Стиль педагогического общения как фактор формирования культуры отношений и потребности в творческой активности у обучающихся.
статья
Для того чтобы способствовать духовно-нравственному развитию учащихся, в первую очередь, необходим определенный собственный духовно-нравственный облик педагога.
Главный инструмент педагога – не дидактические приемы, не инновационные технологии, а его собственная личность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Меркулова Л.В.
Стиль педагогического общения как фактор формирования
культуры отношений и потребности в творческой активности
у обучающихся.
Для того чтобы способствовать духовно-нравственному развитию учащихся, в первую очередь, необходим определенный собственный духовно-нравственный облик педагога.
Главный инструмент педагога – не дидактические приемы, не инновационные технологии, а его собственная личность.
Если в собственном общении и поведении мы показываем пример культуры отношений и пример заинтересованности – в людях, в своей учебной дисциплине;
если создаем на уроке атмосферу психологической безопасности – принятия, уважения, доверия, доброжелательности;
если побуждаем к познавательной активности, поддерживаем творческие проявления индивидуальности,
то нам не нужно будет заботиться о каких-то специальных мерах по духовно-нравственному воспитанию учеников.
В этом ключе, перечень основных принципов, обеспечивающих эффективность воспитательно-развивающей работы, как считают педагоги нашего объединения, может быть таким: установление субъект-субъектных отношений педагога с учениками,
- опора на внутреннюю мотивацию учащихся и помощь в определении личностных смыслов деятельности,
- создание ситуации успеха, возможностей для самораскрытия, самопознания и саморазвития индивидуальности,
- организация психологически комфортного группового взаимодействия,
- постановка проблемных вопросов, требующих размышлений, дискуссий, поиска информации,
- конкретизация цели, ориентация на результативность деятельности.
И мы стремимся выстраивать отношения и работу так, чтобы учащийся не ощущал себя безвольным и неинтересным «объектом педагогического воздействия».
А чтобы, наоборот,реализуя собственный интерес, раскрываясь, общаясь и взаимодействуя с другими, ребенок:
- был включен в дело,
- развивался в деятельности как субъект и личность,
- видел результат своей активности,
- убеждался, что он способен на что-то повлиять, принести пользу, помочь людям, порадовать их,
- убеждался, что он способен найти новое ценное знание, обсудить, поделиться им со сверстниками и взрослыми и т.д.
Если обратиться к базовым понятиям, то такой реализуемый стиль педагогического общения позволяет вносить вклад в формирование базовых национальных ценностей:
- социальная солидарность,
- труд и творчество.
И основные решаемые задачи воспитания и развития личности обучающихся на уроке – это
- воспитание культуры отношений, принятие ценностей «человек», «личность», «друзья»,
- формирование потребности в самообразовании (развитие познавательного интереса и творческой активности), в трудовых усилиях для улучшения самого себя.
Характеристики данного стиля педагогического общения :
собственный пример педагога в сфере взаимодействия с детьми и личностного отношения к учебному предмету:
- партнерство педагога и учащихся,
- доброжелательное общение по поводу любой учебной и внеучебной ситуации,
- искренняя заинтересованность самого педагога в преподаваемой дисциплине, выражаемое позитивное эмоциональное отношение к ней
2) целенаправленное создание на уроке атмосферы принятия (психологической безопасности), поддержки, при обеспечении соблюдения детьми культуры общения и взаимодействия:
в ходе урока использование методических приемов для побуждения учащихся к формулированию вопросов, решений, к инициативе и творчеству,
создание условий для разнообразия видов познавательной активности,
использование технологии проектов, вовлечение в участие в конкурсах – с учетом индивидуальных интересов и других психологических особенностей детей, тенденций возрастного развития,
опора на понимание системы сложившихся межличностных отношений в классе, при необходимости – их бережная коррекция и развитие,
особое внимание и работа педагога над тем, чтобы фиксировать не ошибки, а достижения учеников, не допускать возникновения страха и высокого уровня тревоги,
организация совместной работы учащихся так, чтобы постепенно передавать им ответственность, различные аспекты управления их учебными действиями,
создание условий для успеха, получения каждым учащимся результата, эмоциональная помощь и поддержка усилий.
Данный стиль – сочетание двух стилей
(по классификации стилей педагогического общения психолога В.В. Кан-Калика):
- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его развитых общих профессиональных интересов и позитивного отношения к педагогической деятельности в целом.
- Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.
- Другие стили (деструктивные):
- Общение-заигрывание
- Общение-устрашение
- Общение-дистанция
Можно опираться и на другую классификации педагогических стилей, где выделяют:
- авторитарный – жесткий, с подавлением личности и инициативы других людей, без коллегиальности, насаждение своих правил и решений,
- либеральный (попустительский) – когда пускают деятельность на самотек, незаинтересованность, «как идёт, так и идёт, и ладно»,
- демократический – сотрудничество, обсуждение, умение выслушивать, взаимные договоренности и уважение личности, доброжелательность, совместный поиск решений.
Для того, чтобы способствовать духовно-нравственному становлению ребенка, стиль общения и взаимодействия с ним должен быть ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ.
Конечно, все мы – живые люди, а не идеальные модели безупречного поведения.
И наш духовно-нравственный облик порой подвергается серьезным испытаниям под напором жизненных и рабочих обстоятельств, ситуаций, требований, поведения людей.
Но моё глубокое убеждение, что
если ничего не делать, приблизиться к тому, что считаешь нравственным и наиболее эффективным в жизни .если не стремиться хотя бы и труде, то ничего и не будет!
Желаю и себе, и всем нам успеха на этом трудном, но достойном пути – в построении нравственно-состоятельного стиля педагогического общения и деятельности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ как фактор формирования здоровых отношений между семьей и школой, а так же формирование единого учебно-воспитательного пространства
взгляд на взаимоотношения семь и школы...
Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.
Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Педагогическая поддержка школьников как фактор формирования ценностного отношения к здоровью
Статья посвящена проблеме педагогических поддержек школьников...
Предпосылки формирования творческой активности у обучающихся с ОВЗ в школе-интернате во внеурочной деятельности накануне введения ФГОС.
Статья опубликована в сбонике материалов межрегиональной научно-практической конференции 29 апреля 2016 года "Проблемы психолого-педагогического обеспечения современного образовательного процесса...
Психология общения. Стили педагогического общения.
стили педагогического общения. психология. психология общения...
Стиль педагогического общения, как один из факторов, влияющих на мотивацию школьников
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитат...