русского языка: назначение, структура, содержание словарной статьи.
Выделение в тексте главной и второстепенной информации. Изучающее чтение. Подробный пересказ. Тип речи.
Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований. Появление чередований при образовании форм слов и новых слов.
Беглые гласные как варианты чередования.
Варианты морфем.
Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав, находить орфограммы в морфеме.
Правописание неизменяемых приставок.
Приставки на з – с.
Корни лаг – лож.
Корни раст – ращ – рос.
Буквы ё – о после шипящих в корне.
Буквы ы – и после ц.
Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.
Устное описание предмета. Тема. Основная мысль текста.
Смысловая связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Средства сцепления слов в предложении.
Учащиеся должны знать:
- знать основные морфемы слова;
- знать, что такое однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- знать способы словоизменения (склонение и спряжение), неизменяемость наречия и служебных частей речи;
- знать определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне, находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами; понимать, что родственные слова имеют общность в лексическом значении;
- знать, из каких структурных элементов оно состоит, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод;
- знать роль суффиксов в образовании новых слов;
- знать, что приставка – это значимая часть слова, служащая для образования новых слов;
- знать о чередовании звуков (гласных и согласных);
- знать о беглости гласных как варианте чередования;
- знать, что в результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов, находить в вариантных морфемах чередующиеся согласные и гласные;
- знать порядок разбора слова по составу;
- знать о неизменяемых приставках, о вариантах типа об – обо, находить орфограммы в приставках;
- знать условие выбора буквы в приставках на з-с;
- знать, от чего зависит выбор о-а в корне лаг-лож;
- знать, в каких случаях происходит чередование о-а в корнях раст-ращ-рос, слова-исключения;
- знать способ выбора о-ё в корнях слов после шипящих, находить орфограммы в морфеме;
- знать условия выбора ы-и- в корнях после ц, в суффиксах и окончаниях;
- знать морфемный состав слова;
- знать, что такое натюрморт;
- знать о смысловой и грамматической связях предложений в тексте.
Учащиеся должны уметь:
- уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значениях однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- уметь определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола;
- уметь создавать сочинение данного типа;
- уметь выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью известных суффиксов;
- уметь объяснять особенности слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
- уметь выделять приставки в словах, определять их значения, отличать приставку от предлога, безошибочно оформлять письменную речь;
- уметь пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- владеть техникой речи, уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, подробно пересказывать прочитанное, сохраняя основную мысль, сохраняя тему;
- уметь писать изложение с изменением лица рассказчика;
- уметь выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания;
- уметь выделять морфемы, в которых есть беглые гласные;
- уметь определять, в какой морфеме есть чередование;
- уметь разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи, с указанием характерных морфем;
- уметь правильно писать неизменяемые приставки;
- уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме;
- уметь применять правило в письменной речи, находить орфограмму в морфеме;
- уметь обосновывать выбор гласной в данных корнях, находить орфограмму в морфеме;
- уметь обосновывать выбор ё-о после шипящих в корне;
- уметь обосновывать этот выбор, находить орфограммы в морфемах;
- уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии;
- уметь определять тему, основную мысль текста, озаглавливать его;
- уметь собирать материал к сочинению, пополняя свой словарный запас, создавать текст-описание;
- уметь доказательно отвечать на вопросы учителя, выражать свое отношение к предмету речи;
- уметь доказывать смысловую законченность текста, определять цепную и параллельную связь, учитывая контекст при выборе сцепляющего слова.
Основные термины и понятия: морфема, форма слова, окончание, основа, корень, суффикс, приставка, рассуждение, чередование, варианты морфем.
Раздел 8. Морфология. Орфография. Культура речи (61 ч.)
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Самостоятельные и служебные части речи.
Учащиеся должны знать:
- знать, что изучает грамматика;
- знать понятия:
- морфология,
- грамматика,
- грамматическое значение слова.
Учащиеся должны уметь:
- уметь различать грамматическое значение слова от лексического;
- уметь опознавать самостоятельные и служебные части речи.
Основные термины и понятия: морфология, самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи.
Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса), цель умозаключений, вытекающих одно из другого. Тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Текст. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста. Выделение ключевых слов.
Род как постоянный признак существительного.
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа.
Существительные, имеющие форму только единственного числа.
Типы склонений имён существительных.
Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных. Окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах.
Подробное изложение текста. Типы речи: повествование, описание. Заголовок.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
Имя существительное. Морфологические признаки существительных. Правописание существительных.
Правильное употребление имён существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы.
Буквы о – е после шипящих в окончаниях существительных.
Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи.
Учащиеся должны знать:
- знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении;
- знать тему и структуру сочинения-рассуждения;
- знать о связи категории одушевленности-неодушевленности с понятиями: живое, неживое;
- знать деление существительных на собственные и нарицательные;
- знать морфологические признаки имени существительного;
- знать о принадлежности слова к одному из трех родов;
- знать о существительных, имеющих форму только множественного числа;
- знать о существительных, имеющих форму только единственного числа;
- знать способ определения склонения имен существительных;
- знать падежи падежные вопросы, правило выбора и-е в безударных падежных окончаниях существительных;
- знать существительные на –ия, -ие, -ий как особую группу;
- знать особенности написания и употребления форм мн. ч. имен сущ.;
- знать о способе действий при выборе написания о-ё после шипящих и ц в именах существительных.
Учащиеся должны уметь:
- уметь узнавать существительное среди других частей речи;
- уметь приводить аргументы и факты в качестве доказательства, вести доказательство «от обратного», использовать специальные слова (в том числе вводные, союзы) для связи частей текста-рассуждения;
- уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, находить прием олицетворения в художественных текстах;
- уметь правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные, учитывая значение слова;
- уметь правильно определять морфологические признаки, соблюдать порядок разбора, следить за правильностью сокращений;
- уметь выбирать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам, понимать содержание текста, выделяя его структурные части, сжато пересказывать его;
- уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия Яблоко);
- уметь употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы;
- уметь употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами в прошедшем времени;
- уметь задавать падежные вопросы, применять правило «И-Е в окончаниях существительных»;
- уметь владеть способом действия при выборе орфограммы, безошибочно писать;
- уметь озаглавливать текст, подробно передавать содержание повествовательного текста от 3 лица, включать в него описание предмета;
- уметь безошибочно выбирать гласную в окончаниях существительных, определять склонение, согласовывать с ними прилагательные и глаголы, употреблять в речи;
- уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, применяя изученные правила;
- уметь правильно писать и употреблять эти существительные;
- уметь применять правило, безошибочно писать;
- уметь опознавать существительные в тексте, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух, применять изученные правила правописания существительных на письме, употреблять существительные в речи с соблюдением грамматических и орфоэпических норм.
Основные термины и понятия: имя существительное, доказательство, одушевленность, неодушевленность, собственные и нарицательные, склонение, род, падеж.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль имени прилагательного. Роль прилагательных в тексте, употребление в речи.
Падежные окончания прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными на –ий, -ия, -ие. Окончания имён прилагательных после шипящих и ц.
Озаглавливание. Повествование с элементами описания животного. Стиль текста.
Полные краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных и кратких прилагательных.
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки. Правописание прилагательных.
Художественное описание животного. Основная мысль. Конкретизация темы. Выбор заглавия. Языковые средства выразительности художественного стиля. Словарно-лексическая и словарно-орфографическая работа.
Учащиеся должны знать:
- знать морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль полных прилагательных, суффиксы прилагательных;
- знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- знать условия, от которых зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных;
- знать условие выбора о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных;
- знать грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль;
- знать правило о правописании кратких имен прилагательных с основой на шипящую;
- знать порядок морфологического разбора прилагательного;
- знать морфологические признаки прилагательных.
Учащиеся должны уметь:
- уметь определять морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль;
- уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова;
- уметь опознавать существительные на –ий, –ия, –ие и прилагательные в тексте, правильно выделять морфемы, безошибочно писать;
- уметь применять правило при написании, делать вывод о написании о-ё в окончаниях имен прилагательных;
- уметь писать изложение, пользуясь памяткой, уместно употреблять прилагательные, включать в повествование описание, определять стиль исходного текста и сохранять его при пересказывании, уметь озаглавливать текст;
- уметь отличать полные прилагательные от кратких, определять роль кратких прилагательных в предложении;
- уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных, правильно произносить наиболее употребительные прилагательные, определять синтаксическую роль в предложении;
- уметь опознавать краткие прилагательные с основой на шипящую в тексте, соблюдать в практике письма данное правило;
- уметь выполнять разбор полного и краткого прилагательного;
- уметь опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать, находя орфограммы, соблюдать орфографические, лексические, грамматические нормы при употреблении прилагательных;
- уметь описывать внешний вид животного, его повадки, подбирать точное название для своей работы, выражать свое отношение к предмету описания, использовать языковые средства, характерные для языкового стиля.
Основные термины и понятия: имя прилагательное, описание, полные и краткие.
Глагол.
Глагол как часть речи. Общее значение. Морфологические признаки (на основе изученного в начальной школе). Употребление глаголов в речи.
Раздельное написание не с глаголами. Глаголы – исключения.
Тип речи – повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по сюжетным картинкам.
Инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).
-Тся и –ться в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Правописание глаголов.
Способы образования видовых пар.
Буквы е – и в корнях глаголов с чередованием: -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-.
Тип речи – повествование. Особенности рассказа.
Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида.
Глаголы в прошедшем времени. Способ образования и изменения глаголов прошедшего времени.
Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов настоящего времени. Их значение.
Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования форм будущего времени.
I и II спряжение глагола, глаголы-исключения. Способы определения спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глагола.
Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов.
Форма глагола 2-го лица единственного числа. Употребление глаголов данной формы в предложениях без подлежащего. Ь в глаголах второго лица. Неопределённая форма глагола, оканчивающаяся на шипящую.
Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого.
Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глагола.
Учащиеся должны знать:
- знать определение глагола;
- знать правило написания не с глаголами;
- знать, как обычно начинается рассказ, как строится повествование, составлять рассказ по картинкам;
- знать определение понятия неопределенной формы глагола;
- знать условия выбора написания –тся и –ться в глаголах;
- знать, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола;
- знать способы образования видовых пар, объяснять разницу в грамматическом значении вида;
- знать виды чередований, условия выбора е-и в корнях; понимать, что правописание корней с чередованием е-и зависит от состава слова;
- знать способы образования и изменения глаголов прошедшего времени;
- знать, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, что глаголы настоящего времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно в любое время;
- знать о способах образования форм будущего времени;
- знать способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной форме;
- знать морфологические признаки глагола;
- знать правописание глаголов во 2-м лице единственного числа;
- знать одно из важнейших стилистических средств – употребление форм настоящего и будущего времени при изображении прошлого.
Учащиеся должны уметь:
- уметь опознавать его в тексте, определять время глагола, уметь использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов;
- уметь применять данное правило при написании, соблюдать орфоэпические нормы;
- уметь использовать в рассказе диалог и прямую речь;
- уметь различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме, употреблять в речи;
- уметь находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу, правильно произносить и писать глаголы на–тся /–ться, ;
- уметь сопоставлять личную и неопределенную форму глагола;
- уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида, употреблять их в речи;
- уметь применять на письме изученные орфографические правила;
- уметь правильно и уместно употреблять глаголы в речи;
- уметь применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи; уметь безошибочно писать слова с чередованием;
- уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой;
- уметь определять вид и время глагола, образовывать формы глагола с учетом вида, правильно употреблять в речи глаголы;
- уметь распознавать глаголы прошедшего времени, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным;
- уметь употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже, выбирать орфограммы перед суффиксом –л, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы;
- уметь определять грамматическое значение глаголов настоящего времени, употреблять в речи, соблюдать орфоэпические нормы;
- уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени, употреблять их в речи;
- уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом; различать глаголы I и II спряжения, правильно выбирать буквы в окончании;
- уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы;
- уметь употреблять глаголы 2-го лица единственного числа в устной и письменной речи, выбирать орфограммы в глаголах с шипящим на конце;
- уметь безошибочно опознавать и писать глаголы с изученной орфограммой, разграничивая способы правописания других частей речи на шипящую;
- уметь употреблять данные формы глагола в рассказе о прошлом;
- уметь соблюдать правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит), опознавать глаголы, находить орфограммы в них, применять изученные орфографические правила на письме.
Основные термины и понятия: глагол, спряжение, рассказ, инфинитив, вид.
Раздел 9. Повторение и систематизация изученного в 5 классе (6 ч.)
Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм.
Орфография и морфология. Части речи. Части слова.
Части речи. Части слова. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных ь и ъ.
Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения. Члены предложения. Знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложении.
Учащиеся должны знать:
- знать основные понятия лингвистики;
- знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне.
Учащиеся должны уметь:
- уметь определять изученные части речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании этих частей речи, использовать существительные, прилагательные, глаголы в речи;
- уметь различать орфограммы и употреблять слова с данными орфограммами в речи, применять изученные правила на письме;
- уметь опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме;
- уметь употреблять знаки завершения, разделения, выделения в простом осложненном и сложном предложении, видеть структуру предложений, употреблять изученные синтаксические конструкции в речи;
- уметь определять тему, основную мысль текста, его стиль, озаглавливать текст, различать звук и букву, находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, указывать их грамматические признаки, определять синтаксическую роль в предложении, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
- Таблицы по основным темам курса русского языка
- Интернет ресурсы
- Цифровые образовательные ресурсы
- Контрольно-измерительные материалы «Русский язык. 5 класс»
- Словари (по всем разделам русского языка), справочники.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Для полного усвоения курса необходимо следующее учебно-методическое обеспечение:
учебник:
Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Русский язык: учебник для учащихся 5 класса для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2010г.;
методические пособия для учителя:
- Рабочая программа по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5 – 9 классы. Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский– М.: «Планета», 2010;
- Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011;
- А.Б. Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010;
- Ю.В. Межуева. Русский язык. 5 класс. Словарные слова. – Саратов: Лицей, 2011;
- Л.А. Жердяева. Русский язык. 5 класс. Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. – Новосибирск: Сиб. Университетское изд-во. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000;
- Г.П. Попова. Русский язык. 5-11 классы: диктанты. – Волгоград: Учитель, 2011;
- Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010г.;
- А.Б. Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010;
- Словари (по всем разделам русского языка), справочники.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по русскому языку.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http:|| school – collection.edu.ru|
2. http:|| www. school.edu.ru
3. http:|| www. edu.ru
4. http:|| www. gramota.ru
5. http:|| www. ruscorpora.ru
6. http:|| www. fio.ru
7. http:|| www. slovari.ru|
8. http:|| www. alleng.ru|edu|ruslang1.htm
9. http:|| www.rm.kirov.ru|
10. http:||www.future4you.ru
11. http:|| suhin.narod.ru|
12. http:|| pyat-pyat.ru|
13. http:|| www. kros.ru|
14. http:|| foxworld.ucoz.ru|
15. http:|| www. nic-snail.ru|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....