Рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой). Рассчитана программа на 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_russkiy_11_kl.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база преподавания
Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой). Данная программа рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Преподавание ведется по учебнику: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2011
Цели и задачи курса состоят в следующем:
- обеспечить дальнейшее формирование правописных и речевых навыков учащихся;
- совершенствовать коммуникативную компетентность учащихся;
- формировать навык свободного владения речью в её устной и письменной форме;
- совершенствовать навык связной монологической речи учащихся;
- расширить лингвистический кругозор учеников;
- подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Всё это свидетельствует о том, что данный курс, прежде всего, практикоориентированный, направленный на усиление практической направленности изучаемого теоретического материала.
Теоретический материал, изучаемый в ходе работы, охватывает все разделы науки о языке. Каждый раздел открывается перечнем основных терминов и понятий, которые являются «сквозными», важными для каждой учебной темы внутри раздела. Учащиеся осваивают лингвистическую терминологию, учатся оперировать основными понятиями. Авторы УМК придерживаются принципов преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс 10 – 11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественно восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков, а с другой стороны, расширить лингвистически кругозор учеников, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизм их функционирования в речи.
Основа любой темы – сведения, знакомые ученикам из курса русского языка девятилетней школы (общего образования). Эти сведения уточняются, дополняются информацией, связанной со стилистикой русского языка и культурой речи, историческим комментарием или большим числом правил и нормативных вариантов. В связи с этим авторы сочли необходимым включить в учебное пособие разделы «Культура речи», «Стилистика», «Из истории языкознания». Данный расширенный материал для учащихся общеобразовательных и профильных неязыковых классов является ознакомительным.
Планирую использовать на уроках следующие способы освоения учащимися теоретического материала:
- Самостоятельная работа с учебником с использованием приёмов «Двухчастный дневник», «ИНСЕРТ».
- Самостоятельная и групповая работа с учебной и справочной литературой.
- Работа со словарями разных видов.
- Изучающее чтение теоретической части темы.
- Структурирование теоретического материала.
- Составление обобщающих схем, алгоритмов рассуждения, логографов, кластеров.
- Составления связного монологического высказывания на заданную тему с использованием материалов теоретической части темы.
Считаю, что данные виды работы расширят диапазон учебных умений и навыков учеников и создадут базу для успешного обучения в высшем учебном заведении.
Важной составляющей материалов учебного пособия является система упражнений и заданий (практическая часть УМК) к теоретическим материалам учебника. Упражнения можно разделить на три группы.
Тренировочные упражнения направлены на формирование прочных правописных навыков, навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов. Эти упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке.
Объяснительные упражнения направлены на формирование первичных аналитических навыков опознания и мотивированного выбора решения лингвистической задачи. Эти упражнения выполняются с непосредственной опорой на содержание теоретической части учебника. Они во многом служат для учителя материалом для получения первичной обратной связи, информацией о степени усвоения учащимися теории. Выполняя эти задания, ученики самостоятельно решают лингвистические задачи, комментируя все ступени аналитической работы. Среди упражнений такого вида выделяют
- комментированное письмо;
- упражнения на конструирование;
- упражнения на развитие речи;
- выборочные упражнения;
- распределительные упражнения.
Обобщающие упражнения требуют от учеников применения целого комплекса навыков и умений.
Контрольные упражнения представляют из себя систему проверочных заданий. Это
- диктанты (проверочные, объяснительные, контрольные);
- контрольные задания;
- вопросы для повторения;
- задания повторительного характера к тренировочным упражнениям.
Данная система упражнений предполагает пошаговый характер формирования умений и навыков, обеспечивает глубокое владение учебным материалом, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу по предмету.
Одним из самых важных направлений в работе считаю совершенствование навыков связной монологической речи. Планирую организовать речевую подготовку учеников в нескольких направлениях:
- обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему;
- обучение устному монологическому высказыванию на свободную тему;
- обучение диалогической речи.
Наше время – время перехода к ЕГЭ как одной из самых распространенных форм итоговой государственной аттестации учащихся. Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически осуществлять эту работу на уроках, чему будут способствовать материалы одной из рубрик книги для учителя (методическое пособие) «Готовимся к ЕГЭ». Материалы для подготовки к ЕГЭ будут даваться дозированно: в соответствии с заданиями частей А, В и С, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Кроме этого, рад контрольных уроков планирую провести в форме выполнения тестов ЕГЭ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов, в том числе в ХI классе – 35 часов.
Программа рассчитана на 35 часов ( по часу в неделю)
Практическая часть:
Уроки развития речи – 2
Контрольные работы – 4
Резерв - 1
Требования к уровнюподготовки выпускникоВ:
в результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государств
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формирование
языковой и ЛингвистическоЙ (языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формирование
Культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Особенности русского речевого этикета.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Классы 11А, 11Р
Учитель Садреева Лилия Ильдаровна
Количество часов
Всего 35 часа; в неделю 1 часа
При составлении программы были учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в «Методическом письме о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях РТ в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2011 года», а также в письме «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в средней школе».
Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2005. – 464с.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела, тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата проведения урока | |
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира. Русистика наука о русском языке | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа. Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. | Уметь написать сочинение-миниатюру “Что значит любить русский язык?”, “Что значит работать над языком?”. | Индивидуальные задания | 2.09 | ||
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Фонетика. Орфоэпия | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Фонетика; звуки русского языка; тон; шум; тоновые звуки | Знать принципы классификации звуков русского языка, уметь проводить фонетический анализ слов; знать основные орфоэпические нормы русского литературного языка. | Вопросы для повторения , словарный диктант | Упр.52,53, 65,69 | 9.09 | ||
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний по орфографии | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). | Составление таблицы, словарный диктант | Упр.78,92, 126 | 16.09 | ||
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Систематизация знаний по лексике и фразеологии | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Лексическое значение слова, антонимы, синонимы, омонимы | Извлечение информации из различных источников; свободное пользование лингвистическими словарями | Вопросы для повторения | Индивидуальные задания | 23.09 | ||
Урок развития речи. Сочинение в формате ЕГЭ, часть С | 1 | Урок развития речи | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста | Умение работать с текстом | Подготовка к словарной работе, тест | 30.09 | ||
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. . Морфемика. Способы словообразования | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Способы словообразования. Аффиксы словоизменительные и словообразовательные | Уметь строить словообразовательную цепочку | Словарная работа | Индивидуальные задания | 7.10 | ||
Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Морфология. Систематизация знаний о самостоятельных частях речи | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные, служебные части речи, междометия | Уметь различать самостоятельные, служебные части речи, междометия | Тест, схема | Упр.145, 166 | 14.10 | ||
Урок развития речи. Сочинение в формате ЕГЭ, часть С | 1 | Урок развития речи | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста | Умение работать с текстом | Подготовка к словарной работе. | 21.10 | ||
Основные принципы русской пунктуации. | 1 | Урок усвоения нового материала | Синтаксис как раздел грамматики. Предложение, словосочетание — основные единицы синтаксиса. Текст, его структура. Тема текста. Пунктуация. Принципы русской пунктуации Пунктуационный анализ предложения. | Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью | — Повторение пройденного. — Изучающее чтение § 66; составление развернутого плана. — Практическая работа: объяснение постановки знаков препинания. — Работа по группам (ответы на вопросы и задания для повторения). | Упр.327 | 28.10 | ||
Словосочетание. Определение. | 1 | Урок усвоения нового материала | Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма словосочетаний, смысловая и грамматическая связи в словосочетании. | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. | — Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя. — Индивидуальная работа по карточкам. — Изучающее чтение § 67, составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему. — Формирование практических навыков синтаксического разбора словосочетания. | Упр.328 | 11.11 | ||
Тестирование в формате ЕГЭ | 1 | Урок контроля | Соблюдать в основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь выполнять задания, аналогичные ЕГЭ | Тест | Индивидуальные задания | 18.11 | ||
Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложение. | Урок усвоения нового материала | Понятие предикативности, средства выражения предикативности. Простые и сложные предложения. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | Словарная работа — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся. — Ознакомительное чтение учебного материала § 69. — Информирующая лекция учителя. — Выполнение тренировочных упражнений: закрепление навыков разборов (фонетического, морфемного, морфологического). — Пунктуационный анализ предложений. — Работа с текстом (упр. 365). | Упр.335 | 25.11 | |||
Простое предложение. | 1 | Урок усвоения нового материала | Виды предложений по цели высказывания; виды предложений по эмоциональной окраске; предложения утвердительные и отрицательные. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | — Проверка домашнего задания: составление связного монологического высказывания на лингвистическую тему; дифференцированное задание по вариантам. — Самостоятельная работа с учебником, составление сложного плана теоретического материала. — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо, практические разборы. — Повторение орфографии, формирование навыков пунктуационного разбора. — Упражнение на конструирование | Упр.336 | 2.12 | ||
Виды предложений по структуре. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее, способы его выражения, группа подлежащего в предложении. Сказуемое, типы сказуемых, способы выражения сказуемых; группа сказуемого в предложении. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся. — Изучающее чтение теоретической части учебника. — Дополняющая лекция учителя. — Сообщения учеников. — Тренировочные упражнения. — Анализ структуры и значение отдельных предложений. — Пунктуационный разбор предложений. Работа с текстом. — Повторение: грамматические разборы разных видов (по усмотрению учителя). — Закрепление орфографических навыков: объяснительный диктант | Упр.339 | 9.12 | ||
Простое осложненное предложение. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Синтаксический разбор простого предложения. Синтаксические осложнители состава простого предложения. Порядок разбора простого предложения. | Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания, простые осложненные предложения Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах | — Знакомство с теоретическим материалом учебника. — Выполнение тренировочных упражнений учебника. — Распределительное письмо. — Закрепление навыков синтаксического разбора простого предложения. | Упр.358 | 16.12 | ||
Тестирование в формате ЕГЭ | 1 | Урок контроля | Соблюдать в основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь выполнять задания, аналогичные ЕГЭ | Тест | Индивидуальные задания | 23.12 | ||
Предложения с однородными членами. | 1 | Урок усвоения нового материала | Знаки препинания в предложении с однородными членами. Однородные члены предложения. Синтаксические единицы, не являющиеся однородными членами предложения. Средства выражения однородности. Запятая, точка с запятой, тире при однородных членах предложения. | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию | — Актуализация знаний, уже известных учащимся. — Изучающее чтение материалов учебника (§ 79). — Попутное повторение (виды синтаксических связей, функции знаков препинания). — Выполнение тренировочных упражнений. — Упражнения на формирование навыков характеристики синтаксических единиц. — Упражнения на закрепление правописных навыков. — Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. | Упр.362,363 | |||
Обособленные члены предложения. | 1 | Урок усвоения нового материала | Обособленные и необособленные определения. Обособление. | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | — Изучающее чтение материалов учебника (§ 85). — Обобщающая беседа-опрос с опорой на материал учебника. — Составление алгоритма решения пунктуационной задачи. | Упр.387 | |||
Знаки препинания при обособленных членах предложения. | 1 | Урок усвоения нового материала | Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | — Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; распределительное письмо; дифференцированное задание по вариантам; выполнение заданий на конструирование; комплексный анализ текста; творческая работа; самостоятельная работа с последующей самопроверкой. | Упр.390 | |||
Знаки препинания при сравнительном обороте.
| 1 | Урок усвоения нового материала | Сравнительный оборот. Способы присоединения сравнительного оборота. Знаки препинания при сравнительном обороте. | Уметь оформлять предложения со сравнительными оборотами | — Изучающее чтение материалов учебника (§ 90). — Тренировочные упражнения: отработка постановки знаков препинания при сравнительных оборотах с союзом как. — Комментированное письмо; объяснительный диктант. — Упражнение на конструирование: создание предложений со сравнительными оборотами. | Упр.412 | |||
Знаки препинания при обращениях. | 1 | Урок усвоения нового материала | Обращение. Способ выражения обращения. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении. Запятая при обращении, восклицательный знак при обращении. Частица «о» перед обращением. Риторическое обращение. Обращение и олицетворение. | Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. | — Повторение морфологических разборов слов различных частей речи. — Сочинение-миниатюра | Упр.415 | |||
Контрольный диктант | 1 | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальные задания | |||
Сложное предложение. | 1 | Урок усвоения нового материала | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные. Группы сложносочиненных предложений. Группы сложноподчиненных предложений. Группы бессоюзных сложных предложений. | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. | — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя). — Самостоятельная работа с учебником (§ 94). — Выполнение тренировочных упражнений. — Распределительное письмо. — Комментированное письмо. | Упр.434 | |||
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Урок усвоения нового материала | Условия постановки запятой в сложносочиненном предложении. Отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения. Точка с запятой между частями сложносочиненного предложения. Тире между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. | Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор. | — Актуализация знаний, известных учащимся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя). — Изучающее чтение материалов учебника (§ 95), составление опорного конспекта. — Сообщение учащихся об основных группах сложносочиненных предложений. — Выполнение тренировочных упражнений, закрепление навыков синтаксического разбора сложносочиненного предложения; закрепление навыков пунктуационного разбора предложения; особенности интонирования синтаксических конструкций — выразительное чтение стихотворного текста, самостоятельная работа с последующей самопроверкой. | Упр.443 Упр.445 (1) | |||
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 | Урок усвоения нового материала | Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном предложении. Тире в сложноподчиненном предложении. Придаточная часть и синтаксически устойчивое сочетание. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. | — Проверка домашнего задания: дифференцированный опрос. — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (структурированная беседа-опрос). — Самостоятельная работа с учебником (§ 96). | Упр448 | |||
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 | Урок усвоения нового материала | Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном предложении. Тире в сложноподчиненном предложении. Придаточная часть и синтаксически устойчивое сочетание. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. | — Выполнение тренировочных упражнений: закрепление навыков синтаксического разбора сложноподчиненных предложений; объяснительное письмо. — Проверочный диктант с последующей самопроверкой. — Создание связного монологического высказывания в письменной форме. | Упр 451 | |||
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | Урок усвоения нового материала | Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Запятая между частями сложного предложения. | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. | — Проверка домашнего задания: связное монологическое высказывание на лингвистическую тему; индивидуальное задание по карточкам; дифференцированная работа по вариантам. — Самостоятельная работа с учебником (§ 97). | Упр.453 | |||
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Урок усвоения нового материала | Бессоюзное сложное предложение. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | — Самостоятельная работа с теоретическим материалом (§ 98). — Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; работа с материалом для наблюдения; дифференцированное задание. — Развитие речи — создание текста-миниатюры на заданную тему. | Упр.458 | |||
Период. Знаки препинания в периоде. | 1 | Урок усвоения нового материала | Период. Строение периода. Выразительные возможности периода. Повторение темы «Сложное предложение». | Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор. | — Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя), индивидуальная работа по карточкам. — Знакомство с теоретическим материалом (§ 99); чтение текста для наблюдения. — Отработка интонационной выразительной речи. — Практическая работа: поиск примеров периодов в художественной литературе. — Выполнение обобщающих упражнений. — Групповая работа по вопросам и заданиям для повторения. | Упр.470, вопросы на стр.338 | |||
Проверочный диктант | 1 | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальные задания | |||
Способы передачи чужой речи. | 1 | Урок развития речи | Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь определять способ передачи чужой речи. | — Тренировочные упражнения: объяснительное письмо; упражнения на конструирование; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой; лингвистический анализ текста. | Упр.480 | |||
Знаки препинания при диалоге | 1 | Урок развития речи | Знаки препинания при цитатах. Диалог. Реплики диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Цитаты. Разные способы оформления цитат. | Уметь ставить знаки препинания при оформлении диалога | — Проверка домашнего задания (индивидуальный опрос теоретического материала; практическая работа по карточкам). — Самостоятельная работа с учебником (§102, 103). — Тренировочные упражнения: самостоятельная работа с последующей самопроверкой; упражнение на конструирование, работа с текстом художественного произведения. | Упр. 481 | |||
Лингвистический анализ текста. | 1 | Урок развития речи | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. | Уметь создавать письменное высказывание ( по текту упр.497) | Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений. | Сочинение по тексту в формате ЕГЭ | |||
Контрольный диктант | 1 | Урок контроля | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Индивидуальные задания | |||
Урок развития речи. О качествах хорошей речи. | 1 | Урок развития речи | Свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность коммуникации и характеризует уровень речевой культуры говорящего | Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию | — Ознакомительное чтение § 110. — Аналитическое чтение материалов для наблюдения (упр. 549). — Составление конспекта, тезисов, развернутого плана текстов (по выбору учителя и учащихся). — Аналитическая беседа по вопросам и заданиям для повторения. — Выполнение упражнений на закрепление правописных навыков. — Создание творческой работы на заданную тему (см. вопросы и задания № 7 или 8). | Вопросы и задания на стр.381 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....