Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9.классов( С.И.Львова . – М.: Просвещение, 2009).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_5klass_lvova.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база преподавания
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9.классов( С.И.Львова . – М.: Просвещение, 2009).
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
Учебно-языковыми:
По фонетике.
Находить изученные фонетические явления.
Классифицировать изученные фонетические явления.
Анализировать изученные фонетические явления (частичный или полный фонетический разбор).
По морфологии.
Находить изученные части речи.
Классифицировать изученные части речи по заданному основанию.
Полностью или частично анализировать изученные морфологические явления (полный или частичный морфологический разбор).
По синтаксису.
Находить изученные синтаксические конструкции.
Классифицировать изученные синтаксические конструкции.
Анализировать изученные синтаксические конструкции (полный или частичный синтаксический разбор).
Правописными:
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы.
Обосновывать условия выбора изученных орфограмм.
Правильно писать слова с изученными орфограммами.
Находить и исправлять орфографические ошибки.
По пунктуации.
Находить изученные смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания.
Ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.
Обосновывать место и выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
По связной речи.
Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Начиная с 5 класса, учитель должен ориентироваться в своей работе с детьми на требования к уровню подготовки
выпускников основного общего образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
- изученные разделы науки о языке;
- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета)
Новизна учебной программы
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков используются нетрадиционные формы контроля и ИКТ.
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Контроль знаний, умений, навыков не только даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся. Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес. Повышается качество обучения, что является актуальной проблемой в условиях сдачи государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Правильно организовать обучение можно только тогда, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. В качестве такого контроля предлагается система зачетов, поверочных работ тестового типа по русскому языку в 5 классах.
Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополнения фраз, графических обозначений и т.д. Используются тестовые задания трёх типов: задания типа А – с выбором ответов; задания типа В – с кратким ответом; задания типа С – с развёрнутым ответом. В школьной практике наибольшее распространение получили тесты с выборочными ответами. Будучи стандартизированной формой проверки знаний, тесты дают возможность однозначно толковать результаты проверки, поэтому они поддаются количественному учёту, удобны для статистической обработки. Однозначность тестов позволяет шире привлекать учеников к самопроверке и самооценке знаний. Учащиеся самостоятельно могут определить правильность выполнения тестовых заданий. Это имеет воспитательное значение, содействует формированию у учащихся таких качеств, как ответственность, точность, чёткость, объективность. Выполняя тесты, школьники привыкают к той форме проверки, которую предлагает ГИА и ЕГЭ, к моменту сдачи экзамена в 9, 11 классах чувствуют уверенность и в имеющихся знаниях, и в способе сдачи, и психологически.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Классы 5Р
Учитель Садреева Лилия Ильдаровна
Количество часов
Всего 140 часа; в неделю 4 часа
При составлении программы были учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в «Методическом письме о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях РТ в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2011 года», а также в письме «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в средней школе».
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5класс. Часть 1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина
Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля и обратной связи | Элемент содержания | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
1. | Понятие о лингвистике | 1 | путешествие | тест | чтение, устное высказывание, беседа, осложненное списывание, грамматический разбор | Умение общаться -важнейшая часть культуры человека. Единица языка и разделы лингвистики. | Подготовить сообщение на тему «Чему я должен научиться в 5 классе(упр.3),записать в тетрадь название основных разделов лингвистики и запомнить их написание. | ||
2. | Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | упражнения по технике речи, чтение, пересказ, транскрибирование, различные виды диктантов, решение лингвистических задач, осложненное списывание, игра «Отгадай мультфильм» | Понятие о фонетике как о разделе языкознания Основные выразительные средства фонетики. | Пересказ текстов(с.7-8); на выбор: упр.5 или 9 | ||
3. | Фонетическая транскрипция | 1 | Комбинирован-ный | словарный диктант | упражнения по технике речи, чтение, пересказ, транскрибирование, различные виды диктантов, решение лингвистических задач, осложненное списывание, игра «Отгадай мультфильм» | Введение общепринятой транскрипции языка. | Упр.20; упр.21(1); индивидуальное задание – подготовить сообщение – упр.15 и 19 | ||
4. | Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки. | 1 | Комбинирован-ный | диктант с грамматическим заданием | чтение, пересказ, беседа, упражнения по технике речи, различные виды диктантов, лингвистический эксперимент, работа с орфоэпическим словарем, грамматический разбор | Понятие орфоэпии как раздела лингвистики | Пересказ текста §4; упр.47 | ||
5. | Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков. | 1 | Комбинирован-ный | тест | чтение, пересказ, игра «Теремок», упражнения по технике речи, различные виды диктантов, работа с орфоэпическим словарем, грамматический разбор, изложение-миниатюра | орфоэпическая норма оглушение, озвончение | Пересказ текста на стр. 21; упр.24 | ||
6. | Основные правила произношения согласных звуков | 1 | практикум | самостоятельная работа | упражнения по технике речи, различные виды диктантов, работа с орфоэпическим словарем, грамматический разбор, письменный ответ на вопрос | Умение различать согласные звуки и гласные на письме. | Упр.56,57; повт. Упр.52 | ||
7 | Графика как раздел лингвистики. Алфавит. | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | упражнения по технике речи, чтение, составление плана, пересказ, сообщения учащихся, письменный ответ на вопрос | Основные выразительные средства фонетики. | Упр.65 | ||
8. | Роль букв Ъ и Ь в обозначении звукового состава | 1 | Комбинирован-ный | диктант с грамматическим заданием | Изложение-миниатюра, беседа | Ъ как разделительный, Ь как разделительный и смягчающий согласный. | Упр.89 | ||
9. | Двойная роль букв е,ё,ю,я. | 1 | Комбинирован-ный | словарный диктант | устное высказывание, письмо по памяти, осложненное списывание, грамматический разбор, письменный ответ на вопрос | Двойная роль букв е,ё,ю,я Введение общепринятой транскрипции языка. | Упр.82 | ||
10. | Контрольная работа №1(диктант с языковым анализом) | 1 | урок контроля | Контроль-ный диктант | Диктант с языковым анализом | Проверка орфографических и пунктуационных знаний учащихся | |||
11. | Морфемика как раздел лингвистики. Окончание – грамматическая морфема. | 1 | Комбинирован-ный | тест | чтение, пересказ, беседа, устное высказывание, изложение-миниатюра, осложненное списывание, работа со словарями значения морфем, строения слов, грамматический разбор | Морфемика как минимально значимая единица языка. | Ответы на вопросы после текста (с.33-34);упр.91 | ||
12. | Словообразующие морфемы. Выразительные возможности словообразующих морфем. | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | чтение, пересказ, беседа, устное высказывание, изложение-миниатюра, осложненное списывание, работа со словарями значения морфем, строения слов, грамматический разбор | морфемный разбор, смысловой анализ слова, морфемная модель, поморфемное письмо, этимология Отличие морфем от других языковых единиц | Упр.99; инд.-101 | ||
13. | Морфемная модель слова | 1 | Комбинирован-ный | словарный диктант | чтение, пересказ, беседа, устное высказывание, изложение-миниатюра, осложненное списывание, работа со словарями значения морфем, строения слов, грамматический разбор | Отличие морфем от других языковых единиц. | Упр.112 | ||
14 | Корень слова | 1 | комбинированный | устный опрос | устное высказывание, беседа, сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, работа с этимологическим словарем, этимологическое исследование грамматич. разбор | Чередование гласных и согласных в корнях слова | Упр.111 | ||
15 | Чередование гласных в корне. | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | устное высказывание, беседа, сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, работа с этимологическим словарем, этимологическое исследование грамматич. разбор | Чередование гласных и согласных в корнях слова | Повт.упр.121; упр.122,115 | ||
16 | Чередование согласных в корне. Чередование О и Е с нулём звука. | 1 | Комбинирован-ый | самостоятельная работа | устное высказывание, беседа, сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, работа с этимологическим словарем, этимологическое исследование грамматич. разбор | Чередование гласных и согласных в корнях слова | Упр.129 | ||
17. | Лексикология как раздел лингвистики. Объяснение лексического значения путём толкования. | 1 | Комбинирован-ный | диктант с грамматическим заданием | контрольный словарный диктант, устное высказывание, работа со словарями, осложненное списывание, | Понятие лексики, лексического значения слова. Формировать умения определять лексическое значение слова. | Сжатый пересказ текста на с.51-52; по выбору учащихся: упр.138,139, 142 или 143 | ||
18. | Родовые и видовые понятия | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | устное высказывание, беседа, сочинение-миниатюра, различные виды диктантов, работа с толковым словарем, грамматический разбор, письменный ответ на вопрос | родовые и видовые понятия, обобщающее слово | Упр.167; 171(устное высказывание) | ||
19. | Подготовка к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» | 1 | Развитие речи | сочинение | чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, подбор ключевых слов, составление плана | Подготовка к сочинению. Анализ сочинения. Работа над речевыми и логическими ошибками | Написать сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» (упр.177) | ||
20 | Орфография как раздел лингвистики | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | устное высказывание, беседа, различные виды диктантов, осложненное списывание, грамматический разбор | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. | Пересказ текста на с.68-69: упр.182,178 | ||
21. | Правописание морфем | 1 | Комбинирован-ный | словарный диктант | устное высказывание, беседа, различные виды диктантов, осложненное списывание, грамматический разбор | единообразное написание морфем | Подробный пересказ текста на с.68-69; упр.187 | ||
22. | Правописание И, У,А после шипящих. Правописание сочетаний ЧН,ЧК,НЧ,НЩ, РЩ,ЩН | 1 | Комбинирован-ный | устный опрос | Орфографический анализ текста | Безударные гласные в корне слова, сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; сочетания ЧН,ЧК,НЧ,НЩ, РЩ,ЩН | Упр.189 | ||
23. | Правописание безударных гласных в корнях слов | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор, изложение-миниатюра | Правописание безударных гласных в корнях слов. Формирование умения рассуждать при выборе чередующей гласной. | Упр.193,155 (на повторение) | ||
24. | Изложение-миниатюра (упр.206) | 1 | Развитие речи | диктант с грамматическим заданием | чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, запись текста изложения | типологическая структура текста, соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы | Упр. 202.203 | ||
25. | Правила написания согласных в корнях слов | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | Правописание согласных в корнях слов | Упр.210,213(1,2(устно)) | ||
26. | Правописание падежных окончаний существительных | 1 | Комбинирован-ный | устный опрос | различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор, изложение-миниатюра | Правописания чередования гласных –е, -и в безударных окончаниях существительных. | Упр.223 | ||
27. | Правописание личных окончаний глаголов | 1 | Комбинирован-ный | тест | различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, тестирование, письмо по памяти, сочинение-миниатюра грамматический разбор | Понятия правописания безударных личных окончаний глаголов. Сравнить окончания 1 и 11 спр. | Выучить наизусть текст на стр.83-84; упр.232 | ||
28. | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Написание Ь после шипящих. | 1 | Комбинирован-ный | графический диктант | устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | Вспомнить условия постановки Ь и Ъ. Ь знак для обозначения мягкости согласной. | Выучить наизусть текст на стр.88; 237 | ||
29. | Правописание –тся и –ться в глаголах | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | Орфографический анализ текста, сочинение-миниатюра | Закрепление навыков определения написания –тся, -ться по вопросу. | Упр.246(1,2) | ||
30. | Употребление разделительных Ь и Ъ | 1 | Комбинирован-ный | устный опрос | устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | Ъ как разделительный, Ь как разделительный и как показатель мягкости предшествующего согласного. | Упр.257(устное высказывание); упр.252(1) | ||
31 | Слитные и раздельные написания слов | 1 | Комбинирован-ный | тест | устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра | Слитные дефисные и раздельные написания | Упр.260; 264(устное высказывание) | ||
32. | Контрольная работа №2 (диктант с языковым анализом по разделу «Орфография») | 1 | Урок-контроль | контрольныйдиктант | диктант с языковым анализом по разделу «Орфография | ||||
33. | Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | устное высказывание, работа со схемой, осложненное списывание, выразительное чтение, письмо по памяти, сочинение-миниатюра, морфологический разбор | Морфология как раздел грамматики. Умение определять и различать служебные и самостоятельные части речи. | Упр.277 | ||
34. | Морфологические признаки существительных, прилагательных, глаголов | 1 | диктант «Проверяю себя» | Типичные суффиксы и окончания разных частей речи | |||||
35. | Наречие. Служебные части речи. | 1 | Комбинирован-ный | графический диктант | Запись текста под диктовку | Слова изменяемые и неизменяемые. Понятие наречия. Формирование умения находить наречие в тексте. | Упр.271(287) | ||
36. | Образование форм слова в русском языке | 1 | Комбинирован-ный | тест | контрольный словарный диктант, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра | Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных. | Упр.293 | ||
37. | Культура речи как раздел лингвистики | 1 | урок занимательной грамматики | словарный диктант | беседа, текстоведческий анализ, решение лингвистических задач, викторина | Умение соблюдать нормы современного литературного языка. | С.113-114, упр.300 | ||
38. | Нормы современного русского литературного языка | 1 | урок занимательной грамматики | языковой анализ текста | Словарный диктант. редактирование | Понятие речевого этикета Умение употреблять в речи этикетные слова. | С.113-114, упр.245 | ||
39. | Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова | 1 | урок занимательной грамматики | самостоятельная работа | викторина, конструирование диалогов, инсценирование, сообщения учащихся | Закрепление навыков по разделу «Культура речи» Умение использовать и применять на практике. Закрепление навыков. | Пересказ текста на стр.117, упрю313(316) письменно | ||
40. | Синтаксис как раздел лингвистики. Понятие о словосочетании | 1 | Комбинированный | языковой анализ текста | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование словосочетаний, грамматический разбор | Понятие синтаксиса. Понятие словосочетания. Смысловая и грамматическая связь в словосочет. Формирование умения выделять словосочет. из предлож. | Залание 2 после текста(письм.), упр.321 | ||
41. | Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | Комбинированный | самостоятельная работа | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование словосочетаний, грамматический разбор | Научить разграничивать словосочетания по значению. | Упрю337 (устное высказывание). Упр.326 (337) | ||
42. | Подготовка к сочинению по картине И.И.Фирсова «Юный живописец» | 1 | Развитие речи | составление плана | Беседа по картине, составление плана. Словарная работа | Подготовка к сочинению –описанию Работа над речевыми и логическими ошибками. | Сочинение по картине И.И.Фирсова «Юный живописец» | ||
43. | Предложение и его интонационное оформление. | 1 | Комбинированный | графический диктант | Устное высказывание, текстоведческий анализ, конструирование предложении | Понятие предложения как основной единицы синтаксиса. Интонация предложения, логическое ударение, паузы. | Подробный пересказ текстов на с.127-128, упр.324(1) | ||
44. | Главные члены предложения | 1 | Комбинированный | комплексный анализ текста | Контрольный словарный диктант, устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, письмо по памяти, сочинение-миниатюра | Умение находить грамматическую основу предложения. Знать способы выражения подлежащего. Навык нахождения подлежащего в предложении. | Пересказ текста на стр.133., выучить текст на стр.133-134, упр.355 | ||
45. | Способы выражения сказуемого | 1 | Комбинированный | словарный диктант | Повторение, чтение текста, | Умение находить предложения, в которых ставиться тире и в которых тире не ставится. Навык правильно ставить знак препинания (-). | Повторить упр.357 (устное высказывание), упр.364(365,367) | ||
46. | Второстепенные члены предложения и основные способы их выражения | 1 | Комбинированный | языковой анализ текста | Самостоятельная работа, работа с учебником | Умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их | Выучить текст на стр.138-139, упр.372 (373) | ||
47. | Роль определения в речи. Дополнение. | 1 | Комбинированный | самостоятельная работа | Работа с художественным тестом, выборочно-распределитель-ный диктант | Навык использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания Умение находить и обозначать дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение | Упр.376(1) | ||
48. | Обстоятельство как член предложения. Разбор предложения по членам | 1 | Комбинированный | диктант «Проверяю себя» | Устное высказывание, запись под диктовку | Умение находить и обозначать обстоятельства. Навык составления предложений с включение в них всех второстепенных членов. | Упр.380, 383 | ||
49. | Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. | 1 | Комбинированный | диктант «Проверяю себя» | Устное высказывание, ритмико-интонационный анализ, выразительное чтение. Осложненное списывание. | Понятие восклицательного, побудительного и вопросительного предложения. Знаки препинания. | Подробный пересказ текста на стр.144, упр.388(389) | ||
50. | Предложения восклицательные и невосклицательные | 1 | Комбинированный | графический диктант | Устное высказывание, упражнения по технике речи, выразительное чтение, ритмико-интонационный анализ, осложненное списывание, конструирование предложений, изложение-миниатюра | Формирование умения определять восклицательные и невосклицательные предложения. | Упр.400 | ||
51. | Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 | Комбинированный | диктант «Проверяю себя» | Контрольный словарный диктант, устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений | Понятие распространенных и нераспространенных предложений. Значение и роль членов предложений. Обучение распространения предложений. | Упр.406(2) | ||
52. | Предложения простые и сложные | 1 | Комбинированный | графический диктант | Устное высказывание, упражнения по технике речи, выразительное чтение, осложненное списывание, конструирование предложений | Умение выделять грамматические основы. Умение определять предложение по его основным признакам | Подробный пересказ текста на стр.152-153. Упр.414(1.2) | ||
53. | Виды сложных предложений по средствам связи их частей | 1 | Комбинированный | графический диктант | Устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, сочинение- миниатюра, редактирование предложений | Закрепление знаний, умений, навыков по разделу «Словосочетание и предложение» | Упр.416(2) или 420 | ||
54. | Понятие о простом осложненном предложении. Однородные члены предложения | 1 | Комбинированный | комплексный анализ текста | Устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, сочинение- миниатюра, редактирование предложений | Умение находить однородные члены и верно графически обозначать их. Навык составления предложений с однородными членами. | Подробный пересказ текста на с.157-158, упр.425 | ||
55. | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | Комбинированный | словарный диктант | Устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, сочинение- миниатюра, редактирование предложений | Умение обосновывать двоеточие после обобщающего слова. | Упр.438 | ||
56. | Понятие об обращении | 1 | Комбинированный | языковой анализ текста | Устное высказывание, осложненное списывание, письмо по памяти, конструирование предложений | Умение отличать обращения от подлежащего. Умение выделять запятыми обращение. | Стр.163 | ||
57. | Предложения с водными словами | 1 | Комбинированный | самостоятельная работа | Беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, анализ и конструирование предложений | Закрепление умений находить и выделять предложения с вводными словами. | С.166,упр.452(453) | ||
58. | Предложения со сравнительными оборотами | 1 | Комбинированный | диктант «Проверяю себя» | Беседа, текстоведческий анализ, выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, анализ и конструирование предложений | Сравнительный оборот. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. | Пересказ текста на стр.167, упр. 457(1) | ||
59. | Понятие о пунктуации. Знаки препинания. | 1 | Комбинированный | графический диктант | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение0миниатюра, анализ и конструирование предложений | Понятие пунктуация как раздел науки о языке. Роль знаков препинания в предложении. | Подробный пересказ текста на стр.176. упр.481 (устное высказывание) | ||
60. | Знаки препинания в конце предложения | 1 | Комбинированный | комплексный анализ текста | Викторина, устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, свободный диктант | Понятие о разделах пунктуации. | Подробный пересказ текста на стр.179, упр.482(2), 485 | ||
61. | Знаки препинания внутри простого предложения | 1 | Комбинированный | словарный диктант | Тестирование. Осложненное списывание, различные виды диктантов, анализ и конструирование предложений | Умение правильно оформлять пунктуацию в простых предложениях. | Упр.429 | ||
62. | Знаки препинания между частями сложного предложения | 1 | Комбинированный | языковой анализ текста | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение0миниатюра, анализ и конструирование предложений | Умение правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях | Упр.498 | ||
63. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | Комбинированный | самостоятельная работа | Устное высказывание, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение0миниатюра, анализ и конструирование предложений | Умение находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно, разграничивать прямую речь и слова автора. | Посторить теор. Сведения на с. 179-180; упр.501 (1-3) или 502 | ||
64. | Контрольная работа №4 (диктант с языковым анализом текста по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация») | 1 | Урок-контроль | Контрольный дикант | Написание контрольного диктанта | Повторение и закрепление на практике по разделу «Синтаксис и пунктуация». | |||
65. | Основные признаки текста. Тема и идея. | 1 | Развитие речи | графический диктант | Чтение, текстоведческий анализ, беседа. Анализ таблицы. Редактирование текста | Текст как речевое произведение. | Пересказ текстов на с.187-188. Упр.509 | ||
66. | Основные признаки текста (закрепление). Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте. | 1 | Развитие речи | комплексный анализ текста | Чтение, текстоведческий анализ, беседа. Анализ таблицы. Редактирование текста | Единство темы, главная мысль. Законченность. Смысловая и грамматическая связь | Повторить содержание текста на с.187-188; упр.512(516) | ||
67. | Повествование | 1 | Развитие речи | языковой анализ текста | Чтение, текстоведческий анализ, беседа. Составление плана, пересказ, запись текста по плану. | Умение определять ведущий тип речи, составлять план текста. | Пересказ текста на с.193-194; упр.519(524) | ||
68. | Описание | 1 | Развитие речи | языковой анализ текста | Чтение, текстоведческий анализ, беседа. Составление плана, пересказ, запись текста по плану. | Основная мысль текста. | Упр.327,333(на повторение) | ||
69. | Подготовка к сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» | 1 | Развитие речи | сочинение | Слово учителя, составление плана, словарная работа | Подготовка и написание сочинения по картине. | Написать сочинение по картине | ||
70. | Рассуждение | 1 | Развитие речи | языковой анализ текста | Чтение, текстоведческий анализ, беседа. Составление плана, пересказ, запись текста по плану. | Строение текста-рассуждения. тезис, аргументы | Упр.532(544) | ||
71. | Отражение содержания и настроения текста в плане | 1 | Развитие речи | языковой анализ текста | Чтение, текстоведческий анализ, беседа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, написание изложения | Понятие основных норм построения текста. | Упр.549(553) | ||
72. | Изложение | 1 | Развитие речи | изложение | Чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, написание изложения | Подготовка к написанию контрольного изложения | Упр.552 или 555 | ||
73. | Требования к содержанию и построению текста | 1 | Развитие речи | языковой анализ текста | Чтение, текстоведческий анализ, беседа, анализ таблицы, редактирование текста | Единство темы, главная мысль, законченность, смысловая и грамматическая связь | Пересказ текста на с.207; упр.564 | ||
74. | Обобщение по разделу «Текстоведение» | 1 | Урок повторения и закрепления | языковой анализ текста | Понятие редактирование текстов. | Повторить §§ темы | |||
75. | Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования | 1 | Комбинирован-ный | комплексный анализ текста | беседа, устное высказывание, словообразовательный анализ, поморфемное письмо, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | Понятие словообразование как раздела лингвистики. Лингвистические основы. | Упр.580 (устн. Высказывание), упр.579 | ||
76. | Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка | 1 | Комбинирован-ный | словарный диктант | беседа, устное высказывание, словообразовательный анализ, поморфемное письмо, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | Образование слов. Правописание О и Е в сложных словах. | Упр.583, 585, принести 1 часть учебника | ||
77. | Правописание корней-лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -кас-//-кос- | 1 | Комбинирован-ный | языковой анализ текста | устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, поморфемное письмо, работа со словарями | Правописание чередующихся гласных в корнях | Упр.592 | ||
78. | Правописание О-Ё после шипящих в корнях слов | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, грамматический разбор | Правописание О-Е после шипящих и Ц в корнях слов. Условие выбора О-Е. | Записать по памяти несколько строф любимого стихотворения об осени и подготовить их выразительное чтение | ||
79. | Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | Развитие речи | диктант «Проверяю себя» | сообщения учащихся, викторина, беседа, составление плана, составление текста по предложенному плану | Подготовка и написание сочинения по картине | Написать сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | ||
80. | Основные способы образования имен существительных | 1 | практикум | самостоятельная работа | контрольный словарный диктант, беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, поморфемное письмо, осложненное списывание, письмо по памяти, изложение-миниатюра | Понятие способы словообразования имен сущ. | Упр. 599 | ||
81. | Основные способы образования имен прилагательных | 1 | практикум | диктант «Проверяю себя» | контрольный словарный диктант, беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, поморфемное письмо, осложненное списывание, письмо по памяти, изложение-миниатюра | Умение образовать имена прилаг. | Упр.610(1,2) | ||
82. | Основные способы образования глаголов | 1 | Комбинированный , развитие речи | графический диктант | чтение, беседа, словарно-орфографическая работа, подбор ключевых слов, составление плана, пересказ, написание изложения | Способы образования глаголов. | Упр.617(3) | ||
83. | Группы приставок в зависимости от написания. | 1 | практикум | комплексный анализ текста | различные виды диктантов, письмо по памяти, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, игра «Найди лишнее», поморфемное письмо | Неизменяемые приставки на письме. | Выучить правила о правописании приставок(с.21) наизусть, упр.619(сочинение-миниатюра) | ||
84. | Морфемный разбор слова | 1 | Комбинирован-ный | словарный диктант | различные виды диктантов, поморфемное письмо, морфемный анализ, работа со словарями, тестирование, письменный ответ на вопрос | Знакомство с словообразовательным словарем. Морфемный состав слова. | Упр.636,637 | ||
85. | Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | устное высказывание, беседа, решение лингвистических задач, конструирование предложений, работа с толковым словарем, лексический разбор, письменный ответ на вопрос | Понятие лексики, лексического значения слова. | Научиться письменно восстанавливать схему(с.30), упр.645 | ||
86. | Переносное значение слова | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | устное высказывание, беседа, решение лингвистических задач, конструирование предложений, работа с толковым словарем, лексический разбор, письменный ответ на вопрос | Слова употребляемые в прямом и переносном значении. | Выучить наизусть текст на с.33, упр.653(1,3) | ||
87. | Роль тропов в художественном тексте | 1 | исследование | графический диктант | устное высказывание, беседа, выразительное чтение, построчный анализ, сочинение-миниатюра, работа с толковым словарем | метафора, олицетворение, эпитет | Упр.633(4), или 659, или 651 | ||
88. | Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами | 1 | Комбинирован-ный | комплексный анализ текста | устное высказывание, беседа, текстоведческий анализ, различные виды диктантов, работа с различными словарями, лексический разбор, игра «Найди лишнее» письменный ответ на вопрос | нейтральные, книжные, разговорные слова | Выучить наизусть текст §46 (с.37). упр.633 | ||
89. | Подготовка к сочинению по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща» | 1 | Развитие речи | сочинение | составление плана, составление текста по предложенному плану, устные высказывания по отдельным пунктам | Описание общего плана, первого плана, второго плана | Написать сочинение «Берёзовая роща» | ||
90. | Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов | 1 | Комбинирован-ный | языковой анализ текста | беседа, сообщение учащихся, выразительное чтение, конструирование предложений, текстоведческий анализ | признаки заимствованных слов, иноязычные морфемы | Пересказ текста на стр.43, упр.678 | ||
91. | Правописание буквосочетаний ЦЫ и ЦИ. | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, грамматический разбор | Правописание букв И,Ы после Ц, формирование умения пользоваться орфографическим словарем. | Устное высказывание по схеме на стр.46. упр.689 | ||
92. | Профессионализмы как слова ограниченного употребления. Термины. | 1 | Комбинирован-ный | графический диктант | контрольный словарный диктант, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, игра «Найди лишнее», работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | Понятие об общеупотребительной лексике. Слова употребляемые в определенной сфере. Диалектизмы. Профессионализмы. | Упр.695 | ||
93. | Диалектизмы как слова ограниченного употребления | 1 | Комбинирован-ный | комплексный анализ текста | контрольный словарный диктант, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, игра «Найди лишнее», работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | Упр.703 | |||
94. | Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи | 1 | Комбинирован-ный | словарный диктант | различные виды диктантов, конструирование предложений тестирование, | Понятие Устаревших слов и неологизмов. | Пересказ текста на стр.51, упр.705 | ||
95. | Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи | 1 | Практикум | диктант «Проверяю себя» | различные виды диктантов, конструирование предложений тестирование, | архаизмы, историзмы | Упр.712 | ||
96. | Фразеология как раздел лингвистики | 1 | путешествие | графический диктант | устное высказывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор , игра «Найди лишнее» | Знакомство с фразеологическим словарем. | Упр.721,723 | ||
97. | Повторение о обобщение по разделу «Лексикология и фразеология» | 1 | урок контроля | комплексный анализ текста | выполнение проверочной работы | Повторить схему на стр.30 и составить по ней подробное устное высказывание | |||
98. | Контрольная работа №6 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология» | 1 | Урок контроля | Контрольный диктант | Выполнение контрольной работы | ||||
99. | Морфология как раздел лингвистики. Части речи. | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | беседа, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование | грамматические признаки, словообразовательное значение, грамматическое значение. Классификация частей речи | Подробный пересказ текстов на с.60-62; упр.729 | ||
100. | Языковые значения слова | 1 | Комбинирован-ный | графический диктант | беседа, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, сочинение-миниатюра, тестирование | грамматические признаки, словообразовательное значение, грамматическое значение. Классификация частей речи | С.60-62, упр.734 | ||
101. | Имя существительное как часть речи | 1 | Комбинирован-ный | комплексный анализ текста | беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, сочинение-миниатюра | Имя существительное как часть речи. Грамматическое значение предметности имени сущ. Отличие от других частей речи. ческая характеристика | Выучить наизусть план морфологического разбора существительного (с.63);упр.736 | ||
102. | Суффиксы существительных –чик-, -щик-. | 1 | Комбинирован-ный | словарный диктант | различные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, поморфемное письмо | Разграничение и написание суффиксов чик-, -щик-. | Выучить наизусть правило о написании слов с суффиксами–чик-, -щик-(с.67), упр.743 | ||
103. | §Суффиксы существительных–ЕК-, -ИК-(-ЧИК-) | 1 | Комбинирован-ный | языковой анализ текста | различные виды диктантов, тестирование, поморфемное письмо | Условия написания суффиксов ек-, -ик-. | Правило на с.68-69 наизусть. Упр.749 | ||
104. | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | контрольный словарный диктант, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, заполнение таблицы | Понятие об собственных и нарицательных именах сущ. | С.70-71(пересказ). Упр.757 | ||
105. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | контрольный словарный диктант, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, заполнение таблицы | Формирование умения различать одушевленные и неодушевленные сущ. Понятие об олицетворении. | Упр.770 | ||
106. | Род имен существительных | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений | Род, как одна из основных категорий имен сущ. | Упр.773 | ||
107. | Склонение имен существительных | 1 | Комбинирован-ный | графический диктант | устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, конструирование предложений | Умение определять склонение существительных. | Подробный пересказ текстов на с.78-79, знать группы разносклоняемых существительных наизусть; упр.777 | ||
108. | Правописание не с существительными | 1 | практикум | комплексный анализ текста | различные виды диктантов, тестирование, | Изучение и закрепление правописания НЕ с именами сущ. | Упр.783(устн. Высказывание), упр.779 | ||
109. | Формообразование имён существительных | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | контрольный словарный диктант, устное высказывание, работа со словарями, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, заполнение таблицы | несклоняемые существительные, | Подробный пересказ теоретических сведений §58,упр.789 | ||
110. | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | практикум | диктант «Проверяю себя» | различные виды диктантов, тестирование, поморфемное письмо | Е и И в окончаниях единственного числа существительных | Упр.793 | ||
111. | Синтаксическая роль имён существительных | 1 | Комбинирован-ный | графический диктант | различные виды диктантов, тестирование, решение занимательных задач, грамматический разбор | Синтаксические признаки имени сущ. | Упр.782(1) | ||
112. | Правильное произношение имён существительных | 1 | Комбинирован-ный | комплексный анализ текста | различные виды диктантов, тестирование, редактирование текста | Условия правильного употребления имен сущ. | Упр.771, 817 | ||
113. | Грамматические и лексические нормы употребления имён существительных | 1 | Практикум | самостоятельная работа | различные виды диктантов, тестирование, редактирование текста | Условия правильного употребления имен сущ. | Упр.810,814 | ||
114. | Повторение и обобщение по теме «Имя существительное» | 1 | Практикум | диктант «Проверяю себя» | Орфографический анализ текста, анализ речевой роли существительных, языковой анализ текста | Подготовиться к к/р, повторить материал §§ о существительном | |||
115. | Контрольная работа №7 (диктант по теме «Имя существительное») | 1 | Урок контроля | Контрольный диктант | Написание к/р | ||||
116. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Комбинирован-ный | комплексный анализ текста | беседа, лингвистический эксперимент, выразительное чтение, осложненное списывание, письмо по памяти, конструирование предложений, игра «Найди лишнее», сочинение-миниатюра | Понятие об имени прилагательном как части речи . Основные отличия от других частей речи | Пересказ текстов на с.93-94. Упр.820 | ||
117. | Роль имен прилагательных в речи | 1 | Комбинирован-ный | дидактические материалы | Беседа, наблюдение | эпитеты | Упр.826 | ||
118. | Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Алёнушка» | 1 | Развитие речи | Сочинение | Обсуждение названия, история создания, описание героини картины, описание природы, обсуждение плана сочинения | Написать сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка» | |||
119. | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных | 1 | Комбинированный | графический диктант | Беседа, выразительное чтение, анализ | Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные Разряды имен прилагательных. Умение отличать качественные, относительные, притяжательные прилаг. | Подробный пересказ текста на стр.101-102, упр.834(837) | ||
120 | Притяжательные имена прилагательные. Употребление относительных и притяжательных имен прилагательных в значении качественных | 1 | Комбинированный | комплексный анализ текста | Чтение текстов, сопоставление, наблюдение | Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные | Упр.839 | ||
121. | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | Комбинирован-ный | дидактические материалы | контрольный словарный диктант, различные виды диктантов, тестирование, | Форма сравнительной и превосходной степени прилагательного; форма простой превосходной степени, форма составной превосходной степени | Пересказ с.107-108, упр.851 | ||
122. | Полные и краткие имена прилагательные | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | Внимательное чтение и анализ текста | Полные и краткие имена прилагательные | Тексты на с.112-113 наизусть. Провести морфологический разбор прилагательных | ||
123. | Склонение имен прилагательных | 1 | Комбинированный | графический диктант | Выразительное чтение, соотнесение различных категорий прилагательных | Именные словосочетания | Упр.866, 867 | ||
124. | Написание гласных в безударных падежных окончаниях имён прилагательных | 1 | практикум | комплексный анализ текста | различные виды диктантов, тестирование, сочинение-миниатюра | Условия написания безударных окончаний прил. | Упр.870 | ||
125. | Синтаксическая роль имён прилагательных | 1 | Комбинирован-ный | дидактические материалы | устное высказывание, осложненное списывание, беседа, текстоведческий анализ и редактирование текста, рассуждение на лингвистическую тему | Синтаксическая функция имени прил. Морфологический разбор прил. | Упр.888 | ||
126. | Правильное употребление имен прилагательных в речи | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | различные виды диктантов, тестирование, лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста, | Употребление прил. В речи. | Упр.890 | ||
127. | Контрольная работа »№8 (зачет по теме «Имя прилагательное») | 1 | Урок контроля | контрольный диктант | Написание контрольной работы | ||||
128. | Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению. | 1 | Комбинирован-ный | комплексный анализ текста | различные виды диктантов, игра «Найди лишнее», лингвистическое исследование, осложненное списывание, составление таблицы, сочинение-миниатюра, редактирование текста, тестирование | Понятие глагол как часть речи. Отличительные особенности. | Пересказ текстов на стр.123-125. Упр.895 | ||
129. | Инфинитив – начальная форма глагола | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | контрольный словарный диктант, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | Формирование умения безошибочно определять инфинитив. Ь в конце инфинитива. | Пересказ текста на с.127-128; упр.904 | ||
130. | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 1 | Комбинирован-ный | графический диктант | различные виды диктантов, тестирование, работа со словарями, решение лингвистических задач, осложненное списывание, грамматический разбор | Виды глагола. Смысловые и морфемные различия. | Схема на с.132, упр.911 | ||
131. | Переходные и непереходные. Возвратные и невозвратные глаголы глаголы | 1 | Комбинирован-ный | комплексный анализ текста | Чтение текста, выполнение тренировочных упражнений | Понятие переходности и непереходности глаголов | С.136(пересказ). Упр.921 | ||
132. | Корни с чередованием гласных е-и | 1 | практикум | словарный диктант | устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, тестирование | Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях –бир-// -бер-, -тир-//-тер-, -мир-//мер | Выучить наизусть правило о правописании корней с чередованием е-и, упр.929 | ||
133. | Условное, повелительное и изъявительное наклонение глаголов | 1 | Комбинирован-ный | языковой анализ текста | Самостоятельная работа, заполнение таблицы | Изъявительное, повелительное, условное(сослагательное) наклонение глагола | Наизусть текст на стр.140-141, упр.932 | ||
134. | Контрольная работа №9 (зачет по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола») | 1 | Урок контроля | Контрольная работа | Написание к/р | ||||
135. | Значение и грамматические особенности безличных глаголов | 1 | Комбинирован-ный | словарный диктант | устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | безличные глаголы, безличные формы личных глаголов, безличные предложения | Пересказ с.157-158. Упр.979 | ||
136. | Правильное употребление глаголов в речи | 1 | Комбинирован-ный | языковой анализ текста | различные виды диктантов, тестирование | языковые нормы, синтаксическая перспектива | Упр.988 | ||
137. | Повторение изученного в 5-м классе Предмет изучения лингвистики | 1 | Комбинирован-ный | самостоятельная работа | различные виды диктантов, тестирование, | Упр.1006, 1007(инд.) | |||
138. | Разделы лингвистики | 1 | Комбинирован-ный | диктант «Проверяю себя» | словарный диктант, устное высказывание, различные виды диктантов, осложненное списывание, работа со словарями, решение занимательных задач, грамматический разбор | разделы лингвистики | Выучить одно из высказываний о русском языке наизусть и записать его по памяти | ||
139. | Итоговая контрольная работа (диктант с языковым анализом текста) | 1 | Урок контроля | контрольный диктант | Написание к/р | ||||
140. | Анализ контрольных работ по итогам года. Подведение итогов учебного года. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ контрольных работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....