Стиль педагогического общения как фактор формирования культуры отношений и потребности в творческой активности у обучающихся.
статья

Для того чтобы способствовать духовно-нравственному развитию учащихся, в первую очередь, необходим определенный собственный духовно-нравственный облик педагога.

Главный инструмент педагога – не дидактические приемы, не инновационные технологии, а его собственная личность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Меркулова Л.В.

Стиль педагогического общения как фактор формирования

культуры отношений и потребности в творческой активности

у обучающихся.

Для того чтобы способствовать духовно-нравственному развитию учащихся, в первую очередь, необходим определенный собственный духовно-нравственный облик педагога.

Главный инструмент педагога – не дидактические приемы, не инновационные технологии, а его собственная личность.

        Если в собственном общении и поведении мы показываем пример культуры отношений и пример заинтересованности – в людях, в своей учебной дисциплине;

если создаем на уроке атмосферу психологической безопасности – принятия, уважения, доверия, доброжелательности;

если побуждаем к познавательной активности, поддерживаем творческие проявления индивидуальности,

то нам не нужно будет заботиться о каких-то специальных мерах по духовно-нравственному воспитанию учеников.

 В этом ключе, перечень основных принципов, обеспечивающих эффективность воспитательно-развивающей работы, как считают педагоги нашего объединения, может быть таким: установление субъект-субъектных отношений педагога с учениками,

  • опора на внутреннюю мотивацию учащихся и помощь в определении личностных смыслов деятельности,
  • создание ситуации успеха, возможностей для самораскрытия, самопознания и саморазвития индивидуальности,
  • организация психологически комфортного группового взаимодействия,
  • постановка проблемных вопросов, требующих размышлений, дискуссий, поиска информации,
  • конкретизация цели, ориентация на результативность деятельности.

И мы стремимся выстраивать отношения и работу так, чтобы учащийся не ощущал себя безвольным и неинтересным «объектом педагогического воздействия».  

А чтобы, наоборот,реализуя собственный интерес, раскрываясь, общаясь и взаимодействуя с другими, ребенок:

  • был включен в дело,
  • развивался в деятельности как субъект и личность,
  • видел результат своей активности,
  • убеждался, что он способен на что-то повлиять, принести пользу, помочь людям, порадовать их,
  • убеждался, что он способен найти новое ценное знание, обсудить, поделиться им со сверстниками и взрослыми и т.д.

Если обратиться к базовым понятиям, то такой реализуемый стиль педагогического общения позволяет вносить вклад в формирование базовых национальных ценностей:

  • социальная солидарность,
  • труд и творчество.

        И основные решаемые задачи воспитания и развития личности обучающихся на уроке – это

  • воспитание культуры отношений, принятие ценностей «человек», «личность», «друзья»,
  • формирование потребности в самообразовании (развитие познавательного интереса и творческой активности), в трудовых усилиях для улучшения самого себя.

Характеристики данного стиля педагогического общения :

собственный пример педагога в сфере взаимодействия с детьми и личностного отношения к учебному предмету:

  • партнерство педагога и учащихся,
  • доброжелательное общение по поводу любой учебной и внеучебной ситуации,
  • искренняя заинтересованность самого педагога в преподаваемой дисциплине, выражаемое позитивное эмоциональное отношение к ней

2) целенаправленное создание на уроке атмосферы принятия (психологической безопасности), поддержки,  при обеспечении соблюдения детьми культуры общения и взаимодействия:

в ходе урока использование методических приемов для побуждения учащихся к формулированию вопросов, решений, к инициативе и творчеству,

создание условий для разнообразия видов познавательной активности,

использование технологии проектов, вовлечение в участие в конкурсах – с учетом индивидуальных интересов и других психологических особенностей детей, тенденций возрастного развития,

опора на понимание системы сложившихся межличностных отношений в классе, при необходимости – их бережная коррекция и развитие,

особое внимание и работа педагога над тем, чтобы фиксировать не ошибки, а достижения учеников, не допускать возникновения страха и высокого уровня тревоги,

организация совместной работы учащихся так, чтобы постепенно передавать им ответственность, различные аспекты управления их учебными действиями,

 создание условий для успеха, получения каждым учащимся результата, эмоциональная помощь и поддержка усилий.

Данный стиль – сочетание двух стилей
(по классификации стилей педагогического общения психолога В.В. Кан-Калика):

  • Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его развитых общих профессиональных интересов и позитивного  отношения к педагогической деятельности в целом.
  • Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. 
  • Другие стили (деструктивные):
  • Общение-заигрывание
  • Общение-устрашение
  • Общение-дистанция

Можно опираться и на другую классификации педагогических стилей, где выделяют:

  • авторитарный – жесткий, с подавлением личности и инициативы других людей, без коллегиальности, насаждение своих правил и решений,
  • либеральный (попустительский) – когда пускают деятельность на самотек, незаинтересованность, «как идёт, так и идёт, и ладно»,
  • демократический – сотрудничество, обсуждение, умение выслушивать, взаимные договоренности и уважение личности, доброжелательность, совместный поиск решений.

Для того, чтобы способствовать духовно-нравственному становлению ребенка, стиль общения и взаимодействия с ним должен быть ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ.

Конечно, все мы – живые люди, а не идеальные модели безупречного поведения.

И наш духовно-нравственный облик порой подвергается серьезным испытаниям под напором жизненных и рабочих обстоятельств, ситуаций, требований, поведения людей.

Но моё глубокое убеждение, что

если ничего не делать, приблизиться к тому, что считаешь нравственным и наиболее  эффективным в жизни .если не стремиться хотя бы и труде, то ничего и не будет!

Желаю и себе, и всем нам успеха на этом трудном, но достойном пути – в построении нравственно-состоятельного стиля педагогического общения и деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Педагогическая поддержка школьников как фактор формирования ценностного отношения к здоровью

Статья посвящена проблеме педагогических поддержек школьников...

Предпосылки формирования творческой активности у обучающихся с ОВЗ в школе-интернате во внеурочной деятельности накануне введения ФГОС.

Статья опубликована в сбонике материалов межрегиональной научно-практической конференции 29 апреля 2016 года "Проблемы психолого-педагогического обеспечения современного образовательного процесса...

Психология общения. Стили педагогического общения.

стили педагогического общения. психология. психология общения...

Стиль педагогического общения, как один из факторов, влияющих на мотивацию школьников

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитат...