Тексты различных стилей и жанров как средство формирования культуры чтения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Чижикова Татьяна Ивановна

 

Предлагаемый комплект заданий содержит небольшие по объёму тексты из произведений художественной литературы, публицистики, а также из научно-популярных книг. Подобраны тексты разнообразные по тематике: об отношении к природе, Родине, о проблемах нравственности, об отношении к языку и др.

         К каждому тексту помещены задания, направленные на осмысление содержания, формирование умения выделять главную информацию, соотносить прочитанное со знаниями из других областей и жизненным опытом, создавать собственное высказывание по проблеме, поднятой в тексте и т. д.

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-tekst.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Тексты различных стилей и жанров как средство формирования культуры чтения

Автор:

Чижикова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и

 литературы МКОУ «СОШ №3»

Исилькуль 2012

Оглавление

Введение_________________________________________ 3 стр.

  1. Пояснительная записка_________________________5
  2. Задания к текстам_____________________________ 6
  3. Заключение__________________________________ 13

Список использованной литературы___________________14

        

Введение

        В последние годы резко изменилась информационная инфраструктура в читательском развитии человека. Экспансия видео и компьютерной культуры оказывает негативное влияние на качество чтения, следовательно, на качество учения и обучения в образовании.

        Среди 32 стран Россия оказалась на 27 месте в 2000 году; в 2003 - на 33 месте среди 40 стран по качеству чтения. По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) – в нашей стране 73,5% нечитателей и почти нечитателей [1,5]

        

        Тестирование школьников старших классов и студентов по чтению, проведенное  в начале 80-х годов прошлого века, в сравнении с результатами 2001-2005 гг. также свидетельствуют о снижении продуктивности чтения - интегрированного показателя качества чтения (усвоение содержания текста в единицу времени, определяемое как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения). Продуктивность чтения отражает восприятие, понимание, запоминание, выявление смысла содержания текста. Снижение продуктивности чтения произошло в основном не по скорости чтения, а по качеству (снизился коэффициент усвоения). Снизилось количество читателей со средними показателями чтения (по скорости и усвоению) с 44% до 33%; увеличилось количество читателей низкопродуктивных с 48% до 67% [2]

        Почему такая тенденция сохраняется?

        Информационные ресурсы в образовании и социальных коммуникациях постоянно увеличиваются, а технология обучения чтению остается прежней. Все также специальные уроки по формированию навыков чтения имеются лишь в начальной школе. Практически не решается задача читательского развития в 5-х – 11-х классах. Да и в начальной школе многие ученики не достигают установленных норм чтения. Это связано с тем, что в базовом педагогическом образовании, готовящем учителей для основного и среднего общего образования, не осваивают теорию и технологию работы с разной литературой как универсума развития личности и образования. Поскольку успешность учения напрямую зависит от качества чтения, продуктивности освоения и переработки учебной информации, воспитание культуры чтения должно стать приоритетной задачей. Решение этой задачи обеспечит формирование ключевых компетенций личности, ее познавательных и созидательных способностей. [3]

        Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

        Формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из важных направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся.

        В педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

        

        Цель проекта: разработать комплект заданий на материале текстов различных стилей и жанров, которые были бы направлены на формирование умения критического осмысления информации

        Задачи:

- изучить литературу по теме;

- сделать подборку текстов различных стилей и жанров;

- разработать задания к текстам, направленные на формирование у школьников таких умений, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов

        

            План работы:

  1. Пояснительная записка
  2. Комплект заданий по анализу текстов разных стилей
  3. Назначение и применение проекта
  4. Вывод
  5. Список литературы

           

Пояснительная записка

        

        В стандарте школьного образования говорится о том, что ключевые компетенции, приобретенные в школе, должны способствовать успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В качестве таковых в стандарте названы: коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), и культуроведческая компетенции. Они имеют самое непосредственное отношение к читательскому развитию школьника.

        Культура чтения - сложное образование, оно отражает многие составляющие развития личности: мировоззренческую, информационно-библиографическую, культурологическую, психологическую, литературоведческую, включая и развитие речевой деятельности личности в целом. Такая полифункциональность вызывает объективные трудности воспитания культуры чтения в непрерывном образовании. [3]

        Чтение должно рассматриваться как основное средство обучения и развития. Поэтому важно формировать у обучающихся умение работать с текстами разных стилей и жанров, формировать в достаточной степени навыки для обработки больших объёмов специализированной информации.

        

В ходе исследования были рассмотрены тексты разных стилей. Основными  критериями отбора стали следующие: доступность, информационная значимость, воспитывающая функция.

Предлагаемый комплект заданий содержит небольшие по объёму тексты из произведений художественной литературы, публицистики, а также из научно-популярных книг. Подобраны тексты разнообразные по тематике: об отношении к природе, Родине, о проблемах нравственности, об отношении к языку и др.

        К каждому тексту помещены задания, направленные на осмысление содержания, формирование умения выделять главную информацию, соотносить прочитанное со знаниями из других областей и жизненным опытом, создавать собственное высказывание по проблеме, поднятой в тексте и т. д.

        

 

Комплект заданий

 №1

        Летом звёзд не увидишь. Когда бы Серёжа ни проснулся, когда бы ни лёг – на дворе светло. Если даже тучи и дождь, всё равно светло, потому что за тучами солнце. В чистом небе иногда можно заметить, кроме солнца, прозрачное бесцветное пятнышко, похожее на осколок стекла. Это месяц, дневной, ненужный, он висит и тает в солнечном сиянье, тает и исчезает – уже растаял, одно солнце царит на синей громаде неба.

        Зимой дни короткие, темнеет рано; задолго до ужина улицу, с её тихими снежными садами и белыми крышами, обступают звёзды. Их тыща, а может, миллион. Есть крупные и есть мелкие. И мельчайший звёздный песок, слитый в светящиеся молочные пятна. Большие звёзды переливаются голубыми, белыми, золотыми огнями; у звезды Сириус лучи как реснички; а посреди неба звёзды, мелкие и крупные, и звёздный песок – всё сбито вместе в морозно-сверкающий плотный туман, в причудливо-неровную полосу, переброшенную через улицу, как мост, - этот мост называется Млечный Путь.    

                                                                                         (В.Панова)                                                                                                                                          

Задание к тексту:

  1. Озаглавьте текст. Объясните членение текста на абзацы.
  2. Докажите, что данный отрывок является текстом художественного стиля. Сравните описание Сириуса, Млечного Пути в данном тексте с материалами, которые можно найти в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова, «Энциклопедическом словаре» и других словарях и справочниках. Как автор сумел передать особенности детского восприятия северной природы с её белыми ночами?

 №2

        На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации. Он открывает доступ к духовным богатствам, накопленным и создаваемым человечеством.

        По словам французского писателя Проспера Мериме, русский язык, «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, кажется созданным для поэзии».

        Современные зарубежные поэты отмечают не только высокие качества русского языка, но и его роль как проводника богатой многовековой культуры.

                                                                             (Р.Кавецкая)

                                                                                                                   

Задание к тексту:

  1. Озаглавьте текст
  2. Какие качества русского языка отмечает П.Мериме? Подтвердите примерами, собственными наблюдениями то, о чём говорит французский писатель.
  3. Академик Д.Лихачёв в одном из интервью сказал, что русский язык чрезвычайно приспособлен для поэзии, так же, как английский, например, для компьютера… Что сближает эти слова с высказыванием П.Мериме? Согласны ли вы с этой мыслью?

 №3

        О том, что драматическое действо является самым древним видом искусства, говорят многие историки.

        По мнению многих исследователей, драматическое действо с самого начала было не только и не столько средством эмоционального самовыражения или настраивания на определённое поведение, сколько способом общения мыслями, передачи информации.

        Однако в пантомиме происходит не просто передача информации, взаимный обмен ею, но и обучение неопытных соплеменников будущему действию. Фиктивные сражения, как и изображение работы в игре, облегчают выполнение последующих движений. Даже не участвующие в танце извлекут пользу из одного только наблюдения за действиями, к которым им придётся впоследствии прибегать самим.

        Итак, значение пантомимы для развития культуры первобытного человека, для обогащения его интеллектуального и социального опыта нам кажется кардинальным. Таково же оно и для возникновения языка.

                                                                                                                  (Б.Якушин)

Задание к тексту:

  1. Укажите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.
  2. Определите стиль текста.
  3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является отрывок из книги Б.Якушина «Гипотезы о происхождении языка»? Согласны ли вы с мнением ученого о том, что пантомима сыграла большую роль в развитии культуры первобытного человека, в возникновении языка?

 №4

Встреча с … лесом.

        Я шагнул(а) на … тропинку и замер(ла) от … . Меня обступили … деревья. Рукой я дотронулся(лась) до … березок. Залюбовался(лась) … дубом. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался(лась) под … елью, приподняв ее … . Деревья как … . У каждого свой характер, его нужно … .

Задание к тексту:

 Введите в текст изобразительно-выразительные средства языка так, чтобы картина стала зримой. конкретной ( время года, настроение, время суток ), выразительной.

 №5

  1. … (2) Это направление возникло в самом конце XVIII века и господствовало вплоть до начала 30-х годов. (3) Люди той эпохи воспринимали мир иначе, чем их предшественники, возникли у них и новые представления о прекрасном. (4) Романтики провозгласили абсолютную свободу художника, его право на воображение. (5) Художественное творчество они уподобляли акту божественного творения, а в человеке искусства видели существо, наделенное особым даром постижения сути мира, скрытой от глаз обычных людей. (6) «Поэт постигает природу лучше, нежели ученый», – писал Новалис. (7) Возможно, … героем романтических произведений часто становился художник, музыкант, живописец или поэт.

Задание к тексту:

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Для романтика особенно ценен духовный мир человека.

2) Очень рано романтикам открылся страшный лик мира.

3) Постепенно в немецкой литературе все ощутимее становится трагизм.

4) XIX век в немецкой литературе начинается с романтизма.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом предложении?

1) Однако,

2) поэтому,

3) несмотря на это,

4) впрочем.

 №6

(1)Сегодня специалисты считают, что миндалины управляют иммунитетом носоглотки. (2)До недавнего времени врачи были уверены, что если небные миндалины – рыхлые комочки лимфоидной ткани, величиной и формой похожие на миндальный орех, – часто воспаляются, то их необходимо удалять. (3)А после удаления миндалин слизистые оболочки дыхательных путей, глотки и пищевода остаются беззащитными перед инфекцией. (4)Их воспаление – ангина или острый тонзиллит – может привести к выработке соответствующих антител, и организм на долгие годы станет невосприимчив к определенным вирусам или микробам.

Задание:

  1. Восстановите последовательность предложений в тексте

            2. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Удаление миндалин, с точки зрения современной медицины, нецелесообразно, поскольку от них зависит способность организма сопротивляться инфекциям.

2) Миндалины получили свое название из-за внешнего сходства с миндальным орехом.

3) Небные миндалины из-за частых воспалений доставляют много беспокойства врачам и больным.

          4) Ангину или острый тонзиллит можно рассматривать как прививку, сделанную самой природой.

 №7

В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней парубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донёсся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти и неощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого – и счастливого и несчастного – он сейчас – украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

                                                                  (Г.Троепольский)

Задание к тексту:

  1. Определите тему, основную мысль текста.
  2. Прокомментируйте мысль, выраженную в последнем абзаце, приведите примеры из литературы или из жизни, подтверждающие её.

 №8

Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю…

Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства.

Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади… Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля - это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо…

                                                                     (Д.Лихачёв)

Задание к тексту:

  1. Определите  тему, основную мысль текста.
  2. Выпишите ключевые слова, которые отражают тему.

 №9

Задание:

 Прочитайте несколько текстов. Скажите, отражают ли названия тему сообщений? Могут ли они стать пунктами плана общего конспекта «Жилища животных»? Сделайте обобщающий вывод по всем текстам и запишите его.

        

а) Как птицы строят гнезда         

Самые примитивные жилища строят птицы, кормящиеся на земле, например фазаны или страусы. Они роют неглубокую ямку. Птицы, гнездящиеся на деревьях, более изобретательны. Ткачики строят гнезда с крышей и отдельным входом. Самые дорогие гнезда принадлежат салангам. Их птицы строят из своей слюны, которая, высыхая, становится похожей на резину. Пустые гнезда идут у китайцев для приготовления супа – более  750 долл. за 1 кг.
        
б) Для чего бобры строят плотины

        Иногда думают, что бобры строят плотины, чтобы ловить рыбу. Но они питаются древесиной, а плотинами защищают свое жилище – хатку. Она похожа на огромную кучу веток и окружена водой. Входы в хатку спрятаны глубоко под водой. Бобры возводят плотины для контроля уровня воды вокруг хаток. Некоторые сооружения достигают 250 м в длину.

        в) Постройка тентов        

Днем летучие мыши прячутся в темных местах вроде дуплистых деревьев и чердаков. В Центральной и Южной Америке некоторые летучие мыши устраивают дневные убежища из огромных листьев. Они прикрепляются к нижней поверхности листа и выгрызают часть поддерживающей его жилки. Конец листа опускается, прикрывая летучих мышей от глаз хищников.
        
г) Как часто животные переезжают

        Большинство животных строят жилье раз в год, чтобы вывести потомство. Но некоторые строят дом каждый вечер и переходят в него со следующего дня. Самое крупное животное среди ежедневных переселенцев – горилла. Она строит гнездо, похоже на платформу, на земле или на дереве, причем весь процесс занимает обычно меньше пяти минут.        

В море рыбы-попугаи защищают себя иначе. Когда солнце садится, они создают вокруг себя «спальные мешки» из слизи, выделяемой кожными железами, и спят в них. А на заре они съедают свой дом и уплывают за кормом.

Текст №10

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Меж нив златых и пажитей зелёных

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывёт рыбак и тянет за собою

Убогий невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни – там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре…

                                      (А.Пушкин)

Задание:

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Вновь я посетил…». Докажите, что отрывок является описанием.
  2. Выпишите существительные, которые можно назвать ключевыми словами. В какую тематическую группу они входят?
  3. Напишите эссе на эту тему.

Заключение

Данный проект предназначен для учащихся 8-9 классов. Тексты с заданиями можно использовать на уроках, на факультативных и групповых занятиях, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

 Возможно включение некоторых заданий (например, по текстам №5,6,9) в структуру уроков биологии, экологии, МХК. Важно, чтобы учащиеся понимали, что любой текст – источник информации, которую нужно правильно (критически) осмыслить.

Работа над проектом «Тексты различных стилей и жанров как средство формирования культуры чтения» позволила задуматься над тем, что проблема воспитания вдумчивого читателя – это серьёзная проблема. И решать её нужно не только учителям-словесникам, но и всем учителям-предметникам. На любом уроке, в процессе самостоятельной работы дети должны учиться критически осмысливать информацию. Это умение – требование времени.

Список использованной литературы

  1.  Аналитический отчет: Изучение скорости чтения пятнадцатилетних учащихся. – М.: Центр оценки качества образования ИОСО РАО, 2001.
  2. Бородина В.А., Бородин С.М. Квалитология и квалиметрия культуры чтения. // Культура чтения в контексте модернизации Российской школы: Матер. второй науч.-практ. конф. – СПб., 2003. – С. 9-11.; Бородина В.А. Читательская социализация в контексте стандарта общего образования // Школьная библиотека. – 2004. - № 3. – С. 47-54.)
  3. В.А. Бородина, С.М. Бородин Судьба чтения – судьба образования
  4. Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М.Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Стельмах В.Д. Новый ракурс привычной деятельности // Библиотека. – 2004. - № 1. – С. 31-34.)
  6. Н.А.Шапиро «Интересное в формате ЕГЭ. Тексты для тестов» // Русский язык (методический журнал учителей-словесников, приложение к газете «Первое сентября») №5, 2012 (эл. версия  rus.1september.ru) – с. 21-25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках иностранного языка как средство формирования языковой личности.

В соответствии с формированием новой парадигмы образования, приоритетной целью воспитания и обучения выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а создание оптимальных условий для своб...

Факультативный курс по русскому языку«Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров»

Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занят...

Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории

Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической  раб...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Стиль педагогического общения как фактор формирования культуры отношений и потребности в творческой активности у обучающихся.

Для того чтобы способствовать духовно-нравственному развитию учащихся, в первую очередь, необходим определенный собственный духовно-нравственный облик педагога.Главный инструмент педагога – не д...

Разработка заданий по формированию читательской грамотности на основе текстов различных стилей с использованием разных видов работ

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных...